Автор конспекта:
Автор(ы): — Пилюгина Людмила Вениаминовна
Место работы, должность: — МОУ СОШ№4 г.Полярные Зори
Регион: — Мурманская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — Химия
Цель урока: — — опираясь на теоретические знания общих химических свойств кислот, предположите химические свойства соляной кислоты; — проверьте экспериментально ваши предположения; — сделайте вывод
Учеников в классе: — 25
Используемые учебники и учебные пособия: —
О.С.Габриелян. Химия,8 класс
Используемое оборудование: —
раствор соляной кислоты, универсальная лакмусовая бумажка, гранулы цинка, оксид меди (II), спички, спиртовка, держатель для пробирок, гидроксид натрия, раствор фенолфталеина, карбонат натрия, нитрат серебра, 5 чистых пробирок;
Краткое описание: — ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА для 8 класса по теме: «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей» исследовательского характера.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей» исследовательского характера.
— Разработана учителем химии МОУ СОШ №4 г. Полярные Зори Мурманской области
— Задание для 1 ряда: «Осуществить реакции, характерные для раствора соляной кислоты».
I. Мотивация:
В XVIII веке, подробно исследовав состав соляной кислоты, английский химик Гемфри Дэви не нашел в ней кислорода. Зато водород обнаруживался и в ней, и во всех известных тогда кислотах, причем в обязательном порядке. Поэтому Г.Дэви сделал предположение, что именно водород «отвечает» за общие свойства кислот (кислый вкус, одинаковую окраску индикаторов и т. д.). К этой мысли приходили потом и другие химики.
Представьте себя одним из химиков и докажите опытным путем, что соляная кислота обладает химическими свойствами, сходными со свойствами растворов других кислот, например серной.
— Цели исследования:
— опираясь на теоретические знания общих химических свойств кислот, предположите химические свойства соляной кислоты;
— проверьте экспериментально ваши предположения;
— сделайте вывод.
— Оснащение и оборудование:
раствор соляной кислоты, универсальная лакмусовая бумажка, гранулы цинка, оксид меди (II), спички, спиртовка, держатель для пробирок, гидроксид натрия, раствор фенолфталеина, карбонат натрия, нитрат серебра, 5 чистых пробирок;
литература (учебник 8 класса), раздаточный материал с алгоритмом работы.
— II. Ход работы:
1.При выполнении работы заполните таблицу, руководствуясь предложенным алгоритмом (см. ниже).
2. Таблица:
—
Свойства \ Этапы работы
Теоретический анализ
Прогнозирование
(предполагаемые химические свойства с уравнениями реакций в молекулярном виде)
Эксперимент (и уравнения реакций в сокращенном ионном виде)
Выводы
1.Изменение цвета индикатора.
2.Взаимодействие с металлами.
3. Взаимодействие с оксидами металлов.
4. Взаимодействие с гидроксидами металлов.
5. Взаимодействие с солями.
— — — —
III. Интеллектуальная часть:
Выполните следующие задания:
1-й уровень: перед вами учитель поставил три пробирки, наполненные одинаковыми по внешнему виду жидкостями. Но предупредил, что только одна пробирка содержит соляную кислоту, а в других находятся вода и щелочь. Ваша задача теоретически с помощью индикаторов определить, в какой из пробирок находится кислота.
— 2-й уровень: В трёх склянках, с которых отлетели этикетки с названием веществ, находятся растворы соляной, серной и фосфорной кислот. Используя таблицу «Определение ионов» (учебник, стр.181-182), теоретически найдите каждое вещество.
— 3-й уровень: В школьном химическом кабинете пролили на пол немного соляной кислоты, и к концу урока она полностью испарилась. Хотя хлороводород сильно токсичен и при вдыхании оказывает раздражающее действие, ученики не почувствовали никакого постороннего запаха. Сколько молекул HCl оказалось в воздухе, если масса хлороводорода, перешедшего в газообразное состояние, равна 1 г?
— — АЛГОРИТМ (в виде направляющих вопросов):
I. Теоретический анализ:
Используя текст учебника (стр. 70, 157-159) или записи в тетрадях, ответьте на вопросы,какими химическими свойствами могут обладать растворы кислот и запишите их в таблицу:
1.Как в кислотах изменяют цвет индикаторы (учебник, стр.70)?
2.С какими металлами могут взаимодействовать кислоты (учебник, стр. 158)?
3.С какими оксидами реагируют кислоты (учебник, стр. 158)?
4. С любыми ли основаниями взаимодействуют кислоты (учебник, стр.157)?
5. Назовите случаи протекания реакций между кислотами и солями (учебник, стр.159).
— II. Прогнозирование:
1.Исходя из теоретического анализа и имеющихся на столе реактивов, предположите химические свойства соляной кислоты. — 2. Запишите их в таблицу.
3. Составьте возможные реакции в молекулярном виде.
— III. Эксперимент:
1. Руководствуясь правилами техники безопасности при работе с кислотами, проведите предполагаемые реакции.
2. Для опытов берите жидкости объемом не более 0,5 см по высоте пробирки.
3. Запишите результаты эксперимента в таблицу.
4. Составьте уравнения наблюдаемых реакций в сокращенном ионном виде.
— IV. Выводы: (подтверждают ли результаты эксперимента выдвинутую гипотезу?).
—
Файлы: полимеры.docx
Размер файла: 45862 байт.