Автор конспекта:
Автор(ы): — Акимова Ольга Владимировна

Место работы, должность: — учитель истории и обществознания МБОУ «Бавленская СОШ»

Регион: — Владимирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

Цели урока:

  • Образовательная: знакомство учеников с восточными славянами – с местом их расселения, ближайшими соседями, основными занятиями и общественным строем. Особое внимание необходимо уделить вопросу об общественном строе восточных славян.

  • Развивающая: продолжить формирование навыков работы с исторической картой, умение извлекать информацию используя текст параграфа и иллюстративный материал.

  • Воспитательная: подвести учащихся к пониманию пользы и необходимости совместной деятельности для выживания; действуя вместе, сообща можно достигнуть результата; ценность взаимопомощи, взаимовыручки.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 18

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник. Пчелов Е. В. «История России», 6 класс. Русское слово, 2010.

Используемое оборудование: —

Оборудование: карта, атлас, рабочая тетрадь, учебник, презентация, компьютер учителя, проектор, компьютеры учеников, подключение к Интернет.

Краткое описание: — После проведения занятия учащиеся смогут: — найти и показать на карте место расселения славян и их соседей. -используя карту называть племена восточных славян. -используя различные виды источников (текст учебника, иллюстративный материал, презентация учителя) смогут рассказать о занятиях славян, определить тип хозяйства. -назвать основные категории населения и расположить их в иерархическом порядке. -познакомятся и смогут оперировать историческими понятиями: подсечно-огневая система земледелия, князь, дружина. — придут к пониманию пользы и необходимости совместной деятельности для выживания; действуя вместе, сообща можно достигнуть результата; ценность взаимопомощи, взаимовыручки.

Тема: «Восточные славяне в 6 – 8 веках».

Учитель. Акимова Ольга Владимировна

Стандарт. Расселение, соседи, занятия и общественный строй восточных славян.

Программа.

Учебник. Пчелов Е. В. «История России», 6 класс. Русское слово, 2008.

Тип урока. Комбинированный урок.

Оборудование: карта, атлас, рабочая тетрадь, учебник, презентация.

Цели урока:

  • Образовательная: знакомство учеников с восточными славянами – с местом их расселения, ближайшими соседями, основными занятиями и общественным строем. Особое внимание необходимо уделить вопросу об общественном строе восточных славян.

  • Развивающая: продолжить формирование навыков работы с исторической картой, умение извлекать информацию используя текст параграфа и иллюстративный материал.

  • Воспитательная: подвести учащихся к пониманию пользы и необходимости совместной деятельности для выживания; действуя вместе, сообща можно достигнуть результата; ценность взаимопомощи, взаимовыручки.

После проведения занятия учащиеся смогут:

- найти и показать на карте место расселения славян и их соседей.

-используя карту называть племена восточных славян.

-используя различные виды источников (текст учебника, иллюстративный материал, презентация учителя) смогут рассказать о занятиях славян, определить тип хозяйства.

-назвать основные категории населения и расположить их в иерархическом порядке.

-познакомятся и смогут оперировать историческими понятиями: подсечно-огневая система земледелия, князь, дружина.

- придут к пониманию пользы и необходимости совместной деятельности для выживания; действуя вместе, сообща можно достигнуть результата; ценность взаимопомощи, взаимовыручки.

Технологическая карта урока.

Структурные компоненты урока

Работа учителя

Работа учеников

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Построение.

2. Проверка знаний и умений

Проверка домашнего задания. Индивидуальная работа: ответить на вопросы теста . Сдать работу

Отвечают на вопросы теста. Сдают работу.

3. Подготовка школьников к восприятию новой темы

1. Вопрос: знаете ли вы кто такие славяне? А что вы о них знаете?

2. Индивидуальная работа: рабочая тетрадь задание 1:13 стр. 8.

Вопрос: каких знаний о восточных славянах нам не хватает, чтобы ответить на вопросы в тетради?

Постановка цели урока. Что мы сегодня на уроке узнаем:

Откуда пришли и где расселились восточные славяне.

Кто были соседи восточных славян.

Какие основные занятия были у восточных славян.

Каков был общественный строй восточных славян.

1. Отвечают на вопрос: рассказывают, что им известно о славянах.

2. Пытаются решить упражнение в тетради, но их знаний недостаточно для решения задания. Перечисляют каких знаний им недостаточно для решения заданного упражнения: где жили славяне, откуда пришли, кто были их соседи, чем славяне занимались и т. п.

4. Изучение нового материала

1.Вопрос: откуда мы знаем о наших предках?

2.Лекционное изложение материала. Огромную роль для нашей истории сыграл, написанный в 12 в. монахом Нестором труд «Повесть временных лет». Именно благодаря Нестору мы знаем, кем были наши предки – восточные славяне. Знаем «откуда есть пошла русская земля…» Работа с текстом.

3. Индивидуальная работа. Рассмотреть карту «Расселение славянских племен». (Презентация сл. 2-3) Место расселения восточных славян.Гугл-карта.

4.Фронтальная работа. Вопрос. Предположите каковы были основные занятия славян учитывая природно-географические условия. (пояснения: суровый климат, леса, болота).

Презентация сл.4-5 Рассмотрите иллюстрации на слайдах и расскажите о занятиях восточных славян.

Познакомить в процессе беседы с историческим понятием «подсечно-огневая система земледелия». Внести новый термин в глоссарий

Вопрос. О каком занятии мы не сказали? Откройте учебник и найдите его. Параграф 4, пункт 2.

А что такое бортничество (дать определение «бортничеству» как присваивающему виду хозяйства, в отличие от «пчеловодства»)?

5.Индивидуальная работа. Вопрос. Прочтите учебник (параграф 4, пункт 3) и дополните недостающие категории населения на ступеньках иерархической лестницы: князь, дружина, родовая знать, купцы, ремесленники, земледельцы.Рисунок .

Познакомить в процессе беседы с бытом и нравом славян, верованиями (Пазл) , управлением (Презентация сл.6-19)

1.Скорее всего дадут ответ на вопрос односложно (летопись).

2.Слушают новый материал.

3. Работают с картой атласа (задание на слайде): находят на карте реки, моря, крупные племена.

Работа с картой у доски.

Показать на карте территорию, где расселились племена восточных славян.

Дать название племен и показать места их расселения.

Показать какими водными путями славяне могли вести торговлю с соседями.

Показать с какими государствами соседствовали славяне?

4. высказывают свои предположения.

Смотрят слайды, называют занятия восточных славян. Знакомятся в процессе беседы с историческим понятием «подсечно-огневая система земледелия».

Ищут информацию в учебнике. Называют не озвученные в ходе урока занятия славян: бортничество, огородничество, ткачество и т. п.

Поиск информации в учебнике. Работа с рисунком. Работа в тетради.

5. Первичное повторение и закрепление новых знаний и умений на уровне воспроизведения

Что мы хотели узнать сегодня на уроке? Что вы узнали сегодня на занятии? Кроссворд.

Что было самым интересным?

Повторяют то, что узнали сегодня на уроке:

Откуда пришли и где расселились восточные славяне.

Кто были соседи восточных славян.

Какие основные занятия были у восточных славян.

Каков был общественный строй восточных славян.

6. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразующем и творческом уровне

7. Организация домашнего задания

Параграф №4. Пункты 2-4. Пункт 2 – пересказ.

Заполнить глоссарий новыми терминами.

Файлы: История России 9 класс открытый урок.rar
Размер файла: 535339 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология