Автор конспекта:
Автор(ы): — Царева Наталья Александровна
Регион: — Московская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Класс(ы): — 10 класс
Предмет(ы): — Литература
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — методическая разработка
Краткое описание ресурса: —
внеклассное мероприятие по литературе Своя игра (по творчеству И.С.Тургенева)
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Тарасковская средняя
общеобразовательная школа»
Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 10-х классов "Своя игра"(по творчеству И.С.Тургенева)
Выполнила Царева Наталья Александровна
Тарасково, 2013 год
Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 10-х классов "Своя игра" (по творчеству И.С.Тургенева).
Цели проведения игры:
- развитие познавательной активности учащихся;
- формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой;
- выработка умения внимательного чтения художественного произведения;
- воспитание интереса к чтению.
Задачи:
- контроль, оценка и коррекция знаний учащихся
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, три лампы на столах участников игры.
Правила проведения игры:
Игра начинается с отборочного тура, в котором принимают участие все учащиеся класса. Вопросы отборочного тура на знание теории литературы, они звучат в устной форме. Трое учащихся, получившие по результатам отборочного тура наибольшее количество баллов, продолжают участие в игре. Остальные учащиеся распределяются на три команды болельщиков. В двух раундах на экране появляются таблицы с темами вопросов и количеством баллов за правильный ответ. По таблице участники выбирают ячейку с вопросом, право первого выбора принадлежит лидеру отборочного тура. По щелчку мыши учителем на указанную ячейку совершается переход по гиперссылке, и на экран выводится выбранный вопрос. После озвучивания учителем вопроса право ответа принадлежит тому участнику, кто первым нажмет кнопку лампы. При правильном ответе участнику прибавляется указанное количество баллов, при неверном – на этот вопрос отвечает другой участник. Если ни один из трех учащихся не дал правильного ответа, то предлагается ответить командам болельщиков. Затем после правильного ответа по щелчку мыши на значок “Назад” на экран осуществляется возврат таблицы, и выбор вопросов продолжается. По окончании первого раунда по щелчку мыши в любом месте слайда, кроме ячеек с баллами, совершается переход ко второму раунду, правила в котором остаются прежними.
В финальном раунде участники поочередно, начиная с участника набравшего наибольшее количество баллов, называют тему, которая им наименее интересна. И в итоге звучит вопрос оставшейся темы, который выводится на экран щелчком мыши на значок номера темы. На обдумывание вопроса отводится одна минута, по истечении времени участники сдают письменный ответ, за правильный ответ прибавляется 100 баллов. После подведения итогов объявляется победитель игры.
Ход игры
1) Отборочный тур
2) 1 раунд
3) 2 раунд
4) Финальный раунд
5) Подведение итогов игры
Вопросы отборочного тура:
1. К родам литературы относятся… (эпос, лирика, драма).
2. Совпадение звуков в конце стихотворных строк – это … (рифма).
3. Жанр лирики, короткое сатирическое стихотворение называется… (эпиграмма).
4. Авторское пояснение в драматическом произведении. Что это такое? (Ремарка)
5. Обязательным тропом в басне является… (аллегория).
6. Назовите двусложные размеры стиха. (Ямб, хорей)
7. Ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу. (Сюжет)
8. Расположение, построение произведения. (Композиция)
9. Книга, имеющий особый коммерческий успех, пользующаяся читательским спросом. (Бестселлер)
10. Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. (Гипербола)
11. Противопоставление образов, картин, слов, понятий. (Антитеза)
12. Основная мысль художественного произведения. (Идея)
13. Как называется момент наивысшего напряжения в художественном произведении? (Кульминация)
14. Разговор двух или нескольких лиц. (Диалог)
15. Событие, знаменующее начало развития действия в эпических и драматических произведениях. (Завязка)
16. Назовите трехсложные размеры стиха. (Дактиль, амфибрахий, анапест)
17. Широкоупотребительные меткие слова, образные выражения, известные изречения исторических лиц. (Крылатые выражения)
18. Небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение. (Притча)
19. Как называют подпись, которой автор заменяет своё настоящее имя? (Псевдоним)
20. Что такое изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим? (Сравнение)
21. Как называют науку об ораторском искусстве? (Риторика)
23. Короткий текст, помещаемый автором перед текстом сочинения и выражающий тему, идею, настроение произведения. (Эпиграф)
24. Разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел простирается до создания вымышленного, нереального мира. (Фантастика)
25. Как называют дословную выдержку из какого-либо текста или дословно приводимые чьи-то слова? (Цитата)
26. Как называется литературно-драматическое произведение, по которому ставится кинофильм? (Киносценарий)
27. Изображение событий в художественном произведении в их хронологической последовательности. (Фабула)
28. Отрывок художественного произведения, обладающий относительной законченностью. (Эпизод)
29. Театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов. (Феерия)
30. Большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвлённостью сюжета. (Роман)
1 раунд (слайд2)
Тема
Количество баллов
Вещи и предметы
10
20
30
Портрет
10
20
30
Имя
10
20
30
Жилище
10
20
30
—
“Вещи и предметы”
10 б.Кому принадлежат перечисленные вещи: длинный балахон с кистями, старая круглая шляпа? (Евгению Базарову «Отцы и дети»)
20б.Кому принадлежит томик стихов А. С. Пушкина? ( Николаю Петровичу Кирсанову «Отцы и дети».)
30 б.Кому принадлежат перечисленные предметы: вензель из волос в черной рамке и диплом под стеклом (Василию Ивановичу Базарову «Отцы и дети»)
“Портрет”
10 б.Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум. (Евгений Базаров «Отцы и дети»)
20 б. Когда она говорила, она очень мило улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Всё в ней было ещё молодо-зелено: и голосок, и пушок на всём лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи. Она беспрестанно краснела и быстро переводила дух. (Катя Локтева «Отцы и дети».)
30 б.Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана, красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какой-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица. (Анна Сергеевна Одинцова «Отцы и дети»)
“Имя”
10 б. Кому был посвящён роман «Отцы и дети»?(В.Г. Белинскому.)
20 б.Кого из героев романа «Отцы и дети» Д. И. Писарев назвал «маленьким Печориным»? (Павла Петровича Кирсанова)
30 б.В спорах Базаров отрицал искусство, любовь, при роду. Кто из героев романа был главным оппонентом Базарова по эстетическим вопросам? (Николай Петрович Кирсанов)
“Жилище”
10 б. Изящный кабинет, оклеенный по стенам красивыми обоями дикого цвета, с развешанным оружием на пёстром персидском ковре, с ореховою мебелью, обитой тёмно-зелёным трипом, с библиотекой…из старого чёрного дуба, с бронзовыми статуэтками на великолепном письменном столе, с камином. (Комната П.П. Кирсанова. «Отцы и дети»)
20 б.Это была просторная, высокая комната, убранная довольно роскошно, но без особенного вкуса. Тяжёлая дорогая мебель стояла в обычном чопорном порядке вдоль стен, обитых коричневыми обоями с золотыми разводами…Над средним диваном висел портрет обрюзглого белокурого мужчины. (Гостиная в доме Одинцовой. «Отцы и дети»)
30 б.Небольшой дворянский домик на московский манер находился в одной из нововыгоревших улиц города***. У дверей, над криво прибитою визитною карточкой, виднелась ручка колокольчика. (Дом Авдотьи Никитишны Кукшиной «Отцы и дети»)
2 раунд (слайд3)
Тема
Количество баллов
Представьтесь, пожалуйста!
20
30
40
Кому принадлежат слова?
20
30
40
Назови персонаж
20
30
40
Детали
20
30
40
—
“Представьтесь, пожалуйста!”
20 б.У вас хорошее имение в двести душ. Родились вы на юге России. До 14 лет воспитывались дома. В детстве храбростью не отличались и даже заслужили прозвище трусишка. В 1835 году закончили университет и вместе с родителями приехали в Петербург. Но вскоре родители ваши умерли. После срока траура вы женились на дочке одного чиновника, в которую влюбились при жизни ваших родителей. (Н.П. Кирсанов. «Отцы и дети».)
30 б.Вы владеете умением возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя никогда не потакали им. Но во что не верите. Вы охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном называете белибердой…, считаете рыцарские чувства чем-то вроде уродства. ( Евгений Базаров. «Отцы и дети».)
40 б. Вы к завтраку выходите в изящном утреннем костюме, на голове — маленькая феска. Вы сухи и рациональны, строги и консервативны в Вашем «англоманстве», в строгой приверженности принципам, в неспособности разделить чувства другого человека есть что-то закоснелое, мертвое, неподвижное, противостоящее живой русской жизни.(Павел Петрович Кирсанов)
“Кому принадлежат слова?”
20 б.«Это всё ему в голову синьор этот вбил, нигилист этот. Ненавижу я этого лекаришку; по-моему, он просто шарлатан; я уверен, что со всеми своими лягушками он и в физике далеко не ушел». (Павел Петрович Кирсанов)
30 б.«Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги, а нравственные болезни происходят от дурного воспитания…от безобразного состояния общества, одним словом, — исправьте общество, — и болезней не будет…» (Евгений Базаров. «Отцы и дети».)
40 б.«Хороша герцогиня, с первого раза пригласила к себе таких сильных аристократов, каковы мы с тобой» (Аркадий Кирсанов «Отцы и дети»)
“Назови персонаж”
20 б. У ней был благовоспитанный и приличный, но глуповатый муж и не было детей. Она внезапно уезжала за границу, внезапно возвращалась в Россию, вообще вела странную жизнь. Она слыла за легкомысленную кокетку, с увлечением предавалась всякого рода удовольствиям, танцевала до упаду, хохотала и шутила с молодыми людьми (Княгиня Р. «Отцы и дети»)
30 б.Блестящее воспитание, полученное ею в Петербурге, не подготовило её к перенесению забот по хозяйству и по дому, — к глухому деревенскому житью. Она не знала никого решительно в целом околотке, и посоветоваться ей было не с кем. (Анна Одинцова «Отцы и дети»)
40 б.Он имел о себе самое высокое мнение; тщеславие его не знало границ, но он держался просто, глядел одобрительно, слушал снисходительно и так добродушно смеялся, что на первых порах мог даже прослыть за «чудного малого». (Матвей Ильич Колязин «Отцы и дети»)
“Детали”
20б.Какая деталь в облике Базарова говорит о том, что это человек дела, человек труда? (Красная обнажённая рука)
30 б.Кому принадлежала серебряная пепельница в форме лаптя (Павлу Петровичу Кирсанову)
40 б.Что у Н.П. Кирсанова служило признаком внутреннего смущения? (Потирал лоб и брови рукою)
3 раунд (слайд 4 )
Тема
Количество баллов
Жанр
30
40
50
Факты биографии
30
40
50
Географические названия
30
40
50
—
«Жанр»
30 б.Какое произведение Тургенев считал началом своей литературной деятельности? (Поэма «Параша», которая появилась в печати в 1843 году).
40 б.Каким рассказом открывается цикл «Записки охотника»? («Хорь и Калиныч»)
50 б.Литературоведы называют эти произведения «лебединой песней» писателя. В них много грусти, но грусти светлой, пленительной. О каком жанре произведений И.С. Тургенева идёт речь? (Стихотворения в прозе)
«Факты биографии»
30 б.Какую роль сыграл цикл «Записки охотника» в судьбе И.С. Тургенева? (Писатель был сослан под надзор полиции в родовое имение Спасское.)
40 б.По происхождению И. С. Тургенев был…(дворянином)
50 б.И.С.Тургенев в течение 15 лет сотрудничал в журнале… («Современник»)
“Географические названия”
30 б.Где родился И.С. Тургенев? (Имение Спасское – Лутовиново недалеко от города Мценска Орловской губернии.)
40 б. Где (в каком городе) похоронен И.С.Тургенев? (В Петербурге)
50 б.Где жил С. И.Тургенев с1847 по 1850 годы? (В Париже)
Финальный раунд (слайд5 )
Любовь
Ссылка
Памятник
«Современник»
—
1. “Любовь”
В 1843 году И.С. Тургенев знакомится с женщиной, любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни. Кто эта женщина? (Полина Виардо)
2. “Ссылка”
В мае 1852 года И.С.Тургенев выслан в Спасское, где живет до декабря 1853 года. В хлопотах об освобождении писателя важную роль сыграл известный русский поэт. Назовите этого поэта. (А.К.Толстой)
3. “Памятник”
В 1880 году Тургенев И.С. участвует в торжествах в честь открытия памятника в Москве. Кому был посвящен этот памятник? (А.С. Пушкину)
4. “Современник”
В 1860 году произошел разрыв И.С.Тургенева с журналом «Современник», причиной которого стала статья Н.А.Добролюбова. Как называлась эта статья? («Когда же придет настоящий день?»)
Используемая литература и образовательные ресурсы:
- Биография И.С.Тургенева turgenev.org.ru ›biogr.htm
- «Словарь литературоведческих терминов» slovar.lib.ru
- Тесты по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» (10 класс) nsportal.ru ›Школа ›Литература ›…-turgeneva-ottsy-i-deti
- Тургенев И.С. «Отцы и дети». – М.1986
strong
Файлы: Презентация Своя игра.ppt
Размер файла: 4591616 байт.