Автор конспекта:
Автор(ы): — Гук Ольга Васильевна
Место работы, должность: —
г. Мурманск, лицей № 2
Регион: — Город Москва
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — История
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — образовательная технология
Краткое описание ресурса: —
В статье описывается опыт работы с презентациями на уроках истории
Возможности учебных презентаций при изучении русской культуры на уроках истории
О.В. Гук, учитель истории и обществознания,
лицей №2 г. Мурманск
В практике современного обучения предметам гуманитарного цикла широкое распространение получили электронные презентации, представляющие собой определенное количество слайдов, расположенных в логической последовательности, объединенных единой темой и единством оформления, которые в дидактической и методической литературе рассматривается как важное средство обучения, а ее использование — как реализация наглядного метода в образовательном процессе.. Продуктивность обучения при работе с презентациями на уроках истории гораздо выше, чем при использовании традиционных видов наглядности, поскольку презентация позволяет представить изучаемый объект в различных форматах (в натуральную величину, фрагментарно), выделить важные мелкие детали изображения. Большой плюс мультимедийных презентаций — возможность в процессе работы. Электронная презентация универсальна, так как может применяться на различных этапах урока истории. Она также может служить основой для закрепления материала: при повторной демонстрации презентации срабатывает ассоциативная память и учащиеся без труда отвечают на вопросы во время повторительной беседы. На повторительно-обобщающем уроке можно перегруппировать слайды, показанные ранее, что помогает сравнению материала, выявлению общих признаков, определению места изученного в системе знаний. Разработка презентаций для изучения нового материала зависит от целей, содержания урока, планируемых способов работы и возраста учащихся. Вместе с тем, при организации работы обучаемых с электронной презентацией их внимание не должны отвлекать внешние эффекты. тронными презентациями в младших и средних классах: так в младшем и среднем возрасте презентация представляет собой наглядный ряд, позволяющий оживить и разнообразить рассказ учителя, сделав его интересным и познавательным, а также организовать обсуждение цепочки взаимосвязанных вопросов. Основу содержания урока составляют слайды с текстом и графикой, видео- и аудиоматериалами, используемыми комплексно, в старших классах презентации используются в более сложной форме — проектных технологий: зрительный ряд имеет музыкальное сопровождение, его могут дополнять текстовые и графические компоненты (схемы, диаграммы, таблицы). Так, возможны следующие формы презентаций: альбом или альманах; чертежи или планы; видеосюжеты; веб-сайт; слайд-шоу. Подготовка презентации занимает значительную часть отведенного на проект времени. Публичная демонстрация итогов проекта в виде презентаций крайне важна для подросткового и юношеского возраста, поскольку презентация является результатом самостоятельной творческой работы учащегося и тем самым подтверждает значимость, компетентность и успешность тех, кто ее подготовил. Поэтому она всегда требует позитивной оценки учителя, даже если результаты являются небольшими. Представляется, что презентация — одна из оптимальных форм предъявления работы, которая позволяет выстраивать учащемуся свой ответ, опираясь на визуальные образы и проявляя собственную индивидуальность. Наконец, в процессе подготовки и проведения презентаций формируются и развиваются презентативные умения учащихся: достаточно полно (но обязательно предельно лаконично) раскрывать тему и показывать итоги работы, демонстрируя собственный путь решения задачи. К числу таких умений относится способность самостоятельно проанализировать, насколько адекватно поставлена задача и успешно решена проблема. . К методическим правилам относятся: не перегружать слайды текстом; отображать даты, имена, термины, которые необходимо записать в тетрадях; размещать на слайдах только краткие тезисы, убирая из содержания все лишнее; выделять важный материал, требующий обязательного усвоения; не перегружать слайды анимацией: нежелательны такие эффекты, как по -буквенное появление текста, вылет, вращение картинок, волна, стихи (за исключением эпиграфа или небольшого изречения), темные фоны (и фоны, содержащие активный рисунок), звуковое сопровождение презентаций (даже тихая музыка создает шум). Электронные презентации имеют большое значение в работе с материалами по истории культуры. Здесь возможны различные виды работ, в их числе: поиск и анализ информации – это позволяет расширить представления об изучаемой культуре, эпохе, подробнее познакомиться с мировыми шедеврами; освоение разнообразных способов взаимодействия с объектами культуры (освоение городской /сельской среды, посещение музеев и выставок); позволяет переосмысление и использовать историко-культурный опыт в собственной деятельности; наконец, формирует опыт создания собственных текстов.
Опыт работы показал, что для оценки презентационной деятельности учащихся необходимо разработать шкалу уровней презентаций, которая в самом общем виде могла быть представлена таким образом; объяснить учащимся правила работы с презентациями; показать примеры презентаций, которым необходимо следовать при самостоятельной работе.
I уровень — копирование информации из учебной литературы и Интернета;
II уровень — воспроизведение информации на основе тщательного самостоятельного отбора и обработки сведений из разнообразных источников;
III уровень — предъявление материала на основе собственного опыта освоения объектов культурного наследия;
IV уровень — предоставление информации на основе опыта, накопленного мировой культурой;
V уровень — создание собственных текстов и визуальных рядов объектов культурного наследия на основе архивных и музейных источников.
Приведу примеры работы с презентациями на уроках истории.
6 класс
На уроках «Культура и мир людей Древней Руси» и «Быт наших предков в IХ — начале XVIв.» учитель может в качестве примера продемонстрировать две-три мини-презентации, которые позволяли сделать урок более эффективным, обратив внимание на оформление презентации.
Презентация первая — «Мужской костюм в Древней Руси» — состоит из восьми слайдов с небольшими текстами и заданиями из учебника. На первых двух слайдах можно показать русскую рубаху и репродукции картины И.Е. Билибина «Суд во времена «Русской правды». Затем следовали слайды: В.Г Шварц. «Игра в шахматы» (ученики должны были назвать домашнюю одежду бояр: рубаха, зипун и порты); А.М. Васнецов. «Двор удельного князя» (учащиеся знакомились с тем, как выглядели плащи на Руси: вотола, мятель, епанча); кафтаны; шуба и шапки; (А.П. Рябушкин. «Пожалован шубой с царского плеча»); П.П. Чистяков. «Свадьба Василия Темного» (слайд сопровождался заданием — объяснить роль пояса на Руси). Демонстрация презентации сопровождалась комментарием учителя и аналитической беседой со школьниками. Затем учащимся было предложено выполнить задания из учебника:
Задание 1. Сделайте самостоятельную музейную выставку, отобрав для нее «экспонаты» — изделия ремесленников и крестьян, памятники наследия Московской Руси. При создании выставки обратите внимание на то, что из русского средневекового быта ушло безвозвратно, а что сохранилось до наших дней?
Задание 2.Разработайте проект собственной музейной экспозиции «Памятники быта Древней Руси» в рисунках (или фотографиях).
Презентация 2. «Культура русских земель в XII- XIIIвв.» состоит пяти слайдов . на первых двух показано изображение храма. Слайд сопровождается комментариями учителя и выполнением заданий учебника: как называется храм? Где он расположен? Кто и когда его построил; почему в качестве символа этой главы учебника выбрано изображение данного храма? На следующем слайде показаны шахматные фигуры из кости и дерева, найденные археологами при раскопках в Киеве, Вышгороде, Новгороде, Гродно, Чернигове.
Учащиеся отвечают на вопрос: о чем это свидетельствует?
На следующем слайде изображена подкова.
Следует текст: «В народных песнях часто упоминаются серебряные подковы. Это не метафора. Чтобы лошадь не скользила нальду, подковы делались из серебра.
На Руси существовало поверье, что человеку, нашедшему подкову, сопутствовали удача и успех во всех начинаниях, а все члены его семьи были здоровы. Найденная подкова становилась его талисманом.
Задание 1.Создайте подборку «экспонатов», которые дадут нам представление о подкове: какие представления забыты, а какие отчасти разделяются нами и сегодня?
Слайд «Герб города Полоцка — важного центра Литовского государства». О важности каких занятий жителей города говорит выбор символа? Как успешность этих занятий зависела от отношений с Ригой?
Задание 2. Создайте «коллекцию» городских гербов. Какие элементы этих гербов сохранились до нашего времени?
10 класс
В 10 классе экспериментальная работа по истории русской культуры проводилась по учебнику А.А. Данилова, Л. Г. Косулиной и др.10 На уроках по теме «Повседневная жизнь XYI–XYIIвв.» старшеклассникам предложено было продемонстрировать результаты проектной работы в виде электронных презентаций.
Первая презентация — «Русское жилище допетровского времени», выполненная двумя ученицами, состояла из 20 слайдов и была построена также по проблемному принципу. В слайдах выделялись языческие черты деталей оформления древнерусского жилища: полотенце, конек, охлупень, причелина, наличники и др. На одном из слайдов были представлены солярные знаки, в ряде последующих слайдов они конкретизировались: в оформлении фасадов и во внутреннем убранстве древнерусской избы. Старшеклассникам было предложено задание: Найдите и объясните языческие знаки на картине А.М. Васнецова «В горнице древнерусского дома». С помощью визуальных средств в презентации были выявлены социальные различия в жилище и их особенности в Древнем Киеве и Новгороде. Вторая презентация для старшеклассников — «Застольные и кулинарные традиции допетровского времени» — была выполнена одной ученицей и имела 15 кадров. В своей работе ученица предложила глубокий проблемный комментарий к натюрмортам И.И.Машкова и В.Ф. Стожарова, затрагивающим тему древнерусской кухни, а также проследила языческие корни различных блюд, посуды и застольных обрядов. Старшеклассникам (в процессе демонстрации презентации) были предложены вопросы и задания из учебника: Какие элементы повседневной жизни вошли в жилище наших предков после Крещения Руси? Составьте меню боярина и крестьянина, меню царского и боярского пира — в постный и скоромный дни. Какие правила и обряды должен был знать гость допетровского времени? Найдите в современном русском языке крылатые выражения, связанные с одеждой славян, и объясните их происхождение и смысл. Составьте список вещей и продуктов, используемых на старинной свадьбе, и объясните их символическое значение, начертите реконструкцию боярского дома и двора и обозначьте на плане все их элементы.
Файлы: Возможности учебных презентаций при изучении русской культуры на уроках истории.doc
Размер файла: 63488 байт.