Автор конспекта:
Автор(ы): — Кудимова М.В., Кудряшова Е.В.
Место работы, должность: —
МБОУ "СОШ №5" г. Балаково, учитель русского языка и литературы, учитель истории
Регион: — Саратовская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Обществознание
Предмет(ы): — Русский язык
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: — конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: —
Конспект интегрированного урока-презентации элективных курсов по гуманитарным предметам (история. обществознание, русский язык, литература) для учащихся 10-11 классов с использованием ИКТ по сквозной теме Дуэль, рассматриваемой с точки зрения разных школьных предметов, но в едином общечеловеческом, нравственно-философском ключе.
Тема: Презентация гуманитарных элективных курсов в 10 – 11 классах.
Цель:
Познакомить с элективными курсами по гуманитарным предметам, изучаемыми в 10 – 11 классах.
Задачи:
Рассмотреть тему «Дуэль» с точки зрения гуманитарных наук (истории, русского языка, литературы , обществознания);
Развивать интерес учащихся к дальнейшему изучению предметов гуманитарного цикла, умение работать со словарями, делать выводы, высказывать свое мнение по проблеме.
Воспитывать чувство ответственного выполнения и соблюдения прав и обязанностей гражданина.
Ход урока.
IОрганизационный момент
IIИзучение новой темы:
Тема сегодняшнего урока: Презентация гуманитарных элективных курсов в 10 – 11 классах.
Слово учителя истории и обществознания.
Слайд1:
В центре изучения всех гуманитарных предметов — человек и общество.
Давайте вспомним, что такое общество?
Я –ТЫ
Я – МЫ
Я – ОНИ
Слайд 2:
Вопросов по взаимодействию людей друг с другом очень много. Гуманитарные науки помогают человеку понять себя и мир, в котором он живёт, принять законы исторического развития человечества, быть терпимым к его недостаткам, любить жизнь, совершенствовать своё внутреннее «я» и влиять на духовный мир окружающих людей.
Слайд 3:
Цели и задачи уроков, предполагающих изучение предметов гуманитарного цикла (русский язык и литература, история и обществознание)
- 1. Изучить обычаи, традиции нашей страны, имеющие отражение в литературных , исторических, юридических источниках как явления нравственного порядка.
- 2. Выявить причины возникновения общественно-психологических проблем «сквозного» характера, привлекающих внимание специалистов из разных областей знаний: историков, обществоведов, писателей, художников, юристов, искусствоведов.
- 3. Научиться умению анализировать литературные произведения, созданные в иные исторические эпохи, но отражающие «вечные» вопросы человеческой жизни.
Слайд 4:
Что лучше?
- Несогласие,
- спор,
- ссора,
- соперничество,
- столкновение,
- конфликт,
- дуэль,
- война
- Согласие,
- лад,
- договор,
- сотрудничество,
- сотворчество,
- дружба,
- любовь,
- Мир (общество)
- Мир (не война)
Обратите внимание на выделенное слово.
Слово учителя русского языка и литературы.
Слайд 5:
В Артиллерийском музее в Санкт-Петербурге открыта интереснейшая выставка «Поединок чести. Дуэль в России XVIII — начала XX века». Она рассказывает о тех благословенных временах, когда вопросы чести в России решались просто и быстро. Когда справедливость вершили не деньги и связи, не продажные милиционеры, беспринципные адвокаты, трусливые прокуроры и судьи, а шпага и пистолет. Для нашей страны «дуэльная» система была гораздо эффективнее судебной.
Оскорбления смывались исключительно кровью. Пиф-паф! И никакой волокиты.
Дуэль в России больше, чем дуэль!
Слайд 6:
Проблема:
- Насколько справедливее, терпимее и культурнее было бы сегодня российское общество, если бы в нем были разрешены дуэли?
Слайд 7:
Из какого языка пришло это слово и каково его значение?
- Дуэ́ль (фр. duel < лат. duellum — «поединок», «борьба двух») — строго регламентированный так называемым дуэльным кодексом поединок между двумя людьми, цель которого — удовлетворить желание одного из дуэлянтов (вызывающего на дуэль) ответить за нанесенное ему или его чести оскорбление с соблюдением максимально честных и равных условий боя.
- Как правило, дуэли происходят только внутри отдельных общественных слоев, и зачастую ассоциируются с аристократией, хотя на самом деле не привязаны ни к одному из них.
Слайд 8:
Словарная работа(учащимся предлагается определить значения слов с помощью толковых словарей (в т. ч. В.И.Даля), словарей иностранных слов, этимологических словарей).
- Дуэль –
- Сатисфакция –
- Бретёр –
- Секундант –
- Кодекс –
Слово учителя истории и обществознания
Слайд 9:
Дуэльный кодекс
- Согласно неписаному дуэльному кодексу оскорбленный требовал удовлетворения — сатисфакции, при этом получал право выбора оружия и рода дуэли. Остальное решали жребий и секунданты (равные по происхождению). Далее вырабатывался письменный документ с условиями дуэли.
- Обычно ее назначали в уединенном месте, чаще — рано утром. Пунктуальность тоже ценилась, опоздание более чем на 15 минут расценивалось как отказ от поединка. И пойди объясни потом, что проспал…
- В XVIII веке дуэльным оружием служили шпаги, позднее чаще использовались пистолеты. Правила дуэли запрещали такое знакомство с конкретным оружием, поэтому и секунданты, и дуэлянты должны были поклясться, что видят пистолеты в первый раз.
Отказ от поединка считался несмываемым позором, навсегда исключавшим «отказника» из общества порядочных людей.
Слайд 10:
Дуэльное оружие
- Рапира
- Шпага
- Пистолеты
Дуэльные пистолеты были легче обычных, но имели более длинный ствол. Особенно славились «стволы» французского мастера Анри Лепажа. В «Евгении Онегине» описана дуэль на кремневых пистолетах, а вот сам Пушкин стрелялся уже на капсюльных, гораздо более эффективных.
Слайд 11:
Дуэльный гарнитур А.С.Пушкина
Слайд 12:
Категории оскорблений, приводивших к дуэли:
Общепринятым было условное деление достаточных для дуэли оскорблений на три категории:
1)легкие — если оскорбление пусть и особо язвительное, но затрагивает несущественные стороны личности — внешность, манеры, привычки и т. д.; в таком случае оскорбленный мог выбрать только род оружия;
2) средней тяжести — если оно соединено с бранью; тогда оскорбленный мог выбрать род оружия и род дуэли (до первой крови, до тяжелой раны, до смерти);
3) тяжелые — если оскорблению сопутствовали рукоприкладство или особо тяжкие, порочащие обвинения; в таком случае потерпевший выбирал род оружия, род дуэли и назначал расстояние.
Слайд 13:
Итак, условия дуэли:
2) участников дуэли только двое (а не «стенка на стенку»), т. е. оскорбленный и его обидчик (отсюда само слово «дуэль»);
3) средство дуэли — смертоносное оружие (а не кулаки, как у купца Калашникова с Кирибеевичем);
4) наличие установленных обычаем правил (условий) дуэли, обязательных к строгому соблюдению.
Слайд 14:
Откуда пришёл обычай драться на дуэли в Россию?
Зародился этот обычай в эпоху позднего Средневековья. Придумали его рыцари с их маниакальной заботой о собственной чести. Дрались из-за женщин, за право владения землей, ради мести, а порой просто чтобы показать свою силу или «убрать» соперника.
Слайд 15: Формы дуэли в разных странах.
Слайд 16:
Феномен русской дуэли
- Русские бретеры, славящиеся своей отчаянностью, над такой «постановкой вопроса» посмеивались — они стрелялись обычно с 8–10 шагов. А бывали случаи — даже с полутора метров (!), фактически приставляя пистолеты ко лбу друг друга. Случались даже дуэли без секундантов и врачей, один на один. Порой стрелялись, стоя поочередно спиной к краю пропасти, чтобы в случае попадания раненый не остался в живых. Ну а высшим проявлением национального духа стала печально знаменитая «русская рулетка».
- Дуэльная жестокость не могла приветствоваться официальной властью во все времена.
Характерно высказывание Николая I:
«Я ненавижу дуэли; это — варварство; на мой взгляд, в них нет ничего рыцарского».
Слайд 17:
История запретов на дуэли
- Предположительно первой дуэлью в России можно считать поединок, состоявшийся в 1666 году в Москве между двумя наемными иностранными офицерами — шотландцем Патриком Гордоном и англичанином майором Монтгомери. Но в то время в среду русских этот обычай еще не проник.
Тем не менее единичные прецеденты заставили царевну Софью в указе от 25 октября 1682 года, разрешившем всем служилым людям Московского государства носить личное оружие, оговорить запрет на поединки.
Слайд 18:
Петр Великий, энергично насаждая в России европейские обычаи, поспешил предупредить распространение дуэлей жесткими законами против них.
Глава 49 петровского Воинского устава 1715 года, называвшаяся «Патент о поединках и начинании ссор», провозглашала: «Никакое оскорбление чести обиженного никаким образом умалить не может», потерпевший и свидетели происшествия обязаны были незамедлительно донести о факте оскорбления военному суду; недонесение тоже каралась. За сам вызов на дуэль полагалось лишение чинов и частичная конфискация имущества, за выход на поединок и обнажение оружия — смертная казнь с полной конфискацией имущества, не исключая и секундантов.
Слайд 19:
Со второй половины царствования ЕкатериныIIвсе чаще дуэли стали использоваться как средство отстаивания поруганной чести, наказания за них становились мягче.
Каковы последствия подобной лояльности?
Многие громкие дуэли приходятся на 20–40-е годы XIX века.
Это поединки
А.С.Пушкина с Дантесом,
К.Ф.Рылеева с князем Шаховским,
А.С.Грибоедова с Якубовичем,
М.Ю.Лермонтова с де Барантом и Мартыновым.
Слово учителя русского языка и литературы
Слайд 20:
Четверная дуэльв жизни А.С.Грибоедова
Слайд 21:
В 1817 году в Петербурге произошло столкновение между Шереметевым и графом Заводским из-за актрисы Истоминой. Она была любовницей Шереметева. Как-то, рассорившись с ним, она позволила Грибоедову отвезти ее к его приятелю, тому самому Заводскому, так сказать, попить чаю. А вернулась только через три дня. В итоге Шереметев обратился за помощью к известному бретеру Якубовичу. По условиям дуэли сначала Шереметев должен был стреляться с Заводским, а позже секунданты Якубович и Грибоедов — друг с другом. На дуэли Шереметев был смертельно ранен в живот. Якубовича «за участие» перевели на Кавказ, где он таки дождался приезда Грибоедова, отправлявшегося в Персию. Дуэль между былыми секундантами состоялась в 1818 году — Грибоедов был ранен в кисть левой руки. В 1828 году в Тегеране, после того как безумная толпа ворвалась в русское посольство, растерзанное тело Грибоедова опознали только лишь благодаря этому ранению.
Слайд 22:
Дуэли в жизни А.С.Пушкина
Стремление к независимости, обостренное чувство собственного достоинства, юношеская запальчивость, жажда военных подвигов и острых ощущений рано привели Пушкина к дуэлям. Пушкин выходил на поединок многократно, несколько наметившихся дуэлей не состоялось по разным причинам, часто из-за вмешательства друзей поэта.
Слайд 23: Смерть А.С.Пушкина
Слайд 24:
Место последней дуэли М.Ю.Лермонтова в Пятигорске на горе Машук.Слайд 25:
Таким образом, участие в дуэлях лучших людей России повлекло за собой их гибель в самом расцвете их творческих сил и дарований. Скольких великих произведений, задушевных творений лишились все последующие поколения русских людей и вся человеческая цивилизация в результате бездумного поведения непримирившихся дуэлянтов!
Место дуэли Пушкина. Санкт-Петербург. Чёрная речка.
Слайд 26:
Тема дуэли относится к сквозным темам русской литературы XIXвека.
Содержание элективного курса по литературе предполагает изучение следующих вопросов:
1.Какова история русской дуэли?
2.Как изображались и какую роль играли
1) поединки в произведениях А.С.Пушкина «Евгений Онегин»,
«Капитанская дочка», «Выстрел».
2) дуэль Печорина и Грушницкого в романе
М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
3) дуэль Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова
в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
4) сцена дуэли Долохова с Пьером Безуховым в романе
Л.Н.Толстого «Война и мир»?
Слайд 27:
Вопросы для «разминки»:
Перед вами имена некоторых известных дуэлянтов.
Отто Скорцени (был известным дуэлянтом, на его счету пятнадцать поединков на шпагах. От одной из дуэлей остался шрам на его левой щеке).Слайд 28:
Поединки в произведениях А.С.Пушкина
Отношение Пушкина к дуэли противоречиво: как наследник просветителей XVIIIвека, он видит в ней проявление «светской вражды», которая «дико… боится ложного стыда». В «Евгении Онегине» культ дуэли поддерживает Зарецкий – человек сомнительной честности. Однако в то же время дуэль – и средство защиты достоинства оскорбленного человека. Она ставит в один ряд таинственного бедняка Сильвио и любимца судьбы графа Б***(«Выстрел»), а для Петруши Гринёва дуэль со Швабриным – урок мужества и духовного взросления.
Дуэль – предрассудок, но честь, которая вынуждена обращаться к ее помощи, — не предрассудок.
Слайд 29:
Дуэль Печорина и Грушницкого в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
Автор показал, что перед лицом смерти герой романа оказался таким же двойственным, каким мы видели его на протяжении всего произведения. Ему искренне жаль Грушницкого, попавшего с помощью интриганов в глупое положение. Печорин готов был простить его, но в то же время не смог отказаться от дуэли в силу существо вавших в обществе предрассудков. Чувствуя свое одиночество среди водяного общества, среди людей, подобных Грушницкому, осуждая это общество, Печорин сам является рабом его Морали.
Печорин неоднократно говорит о своей двойственности, и двойствен- ность его, как мы видим, — не маска, а действительное состояние души. Сцена дуэли помогает оценить мятежность, противоречивость как самого Печори- на, так и автора, его создавшего.
Слайд 30:
Дуэль П.П.Кирсанова и Е.Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Сцена дуэли углубляет представления о личности Базарова: он оказывается намного человечней, чем заявляет о себе (помогает раненому Павлу Петровичу, наблюдает его как врач после ранения, чувствует к нему жалость, как к человеку преклонного возраста, глубоко несчастному и т. д.). Дуэль способствует обострению внутреннего конфликта Базарова. Она непосредственно связана с предысторией Павла Петровича: мы убеждаемся в том, что его жизненные неудачи не случайны — их причина в пассивно- созерцательном восприятии жизни, подмене истинного дела соблюдением определенного дворянского ритуала, по мысли Тургенева, не актуального. В то время как народ занимается трудом, господа "дируются".
Слайд 31:
Сцена дуэли Долохова с Пьером Безуховым в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Из этого эпизода мы узнаем, что Долохов грубым, самоуверенным, наглым кажется только снаружи, а на самом деле «…этот буян, бретер…был самый нежный сын и брат…». Здесь доказывается одно из утверждений автора, что не все так очевидно, понятно и однозначно, как кажется на первый взгляд. Жизнь намного сложнее и многообразнее, чем мы о ней думаем, знаем или предполагаем. Л.Н.Толстой показал, насколько изменяет человека экстремальная ситуация, открывает его настоящее лицо.
Великий философ Лев Николаевич Толстой учит быть гуманными, справедливыми, терпимыми к недостаткам и порокам людей, ибо «кто без греха».
Слайд 32:
Заключение по литературному экскурсу:
- Дуэль, во всем многообразии своих проявлений запечатлена в русской литературе XIX- начала XXвеков: от Бестужева-Марлинского и Пушкина до Чехова и Куприна.
- Писатели сосредотачивают свое внимание на психологии дуэлянта, на его состоянии и поведении во время поединка; художественные характеристики существенно дополняют документальные знания.
Анализ эпизодов дуэли из романов «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Отцы и дети», «Война и мир» обостряет восприятие смысла нравственных понятий честь, долг, дуэль. Прослеживается изменение отношения к дуэли у русских писателей (от защиты чести к убийству). Дуэль в России больше, чем дуэль…
Слово учителя истории и обществознания
Слайд 33:
Вернёмся к вопросу:
Насколько справедливее, терпимее и культурнее было бы сегодня российское общество, если бы в нем были разрешены дуэли?
Слайд 34:
Игровой момент:
Бросим перчатку:
У вас на столах две карточки – черная и белая, передайте белую карточку, если вы выступаете против дуэли, или черную — если вы приветствуете дуэль. Аргументируйте свой выбор.
За:
Дуэль –
- Быстрое и простое ( без волокиты и лишних свидетелей, по добровольному согласию участников) решение конфликта
- Соблюдение жёстких правил
- Видимостьторжества справедливости, мщения, доведённого до конца.
Против:
Дуэль –
- Жестокий смертоносный способ решения конфликта, убийство.
- Непредсказуемый исход, далёкий от наведения настоящей справедливости.
Преследуется законом.
Слайд 35:
Проблемный вопрос:
В настоящее время дуэли на шпагах и пистолетах не происходят.
Почему?
Дуэль – жестокий, антигуманный и порой скоропалительный способ разрешения конфликта в обход государственных законов, влекущий за собой человеческие жертвы.
Слайд 36:
Все споры в цивилизованном, гуманном обществе решаются иными способами. Какими?
Историческая справка:
XXвек
Лучшие представители русской интеллигенции и офицерства с их щепетильными понятиями о личной чести были революцией выброшены за борт, оказались на чужбине. В пролетарском государстве такие понятия, как честь и долг, поначалу вообще были объявлены пережитками эксплуататорского прошлого.
Затем начинается эпоха правового регулирования конфликтов.
В настоящее время дуэль запрещена законодательством большинства государств мира.
Слайд 37:
Дуэль— это как раз тот любопытнейший казус, когда мораль и право постоянно противоречат друг другу, когда понятие о защите чести и достоинства с оружием в руках сталкивается с неизменным стремлением государства регулировать эти вопросы правовыми средствами, с помощью суда. Именно поэтомуважно знать свои права и обязанности, чтобы уметь их отстаивать цивилизованными средствами.
На элективных курсах по гуманитарным предметам в старших классах много внимания уделяется изучению правовых вопросов.
Слайд 38:
Элективные курсы по истории и обществознанию, изучаемые в 10-11 классах.
- НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ КОНЦА 16 – НАЧАЛА 17 ВВ.
- ВВЕДЕНИЕ В ПРАВО. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО
- ПОЛИТИКА ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ НАС
УГОЛОВНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ
Слайд 39:
Элективные курсы по русскому языку и литературе, изучаемые в 10-11 классах.
- Культура речи
- Стилистика. Смысловая точность речи
- Социально-экономические мотивы в произведениях писателей XIXвека
- Образ литературного героя в психологическом аспекте
- Сквозные темы русской литературы XIXвека
(Содержание курса.
1. Тема любовного свидания в русской литературе.
2. Тема дуэли в произведениях русских писателей 19 века.
Смысл нравственных понятий честь, долг, дуэль.
Анализ эпизодов дуэли из романов «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Отцы и дети», «Война и мир». Изменение восприятия дуэли у русских писателей. Новые смысловые акценты (от защиты чести к убийству).
3. Тема бала в русской литературе.
4. Роль снов в раскрытии идейного содержания литературного произведения.
5. Деловой человек в русской литературе 19 века.
6.Лишний или странный человек в русской литературе.
7. Любимая героиня в русской литературе 19 века.
8. Маленький человек в русской литературе.)
Слайд 40: Спасибо за внимание.
Файлы: дуэли.ppt
Размер файла: 4435456 байт.