Автор конспекта:
Автор(ы): — Зайцева Ираида Вениаминовна
Место работы, должность: — Учитель русского языка и литературы МБОУ «Байгильдинская СОШ»
Регион: — Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: —
Повторение
Используемые учебники и учебные пособия: —
Журнал "Первое сентября"
Краткое описание: — тренировочные задания
ПРАВОПИСАНИЕОКОНЧАНИЙ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Задание 1. Согласуйте прилагательные с существительными в данных словосочетаниях. (Подсказка. Чтобы верно решить возникшую орфографическую задачу, задавайте к прилагательным вопрос какую?) .
Однажды в студеную зимн_ пору… (Н.Некрасов) Люблю весенн_ грозу. Простудился в осенн_непогоду. Вспомнил прежн_ учительницу. Отправился в дальн_ дорогу. Погладил лохмат_ собаку. Провел ломан_ линию. Подарил искренн_ улыбку. Нашел средн_ величину. Услышал посторонн_ речь. Сделал утренн_ грядку.
• В какую форму вы поставили все прилагательные? Почему первая гласная в их окончаниях подчиняется фонемному правилу нашего письма? Распространяется ли это правило на написание второй гласной?
Задание 2. Запишите данные словосочетания в творительном падеже множественного числа.
Постыдные поступки, мудреные речи, безнадежные ситуации, отеческие заботы, ответственные поручения, мохнатые шмели, таинственные шорохи, опознавательные знаки, драгоценные камни, прекрасные очертания, лопоухие щенки.
Задание 3. Данные словосочетания запишите в предложном падеже единственного и множественного числа, обозначьте окончания существительных и прилагательных.
Образец
Медвежья берлога — в медвежьей берлоге —в медвежьих берлогах.
Волчья пасть, заячье ухо, лисий хвост, синичья трель, коровий рог.
Задание 3. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Сделайте вывод (составьте схему, таблицу, алгоритм) о правилах написания о — е после шипящих и ц в окончаниях прилагательных.
1) Старш_му сыну исполнилось девятнадцать. 2) Все радовались погож_му осенн_му деньку. 3) Отрежь кусок свеж_го хлеба. 4) Большему кораблю — большее плавание. 5) Дюж_го парня редко кто обидит. 6) Вышел погулять со своей круглолиц_й подругой. 7) Младш_й сестре только три годика.
Задание 4. Задание-запрет! Запишите данные прилагательные — чугуный, рыжий — во всех падежах и родах единственного числа, ни разу не использовав в окончании букву -о!
Образец
И.п. чугунная плита, чугунный шаг, рыжий хвост, рыжая плутовка, рыжее дерево Р.п. …
Задание 5. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, обозначьте морфемы с пропусками.
1) Дворец пр_свечивал сквозь неясн_ю темн_ту деревьев, как од_нокий золотой лист светится ранн_й осенью сквозь гущу еще свеж_й и темн_й л_ствы. 2) Город пестрел полосами утренн_го света и теней. 3) Мир казался наполненным уд_вительн_ми красками, светом, звуками. 4) В сознани_ Тихонова все сл_лось в один сверкающий круг: д_лекий гудок океанск_го пар_хода, золотое мерцание города в утренн_й мгле, тиш_на воды, шаги женщины, хр_мой см_тритель пристан_ и его слова о необыкновенн_м балтийск_м лете. 5) Все события последних дней казались ему невероятн_ми. 6) Город возникал перед ним мощн_ми колоннадами зданий, горбат_ми арками безлюдн_х мостов, бронзов_ми памятн_ками и кущ_ми столетн_х лип (К.Паустовский).