Автор конспекта:
Автор(ы): — Апексимова Н.В.
Место работы, должность: — МОУ СОШ №10 г. Сердобск Учитель географии и биологии
Регион: — Пензенская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — География
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: — Урок можно провести в 8 классе перед изучением крупных ПТК
Урок-пролог « Природные символыРоссии»
— Задачи:
Образовательные:
· дать их физико-географическую характеристику природных объектов;
· создать максимальнополный образ природного уникума;
· расширить знания освязях природыичеловека.
Развивающие:
· способствовать развитиюпознавательного интересаучащихсяк изучениюприродынашейстраны;
· продолжить раскрытиеиндивидуальныхспособностей учащихся;
Воспитательные:
· продолжить воспитаниелюбвикнашейРодине – России;
· способствовать расширениюкругозора учащихсявпроцессеизучения курса «ПриродаРоссии»;
· привитиеучащимся интереса к самостоятельной творческойдеятельности.
— ХОДУРОКА:
1. Изучение нового материала.
СЛАЙД1:
Тема урока: «ПриродныесимволыРоссии»
Природа – единственная книга,
каждаястраница, которой полна
глубокого содержания.
И.В. Гёте
— — Вэтом учебномгоду выизучаете физическуюгеографиюРоссии, страны,где мывсе живём, географию нашейРодины.
Инапредыдущем урокевам было данопредложение
« Родина – это…..»
Вот как вы его продолжили.
СЛАЙД2:
Родина – это…
- важнейшаячасть жизнилюбого человека;
- место, гдеживут люди, которые любятдругдруга и всёто, чтоих окружает;
- моястрана, мояПензенскаяобласть, мояроднойгород, река Сердоба;
- где я родился, вырос, гдемойдом, моидрузья.
- большая семья за одним столом с чаем и бабушкиными блинами
— Укаждого извассвоё представление о Родине, но,тем не менее, нашаобщаяРодина -великая,необъятная Россия. А природаРоссии разнообразна инеповторима. Странараскинуласьна просторахЕвропы иАзии отарктическихпустыньнасевере до пустыньумеренного поясанаюге.Рассмотрев общиезакономерностиприроды России, выприступили к изучению физико-географическихрайонов страны. Вприродевсёудивительно, вкаждом крупномприродно-территориальном районе России естьпримечательныеучастки. И списокприродныхсимволов нашейстраны, можетбыть очень длинным. Нона прошломуроке из предложенных объектов вывыбрали тринаиболееярких, навашвзгляд, и наша цель на сегодняшнем урокедать их физико-географическую характеристику, создатьмаксимальнополныйобразприродного уникума, расширитьзнания о связяхприродыичеловека ипочувствовать единение с культурой иприродойРоссии.
— СЛАЙД3:
Цели урока
— Итак, наша творческаямастерская открывается.
Вотвыбранные вами природные объекты:
1. Озеро Байкал, которыйраскинулсясредигор Юга Сибири
2. Река Волга, входящая вприродныйкомплексВосточно-Европейскаяравнина
3. Гора Эльбрус,которыйнаходится вприродно-территориальномкомплексеБольшого Кавказа
Сейчас вы разделитесь натри группы, поколичеству природныхобъектов (на столы ставятсяпирамидки с названием объекта). Каждаягруппа получаетследующеезадание: «Опишите
природныйобъект (символ) последующему плану: эпиграф о нём, красочное описание, физико-географическая характеристика»
СЛАЙД 4:
«Опишитеприродныйобъект (символ) последующему плану: эпиграф о нём, красочное описание, физико-географическая характеристика»
Группамя раздаюлисты, накаждом ихкоторых – 4 фотографииприродного объекта иконверты. В конверте находятся эпиграфы и красочныеописания. Ваша задача из всего предложенногоматериала выбрать один эпиграф и однокрасочное описание, которое,на ваш, взгляднаиболееполно характеризуютобъект, и наклеить их рядомс 1 и 2 фотографиями.
Напротив третьегоизображения вы должны представить физико-географическуюхарактеристику. План ивариантыответов тоженаходятся вконверте. Опираясь на очерёдностьпунктов плана, вынаходитесредивариантов правильныйответ и приклеиваетеего.
Четвёртуюфотографию вы оставляетедляменя.
Времявыполнениязадания 10 минут, поистечениюкоторых вы представите нам своётворение.
Какиекомневопросыпозаданию?
—
Озеро Байкал
1. Эпиграфы:
А) Байкал. Он – величав и вечен,
В гранитной раме вырезной,
И весь – до донышка – просвечен,
И весь – до капельки – родной.
