Автор конспекта:
Автор(ы): — Апексимова Н.В.

Место работы, должность: — МОУ СОШ №10 г. Сердобск Учитель географии и биологии

Регион: — Пензенская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — География

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: — Урок можно провести в 8 классе перед изучением крупных ПТК

Урок-пролог « Природные символыРоссии»
Задачи:
Образовательные:
· дать их физико-географическую характеристику природных объектов;
· создать максимальнополный образ природного уникума;
· расширить знания освязях природыичеловека.
Развивающие:
· способствовать развитиюпознавательного интересаучащихсяк изучениюприродынашейстраны;
· продолжить раскрытиеиндивидуальныхспособностей учащихся;
Воспитательные:
· продолжить воспитаниелюбвикнашейРодине – России;
· способствовать расширениюкругозора учащихсявпроцессеизучения курса «ПриродаРоссии»;
· привитиеучащимся интереса к самостоятельной творческойдеятельности.
ХОДУРОКА:
1. Изучение нового материала.

СЛАЙД1:
Тема урока: «ПриродныесимволыРоссии»

Природа – единственная книга,
каждаястраница, которой полна
глубокого содержания.
И.В. Гёте
— — Вэтом учебномгоду выизучаете физическуюгеографиюРоссии, страны,где мывсе живём, географию нашейРодины.
Инапредыдущем урокевам было данопредложение
« Родина – это…..»
Вот как вы его продолжили.

СЛАЙД2:
Родина – это…
- важнейшаячасть жизнилюбого человека;
- место, гдеживут люди, которые любятдругдруга и всёто, чтоих окружает;
- моястрана, мояПензенскаяобласть, мояроднойгород, река Сердоба;
- где я родился, вырос, гдемойдом, моидрузья.
- большая семья за одним столом с чаем и бабушкиными блинами

Укаждого извассвоё представление о Родине, но,тем не менее, нашаобщаяРодина -великая,необъятная Россия. А природаРоссии разнообразна инеповторима. Странараскинуласьна просторахЕвропы иАзии отарктическихпустыньнасевере до пустыньумеренного поясанаюге.Рассмотрев общиезакономерностиприроды России, выприступили к изучению физико-географическихрайонов страны. Вприродевсёудивительно, вкаждом крупномприродно-территориальном районе России естьпримечательныеучастки. И списокприродныхсимволов нашейстраны, можетбыть очень длинным. Нона прошломуроке из предложенных объектов вывыбрали тринаиболееярких, навашвзгляд, и наша цель на сегодняшнем урокедать их физико-географическую характеристику, создатьмаксимальнополныйобразприродного уникума, расширитьзнания о связяхприродыичеловека ипочувствовать единение с культурой иприродойРоссии.
СЛАЙД3:
Цели урока
Итак, наша творческаямастерская открывается.
Вотвыбранные вами природные объекты:
1. Озеро Байкал, которыйраскинулсясредигор Юга Сибири
2. Река Волга, входящая вприродныйкомплексВосточно-Европейскаяравнина
3. Гора Эльбрус,которыйнаходится вприродно-территориальномкомплексеБольшого Кавказа
Сейчас вы разделитесь натри группы, поколичеству природныхобъектов (на столы ставятсяпирамидки с названием объекта). Каждаягруппа получаетследующеезадание: «Опишите
природныйобъект (символ) последующему плану: эпиграф о нём, красочное описание, физико-географическая характеристика»

СЛАЙД 4:
«Опишитеприродныйобъект (символ) последующему плану: эпиграф о нём, красочное описание, физико-географическая характеристика»

Группамя раздаюлисты, накаждом ихкоторых – 4 фотографииприродного объекта иконверты. В конверте находятся эпиграфы и красочныеописания. Ваша задача из всего предложенногоматериала выбрать один эпиграф и однокрасочное описание, которое,на ваш, взгляднаиболееполно характеризуютобъект, и наклеить их рядомс 1 и 2 фотографиями.
Напротив третьегоизображения вы должны представить физико-географическуюхарактеристику. План ивариантыответов тоженаходятся вконверте. Опираясь на очерёдностьпунктов плана, вынаходитесредивариантов правильныйответ и приклеиваетеего.
Четвёртуюфотографию вы оставляетедляменя.
Времявыполнениязадания 10 минут, поистечениюкоторых вы представите нам своётворение.
Какиекомневопросыпозаданию?

Озеро Байкал
1. Эпиграфы:
А) Байкал. Он – величав и вечен,
В гранитной раме вырезной,
И весь – до донышка – просвечен,
И весь – до капельки – родной.
М. Сергеев

Б) И день души своей влюбленной
Несут Байкалу с давних лет
Рыбак, и труженик – ученый,
И живописец и поэт
А. Твардовский


В) «Чудо природы во всех отношениях»
Л.С.Берг

Г) Чистой-чистой хрустальной чашей
Он лежит меж обрывистых скал,
Голубая жемчужина наша,
Легендарное море Байкал.



2. Красочноеописание:

А) Ни одно озеро в нашей стране не пользуется такой славой, как Байкал. Байкал стал Меккой ХХ века. Сюда едут тысячи туристов. И никто не остается равнодушным к красоте Байкала, его чистой и прозрачной воде, множеству красивых бухт, пляжей и окружающему его живописному озерно-альпийскому ландшафту, необозримым пространствам лесов и гор.
А. Твардовский


Б) "Святое море", "святое озеро", "святая вода" — так называли Байкал с незапамятных времен и коренные жители, и русские, пришедшие на его берега уже в XVII веке, и путешествующие иноземцы, преклоняясь перед его величественной неземной красотой.
Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса и алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства. Мы с рождения впитываем в себя картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени определяют нашу человеческую суть. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы — часть их. И все-таки у Природы есть свои любимцы, которые она при создании отделывает с особым тщанием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, и Байкал.
Валентин Распутин
3. Физико-географическое описание объекта

План описания озёра
1. В какой частистраны расположено озеро?
2. Между какими параллелями и меридианами располагается?
3. Происхождение котловины.
4. Сточное или бессточное. Впадающие или вытекающие реки.
5. Солёное или пресное?
6. Органический мир озера.
1. На каком материке, и в какой его части расположено озеро?
А) наюге Сибири
Б) на севереДальнего Востока
В) на югеУрала
Г) на юго-западеВосточно-Европейской равнины

2. Между какими параллелями и меридианами располагается?
А) 40 – 50 с.ш.; 70-80 в.д.
Б) 50-55 с.ш.; 105-110 в.д.
В) 60-65 с.ш.; 30-40 в.д.
Г) 45-48 с.ш.; 58-62 в.д.

3. Происхождение котловины:
А)вулканическая котловина
Б)термокарстовая котловина
В) ледниковая
Г)тектоническая котловина(вграбене) .

4. Сточное или бессточное. Впадающие или вытекающие реки
А) бессточное.Впадаютдвереки – Амударья и Сырдарья
Б) сточное. Впадает и вытекает большоеколичество рек
В) сточное. Внего впадает 336 рек и ручьев, а вытекает одна Ангара.
Г) сточное. Впадает ивытекаетоднарека

5. Солёное или пресное:
А) наполовину пресное и солёное
Б) пресное. Вода в озере является эталоном чистоты
В) солёное. Солёность составляет 300 промиллей.
Г) пресное. Самое крупное пресное озероЕвропы

6. Органическиймирозера:
А) оченьбеден
Б) здесьвстречаются от 1500видовживотных и свыше 1000 видоврастений. Более 70 % -являютсяэндемиками.
В) встречаются тольководоросли


Река Волга
1. Эпиграфы:
А) На реке человек оживал и жил с нею
душа в душу. Он любил свою реку…
В разговорную речь вошли такие
уважительные и ласковые слова, как
Волга-матушка, Амур-батюшка,
Енисей- богатырь, Ока-красавица»
/В.О.Ключевский/

Б) «Вода — зеркало красоты, вечно созидающейся в нашей неистощимой, неисчерпаемой Вселенной. И слава той стране, которая нашла для своего лика могучую реку. Нет Египта без Нила, нет Индии без Ганга, есть в ряду величайших прекраснейших стран Россия, потому что у нее есть Волга»
К. Бальмонт

В) «И когда тебя втянет в простор этот синий,
И когда ты с рекою бессмертной, родной,
Только выдохнешь:
- Волга!
-Только скажешь:
- Россия!-
Да умоешься вечно живою водой!
Н. Благов

Г) О Волга! После многих лет
Я вновь принес тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава, как была.

О Волга! Колыбель моя.
Н. Некрасов



2. Красочноеописание:
А) «Волга представлялась мне какой-то музыкальной пьесой, вроде «Камаринской» Глинки. Она начиналась заунывными мотивами, тянущимися бесконечной линией до Углича, Ярославля, переходила в красивые мелодии в Плесе, Чебоксарах, до Казана; волновалась, дробилась, уходила в бесконечные дали под Симбирском и, наконец, в Жигулях разразилась таким могучим трепаком, такой забирающей «Камаринской», что мы сами невольно заплясали — руками, карандашами и готовы были пуститься вприсядку…».
И.Репин



Б) Солнечная река, река счастья. Десятки народов молились ей как живому существу, потоку энергии, чистой любви. До сих пор перелетные птицы, которые летят с севера на юг, стекаются сначала к Волге, а потом движутся точно вдоль реки, повторяя малейшие ее изгибы.
Из всех рек на земном шаре только Волга удостоилась чести называться Великой. И арабы, и византийцы, и кочевые племена долгое время называли ее Итиль — Река рек. Затем она стала Волгой — Светлой.

В) Свинцово-синяя вода впитала в себя синь небес; отлогие берега, на которых «раскиданы» величественные каменные храмы — сторожевые земли русской. Ведь когда-то по этим водам плавали разбойничьи струги Степана Разина, полчища иноземцев вторгались в эти исконно русские земли, устремляясь к сердцу страны — Волге. Сейчас она мощно несет свои величественные воды в Каспийское море. Река — труженица, кормилица и рубеж, за который уже невозможно перейти, «не пустят» непрошеных гостей.

3. Физико-географическое описание объекта

План описания реки
1.В какой части страны течет река
2. Где берет начало, куда впадает, в каком направлении течет
3. Характер течения реки в его зависимость от рельефа
местности
4. Тип питания реки
5. Режим реки и его зависимость от климата

1. В какой части страны течет река
А)насевереСибири
Б) вЕвропейскойчасти России.
В) в азиатскойчастистраны
Г) на юго-востоке России

2. Где берет начало, куда впадает, в каком направлении течет:
А)исток — на северных склонах Среднерусской возвышенности, впадает в Таганрогский залив Азовского моря. Всреднем течении- с северо-запада наюго-восток, внижнем – ссеверо -востока наюго-запад.
Б) исток- слияние двух рек, устье — Карское море. Течётсюганасевер
В) исток озеро Байкал, устье- река Енисей. Протекает с юго-востока насеверо-запад.
Г) исток — родник у деревниВолговерховье в Тверскойобласти, устье – Каспийскоеморе. В верхнем и среднемтечении – с северо-запада наюго-восток, в нижнем – ссеверанаюг.

3. Характер течения реки в зависимость от рельефа местности:
А)река с ярко выраженным горным характером
Б) типичнаяравниннаярека

4. Типпитания реки:
А) основное питаниеосуществляется снеговыми (60 % годового стока), грунтовыми (30 %) и дождевыми (10 %) водами.
Б) питание главным образом родниковое и снеговое.
В) большую роль играет ледниковое и дождевое питание.
Г) питание реки преимущественно снеговое.


5. Режим реки и как он зависимость от климата:
А) река с весенним половодьем (апрель — июнь), малаяводностью в период летней и зимней межени и осенниедождевыепаводки
Б) половодье в тёплую часть года с наивысшим подъёмом в июле-августе.
В) отличается высоким весенним половодьем и низкой меженью в остальное время года
Г) в верхнем течении половодье — с начала апреля, в среднем — со второй половины апреля, а в нижнем — с конца апреля — начала мая.



Эльбрус
1. Эпиграфы
А) Полуночного ветра безумны стенанья,
И проклятьем живому гремит камнепад.
Ты опять никому в целом мире не рад,
Леденящая ярость в могучем дыханье.
Г. Иванченко
Б) И в ихкругу колосс двуглавый,
В венце блистая ледяном,
Эльбрус, огромный, величавый,
Белел на небе голубом.
А.С. Пушкин
— — В) И вдалеке передтобой,
Одетыголубымтуманом,
Горавздымаласьнад горой,
И всонме их гигант двуглавый
Ужасною и величавой
Там всёблистает красотой….
В. А. Жуковский
— — Г)О Эльбрус! Обними меня, милый,
Тёплым камнем судьбу обогрей.
К. Хетагуров

— — 2. Красочное описание

А) С давних времён Эльбрус окружает завеса таинственности. Время сложило и оставило в памяти поколений огромное количество легенд. Одна из них гласит, что когда Бог делил землю между народами, кабардинцы и балкарцы проспали, и им земли не хватило. Тогда они преподнесли Всевышнему своё вино, которое оказалось столь великолепным, что Бог уступил им припасённый для себя залитый солнцем райский уголок с красавицей рекой и белоснежными горными вершинами во главе с могучим исполином Эльбрусом.

Б) Эльбрус – незабываемаявершина. Ктопобывалнапрекрасный строгийконтур, блесквечныхснегов ифиолетовоенебонаднам. Многихвлекутксебестрогие, поразительнокрасивыеформывеликана, вершинакоторого первойсредигор встречаетсолнце идольшевсехкупаетсяв еголучах.
А. Гусев


В) КомудоведётсяподнятьсянавершинуЭльбруса, тотувидитнеобъятныепросторынашей Родины. НасеверуходитбескрайняяравнинаКубани, наюге,востоке и западераскинулисьхребтыКавказа. СолнечнаяГрузия видназастенойглавногохребта.


— — 3. Физико-географическое описание объекта

Планописаниягор:

1.Всостав какойгорнойсистемывходит
2. В какойчастистранынаходятсягоры
3. Время образования горы
4. Особенности образования горы
5. Абсолютная высота горы
6.Географическиекоординаты вершины горы
— — 1.Всостав какойгорнойсистемывходит гора:
А) в состав Большого Кавказа
Б) в состав Уральскихгор
В) всоставгорЮжнойСибири
Г) всостав хребтов Забайкалья и Прибайкалья

2. Вкакойчасти страны находятсягоры:
А)наюгеДальнего Востока
Б) на юге европейскойчастиРоссии
В) на западе Русскойравнины
Г) навостоке страны
3. Время образования горы:
А) областигерцинскойскладчатости
Б) области кайнозойской (альпийско-гималайской) складчатости
В) области мезозойскойскладчатости
Г)области байкальской ираннекаледонскойскладчатости

4. Особенности образования горы:
А)высокийдействующийвулкан
Б) двухвершинный конуспотухшеговулкана
В )впалеозое гора быларазрушена,в неоген-четвертичное время гораиспыталаподнятие
5. Абсолютная высотагоры:
А) абсолютная высота — 5642 м
Б) абсолютная высота — 2469 м,
В) абсолютная высота — 4750 м
Г) абсолютная высота — 1895 м
6. Географическиекоординаты вершины горы:
А)43° с.ш., 45° в.д.
Б) 65° с.ш., 60° в.д.
В) 56° с.ш. и 199° в. д.
Г) 54° с.ш., 58°в.д.
Время, отведённоена выполнение творческого задания,подошлокконцу. Япопрошугруппывыступить срезультатамисвоейработы.
Итак, перваягруппа -озероБайкал.
Итак, Байкал, одно изнеповторимыхчудеспланеты.
Объёмвпадины грандиозен – 23тысячикубокилометра, этопятаячастьпресныхводвсейпланеты. СтолькожеводывмещаетцелоеБалтийскоеморе. Сколько бы могли прожить люди Земли на байкальской воде? 40лет.
По мнению некоторых геофизиков, Байкал можно считать зарождающимся океаном.
УБайкалауникальномногое: ипроисхождениеозёрнойкотловины, икристальночистаявода, икак бымузейнаясохранность сотен видов древнихживотных. Акрасотаозера! Еютеперьлюбуютсясорбитсвоихполётов дажекосмонавты.
— — Втораягруппа – рекаВолка.
Самая длинная и многоводная река Русской равнины и всей Европы, Волга — факт истории и культуры, любовь России, мать русских рек.
Её бассейн занял более трети Русской равнины, ветвями могучего древа выглядит на карте система волжских притоков. Сотни рек и речушек, текущих с Уральских гор и рождающихся на равнине питают Волгу, давая ей 250 кубокилометров воды в год.
Пятая по длине река России,
Волга, пересекает на своём пути пять природных зон.
Ныне Волга превратилась в грандиозную лестницу с зеркальными ступенями водохранилищ, зарегулировавших её сток. Вода, падающая с плотин, обеспечивает энергией города и сёла Русской равнины. Каналами река соединена с пятью морями. Это река- труженица, артерия жизни, и Волга же- дивный мир покоя и отдыха, чудесная трасса для водных путешествий.
— — Третьягруппа – гораЭльбрус.

Уснувшийвулкан Эльбрус находится в самом сердце Центрального Кавказа. Его снежно- ледниковая шапка высоко парит над гребнями соседних гор. 5642 метра- самая большая высота в России.
Белый шатёр Эльбруса, оканчивающийся светло- зелёными щупальцами ледников, занимает площадь 144 квадратных километра. В отдельных местах толщина снега и льда достигает нескольких сотен метров. Всего на склонах Эльбруса насчитывается 77 ледников, из них берут начало три большие реки, одна среди которых — Кубань.
Ниже по склонам отчётливо выражена высотная поясность- мягкие и пёстрые ковры альпийских лугов сменяются густыми лиственными и хвойными леса.
— — — Ивсё-таки сегодняшнийурокмне бы хотелосьзавершить выбором одного природного символанашейвеликойстраны – лучшегосредиравных. Укаждого настолележатжетоны. Япройду, авыпроголосуйтетолькозаодинприродныйобъект.
Апокавыголосуете, ияподсчитываюколичествожетонов, послушайтемнениепоэтомувопросужителей нашегогорода – учителей иучеников.
Торжественныймомент. Высчитаете, что природноелицоРоссии – река Волга. Ипоэтомувконценашегоурокамне хотелось бы предложитьвамещёраз полюбоватьсяэтойкрасавицей.
Слайды сизображениемВолги.

Файлы: 1.ppt
Размер файла: 871424 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология