Автор конспекта:
Автор(ы): — Соловьева Наталья Викторовна
Место работы, должность: — МОУ СОШ №108, социальный педагог
Регион: — Челябинская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — Все классы
Предмет(ы): — Основы безопасности жизнедеятельности
Цель урока: — познакомить учащихся с видами ран и общими правилами оказания первой медицинской помощи.
Тип урока: — Комбинированный урок
Используемое оборудование: —
Интерактивная доска, таблицы по теме, индивидуальный перевязочный пакет, бинты, ножницы, набор слайдов по видам ран и правилам оказания первой медицинской помощи.
Краткое описание: — Урок проводится с использованием интерактивной доски
Ход урока
I. Изучение новой темы.
Раны – нарушение целостности кожи и слизистых оболочек, распространяющееся на глубоколежащие ткани, под воздействием физических факторов внешней среды.
Раны возникают при:
· Прямом ударе жестким предметом;
· Падении с высоты собственного тела и с большой высоты;
· Агрессивном поведении животных;
· Воздействии колюще-режущих предметов;
· Воздействии огнестрельных факторов.
— В зависимости от действия различных факторов раны бывают (слайд 2, 3)
1. Колотые (штыком, иглой и т.п.).
· Опасность повреждения глубоколежащих тканей и органов. Часто без признаков наружного кровотечения.
· Высокий риск развития инфекции.
— 2. Резаные (ножом, стеклом и т.п.).
· Отличаются зиянием краев раны и наружным кровотечением. Более благоприятны в плане последующего заживления.
· Инфекционные осложнения.
— 3. Рубленные (топором, шашкой и т.п.).
· Проявляются глубоким и массивным повреждением тканей. Имеют место наружное кровотечение и широкое зияние раны.
· Высокий риск инфицирования.
— 4. Рваные или ушибленные (следствие воздействия относительно острого твердого предмета).
· Отличаются большим количеством ушибленных и размятых тканей.
· Высокий риск инфицирования.
— 5. Укушенные (нанесены зубами животного или человека).
· Сопровождаются повреждением тканей и инфицированием очень опасной микробной флорой полости рта.
· Всегда сопровождаются воспалительным процессом той или иной степени.
· Риск инфицирования и заражения бешенством.
— 6. Сочетанные (колоторезанные, рубленорваные).
· Сопровождаются повреждением тканей и инфицированием.
· Всегда сопровождаются воспалительным процессом той или иной степени. Риск инфекции и заражения столбняком.
— 7. Огнестрельные (пулями, осколками и т.п.).
· Отличаются массивным характером и сложностью повреждений тканей, высокой степенью микробного загрязнения.
· Всегда сопровождаются кровотечением, массивными повреждениями тканей, костей, внутренних органов.
· Всегда инфицированы.
· Высокий риск развития шока, инфекции, сепсиса.
— 8. Отравленные (раны, в которые попадает яд).
· Тяжесть ран определяются ядовитыми свойствами вещества, попадающие в рану.
· Омертвление тканей в зоне укуса, общее токсическое поражение организма, наступление смерти.
— Неглубокие раны с повреждением только поверхностных слоев кожи называются царапинами.
Осложнения и опасности ран
В момент ранения в рану могут попасть частицы одежды, осколки дерева, ядовитые вещества. Любое ранение сопровождается кровотечением и связано с болью. Кроме того, ранение сопровождается ограничением или нарушением функций органов и тканей, капиллярным или смешанным кровотечением.
— 1. Кровотечение:
- если кровь из раны вытекает наружу – наружное кровотечение (выражено при рубленых и глубоких резаных ранах);
- кровотечение в полости тела и внутренние ткани – внутреннее кровотечение (разрывы печени, селезенки, почек и крупных сосудов).
— 2. Инфекция:
- в рану из внешней среды попадают гноеродные бактерии. Они часто вызывают гнойный воспалительный процесс. Такие раны заживают длительно с формированием обезображивающих рубцов;
- в рану могут попасть возбудители столбняка (вместе с землей, пылью, испражнениями человека и животных). Развивается заболевание, проявляющееся сведением мышц шеи (в связи с чем наблюдаются трудности при жевании и глотании), околоротовых, спинных мышц и, наконец, общими судорогами с неуправляемыми сокращениями дыхательной мускулатуры и удушьем. Смерть наступает от дыхательной и сердечной недостаточности.
При заражении раны анаэробными микробами – клостридиями (размножающимися в инфицированных ранах без доступа воздуха) развивается газовая гангрена. При быстром ее распространении и проникновении возбудителя в кровь, а также при отсутствии своевременного медицинского вмешательства наступает неминуемая гибель пострадавшего.
— Первая медицинская помощь при ранении (слайд 4)
—
Правовые аспекты оказания первой медицинской помощи
(слайд 5)
1. передвижение пострадавшего должно осуществляться лишь в том случае, если его жизни угрожает опасность;
2. до оказания первой медицинской помощи убедитесь в наличии дыхания и пульса, обеспечьте проходимость дыхания;
3. вызовите «скорую помощь»;
4. до ее прибытия продолжайте оказывать первую помощь, если пострадавший находится в критическом состоянии;
5. если пострадавший находится в сознании, спросите его разрешения на оказание первой медицинской помощи.
— Обработка раны (слайд 6)
1. Промывание раны перекисью водорода.
2. Промывание раны струей раствора антисептика.
3. Если рана загрязнена масляными жидкостями, красками, необходимо удалить их вокруг раны при помощи бензина, керосина, растворителя.
4. Обработка кожи вокруг раны спиртовым раствором йода.
— Если в ране находится инородное тело (слайд 7):
· Нельзя из раны доставать торчащие предметы.
· Зафиксируйте торчащий предмет.
· Обработка раны такая же, как без инородного тела.
· Повязку накладывайте вокруг торчащего предмета.
НЕЛЬЗЯ! (слайд 8)
· Промывать рану водой из водоемов!
· Допускать попадания прижигающих интисептических веществ нараневую поверхность!
· Засыпать рану порошками!
· Накладывать на рану мазь!
· Прикладывать вату непосредственно к раневой поверхности!
· Во время перевязки касаться поверхности раны руками!
· Делать перевязку грязными руками (по возможности протрите руки одеколоном, спиртом или водкой)!
— II. Закрепление.
— III. Итог урока.
Учитель. Сделайте выводы по теме сегодняшнего урока. Что следует понимать под осложнением ран?
Файлы: Соловьева.notebook
Размер файла: 1586007 байт.