М. Сергеев
Б) И день души своей влюбленной
Несут Байкалу с давних лет
Рыбак, и труженик – ученый,
И живописец и поэт…
А. Твардовский
В) «Чудо природы во всех отношениях»
Л.С.Берг
Г) Чистой-чистой хрустальной чашей
Он лежит меж обрывистых скал,
Голубая жемчужина наша,
Легендарное море Байкал.
2. Красочноеописание:
А) Ни одно озеро в нашей стране не пользуется такой славой, как Байкал. Байкал стал Меккой ХХ века. Сюда едут тысячи туристов. И никто не остается равнодушным к красоте Байкала, его чистой и прозрачной воде, множеству красивых бухт, пляжей и окружающему его живописному озерно-альпийскому ландшафту, необозримым пространствам лесов и гор.
А. Твардовский
Б) "Святое море", "святое озеро", "святая вода" — так называли Байкал с незапамятных времен и коренные жители, и русские, пришедшие на его берега уже в XVII веке, и путешествующие иноземцы, преклоняясь перед его величественной неземной красотой.
Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса и алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства. Мы с рождения впитываем в себя картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени определяют нашу человеческую суть. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы — часть их. И все-таки у Природы есть свои любимцы, которые она при создании отделывает с особым тщанием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, и Байкал.
Валентин Распутин
3. Физико-географическое описание объекта
План описания озёра
1. В какой частистраны расположено озеро?
2. Между какими параллелями и меридианами располагается?
3. Происхождение котловины.
4. Сточное или бессточное. Впадающие или вытекающие реки.
5. Солёное или пресное?
6. Органический мир озера.
— 1. На каком материке, и в какой его части расположено озеро?
А) наюге Сибири
Б) на севереДальнего Востока
В) на югеУрала
Г) на юго-западеВосточно-Европейской равнины
2. Между какими параллелями и меридианами располагается?
А) 40 – 50 с.ш.; 70-80 в.д.
Б) 50-55 с.ш.; 105-110 в.д.
В) 60-65 с.ш.; 30-40 в.д.
Г) 45-48 с.ш.; 58-62 в.д.
3. Происхождение котловины:
А)вулканическая котловина
Б)термокарстовая котловина
В) ледниковая
Г)тектоническая котловина(вграбене) .
4. Сточное или бессточное. Впадающие или вытекающие реки
А) бессточное.Впадаютдвереки – Амударья и Сырдарья
Б) сточное. Впадает и вытекает большоеколичество рек
В) сточное. Внего впадает 336 рек и ручьев, а вытекает одна Ангара.
Г) сточное. Впадает ивытекаетоднарека
5. Солёное или пресное:
А) наполовину пресное и солёное
Б) пресное. Вода в озере является эталоном чистоты
В) солёное. Солёность составляет 300 промиллей.
Г) пресное. Самое крупное пресное озероЕвропы
6. Органическиймирозера:
А) оченьбеден
Б) здесьвстречаются от 1500видовживотных и свыше 1000 видоврастений. Более 70 % -являютсяэндемиками.
В) встречаются тольководоросли
Река Волга
1. Эпиграфы:
А) На реке человек оживал и жил с нею
душа в душу. Он любил свою реку…
В разговорную речь вошли такие
уважительные и ласковые слова, как
Волга-матушка, Амур-батюшка,
Енисей- богатырь, Ока-красавица»
/В.О.Ключевский/
Б) «Вода — зеркало красоты, вечно созидающейся в нашей неистощимой, неисчерпаемой Вселенной. И слава той стране, которая нашла для своего лика могучую реку. Нет Египта без Нила, нет Индии без Ганга, есть в ряду величайших прекраснейших стран Россия, потому что у нее есть Волга»
К. Бальмонт
В) «И когда тебя втянет в простор этот синий,
И когда ты с рекою бессмертной, родной,
Только выдохнешь:
- Волга!
-Только скажешь:
- Россия!-
Да умоешься вечно живою водой!
Н. Благов
Г) О Волга! После многих лет
Я вновь принес тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава, как была.
О Волга! Колыбель моя.
Н. Некрасов
2. Красочноеописание:
А) «Волга представлялась мне какой-то музыкальной пьесой, вроде «Камаринской» Глинки. Она начиналась заунывными мотивами, тянущимися бесконечной линией до Углича, Ярославля, переходила в красивые мелодии в Плесе, Чебоксарах, до Казана; волновалась, дробилась, уходила в бесконечные дали под Симбирском и, наконец, в Жигулях разразилась таким могучим трепаком, такой забирающей «Камаринской», что мы сами невольно заплясали — руками, карандашами и готовы были пуститься вприсядку…».
И.Репин
Б) Солнечная река, река счастья. Десятки народов молились ей как живому существу, потоку энергии, чистой любви. До сих пор перелетные птицы, которые летят с севера на юг, стекаются сначала к Волге, а потом движутся точно вдоль реки, повторяя малейшие ее изгибы.
Из всех рек на земном шаре только Волга удостоилась чести называться Великой. И арабы, и византийцы, и кочевые племена долгое время называли ее Итиль — Река рек. Затем она стала Волгой — Светлой.
В) Свинцово-синяя вода впитала в себя синь небес; отлогие берега, на которых «раскиданы» величественные каменные храмы — сторожевые земли русской. Ведь когда-то по этим водам плавали разбойничьи струги Степана Разина, полчища иноземцев вторгались в эти исконно русские земли, устремляясь к сердцу страны — Волге. Сейчас она мощно несет свои величественные воды в Каспийское море. Река — труженица, кормилица и рубеж, за который уже невозможно перейти, «не пустят» непрошеных гостей.
3. Физико-географическое описание объекта
План описания реки
1.В какой части страны течет река
2. Где берет начало, куда впадает, в каком направлении течет
3. Характер течения реки в его зависимость от рельефа
местности
4. Тип питания реки
5. Режим реки и его зависимость от климата
1. В какой части страны течет река
А)насевереСибири
Б) вЕвропейскойчасти России.
В) в азиатскойчастистраны
Г) на юго-востоке России
2. Где берет начало, куда впадает, в каком направлении течет:
А)исток — на северных склонах Среднерусской возвышенности, впадает в Таганрогский залив Азовского моря. Всреднем течении- с северо-запада наюго-восток, внижнем – ссеверо -востока наюго-запад.
Б) исток- слияние двух рек, устье — Карское море. Течётсюганасевер
В) исток озеро Байкал, устье- река Енисей. Протекает с юго-востока насеверо-запад.
Г) исток — родник у деревниВолговерховье в Тверскойобласти, устье – Каспийскоеморе. В верхнем и среднемтечении – с северо-запада наюго-восток, в нижнем – ссеверанаюг.
3. Характер течения реки в зависимость от рельефа местности:
А)река с ярко выраженным горным характером
Б) типичнаяравниннаярека
4. Типпитания реки:
А) основное питаниеосуществляется снеговыми (60 % годового стока), грунтовыми (30 %) и дождевыми (10 %) водами.
Б) питание главным образом родниковое и снеговое.
В) большую роль играет ледниковое и дождевое питание.
Г) питание реки преимущественно снеговое.
5. Режим реки и как он зависимость от климата:
А) река с весенним половодьем (апрель — июнь), малаяводностью в период летней и зимней межени и осенниедождевыепаводки
Б) половодье в тёплую часть года с наивысшим подъёмом в июле-августе.
В) отличается высоким весенним половодьем и низкой меженью в остальное время года
Г) в верхнем течении половодье — с начала апреля, в среднем — со второй половины апреля, а в нижнем — с конца апреля — начала мая.
Эльбрус
1. Эпиграфы
— А) Полуночного ветра безумны стенанья,
И проклятьем живому гремит камнепад.
Ты опять никому в целом мире не рад,
Леденящая ярость в могучем дыханье.
Г. Иванченко
Б) И в ихкругу колосс двуглавый,
В венце блистая ледяном,
Эльбрус, огромный, величавый,
Белел на небе голубом.
А.С. Пушкин
— — В) И вдалеке передтобой,
Одетыголубымтуманом,
Горавздымаласьнад горой,
И всонме их гигант двуглавый
Ужасною и величавой
Там всёблистает красотой….
В. А. Жуковский
— — Г)О Эльбрус! Обними меня, милый,
Тёплым камнем судьбу обогрей.
К. Хетагуров
—
— — 2. Красочное описание
А) С давних времён Эльбрус окружает завеса таинственности. Время сложило и оставило в памяти поколений огромное количество легенд. Одна из них гласит, что когда Бог делил землю между народами, кабардинцы и балкарцы проспали, и им земли не хватило. Тогда они преподнесли Всевышнему своё вино, которое оказалось столь великолепным, что Бог уступил им припасённый для себя залитый солнцем райский уголок с красавицей рекой и белоснежными горными вершинами во главе с могучим исполином Эльбрусом.
Б) Эльбрус – незабываемаявершина. Ктопобывалнапрекрасный строгийконтур, блесквечныхснегов ифиолетовоенебонаднам. Многихвлекутксебестрогие, поразительнокрасивыеформывеликана, вершинакоторого первойсредигор встречаетсолнце идольшевсехкупаетсяв еголучах.
— А. Гусев
В) КомудоведётсяподнятьсянавершинуЭльбруса, тотувидитнеобъятныепросторынашей Родины. НасеверуходитбескрайняяравнинаКубани, наюге,востоке и западераскинулисьхребтыКавказа. СолнечнаяГрузия видназастенойглавногохребта.
— — 3. Физико-географическое описание объекта
Планописаниягор:
1.Всостав какойгорнойсистемывходит
2. В какойчастистранынаходятсягоры
3. Время образования горы
4. Особенности образования горы
5. Абсолютная высота горы
6.Географическиекоординаты вершины горы
— — 1.Всостав какойгорнойсистемывходит гора:
А) в состав Большого Кавказа
Б) в состав Уральскихгор
В) всоставгорЮжнойСибири
Г) всостав хребтов Забайкалья и Прибайкалья
2. Вкакойчасти страны находятсягоры:
А)наюгеДальнего Востока
Б) на юге европейскойчастиРоссии
В) на западе Русскойравнины
Г) навостоке страны
— 3. Время образования горы:
А) областигерцинскойскладчатости
Б) области кайнозойской (альпийско-гималайской) складчатости
В) области мезозойскойскладчатости
Г)области байкальской ираннекаледонскойскладчатости
4. Особенности образования горы:
А)высокийдействующийвулкан
Б) двухвершинный конуспотухшеговулкана
В )впалеозое гора быларазрушена,в неоген-четвертичное время гораиспыталаподнятие
— 5. Абсолютная высотагоры:
А) абсолютная высота — 5642 м
Б) абсолютная высота — 2469 м,
В) абсолютная высота — 4750 м
Г) абсолютная высота — 1895 м
— 6. Географическиекоординаты вершины горы:
А)43° с.ш., 45° в.д.
Б) 65° с.ш., 60° в.д.
В) 56° с.ш. и 199° в. д.
Г) 54° с.ш., 58°в.д.
— Время, отведённоена выполнение творческого задания,подошлокконцу. Япопрошугруппывыступить срезультатамисвоейработы.
— Итак, перваягруппа -озероБайкал.
— Итак, Байкал, одно изнеповторимыхчудеспланеты.
Объёмвпадины грандиозен – 23тысячикубокилометра, этопятаячастьпресныхводвсейпланеты. СтолькожеводывмещаетцелоеБалтийскоеморе. Сколько бы могли прожить люди Земли на байкальской воде? 40лет.
По мнению некоторых геофизиков, Байкал можно считать зарождающимся океаном.
УБайкалауникальномногое: ипроисхождениеозёрнойкотловины, икристальночистаявода, икак бымузейнаясохранность сотен видов древнихживотных. Акрасотаозера! Еютеперьлюбуютсясорбитсвоихполётов дажекосмонавты.
— — Втораягруппа – рекаВолка.
— Самая длинная и многоводная река Русской равнины и всей Европы, Волга — факт истории и культуры, любовь России, мать русских рек.
Её бассейн занял более трети Русской равнины, ветвями могучего древа выглядит на карте система волжских притоков. Сотни рек и речушек, текущих с Уральских гор и рождающихся на равнине питают Волгу, давая ей 250 кубокилометров воды в год.
Пятая по длине река России,
Волга, пересекает на своём пути пять природных зон.
Ныне Волга превратилась в грандиозную лестницу с зеркальными ступенями водохранилищ, зарегулировавших её сток. Вода, падающая с плотин, обеспечивает энергией города и сёла Русской равнины. Каналами река соединена с пятью морями. Это река- труженица, артерия жизни, и Волга же- дивный мир покоя и отдыха, чудесная трасса для водных путешествий.
— — Третьягруппа – гораЭльбрус.
Уснувшийвулкан Эльбрус находится в самом сердце Центрального Кавказа. Его снежно- ледниковая шапка высоко парит над гребнями соседних гор. 5642 метра- самая большая высота в России.
Белый шатёр Эльбруса, оканчивающийся светло- зелёными щупальцами ледников, занимает площадь 144 квадратных километра. В отдельных местах толщина снега и льда достигает нескольких сотен метров. Всего на склонах Эльбруса насчитывается 77 ледников, из них берут начало три большие реки, одна среди которых — Кубань.
Ниже по склонам отчётливо выражена высотная поясность- мягкие и пёстрые ковры альпийских лугов сменяются густыми лиственными и хвойными леса.
— — — Ивсё-таки сегодняшнийурокмне бы хотелосьзавершить выбором одного природного символанашейвеликойстраны – лучшегосредиравных. Укаждого настолележатжетоны. Япройду, авыпроголосуйтетолькозаодинприродныйобъект.
— Апокавыголосуете, ияподсчитываюколичествожетонов, послушайтемнениепоэтомувопросужителей нашегогорода – учителей иучеников.
— Торжественныймомент. Высчитаете, что природноелицоРоссии – река Волга. Ипоэтомувконценашегоурокамне хотелось бы предложитьвамещёраз полюбоватьсяэтойкрасавицей.
— Слайды сизображениемВолги.
Файлы: 1.ppt
Размер файла: 871424 байт.