Автор конспекта:
Автор(ы): — Миронова Раиса Ивановна

Место работы, должность: —

МОУ "Рыновская СОШ", учитель

Регион: — Ростовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Физика

Используемые учебники и учебные пособия: —

Н.М. Шахмаева.

Краткое описание: —

Рабочая программа

Рабочая программа по физике,

Учебник Шахмаев Н. М. и др., 7класс.

  • Нормативные документы, обеспечивающие
  • реализацию программы.

    Нормативные документы.

    1.

    Закон об образовании РФ // Вестник образования, 2004, №12

    2.

    Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по физике. // Сборник нормативных документов. Физика. – М.: Дрофа. 2004. с. 196-204.

    3.

    Программа по физике, 7 – 9 класс, авторы Н.М. Шахмаев, А.В. Бунчук, В.А. Коровин.

    4.

    Методическое письмо « О преподавании учебного предмета «Физика» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».

    5.

    Федеральный перечень учебников, рекомендованных ( допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

    6.

    Конституция РФ.

    7.

    Национальная доктрина развития образования.

    8.

    Концепция модернизации российского образования на период до 2010г.

  • Пояснительная записка.
  • Рабочая программа по физике для 7класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы основного общего образования по физике и авторской программы Н.М. Шахмаева, рекомендованной МО РФ. Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предме­та, определяет набор практических работ, необходимых для формирования ключевых компетенций учащихся.

    Физика в современном обществе имеет исключительно важное зна­чение для общего образования и формирования мировоззрения. Первый год обучения необходимо посвятить пробуждению и развитию у учащих­ся интереса к физике, без которого не может быть успешного обучения в последующие годы. Курс физики Н. М. Шахмаева составлен в соответ­ствии с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребе­нок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, са­мопознанию и самоопределению. Курс ориентирован в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотива­цию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возмож­ности, потребности и интересы ребенка.

    Курс составлен в соответствии с Федеральным компонентом государ­ственного стандарта общего образования 2004 года и направлен на реали­зацию следующих основных целей:

    • формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
    • приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуаль­ной и коллективной), опыта познания и самопознания;
    • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

    В результате освоения содержания основного общего образова­ния учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности.

    Познавательная деятельность:

    — использование для познания окружающего мира различных мето­дов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение раз­делять процессы на этапы, звенья, выделение характерных причинно-следственных связей;

    — определение адекватных способов решения учебной задачи на осно­ве заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятель­ности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

    • сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому;
    • исследование несложных практических ситуаций, выдвижение пред­положений, понимание необходимости их проверки на практике. Исполь­зование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений, описание результатов этих работ;
    • творческое решение учебных и практических задач: умение мотиви­рованно отказываться от образца, искать оригинальные решения; само­стоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

    Информационно-коммуникативная деятельность:

    • адекватное восприятие устной речи и способность передавать со­держание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соот­ветствии с целью учебного задания;
    • осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, про­ведение информационно-смыслового анализа текста. Использование раз­личных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
    • владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге. Создание письменных высказы­ваний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составле­ние плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме ре­зультатов своей деятельности;
    • умение перефразировать мысль. Выбор и использование средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

    —использование для решения познавательных и коммуникативных
    задач различных источников информации, включая энциклопедии, слова­
    ри, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

    Рефлексивная деятельность:

    — самостоятельная организация учебной деятельности (постановка це­
    ли, планирование и др.). Владение навыками контроля и оценки своей де­
    ятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий.
    Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учеб­
    ных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и
    эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих инте ресов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

    • владение умениями совместной деятельности: согласование и коор­динация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей раз­личного ролевого поведения;
    • оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, пра­вовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и вы­полнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

    Изучение физики на ступени основного общего образования на­правлено на достижение следующих целей:

    —освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и
    квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах,
    которым они подчиняются, методах научного познания природы и форми­
    рование на этой основе представлений о физической картине мира;

    —- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые из­мерительные приборы для изучения физических явлений, представлять ре­зультаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и вы­являть на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения фи­зических задач;

    • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творче­ских способностей в процессе приобретения знаний по физике с исполь­зованием различных источников информации и современных информаци­онных технологий;
    • воспитание убежденности в возможности познания законов приро­ды, в необходимости разумного использования достижений науки и тех­нологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечелове­ческой культуры;
    • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности соб­ственной жизни, рационального природоиспользования и охраны окружа­ющей среды.

    В качестве концептуальной основы построения программы по физи­ке рассматривается современный метод научного познания, суть которого заключается в модельном отражении действительности.

    Дидактический аспект концепции программы состоит в том, что по­знавательный процесс организован по общей схеме научного познания: от исходных эмпирических законов и фактов к гипотезе, от гипотезы к теоре­тическим выводам и далее — к экспериментальной проверке и практиче­скому творческому применению научных выводов.

    Психологический аспект концепции состоит в признании опыта дея­тельности в сфере изучаемого предмета решающим фактором обучения и интеллектуального развития.

    В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен: Знать/понимать

    — смысл понятий;

    —- смысл физических величин;

    смысл физических законов.

    Уметь

    описывать и объяснять физические явления;

    использовать физические приборы и измерительные инстру­менты для измерения физических величин;

    - представлять результаты измерений с помощью таблиц, гра­фиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

    • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Меж­дународной системы;
    • приводить примеры практического использования физических знании: о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

    решать задачи на применение изученных физических законов;
    — осуществлять самостоятельный поиск информации
    естествен­нонаучного содержания с использованием различных источников;

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    — обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, электронной техники;

    -контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантех­ники, газовых приборов в квартире;

    -рационального применения простых механизмов;
    — оценки безопасности радиационного фона.

    Проверка знаний учащихся

    Оценка ответов учащихся

    Оценка «5»ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

    Оценка «4»ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

    Оценка «3»ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

    Оценка «2»ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

    Оценка «1»ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

    Оценка контрольных работ

    Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

    Оценка «4»ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

    Оценка «3»ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 — 5 недочётов.

    Оценка «2»ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

    Оценка «1»ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

    Оценка лабораторных работ

    Оценка «5»ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

    Оценка «4»ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два – три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

    Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

    Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

    Оценка «1»ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

    Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.

    Правила по безопасным условиям труда 7 класс

    1)Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны. Точно выполняйте указания учителя.

    2)Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.

    3)Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

    4)Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся для выполнения задания.

    5)Перед тем, как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

    6)При пользовании весами взвешиваемое тело кладут на левую чашку весов, а разновесы на правую.

    7)Взвешиваемое тело и разновесы нужно опускать на чашки весов осторожно, не роняя их.

    8)По окончании работы с весами разновесы и гири помещают в футляр, а не на стол.

    9)При работе с мензурками нельзя пользоваться сосудами с трещинами или с отбитыми краями.

    10)Если сосуд разбит в процессе работы, то осколки нельзя убирать со стола руками или тряпкой, надо пользоваться щёткой или метёлкой с совком.

    11)При работе с динамометром нельзя нагружать его так, чтобы длина пружины превысила ограничитель по шкале.

    12)При выполнении практических работ, в которых применяются нитки, помните, что нитки нельзя обрывать пальцами, надо применять ножницы.

    13)При опускании груза в жидкость нельзя резко отпускать груз.

    14)При использовании рычага-линейки не забывайте придерживать свободный от грузов конец рукой.

    Тема: «Тепловые явления».

    1)При выполнении лабораторных работ нельзя пользоваться разбитой стеклянной посудой или посудой с трещинами.

    2)Стеклянные колбы при нагревании нужно ставить на асбестовые сетки. Воду можно нагрева до 60-70С.

    3)Осколки стекла нельзя собирать со стола руками. Для этого использовать щётку с совком.

    4)Не оставляйте без присмотра нагревательные приборы.

    Тема: «Оптика».

    1)При работе со стеклом нужно быть очень осторожным и внимательным, чтобы не разбить его и исключить порезы.

    2)При работе с линзами не следует касаться оптического стекла руками, чтобы не загрязнить его.

    3)При обнаружении трещин на стекле и линзах нужно прекратить и сообщить учителю.

    4)Осколки стекла нельзя стряхивать руками. Для этого нужно использовать щётку и совок.

    «Утверждаю»

    Директор школы________________ Н.И. Стригунова.

    « 1 » сентября 2010г.

    Программа соответствуетфедеральному базисному

    учебному пла­ну для ОУ РФ — 2 часа в неделю, т.е. 66

    часов в год

    В течение года разрешается корректировать программу.

    Содержание курса « Физика – 7».

    1

    Раздел 1. Введение. (2часа)

    Содержание

    Знания

    Умения

    Физические явления. Методы изучения физических явлений. Физика – основа техники.

    • Сущность естественнонаучного метода познания мира.
    • Приводить примеры практического использования физических знаний: о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях

    2

    Раздел 2. первоначальные сведения о свете. (16часов).

    Источники и приёмники света. Прямолинейное распространение света. Скорость света. Тень и полутень. Затмения Солнца и Луны. Законы отражения. Плоское зеркало. Изображение в плоском зеркале. Сферические зеркала. Применение выпуклых сферических зеркал в технике. Законы преломления. Линзы. Оптические приборы. Фотоаппарат. Лупа. Театральный бинокль. Глаз и зрение. Очки. Разложение белого света в спектр. Опыты Ньютона. Сложение цветных пучков в света.

    • Смысл физических величин: фокусное расстояние линзы;
    • Смысл понятий: световые явления; волна;
    • Смысл физических законов: прямолинейного распространения света, отражения света.
    • Описывать и объяснять физические явления: отражение, преломление
    • Выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы
    • Приводить примеры практического использования физических знаний о световых явлениях
    • Решать задачи на применение изученных физических законов.

    3

    Раздел 3.Первоначальные сведения о звуке. (7часов)

    Источники и приёмники звука. Распространение звука. Скорость распространения звука. Звуковые волны. Громкость звука. Высота тона. Тембр звука. Действие звуков на организм человека. Отражение звука. Законы отражения. Эхо. Музыкальные звуки. Приборы и приспособления, служащие для усиления звука. Ультразвук.

    • Смысл физических величин: скорость звука, громкость, высота тона;
    • Смысл понятий: звуковые явления, волна;
    • Смысл физических законов: отражения звука.
    • Описывать и объяснять физические явления: отражение, распространение звука;
    • Выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;
    • Приводит примеры практического использования физических знанийо звуковых явлениях;
    • Решать задачи на применение изученных физических законов.

    4

    Раздел 4. Первоначальные сведения о строении вещества. (6часов).

    Дискретное строение вещества. Молекулы. Непрерывное и хаотическое движение частиц вещества. Броуновское движение. Диффузия. Движение и взаимодействие частиц вещества. Расположение частиц в твёрдых телах, жидкостях и газах. Молекулярное строение льда, воды и водяного пара.

    • Смысл понятий: вещество, взаимодействие, атом, молекула.
    • Описывать и объяснять физические явления: диффузия; взаимодействие молекул
    • Выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы
    • Приводить примеры практического использования физических знанийо строении вещества

    5

    Раздел 5. Физические величины. (6часов).

    Масса. единица массы. Плотность. Сила. Единица силы. Динамометр. Сила тяжести. Давление. Единица давления. Работа. Единица работы. Мощность. Единица мощности. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Энергия рек и ветра.

    • Смысл физических величин: масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия.
    • Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления.

    6

    Раздел 6. Тепловые явления. (15часов)

    Источники и приёмники тепла. Тепловое расширение. Температура. Термометр. Медицинский термометр. Связь температуры со скоростью движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Термос. Теплоизоляция и отопление домов. Сравнение теплопроводности различных материалов. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Испарение и конденсация. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания.

    • Смысл физических величин:внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоёмкость, удельная теплота сгорания топлива, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, влажность воздуха;
    • Смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах;
    • Описывать и объяснять физические явления:теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию.
    • Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха
    • Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени
    • Выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы
    • Приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях
    • Решать задачи на применение изученных физических законов.

    7

    Раздел 7. Тепловые двигатели. ( 5часов)

    Устройство и принцип работы реактивного двигателя. Двигатели внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД тепловой машины. Тепловые двигатели и охрана природы.

    • Смысл физических величин: коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура.
    • Смысл физических законов:сохранения энергии в тепловых процессах.
    • Приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях.

    Дата

    № урока

    Тема

    Кол. час.

    Цели

    Вид контроля.

    Домашнее задание.

    Введение.

    1

    Наука физика.

    1

    Сформировать представление о естественно научном методе.

    Беседа.

    Стр.3-4.

    Подготовить сообщения о жизни и деятельности учёных -физиков.

    2

    Физика – основа техники. Физика и физики.

    1

    Установить взаимосвязь физики и технического прогресса.

