Автор конспекта:
Автор(ы): — Инякина Оксана Владимировна
Место работы, должность: —
МАОУ СОШ № 31 г. Тамбова
Регион: — Тамбовская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Класс(ы): — 5 класс
Предмет(ы): — Основы безопасности жизнедеятельности
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — образовательная программа
Краткое описание ресурса: —
Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету Основы безопасности жизнедеятельности. В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде природной, техногенной и социальной.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№
п/п
Элементы рабочей программы
Стр.
1
Пояснительная записка
2-5
2
Общая характеристика учебного предмета
5-6
3
Виды деятельности, методы обучения
6
4
Описание места учебного курса в учебном плане
6
5
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
7
6
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения курса
8-10
7
Требования к уровню подготовки обучающихся
10-11
8
Основное содержание программы
11-12
9
Учебно-тематический план
13
10
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
24
Пояснительная записка
Комплексная учебная программа по Основам Безопасности Жизнедеятельности для 5 класса разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по ОБЖ и вцелях изучения нормативно-правового обоснования предмета ОБЖ реализуется основные положения следующихнормативно-правовых актовв области безопасности:
·Конституции РФ,
·закона РФ "Об образовании",
·закона РФ "О безопасности",
·"Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан",
·федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера",
·федерального закона "О пожарной безопасности",
·федерального закона "О безопасности дорожного движения",
·федерального закона "Об экологической экспертизе",
·федерального закона "О борьбе с терроризмом",
·федерального закона "О радиационной безопасности населения",
·федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения",
·федерального закона "О гражданской обороне",
·Концепции национальной безопасности Российской Федерации и других.
Программа разработана с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности при модульной структуре содержания курса «ОБЖ».
В настоящее время в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработку у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни возрастает роль и ответственность системы образования. Только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Анализ трагических последствий различных опасных и ЧС показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является человеческий фактор. Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта. Пренебрежения соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни.
По мнению специалистов МЧС России, человеческий фактор в настоящее время является если не главным, то определяющим в деле обеспечения личной безопасности каждого человека и национальной безопасности России. При этом роль человека в обеспечении личной безопасности и национальной безопасности России постоянно возрастает.
Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасностями и ЧС, в том числе с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами.
Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде – природной, техногенной и социальной.
При разработке содержания данной учебной программы, принималось во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:
ØУчет основных закономерностей развития теории безопасности;
ØИнтегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);
ØНаправленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного фактора на безопасность личности, общества и государства.
При разработке структуры и содержания программы были учтены педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а именно:
· Непрерывность обучения с использованием возможностей федерального и регионального компонентов базисного учебного плана;
· Постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся безопасности жизнедеятельности с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по основным школьным предметам в каждом классе, чтобы уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности выпускников школы соответствовал в РФ;
· Обеспечение разделения учебной нагрузки между федеральным и региональным компонентами при условии, что федеральный уровень обеспечивает научно-техническую основу в области безопасности, а региональный уровень – повышение практической подготовки обучаемых к безопасному поведению с учетом региональных особенностей.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:
vФормирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
vВыработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
vФормирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и ЧС, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:
vУсвоение знаний:
— об опасных и ЧС,
— о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,
— о государственной системе обеспечения защиты населения от ЧС,
— об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и ЧС,
— о здоровом образе жизни,
— об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,
— о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
vРазвитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера;
vФормирование потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности.
vВоспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;
vРазвитие умений:
— предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников,
— принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения тематики программы.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» разработана на основе программы и учебника под редакцией А.Т. Смирнова.
Курс предназначен для:
· Формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни. Об их последствиях для здоровья и жизни человека;
· Выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
· Приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей;
· Формирование у учащихся антитеррористического поведения. Отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
Цель курса: научить учащихся действовать в опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни (на улице, дома, в школе, в общественных зданиях).
Поэтому на уроках ОБЖ уделяется особое внимание развитию способности предвидеть опасные ситуации, оценивать и прогнозировать их развитие; предусматривается приобретение навыков аналитического поведения в жизненно опасных ситуациях.
Предмет ОБЖ 5 класса представляет собой область знаний, охватывающих теорию и практику безопасного поведения человека в повседневной жизни в опасных и ЧС природного, техногенного социального характера. Он предназначен для формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения знаний и умений в прогнозировании опасных ситуаций и вредных факторов среды обитания и различных видов деятельности человека, определения способов защиты от них, а также приобретения привычек здорового образа жизни.
Виды деятельности, методы обучения
Мероприятия по основным направлениям деятельности школы иорганизации учебного процесса по ОБЖ:
·учебная работа (учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций)
·внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях, проведение Дня защиты детей, различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС), ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся, походы по местам боевой славы и т.п.);
·работа по совершенствованию учебно-материальной базы (приобретение учебной и методической литературы, наглядных пособий, видео- и фотоматериалов, учебно-методическогооборудования и имущества).
Для обеспечения эффективностиобразовательного процессапо ОБЖ используются:
·все виды организации учебных занятий (в том числе с использованием компьютерных технологий);
·все виды учебной деятельности учащихся (включая игровую, практическую, проектную, исследовательскую, поисковую, в том числе во внеурочное время).
Основные методы обучения-наблюдения, повседневный опыт, интуитивное предсказание, активные методы обучения стимулирующие познавательную деятельность учащихся, интерактивное обучение- обучение основанное на общении, компьютерные методы обучения (адаптивные методы, метод проблем и открытий, метод научных исследований и т.д.)
Место учебного курса в учебном плане
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в 5 классе, из расчета 1 час в неделю, 35 часа за учебный год, что предусмотрено в рабочей программе и учебниках под редакцией А.Т. Смирнова.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Ценность человекакак разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения ЗОЖ в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье..
Ценность труда и творчествакак естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободыкак свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек
Ценность гражданственности– осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность добра- направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявлении высшей человеческой способности – любви.
Ценность семьи– как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность социальной солидарностикак признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.
Ценность патриотизма– одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные результаты
· Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в ЧС, угрожающих жизни и здоровью людей. Правил поведения на транспорте и на дорогах;
· Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
· Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
· Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
· Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
· Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
· Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
· Развитие правового мышления и компетенции в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
· Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; Формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы ЗОЖ, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты
· Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· Умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· Умение соотносит свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и ЧС в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
· Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;
· Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
· Умение создавать, применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
· Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
· Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
· Освоение приемов действий в опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание помощи пострадавшим;
· Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий ЧС.
Предметные результаты
· Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС природного, техногенного и социального характера;
· Формирование убеждения в необходимости безопасного и ЗОЖ;
· Понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера, в том числе экстремизма и терроризма;
· Формирование установки на ЗОЖ, исключающий употребления алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
· Формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
· Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
· Знание основных опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
· Знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и ЧС;
· Умение оказать первую помощь пострадавшим;
· Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
· Умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Требования к уровню подготовка учащихся 5 класса
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 5 классе учащиеся должнызнать:
· Общие понятия опасности и ЧС.
· Особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища и возможные опасные и аварийные ситуации.
· Причины ДТП.
· Правила безопасного поведения участников дорожного движения.
· Основные правила пожарной безопасности.
· Меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими и газовыми приборами.
· Правила поведения на открытых водоемах в различное время года.
· Признаки отравления угарным газом. Меры профилактики отравлений.
· Основные виды террористической деятельности.
· Общие правила оказания первой помощи.
Уметь:
· Предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам.
· Принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении ЧС.
· Действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности.
· Соблюдать правила дорожного движения.
· Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· Выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, невосприимчивости к вредным привычкам.
· Обеспечение личной безопасности в различных опасных и ЧС.
· Безопасно пользоваться различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни.
· Подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях.
· Проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника.
· Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.
Основное содержание программы 5 класса
Модуль I. Основы безопасности личности, общества, государства.( 24 ч)
Раздел 1.Основы комплексной безопасности . (13 ч)
1.1. Человек, среда его обитания, безопасность человека. (5 ч)
· Особенности города как среды обитания человека.
· Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения.
· Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище.
· Соблюдение мер безопасности в быту.
· Средства бытовой химии как источник опасности.
1.2. Опасные ситуации техногенного характера, характерные для Тамбовской области. (6ч)
· Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия.
· Организация дорожного движения.
· Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров.
· Общие обязанности водителя.
· Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях.
· Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту.
1.3. Опасные ситуации природного характера. (2 ч)
· Опасные погодные условия в местах своего проживания.
· Правила безопасного поведения в условиях опасных погодных явлений.
· Состояние водоемов в различное время года.
· Правила поведения на водоеме.
· Правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
Раздел 2. Чрезвычайные ситуации. (3ч)
2.1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. (3 ч)
· Чрезвычайные ситуации природного характера.
· Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
· Правила поведения в случае возникновении ЧС.
Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации. (7 ч)
3.1. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение. (3 ч)
· Основные виды антиобщественного поведения и их последствия.
· Причины возникновения опасной ситуации дома и на улице.
· Правила собственного безопасного поведения дома и на улице в различных опасных ситуациях.
3.2. Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства.(4 ч )
· Общие понятия об экстремизме и о терроризме, причины их возникновения.
· Основные виды экстремистской и террористической деятельности.
· Виды террористических актов и их характерные особенности.
· Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение.
Модуль II.Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. (11 ч)
Раздел 4. Основы здорового образа жизни.(5 ч )
4.1. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни.(3 ч)
· Основные положения о здоровом образе жизни.
· Виды двигательной активности и закаливания.
· Сущность рационального питания.
4.2. Факторы, разрушающие здоровье. (2 ч)
·Пагубное влияние вредных привычек на здоровье школьника, его умственные и физические способности.
·Отрицательное отношение к курению и употреблению алкоголя.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.(6 ч)
5.1. Первая медицинская помощь и правила ее оказания (6 ч)
· Предназначение и общие правила оказания первой помощи.
· Практические навыки по оказанию первой помощи при ушибах и ссадинах.
· Практические навыки по оказанию первой помощи при отравлениях никотином и угарным газом.
Учебно-тематический план
№модуля,
раздела, темы
Наименование модуля, раздела, темы.
Кол-вочасов
Контроль
М I
Основы безопасности личности, общества, государства
24
Р I
Основы комплексной безопасности .
14
Контрольная работа
Р II
Чрезвычайные ситуации.
3
тест
РIII
Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации.
7
Контрольная работа
М II
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
11
РIV
Основы здорового образа жизни.
5
тест
Р V
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
6
Практическая работа
Календарно-тематическое планирование – 5-е классы
№ п/п
Тема, тип урока, форма проведения
Элемент
содержания
Требования к уровню
достижения
Контрольно-
оценочная
деятельность
Средства обучения
Дата проведения
5д
иметь
пред-
став-
ление
знать
уметь/
иметь
опыт
применять
на
практике
вид
форма
демонстрации,
опыты
5а
5бвг
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества , государства. (24 часа)
Раздел 1 Основы комплексной безопасности (14 часов)
1.1.Человек, среда его обитания, безопасность человека. (5 ч.)
1
Город как среда обитания (лекция)
Роль городов в развитии человеческого общества. Особенности современных городов, их деление в зависимости от количества жителей. Система жизнеобеспечения современных городов. Наиболее характерные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городе
Об Особенности современных городов,
Наиболее характерные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городе
Уметь сравнивать особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища. .знать опасные и аварийные ситуации и пути безопасного выхода из них
опрос
фронтальный
презентации
5.
09
9.
09
6.
09
13.
09
2
Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища(комбинированный)
Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом. Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни. Возможные опасные и аварийные ситуации которые могут возникнуть в жилище и меры по их профилактике
О Системе обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом.
Возможные опасные и аварийные ситуации которые могут возникнуть в жилище
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни
опрос
индивидуальный
презентации
12
.09
16.
09
3
Особенности природных условий
в городе.(комбинированный)
Природные и антропогенные факторы формирующие микроклимат города. Особенности природной среды в городе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в городе с учетом окружающей среды
О Природных и антропогенных факторах формирующих микроклимат города
Особенности природной среды в городе.
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни
опрос
индивидуальный
презентации
19
.09
23.
09
20.
09
4
Взаимоотношения людей, проживающих в городе и безопасность
Особенности социальной среды в городе с учетом его предназначения. Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе. Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе
О Особенности социальной среды в городе
Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе.
Применять правила безопасного общения с окружающими людьми в городе
опрос
индивидуальный
презентации
26.
09
30.
09
4.10.
5
Безопасность в повседневной жизни.
Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе. Основные службы города, предназначенные для защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
об опасных и чрезвычайных ситуациях.
Основные службы города, предназначенные для защиты населения от опасных и ЧС.
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни
тест
фронтальный
презентации
3.10
7.10
11.
10
1.2 Опасные ситуации техногенного характера. (6 ч.)
6
Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения
Дорога и ее предназначение. Участники дорожного движения. Регулирование дорожного движения. Дорожная разметка. Дорожные знаки. Светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения.
О дороге и ее предназначении.
Участников дорожного движения. Регулирование дорожного движения. Дорожную разметку. Дорожные знаки. Светофоры и регулировщиков
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни
опрос
фронтальный
презентации
10.
10
14.
10
18.
10
7
Пешеход. Безопасность пешехода.
Пешеход- участник дорожного движения. Общие обязанности пешехода. Меры безопасного поведения пешехода на дороге.
О Пешеходе- участнике дорожного движения.
Меры безопасного поведения пешехода на дороге.
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни
опрос
фронтальный
презентации
17.
10
21.
10
25.
10
8
Пассажир. Безопасность пассажира.
Пассажир, общие обязанности пассажиров. Меры безопасного поведения пассажира
О пассажире- участнике дорожного движения.
Меры безопасного поведения пассажира.
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни
опрос
фронтальный
презентации
24.
10
28.
10
8.11
9
Водитель.
Транспортное средство и водитель. Общие обязанности водителя. Велосипедист – водитель транспортного средства. Требования, предъявляемые к техническому состоянию велосипеда. Обязанности велосипедиста, правила его поведения на дороге
О Транспортном средстве и водителе
Общие обязанности водителя
Обязанности велосипедиста, правила поведения на дороге
опрос
фронтальный
презентации
14.
11
11.
11
15.
11
10
Пожарная безопасность.
Пожар в жилище и причина его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре
О причине пожара и его возникновение.
Пожарную безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище
Использовать приобретенные знания при пожаре
опрос
фронтальный
презентации
21.
11
18.
11
22.
11
11
Безопасное поведение в бытовых ситуациях.
Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с электроприборами, бытовым газом, со средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером. Профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом
О опасные х аварийных ситуациях, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни
Общие правила безопасного поведения в быту
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни
опрос
фронтальный
презентации
28.
11
2.
12
29.
11
1.3. Опасные ситуации природного характера. (2 ч.)
12
Погодные условия и безопасность человека.
Погода и ее основные показатели. Опасные природные явления и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений
Об Опасных природных явлениях
Правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни
тест
фронтальный
Презентации, видеофильм
05.
12
2.12
6.12
13
Безопасность на водоемах.(Беседа)
Водоемы в черте города. Состояние водоемов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоемах в различное время года
О безопасности на водоемах
Меры безопасного поведения на водоемах в различное время года
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни
тест
фронтальный
Презентации, видеофильм
19.
12
9.12
13.
12
Раздел 2 Чрезвычайные ситуации (3 часа)
2.1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. (3 ч.)
14
Чрезвычайные ситуации природного характера(Беседа)
Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясения ,наводнения, ураганы, бури, смерчи, сели, оползни, обвалы. Краткая характеристика ЧС природного характера, их последствия. Обеспечение личной безопасности в условиях ЧС природного характера
О Чрезвычайных ситуациях природного характера
Характеристику ЧС природного характера
Обеспечить личную безопасность в условиях ЧС природного характера
опрос
фронтальный
презентации
19.
12
16.
12
20.
12
15
Безопасность на замерзших водоемах. Гололёд. (беседа)
Правила поведения на водоемах зимой. Правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде
О правилах поведения на замерзших водоемах
Правила поведения при начале и окончании ледостава.
Применять правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде
опрос
комбинированный
Презентация просмотр уч. фильма
26.
12
23.
12
27.
12
16
Чрезвычайные ситуации техногенного характера(Беседа)
Чрезвычайные ситуации техногенного характера: аварии на радиационно опасных объектах, аварии на пожаровзрывоопасных объектах, в ЧС техногенного характера. Организация защиты населения от ЧС. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)
ЧС техногенного характера
Характеристику ЧС техногенного характера
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни
тест
фронтальный
презентации
16.
01
13.
01
10.
01
Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации. (7 часов)
3.1. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение. (3 ч.)
17
Антиобщественное поведение и его опасность. (беседа)
Антиобщественное поведение. Криминогенные ситуации в городе. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминогенной ситуации
О Криминогенных ситуациях
Меры личной безопасности при возникновения криминогенной ситуации
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни
тест
фронтальный
презентации
16.
01
20.
01
17.
01
18
Обеспечение личной безопасности дома.
Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминогенных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире Нападение в лифте. Нападение в подъезде у дома
ОбОбеспечение личной безопасности дома
общие правила безопасного поведения дома
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни
Самостоятельная работа
итоговая
23.
01
27.
01
24.
01
19
Обеспечение личной безопасности на улице (беседа)
Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасные ситуации. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знание расположения безопасных зон в городе. Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе. Взрывное устройство на улице
Об обеспечении личной безопасности на улице
Знать свой город и его особенности
выбрать безопасный маршрут движения по городу,. соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе.
опрос
фронтальный
презентации
30.
01
3.02
31.
01
3.2. Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства. (4 часа)
20
Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. (беседа)
Общие понятия об экстремизме и о терроризме и причины их возникновения.
Об обеспечении личной безопасности при терроризме.
Знать о экстремизме и терроризме
Объяснять общие понятия об экстремизме и о терроризме
опрос
фронтальный
презентация
6.02
10.
02
7.02
21
Виды экстремистской и террористической деятельности
Характеристика основных видов террористической деятельности
Знать основные виды террористической деятельности
Характеризовать виды террористической деятельности.
опрос
фронтальный
презентация
13.
02
17.
02
14.
02
22
Виды террористических актов и их последствия
Виды террористических актов и их последствия. Анализ видов террористических актов и их характерные особенности.
О видах террористических актов и их последствии
Знать виды террористических актов и их особенности.
Анализировать виды террористических актов.
опрос
индивидуальный
Презентация учебный фильм
20.
02
24.
02
21.
02
23
Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности
Характеристика ответственности несовершеннолетних за антиобщественное поведение
Об ответственности несовершеннолетних за антиобщественное поведение.
Знать некоторые статьи уголовного кодекса РФ
Формулировать свои правила поведения в повседневной жизни
опрос
фронтальный
Презентация.
27.
02
3.03
28.
02
Модуль 2 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.(10 часов)
Раздел 4 «Основы здорового образа жизни»(5 часов)
4.1. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни.(3 ч.)
24
О здоровом образе жизни. беседа
Здоровый образ жизни как система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств
О здоровом образе жизни
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ
тест
фронтальный
презентации
6.03
10.
03
7.03
25
Двигательная активность и закаливание организма-необходимые условия укрепления здоровья. беседа
Значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования физических и духовных качеств человека. Систематические занятия физической культурой.
О Двигательной активности и закаливании организма-
Значение двигательной активности
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ
тест
фронтальный
презентации
13.
03
17.
03
14.
03
26
Рациональное питание. Гигиена питания. Беседа
Основные понятия о рациональном питании. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья. Необходимые организму вещества: углеводы, жиры, белки. Гигиена питания.
О рациональном питании.
. О необходимых организму веществ: углеводы, жиры, белки. Гигиене питания.
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ
тест
фронтальный
презентации
20.
03
7.04
4.04
4.2. Факторы, разрушающие здоровье человека. (2 часа)
27
Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. (комбинированный)
Вредные привычки(курение, употребление алкоголя), их отрицательное влияние на развитие способностей человека и его здоровье
О Вредных привычках и их влиянии на здоровье
О влиянии на организм человека
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ
тест
фронтальный
Презентации, видеофильм
3.04
14.
04
11.
04
28
Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (практические вопросы)
Собеседование на тему «Основы здорового образа жизни и профилактика вредных привычек»
О профилактике вредных привычек
О влиянии курения и алкоголя на организм человека
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ
Самостоятельная работа
итоговая
10.
04
21.
04
18.
04
Раздел 5 «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи»(5 часов)
Первая медицинская помощь и правила ее оказания . (5 ч.)
29
Первая медицинская помощь при различных видах повреждений (первичный материал)
ПМП , общее положение по оказанию ПМП
Ситуация, при которой следует немедленно вызвать «скорую помощь»
ОПервой медицинской помощи
Различные виды повреждений
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни
опрос
фронтальный
Презентации, видеофильм
17.
04
28.
04
25.
04
30-32
Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении (практика)
Последовательная отработка навыков в оказании ПМП при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении.
Об оказании первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении
Последовательность в оказании ПМП при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении.
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни
Правильность выполнения
фронтальный
презентация
24.
04-
8.05
5.05-
12.
05
2.05-
16.
05
33-34
Первая медицинская помощь при отравлениях (практика)
Отравления, пути попадания токсичных веществ в организм человека. Общие правила оказания ПМП при отравлении
Об первой медицинской помощи при отравлениях
Общие правила оказания ПМП при отравлении
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни
Правильность выполнения
Практическая работа
15.
05-
22.
05
19.
05-
26.
05
23.
05-
30.
05
35
Резервный урок
29.
05
Всего 35 часов
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса:
1. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 класс.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. ; Под редакцией А.Т. Смирнова.- Москва «Просвещение» 2011 г.
2. Основы безопасности жизнедеятельности: тетрадь с печатной основой для учащихся 5 класса.- А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. ; Под редакцией А.Т. Смирнова.- Москва «Просвещение» 2012 г.
3. «Кто покушается на твои права и свободы»: пособие для учащихся.- М: Просвещение, 2010.
4. «Когда не один противостоишь злу… »: пособие для учащихся.- М.: Просвещение,2010.
5.Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в средней школе / авт. сост. В.В.Шумилова, Е.Ф. Таркова. — Волгоград: Учитель, 2007
6. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5-11 кл.: учебно-методическое пособие/ В.Н. Латчук, С.К. Миронов.-М.: Дрофа, 2005.
7. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А. Дурнев, Э.Н.Аюпов; под ред. А.Т.Смирнова.-М.: Просвещение. 2007
DVDдиски:
«Сам себе МЧС»/ Видеостудия «Премьер – УЧ Фильм»
«Чрезвычайные приключения Юли и Ромы» в 3 частях / Пособие для проведения занятий по курсу ОБЖ .
Файлы: Лекция для классных рук-ей.ppt
Размер файла: 5166592 байт.