Автор конспекта:
Автор(ы): — Королева Ольга Игоревна
Место работы, должность: — МОУ Новоникольская СОШ, учитель биологии
Регион: — Тамбовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — Биология
Цель урока: — Ознакомление учащихся с многообразием пресмыкающихся, особенностями их строения и жизнедеятельности, уровнем приспособленности к современным условиям окружающей среды.
Тип урока: — Урок закрепления знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 15
Используемые учебники и учебные пособия: —
Бернард Иржемек «Животные- жизнь моя».Москва «Мысль»1993г.
2.А. М. Голова перевод с английского «Тайны живой природы». Изд. дом « Росмен» 1995г.
3.Игорь Акимушкин « Мир животных» Изд. дом « Мысль» 1989г.
4.
Используемая методическая литература: —
Никишов А. И., Шарова И. Х. Биология: Животные: учебник для 7-8 кл. общеобразовательного учреждения. 6-е издание- М.: «Просвещение», 1999г.
5.Л. А. Пионова, Л. Б. Трунова, Т . В. Корначева «Экология животных». Тамбов 2007г.
6.
Используемое оборудование: —
ноутбук, проектор, демонстрационныйэкран, таблица : «Пресмыкающиеся», «Змеи».
Используемые ЦОР: —
Мультимидийный учебник « Кирилл и Мифодий». Зоология 7-ой класс.
Краткое описание: — 1.Оргмомент —————————————————- 5 минут 2. Изучение нового материала ———————————— 30 минут А) Общая характеристика пресмыкающихся — доклад учителя —- 10 минут Б) Презентация учителя « Пресмыкающиеся» ——————— 10 минут В) Презентация учащихся « Гадюки» —————————— 10 минут 3. Закрепление материала по тестам ————————— 9 минут 4. Задание на дом ——-( § 41)—————————— 1 минута
Урок- презентацияпотеме «Пресмыкающиеся»
Цельурока:ознакомлениеучащихсясмногообразиемпресмыкающихся,особенностямиихстроения и жизнедеятельности, уровнемприспособленностиксовременнымусловиямокружающейсреды.
Оборудование: ноутбук , проектор, демонстрационныйэкран, таблица : «Пресмыкающиеся», «Змеи».
Планурока:
1.Оргмомент———————————————————————5минут
2. Изучениенового материала ———————————————— 30 минут
А)Общаяхарактеристикапресмыкающихся-доклад учителя —- 10 минут
Б)Презентацияучителя« Пресмыкающиеся» ————————— 10 минут
В)Презентацияучащихся « Гадюки» —————————————10 минут
3. Закреплениематериалапотестам —————————————- 9 минут
4. Заданиенадом ——-(§ 41)———————————————— 1 минута
Приложение1
Докладучителя« Общаяхарактеристикапресмыкающихся »
Пресмыкающиесяилирептилии – этонастоящиеназемныепозвоночные, которыеимеютсухуюкожу, обычно покрытуюроговымичешуями.
Телопресмыкающихсясостоитизголовыитуловища (у всех), убольшинствапресмыкающихсяимеетсядвепарыконечностейимеющиепальцызаканчивающиесякогтями.
Внутреннийосевойскелетсостоитизчерепа, позвоночникаи груднойклетки (увсехкромезмей). Добавочныйскелетобразованконечностямииихпоясами. Телокакбывиситнаконечностяхипридвижениикакбысмыкаетсясземлей ,отсюдаиназвание- пресмыкающиеся.
Пресмыкающиесяпочтиисключительнохищныеживотные. Объектамиихпитания, взависимостиотразмера самогоживотного, могут бытьчленистоногие,моллюски, рыбы, амфибии, мелкиемлекопитающиеиптицы. Крупныехищники (крокодилыи вараны) подстерегаютдажекопытных.
Современныепресмыкающиесяобразуютотряды :
1.Чешуйчатые—змеи, ящерицы, хамелеоны,
2.Крокодилы ——крокодилыиаллигаторы,
3.Черепахи ——болотные, морские, сухопутные,
4.Клювоголовые –гаттерия.
Сейчаснасчитываетсянеболее6тысячвидоврептилий,представляющихлишьнезначительныеостаткимощногокласса,процветавшего вюрскийпериодмезозойскойэры.
Прогрессивныечертыпресмыкающихсяпосравнениюсземноводными:
1.Сухаякожапредохраняющаятелоотвысыхания,
2.Ячеистыелегкие,
3.Появлениекорыизсероговещества на полушарияхбольшогомозга,
4.Внутреннееоплодотворение ( вполовыхпутяхсамки),
5.Развитиеэмбрионавяйце, защищенномотвысыхания специальнымиоболочками ( белковой, кожистой и умногих – известковойскорлупой),
6.Появлениеперегородкивжелудочке сердца ( кровь болеенасыщенакислородом,чемуземноводных),
7.Глазазащищеныотвысыханиятретьимвеком.
Тесты : В-1.
1. Рептилиипроизошлиот:
А. древнихкистеперыхрыб,
Б. древнихземноводных.
2. Всерептилиидышат :
А. толькокожей;
Б. тольколегкими;
В. Кожейилегкими.
3.Сердцебольшинстварептилий:
А. двухкамерное;
Б. трехкамерное;
В.четырехкамерное;
Г. Трехкамерноеснеполнойперегородкойвжелудочке.
4.Какойтипоплодотворенияурептилий:
А. внутриорганизменное;
Б. внеорганизменное.
В. зависитотусловийсреды.
В-2.
1.Какойпериодявляетсяпериодомрасцветапресмыкающихся:
А. меловой;
Б. триасовый;
В. юрский.
2.Чтоявляетсядоказательством того, что предками морскихчерепахявляютсясухопутныерептилии:
А. имеют4 — ластообразныхконечности ;
Б. имеютноздри;
В. откладываютяйцанасуше.
3.Представителикакогоотряда имеют раздвижные челюсти:
А. крокодилы;
Б. черепахи;
В. чешуйчатые(змеи);
Г.чешуйчатые (хамелеоны).
4.Почему рептилии получилиназвание «пресмыкающиеся»:
А. потому, что всехищники;
Б. придвижениителокасаетсяземли;
В. челюстинесмыкаютсяплотно.