    Беседа.

    Стр.5-6

    Глава 1.

    Первоначальные сведения о свете.

    16

    3

    Источники и преемники света.

    Сформировать представление о свете как важнейшем факторе жизни на Земле. Знакомство с источниками и приемниками света.

    С какой скоростью распространяется свет в воде?

    Опрос.

    §1; задания 1-3; 3 1484; 1488; 1492.

    4

    Распространение света.

    Получение тени и полутени.

    Знакомство с прямолинейным распространением света.

    Знать что такое луч света? Знать как образуется тень и полутень.

    Опрос.

    §2,3; задания 1-3 № 1503; 1506.

    Подготовить сообщение о лунных и солнечных затмениях.

    5

    Отражение света.

    Лабораторная работа по теме « Законы отражения. Плоское зеркало.». Техника безопасности.

    Вывести законы отражения света. Научиться строить изображения в плоском зеркале. Знакомство с законом отражения света.

    Уметь объяснять, как получается изображение в плоском зеркале.

    Знать, где применяется плоское зеркало.

    Лабораторная работа №1.

    §4; задания 1-9; № 1535; 1537; 1542.

    6

    Плоское зеркало.

    Введение понятий «зеркальное изображение», «мнимое изображение», «действительное изображение», «прямое изображение»;

    изучение правила построения изображения в плоском зеркале и свойств изображения.

    §5( с.20-21),задания 1-6 на стр23-24, №1551, 1556, 1558.

    7

    Преломление света

    Введение понятий «преломление света», «угол преломления»;

    выявление связи между преломлением света и скоростью его распространения в различных средах.

    Опрос.

    § 7. з.1-5 на с.27-28, №1561, 1571, 1579

    8

    Экспериментальное изучение явления преломления света.

    Закрепление материала по теме « преломление света»; совершенствование навыков проведения самостоятельного эксперимента,

    ведение протокола эксперимента, формулировки выводов из эксперимента.

    Опрос.

    Повторить

    § 7, № 1566.

    9

    Решение задач на отражение и преломление света.

    Закрепление материала по теме «Отражение и преломление света»; развитие мышления учащихся путём решения качественных задач.

    Опрос.

    Повторить

    § 7, № 1580, 1581.

    10

    Линзы.

    Лабораторная работа №2 «Измерение фокусного расстояния и оптической силы линзы». Техника безопасности.

    Введение понятий «линза», «выпуклая линза», «вогнутая линза», «главная оптическая ось линзы», «оптический центр линзы», «тонкая линза», «главный фокус линзы», «фокусное расстояние линзы», «собирающая линза», «рассеивающая линза»;

    формирование умения использовать знания для теоретического предсказания свойств новых объектов.

    Опрос.

    Лабораторная работа №2.

    §8( с 28-31) задания 1 -12 с. 32.

    № 1586; 1610,1611, 1632.

    11

    Формула тонкой линзы.

    Формирование умения строить изображения в тонких линзах; введении формулы тонкой линзы и правило знаков для расстояний;

    использование формулы тонкой линзы при решении задач.

    § 8 (с.31-32),

    § 9; №1600, 1602; подготовиться к выполнению лаборатор-ной работы №3

    « Получение изображений с помощью линзы» (с.164)

    12

    Лабораторная работа

    « Получение изображений с помощью линзы».Техника безопасности.

    Закрепление материала по теме «Линзы»», экспериментальная проверка формулы линзы; развитие навыков экспериментальной работы, выполнение инструкций, составления отчёта.

    Лабораторная работа №3

    Повторить

    § 7; задания 6-7 с.31

    13

    Решение задач на формулу тонкой линзы.

    Формирование умения использовать формулу тонкой линзы и правила знаков.

    Решение задач.

    №1606; 16134 1614. Подготовить сообщения по теме

    « Оптичес-кие приборы»

    14

    Оптические приборы.

    Повторение и закрепление материала о свойствах собирающей линзы, правилах построения изображений в ней, характеристиках этих изображений при различных положениях предметов относительно линзы;

    Развитие умения объяснять принципы действия физических приборов на основе законов оптики.

    Решение задач.

    § 9, задания 2-4,с. 37

    15

    Глаз и зрение.

    На примере оптической системы глаза повторить тему «Линзы»; обратить внимание на меры, предупреждающие развитие близорукости.

    Опрос.

    §11; задания 1-5 с.41 №1636; 1637; 1638.

    16

    Состав света.

    Повторение сведений о преломлении света и хода лучей в призме; введение понятия «дисперсия света», объяснение цвета прозрачных и непрозрачных тел.

    Опрос.

    § 12; задания 1-7 с.43; подготовиться к выполнению лаборатор-ной работы №4 с.166

    17

    Лабораторная работа №4

    « Наблюдение дисперсии света»

    Т.Б

    Повторение сведений о ходе лучей в призме; наблюдение явления дисперсии; развитие умения описывать наблюдаемые явления.

    Лр№4.

    «Самое важное в главе 1»с.43-44

    18

    Контрольная работа по теме по теме

    « Первоначальные сведения о свете».

    Контроль знаний, умений и навыков учащихся.

    Кр№1

    Глава 2.

    Первоначальные сведения о звуке.

    6

    19

    Источники и приёмники звука.

    Введение понятий «колебание», «амплитуда колебания», «период колебания», «частота колебаний», «источники звука», «приёмники звука»; ознакомление с графической записью колебаний и осциллограммой; формировать умения обобщать наблюдения.

    Беседа.

    §13, задания 1 -5с. 49

    20

    Распространение звука.

    Звуковые волны.

    Введение понятия «звуковая волна»; закрепление темы «Колебания», развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать.

    Опрос.

    §12, 13, задания 1-5 (с.51), 1-3 (с.55)

    21

    Скорость звука. Длина волны.

    Введение понятий « скорость звука», «длина волны»; изучение связи длины волны со скоростью распространения волн и периодом (частотой) колебаний частиц вещества.

    Опрос.

    § 15; задания 6-10 (с55), №904

    22

    Характеристика звука.

    Введение понятий «громкость звука», «высота тона», «тембр звука», «обертоны», выяснение связи этих понятий с характеристиками колебаний – амплитудой и частотой; развитие умения наблюдать, анализировать, обобщать.

    Опрос.

    §16; задания1-5 с.59.

    23

    Отражение звука.

    Изучить явление отражения звука; сопоставление законов отражения света и звука; использование знаний по акустике для объяснения работы простейших приспособлений .

    Опрос.

    §17, задание 1- 4 с. 61, № 912.

    Подготовить сообщение об инфразвуке и ультразвуке.

    24

    Первоначальные сведения о звуке.

    Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся.

    Физический диктант.

    « Самое важное в главе 2» с.62, № 911.

    Глава 3.

    Физические величины.

    13

    25

    Масса.

    Введение понятий «физическая величина», «масса тела», «единицы массы»; формирование умения выражать массу тела в разных единицах; изучение способов определения массы.

    Беседа.

    §18;задания 1-2 с. 68 №49;50.

    Подготовить сообщения о взглядах на строение вещества Демокрита, Арестотеля,Ломоносова.

    Подготовиться к выполнению лаборатор-ной работы № 6 с. 168

    26

    Лабораторная работа №6

    « Измерение массы тела на рычажных весах»

    Формирование умения определять массу тел с помощью весов; закрепление умения выражать массу тела в разных единицах.

    Лабораторная работа.

    №224, 225, 227.

    27

    Плотность вещества.

    Введение понятия « Плотность вещества», приобретение умения вычислять массы тел по их объёму и плотности, а также объёмы веществ известной массы; развитие умения выражать объёмы тел в разных единицах.

    Опрос, решение задач.

    §18; задание 4-8 с.68; №232,234, 235. Подготовиться к выполнению лабораторной работы №7с. 169

    28

    Лабораторная работа «Измерение плотности твёрдого тела»

    Приобретение умения измерять объём жидкостей с помощью измерительного цилиндра; знакомство со способом определения объёма твёрдого тела, плотность которого больше плотности воды; отработка умения взвешивать на рычажных весах и выражать массу и объём тела в различных единицах..

    Лабораторная работа.

    №257, 258, 281

    29

    Сила.

    Введение понятий «сила», «сила тяжести» и единицы силы; формирование представлений о векторных величинах.

    Опрос, решение задач.

    §19, задания 1-11 с.72, №293, 309, 311.

    30

    Измерение сил.

    Лабораторная работа №8.Т.Б.

    Закрепление темы

    « Сила»; введение понятия «сила упругости», изучение способа измерения сил.

    Опрос, Лабораторная работа.

    § 20,з.1-9 с. 75, №328, 329, 335.

    31

    Давление

    Введение понятия «Давление» и формулы, определяющей давление; объяснение с помощью понятия «давление» различных явлений, встречающихся в быту, природе и технике.

    § 21; з.1-5, 9 с.78-79,№447, 448, 452.

    32

    Решение задач.

    Закрепление темы

    « Сила», « Давление»,

    « Плотность», « Масса», развитие умения решать задачи аналитико – синтетическим методом.

    Решение задач.

    №449, 451, 459, 460.

    33

    Работа.

    Введение понятия

    « работа силы»» выяснение условий, при которых совершается механическая работа; изучение влияния ориентации силы и перемещения на знак работы.

    §22, з.1-4с. 81 №672, 687

    34

    Мощность

    Ввести понятие «Мощность»; ознакомление со значениями мощности различных механизмов.

    §23,з 1-4 с.83, повторить

    §22,№698,

    700, 718

    35

    Энергия

    Введение понятий «механическая энергия», «кинетическая энергия», «потенциальная энергия»; изучение превращения энергии из одного вида в другой.

    §24, з.1-12с.87, №807, 810, 818, 822.

    36

    Повторение темы «Физические величины»

    Обобщение материала главы 3; закрепление материала на примере решения задач.

    Решение задач

    Самое важное в главе 3.,

    № 282,458, 705, 806.

    37

    Контрольная работа по теме « Физические величины».

    Проверка прочности усвоения материала и умения пользоваться им для решения задач; выявление недочётов в знаниях; формирование умения работать с тестовыми заданиями.

    Глава 4.

    Первоначальные сведения о строении вещества

    6

    38

    Молекулы и атомы.

    Введение понятий «атом», «молекула»; объяснение с помощью этих понятий таких явлений, как дробление веществ, испарение жидкостей, расширение тел при нагревании; ознакомление с использованием приближённых методов оценки размеров молекул

    Беседа.

    §25 Задания 1-4 с.92-93 №49,50, подготовиться к выполнению лабораторной работы №5.

    39

    Лабораторная работа №5

    «Измерение размеров малых тел».

    Приобретение умения измерять способом рядов; определение диаметра атома золота по фотографии

    Лабораторная работа№5

    №41,42,используя способ рядов, измерьте толщину тетрадного листа.

    40

    Взаимодействие молекул.

    Формирование представлений о силах взаимодействия между молекулами; объяснение упругих свойств тел на основе взаимодействия молекул.

    Опрос.

    §26 задания 1 – 3 с. 94, № 78,81

    41

    Движение молекул. Броуновское движение.

    Ознакомление с явлением диффузии, броуновским движением; объяснение этих явлений движением молекул; изучение влияния температуры на скорость протекания диффузии; применение полученных знаний для объяснения ряда явлений, наблюдаемых в повседневной жизни.

    Опрос.

    § 27,28, з.1-6 с 95, 1-3 с. 96.

    42

    Строение газообразных, жидких и твёрдых тел.

    Изучение свойств газообразных, жидких и твёрдых веществ и объяснение этих свойств с позиций МКТ.

    Опрос.

    §29; задания 1-9 с. 100 №84, 93,94

    43

    Повторение темы

    « Первоначальные сведения о строении вещества»

    Систематизация знаний о строении вещества и их закрепление; развитие умения объяснять свойства веществ на основе молекулярной теории; формирование умения выделять главное в прочитанном тексте.

    Решение задач.

    «Самое важное в главе 4». с.100

    Глава 5.

    Тепловые явления.

    15

    44

    Тепловое расширение.

    Изучение теплового расширения твёрдых, жидких и газообразных тел, особенностей теплового расширения воды и значения этих особенностей для природы; ознакомление с учётом теплового расширения в технике.

    Беседа

    §30, 31, 33 з.1-3 с. 103, 1-6 с. 107, 1-7 с.112.;

    45

    Температура.

    Лабораторная работа № 9 « Градуировка комнатного термометра»

    Введение понятий «температура», «тепловое равновесие»; ознакомление с устройством жидкостных и биметаллических термометров, с правилами измерения температуры.

    Научиться градуировать термометр и измерять термометром температуру.

    Фронтальный опрос.

    §32; задания 1-3с.110, №39.

    Подготовить сообщение о различных температурных шкалах

    ( Цельсия,

    Ференгейта,

    Кельвина)

    46

    Внутренняя энергия.

    Способы изменения внутренней энергии.

    Повторение темы «Энергия», основных положений МКТ; введение понятий «внутренняя энергия», «теплообмен», «количество теплоты»; развитие аналитических способностей при выяснении, от чего зависит внутренняя энергия.

    Опрос.

    §34,35; задания 1-5(с.115),1-9 (с.117),

    №915, 920,930

    47

    Теплопроводность.

    Изучение одного из видов теплообмена – теплопроводности; учёт особенностей теплопроводности различных материалов в быту и технике.

    Опрос.

    §36; задания 1-9 с. 119, №959.

    48

    Конвекция и тепловое излучение.

    Изучение двух видов теплообмена – конвекции и теплового излучения; учёт конвекции в технике и в быту; изучение особенностей теплового излучения.

    Опрос.

    Решение задач.

    §37; задания 1-10 с.124. №981.

    49

    Удельная теплоёмкость вещества.

    Введение понятия «удельная теплоёмкость» и единицы удельной теплоёмкости; формирование умения рассчитывать количество теплоты, необходимое для нагревания тела.

    Опрос.

    §38; задания 1-8 с. 1021, 1024.

    50

    Уравнение теплового баланса.

    Изучение закона сохранения энергии в тепловых процессах; введение уравнения теплового баланса.

    Опрос.

    §39; з 1-2 с. 128; подготовиться к выполнению лаборатор-ной работы №10 с.172

    51

    Лабораторная работа №10

    « Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

    Определить количество теплоты, отданное горячей водой, и количество теплоты, полученное холодной водой, и объяснить результат измерений.

    Лабораторная работа.№10

    Задания 3-4 (с.128). №1029.

    52

    Плавление и отвердевание.

    Введение понятий «плавление», «кристаллизация», «температура плавления», «удельная теплота плавления»; повторение материала о строении жидких и кристаллических тел и их внутренних энергиях; развитие логического мышления в процессе выяснения причин постоянства температуры при плавлении.

    Опрос.

    §40; задания 1-4с. 131, №1068,

    1069, 1075.

    53

    Испарение и конденсация.

    Кипение

    Введение понятий «парообразование», «конденсация», «испарение», «кипение», «удельная теплота парообразования», единицы удельной теплоты парообразования; ознакомление с применением испарения жидкостей в технике и быту; развитие логического мышления при объяснении понижения температуры жидкости при кипении, а также зависимости интенсивности испарения от температуры, площади свободной поверхности жидкости и скорости удаления паров.

    Опрос

    § 41,43, задания 1-6 (с.133), 1-5 (с138); №1101, 1117.

    54

    Решение задач на расчёт количества теплоты.

    Закрепление материала по теме « Фазовые переходы»; отработка умения рассчитывать количество теплоты , необходимое для нагревания вещества, плавления и парообразования, а также количество теплоты, выделяющейся при охлаждении, конденсации и кристаллизации.

    Решение задач.

    Задания 5-6(с.131), 5-8 (с.138-139), №1090, 1121.

    55

    Влажность воздуха.

    Введение понятий «абсолютная влажность воздуха», «относительная влажность воздуха», «точка росы»; ознакомление с психрометром, с таблицей зависимости плотности насыщенного водяного пара от температуры, с практической значимостью влажности воздуха.

    Опрос.

    §42; задания 1-9с.136, №1154, 1155, 1163, 1167.

    56

    Энергия топлива.

    Введение понятия «удельная теплота сгорания топлива» и формулы для расчёта количества теплоты, выделившегося при сгорании топлива; ознакомление с экологическими проблемами, обусловленными сжиганием различных видов топлива.

    Опрос.

    Экспериментальная работа

    «эффектив-ность спиртовки как нагревателя»

    §44; задания 1-6 с.141;, №1042.

    57

    Повторение темы

    « Тепловые явления».

    Повторить и обобщить материал темы. Подготовка к итоговой контрольной работе.

    Самостоятельная работа.

    Самое важное в главе5.

    №1053, 1094, 1122

    58

    Контрольная работа по теме «Тепловые явления».

    Проверка уровня знаний учащихся.

    .

    Глава 6.

    Тепловые двигатели.

    5

    59

    Тепловой двигатель.

    Введение понятия «Тепловой двигатель»; изучение физических основ работы тепловых двигателей.

    Решение задач.

    §45з.1-7с.144-145; №1143.

    Подготовить сообщение о полёте многоступенчатой ракете, об известных конструкторах и космонавтах, об освоении космоса.

    60

    Паровая турбина и реактивный двигатель.

    Изучить устройство и принцип действия паровой турбины; введение понятия «реактивное движение»; развитие логического мышления при анализе общих черт и различий между реактивным двигателем и паровой турбиной

    Опрос.

    §46; задания 1-7 с.149 №1126,1130.

    61

    Двигатели внутреннего сгорания.

    Изучение карбюраторного и дизельного двигателей внутреннего сгорания; развитие аналитических способностей учащихся в процессе обсуждения общих черт и различий между тепловыми двигателями поршневого, реактивного и ротационного типов.

    §47; задания 1-8с.151-152,

    Подготовить сообщения об истории изобретения и развития тепловых двигателей; о работе учёных, направлен-ной на повышение КПД теплового двигателя.

    62

    Повторение темы «Тепловые двигатели»

    Повторить и обобщить материал темы.

    Самое важное в главе 6.; № 927, 930, 1054, 1124.

    63

    Итоговое тестирование.

    Контроль знаний, умений и навыков учащихся.

    ИТ

    64-

    65

    Резервное время.

    Перечень лабораторных работ.

    работы.

    Содержание работы.

    1

    Наблюдение изображения предмета, полученного с помощью плоского зеркала.

    2

    Измерение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы.

    3

    Получение изображений с помощью линзы.

    4

    Наблюдение дисперсии света.

    5

    Измерение размеров мелких тел.

    6

    Измерение массы тела на рычажных весах.

    7

    Измерение плотности твёрдого тела.

    8

    Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

    9

    Градуировка комнатного термометра.

    10

    Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры.

    ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    № п/п

    Авторы

    Название

    Год издания

    Издательство

    1

    Н.М.Шахмаев,

    Ю.И.Дик,

    А.В.Бунчук

    Физика7класс

    2009

    Мнемозина.

    2

    Н.А. Матвеева

    Методика преподавания физики 7 класс

    2010

    Мнемозина

    3

    М.С.Атаманская, Л.В.Матюшкина,

    О.Б.Якунина

    Физика 7 – 9классы.Контрольные работы к учебникам Н.М. Шахмаева,

    Ю.И. Дик,

    А.В. Бунчук

    2009

    Легион

    4

    Т.М. Гребёнкина

    Физика 7 класс. Нестандартные уроки.

    2008

    Корифей.

    5

    В.И.Лукашик,

    Е. В. Иванова

    Сборник задач по физике 7 – 9

    2008

    Просвещение.

    6

    Л.М. Монастырский, А.С. Богатин

    Физика 9 класс.

    Подготовка к итоговой аттестации.

    2009

    Легион

    7

    Н.И.Зорин.

    ГИА 9класс в новой форме физика тренировочные задания

    2010

    ЭКСМО

    8

    0.Ф. Кабардин,

    С.И.Кабардина, В.А.Орлов

    Задания для контроля знаний учащихся по физике. Дидактический материал. Пособие для учителя.

    1983

    Просвещение.

    9

    В.А.Буров,

    И.А.Иванов,

    В.И.Свиридов

    Фронтальные экспериментальные задания по физике.

    1986

    Просвещение

    10

    Центр тестирования Министерства образования РФ.

    Физика.

    2004

    Москва.

    11

    В.Ф. Шилов

    Домашние экспериментальные задания по физике 7 – 9 классы

    2004

    Москва

    «Школьная пресса»

    12

    Л.А.Горлова

    Занимательные внеурочные мероприятия по физике

    2010

    Москва

    «ВАКО»

    7.МАТЕРИАЛЫ КОНТРОЛЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

    Материалы контроля по уровню усвоения материала программы учащимися содержатся в изданиях информационно-методического обеспечения, указанного в программе.

    8.УРОВНИ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

    Требования к уровню подготовки учащихся по результатам изучения курса содержатся в Стандарте основного общего образования по физике, разделе «Требования к уровню подготовки выпускников» (приказ Минобразования РФ от 05.03.2004г. №1089).

    Файлы: Image3.jpg
    Размер файла: 26650 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология