Автор конспекта:
Автор(ы): — Бахтиярова С.А.

Место работы, должность: — СОШ № 45 г. Набережные Челны, учитель информатики

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: —

Изучить понятие алгоритма, виды алгоритмов и их свойства

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Используемые учебники и учебные пособия: —

1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень)

2. Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф. / Под ред. Макаровой Н.В. Информатика и ИКТ (базовый уровень)

3. Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Информатика и ИКТ (базовый и профильный уровни)

Используемая методическая литература: —

1.Угринович Н. Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 8-11 классы — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.

Краткое описание: — 1. Организационный момент 2. Изучение новой темы 3. Закрепление 4. Итог урока 5.Домашнее задание

Ход урока:

1.Организационный момент.

Здравствуйте дети. Все ли у вас готово к уроку? Начнем урок.

2.Изучение новой темы:

1. дать понятие алгоритма;

2. виды алгоритмов;

3.свойства алгоритмов;

Запишите тему урока: «Понятие алгоритма. Виды алгоритмов и их свойства».

Знакомство с понятием алгоритма начнем с рассмотрения примера. Предположим, вы хотите вырезать из бумаги модель автомобиля. Результат во многом будет зависеть от вашего уме­ния и опыта. Однако достичь постав­ленной цели окажется гораздо легче, если вы предварительно наметите план действий, например следующий:

1. Изучить образ автомобиля по имеющейся модели.

2. Начертить двери, кузов машины на бумаге.

3. Вырезать эскизы.

4. Попробовать скрепить эскизы, откорректировать ошибки.

5. Склеить части модели.

Следуя подготовленному плану, любой человек, даже не обладаю­щий художественными способностями, но имеющий терпение, обя­зательно получит хороший результат. Подобный план с подробным описанием действий, необходимых для получения ожидаемого ре­зультата, получил название алгоритма.

Понятие алгоритма.

Появление алгоритмов связывают с зарождением математики. Более 1000 лет назад (в 825 году) ученый из города Хорезма Абдулла (или Абу Джафар) Мухаммед бен Муса аль-Хорезми создал книгу по математике, в которой описал спо­собы выполнения арифметических действий над многозначными чис­лами.Само слово «алгоритм» возникло в Европе после перевода на латынь книги этого среднеазиат­ского математика, в которой его имя писалось как «Алгоритми».

Алгоритм — описание последовательности действий (план), стро­гое исполнение которых приводит к решению поставленной зада­чи за конечное число шагов.

Алгоритмизация — процесс разработки алгоритма (плана действий) для решения задачи.

Другие примеры алгоритмов.

Любой прибор, купленный в мага­зине, снабжается инструкцией по его использованию.

Каждый шофер должен знать правила дорожного движения.

Массовый выпуск автомобилей стал возможен только тогда, когда был придуман порядок сборки машины на конвейере.

Свойства алгоритмов.

Мы на каждом шагу встречаем алгоритмы. Некоторые из них мы выполняем машинально, даже не задумываясь об этом. Выполняя некоторые действия мы даже не подозреваем что выполняем определенный алгоритм. Например, вы хорошо знаете, как открывать дверь ключом. Однако, чтобы на­учить этому малыша, придется четко разъяс­нить и сами действия, и порядок их выполне­ния. Запишите алгоритм выполнения открывания двери.

1. Достать ключ из кармана.

2. Вставить ключ в замочную скважину.

3. Повернуть ключ два раза против часовойстрелки.

4. Вынуть ключ.

Запишите другой алгоритм. Вас пригласили в гости и подробно объясни­ли, как добраться:

1. Выйти из дома.

2. Повернуть направо.

3. Пройти два квартала до остановки.

4. Сесть в автобус № 5, идущий к цент­ру города.

5. Проехать три остановки.

6. Выйти из автобуса.

7. Найти по указанному адресу дом и квартиру.

Эти примеры не что иное, как алгоритм. Несмот­ря на значительное различие в сути самих действий этих примеров, можно найти в них много общего. Эти общие ха­рактеристики называют свойствами алгоритма. Рассмотрим их.

Дискретность (от лат. discretus— разделенный, прерывистый) – это разбиение алгоритма на ряд отдельных законченных действий (шагов).В приведен­ных выше алгоритмах общим является необходимость строгого со­блюдения последовательности выполнения действий. Попробуем переставить в первом примере второе и третье действия. Вы, конечно, сможете выполнить и этот алгоритм, но дверь вряд ли откроется. А если поменять местами, предположим, пятое и второе действия во втором примере, алгоритм станет невыполнимым.

Детерминированность (от лат. determina­te— определенность, точность) — любое действие алгоритма должно быть строго и недвусмысленно опре­делено в каждом случае.

Например, если к остановке подходят автобусы разных мар­шрутов, то в алгоритме должен быть указан конкретный номер маршрута — 5. Кроме того, необходимо указать точное количество остановок, которое надо проехать, — ска­жем, три.

Конечность — каждое действие в от­дельности и алгоритм в целом должны иметь возможность заверше­ния.В приведенных примерах каждое описанное действие реально и может быть выполнено. Поэтому и алгоритм имеет предел, то есть конечен.

Массовость — один и тот же алгоритм можно использовать с разными исходными данными.

Например: алгоритм приготовления любого бутерброда.

1. Отрезать ломтик хлеба.

2. Намазать его маслом.

3. Отрезать кусок любого другого пищевого продукта (колбасы, сыра, мяса).

4. Наложить отрезанный кусок на ломоть хлеба.

Результативность — в алгоритме не было ошибок.

Пример: рассмотрим алгоритм нахождения больше­го из двух заданных чисел А и В:

1. Из числа А вычесть число В.

2. Если получилось отрицательное значение, то сообщить, что число В больше.

3. Если получилось положительное значение, то сообщить, что число А больше.

При всей простоте и очевидности алгоритма, не каждый сразу пой­мет его ошибочность. Ведь если оба числа равны, то не получится ни­какого сообщения. Значит, надо обязательно предусмотреть это ва­риант, например:

1. Из числа А вычесть число В.

2. Если получилось отрицательное значение, то сообщить, что число В больше.

3. Если получилось положительное значение, то сообщить, что число А больше.

4. Если получился ноль, то сообщить, что числа равны.

Виды алгоритмов.

Существует 4 вида алгоритмов: линейный, циклический, разветвляющийся, вспомогатель­ный.

Линейный (последовательный) алгоритм — описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке.

Линейными являются алгоритмы отпирания дверей, заваривания чая, приготовления одного бутерброда. Линейный алгоритм приме­няется при вычислении арифметического выражения, если в нем ис­пользуются только действия сложения и вычитания.

Циклический алгоритм — описание действий, которые должны повторяться указанное число раз или пока не выполнено заданное условие. Перечень повторяющихся действий называется телом цикла.

Многие процессы в окружающем мире основаны на многократном повторении одной и той же последовательности действий. Каждый год наступают весна, лето, осень и зима. Жизнь растений в течение года проходит одни и те же циклы. Подсчитывая число полных поворотов минутной или часовой стрелки, человек измеря­ет время.

Условие — выражение, находящееся между словом «если» и сло­вом «то» и принимающее значение «истина» или «ложь».

Разветвляющийся алгоритм — алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последователь­ность действий.

Примеры разветвляющих алгоритмов: если пошел дождь, то надо открыть зонт;если болит горло, то прогулку следует отменить; если билет в кино стоит не больше десяти рублей, то купить билет и занять свое место в зале, иначе (если стоимость билета больше 10 руб.) вернуться домой.

В общем случае схема разветвляющего ал­горитма будет выглядеть так: «если условие, то…, иначе…». Такое представление алгорит­ма получило название полной формы.

Неполная форма, в которой действия пропускаются: «если условие, то…».

Вспомогательный алгоритм — алгоритм, который можно использо­вать в других алгоритмах, указав только его имя.

Например: вы в детстве учились суммировать единицы, затем десятки, чтобы суммировать двузначные числа содержащие единицы вы не учились новому методу суммирования, а воспользовались старыми методами.

Домашняя работа.

Придумать свои примеры на каждый вид алгоритма.

Итог урока.

— Дети, что нового вы сегодня узнали?

— Сегодня мы узнали, что такое алгоритм, узнали виды и свойства алгоритмов.

4. Итог урока:Итак, что нового мы сегодня узнали на уроке? ( мы узнали понятие алгоритма, виды алгоритмов, их свойства)

5. Домашнее задание:Выучить:

— определение алгоритма;

— виды алгоритмов;

— свойства алгоритмов;

Файлы: 41.ppt
Размер файла: 272384 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология