Автор конспекта:
Автор(ы): — Зорькина Нина Васильевна
Место работы, должность: — школа №5, Сочи
Регион: — Краснодарский отшиб
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее формирование
Уровни образования: — дух общее формирование
Уровни образования: — среднее (полное) общее формирование
Уровни образования: — дополнительное формирование детей
Класс(ы): — 5 бизнескласс
Класс(ы): — 6 бизнескласс
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Литературное чтиво
Предмет(ы): — Русский язычище
Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — план
Краткое бытописание ресурса: — произносимый журнал, отданный занимательным страницам русского языка
РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
по русскому языку на 5-6 классах
учитель МОУ гимназии №5 г. Сочи Зорькина Нина Васильевна
— —
Устный журналец «Язык мой — миленочек мой»
Страницы журнала:
1 . Учись говорить правильно.
2. Биография слов.
3. В мире мудрых мыслей.
4. Занимательно о русском языке.
— Первая страница: «Учись говорить правильно»
Великий и могучий, точно феерический великоросс язычище категория нам на владение. Но издревле ли мы обращаемся с ним так, подобно он этого заслуживает? К сожалению, не всегда. Не сей же часок мы приобретаем способность пользоваться словарным богатством языка. А просто употребление занимает особое часть промеж других вопросов культуры речи. Словарный запасец каждого человека ввек не устанавливается окончательнои колеблется на значительных пределах на дадаизм жизни. В личном образованного , ужас сколечко и вдумчиво читающего человека десятки тысяч слов. Между единица на повседневных наших беседах мы не употребляем обычноболее 2-3 тысяч слов.
Когда у нас возникают трудности на употреблении слов, мы обращаемся к специальнымсправочникам- различным словарям. Из них мы узнаём о происхождении слов, их «возрасте», о их стилистической окраске.
В современном русском языке идёт логичный гетерогамия обогащения, пополнения словарного состава. Вместе с единица происходит и некоторое засорение, обеднение неужели фальсифицирование языка, которое проявляется и на словоупотреблении. Элементарные ошибки и грубые оговорки заметны всякому грамотному человеку и заурядно встречают спаянный отпор. Но бесконечно опаснее чтоб языка малозаметные, но распространённые и типичные ошибки словоупотребления, которые искажают нус слов. Приведём некоторые примеры.
«Встаёте»- стало быть поднимаетесь с места. В автобусе частехонько спрашивают: «Вы встаёте сейчас?» Нужно говорить: «Вы только что выходите?»
«Обратно» — стало быть назад, а кой-кто употребляет это словоформа на смысле «опять», «снова». Например: «Этим летом ты противоположно поедешь на лагерь?» Получается бессмыслица. Можно подумать, подобно тому подобно всё пережитое латона он ехал из лагеря.
«Крайний» — это выкраивающийся с краю. Иногда крайним называют того, кто потом всех стал на очередь. Но ведь у очереди двойка края, выходит, подобно тому подобно хороший впереди также крайний. В очереди надобно спрашивать:«Кто последний?»
Об сих словах написал Ю. Благов двустишие «Тонкость выражений»:
Я на автобусе стоял,
Вдруг на повороте
Кто-то по-за ми сказал:
— Вы только что встаёте?
Нам к ответу бы призвать
Этого героя:
«Объясни, подобно возможно встать
Тот, кто едет стоя?»
Но микроавтобус не привык
Видеть экстракт ошибок,
Да к тому же наш язык
Беспредельно гибок.
И стараются на пути
Дяди неужели тёти
Всех стоящих впереди
Спрашивать: «Встаёте?»
— Двух гражданок городских
Слушал я подле встрече.
Заурядные у них обороты речи,
Никаких таких примет,
Только многократно
Там, где-либо надо, там, где-либо нет,
Слышится «обратно»:
-Главк противоположно документ дал
Нашему соседу.
— А у нас циклопический скандал
Был противоположно на среду.
-Я противоположно епанча взяла.
Там противоположно пятна.
— Я, бодрясь вдоль мере сил,
У врача на передней
Ожидающих спросил:
— Кто из вас последний?
И тотчас был ответ
Выдан громогласно:
-В наши дни последних нет.
Я тогда крайний… Ясно?
Так сострил некоторый бас,
И не без успеха.
Ожидающие враз
Взвизгнули от смеха.
Но сказал я на своеобычный черёд
Со злорадством тайным:
— Хорошо смеётся тот,
Кто смеётся… крайним!
— Вторая страница: «Биография слов и выражений»
Богатство языка – это и шикарность его фразеологии, то есть выразительных и образных оборотов, метких и крылатых слов. Очень частехонько за такими словами и оборотами лежит неурезанный мир, историческая эолит — факты ушедшего быта, представлений и верований наших предков, реальные события далёкого прошлого. Сегодня мы познакомимся с некоторыми образными выражениями, то есть фразеологизмами, с их историей происхождения и значением.
Колумбово яйцо – остроумное урегулирование трудной задачи, врасплох простой и отважный выезд из затруднительного положения ( Из рассказа о том, подобно Христофор Колумб на ответ на безуспешные попытки присутствующих поставить на столе яичко сам сделал это: разбив яичко с тупого конца, он укрепил его стоймя.)
Гол подобно сокол – сильно беден, сносно не имеет. ( От сравнения С старинным стенобитным орудием «сокол», представлявшим внешне ни крошки гладкую чугунную болванку, закреплённую на цепях.)
Крокодиловы слёзы – лицемерная, притворная жалость, сострадание, неискреннее соболезнование ( От поверья, ровно крокодил, съедая свою жертву, плачет.)
Эзоповский язык – иносказательное старославянизм мыслей ( Выражение связано с именем древнегреческого баснописца Эзопа, жившего вдоль преданию на 6 веке накануне н. эры. Эзоп, будучи рабом, вынужден был прибегать к аллегорической форме выражения своих мыслей. Отсюда всякое способность говорить неужели выражать свои мысли обиняками, притчами, прибегая к аллегорической форме, получило прозвание эзоповского языка. Это старославянизм на русском языке было введено на махонистый вагонооборот М.Е.Салтыковым – Щедриным.)
— — Третья страница: « В мире мудрых мыслей»
Многие мудрецы, видные государственные деятели, писатели любили своеобычный одноутробный язык, изучали его и способствовали сохранению его красоты и богатства.
«…сила речи состоит на умении выразить многое на немногих словах», — говорил Плутарх, древнегреческий писатель, философ.
Паустовский писал о языке: « Главный и невысыхаемый первоисточник языка – язычище народа, язык… людей, у которых подобно тому подобно ни слово- то золото».
Рассказывают, подобно тому подобно к коменданту оккупированного города Орла пришла молоденькая девушка, учительница русского языка. Она просила разрешения открыть ясная поляна Тургенева. Разрешение констебль дал, выделив чтоб этого маленькую комнатку.
И только что ясная поляна открыт. Посетителей немного. Люди первое минута не понимали, на черта эта затея. Однако прошло малость дней, и посетителей становилось всё лишше и больше. Побывав на музее, они словно бы преображались: светлел взгляд, твёрже становилась походка, выше поднималась голова.
Немцев заинтересовало, подобно тому подобно же вселяет на людей твердость и силу. Комендант решил посмотреть сам. Вошёл на ясная поляна и всё понял… Первое, подобно тому подобно видел кажинный вошедший, были слова:
«Во дни сомнений, на дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты вотан ми крыша и опора, о великий, могучий, правдивыйи крылатый великоросс язык!Не будьте тебя — подобно не впасть на уныние подле виде счастливо оставаться , подобно тому подобно совершается дома. Но нельзя верить, чтоб подобный язычище не был категория великому народу!»
И.С.Тургенев призывал и своих современников, и будущие поколения, то есть нас с вами: «Берегите наш язык, наш цветущий великоросс язык, настоящий клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь обходительно с этим могущественным орудием, на руках умелых оно на состоянии совершать чудеса!»
— Четвёртая страница:«Занимательно о русском языке»
Русский язык- это не сухая наука, хотя и серьёзная. Однако и о серьёзном позволено говорить с элементами шутки, занимательности. Предлагаем вас различные загадки, которые продемонстрируют вам, подобно богат, выразителен и интересен великоросс язык.
Отгадайте шуточные загадки:
- Что нужно промеж земли? ( х «м»)
- Что находится на начале книги? ( Буква «к»)
- Что мы слышим на начале урока? ( Букву «у»)
- В каком слове х «я» находится 7 раз? («семья)
- В каком слове 40 гласных? (сорока)
- Какие двойка местоимения мешают движению транспорта? (я-мы)
- Какие тремя местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)
- Какой основа на слове «вынуть» (нет корня)
А в данный момент предлагаем отгадать метаграммы. Метаграмма – это загадка, на которой из загаданного слова путём замены одной буквы второй получается новое слово.
- Меня на сказке вас отыщите,
Я на сказке Пушкина герой.
Но Л на Н подобно только замените,-
Сибирской стану я рекой. ( Елисей – Енисей)
- Когда я с Т, на ми плывут.
Когда я с Д, меня сорвут. ( Плот – плод)
- С К я на школе на стене,
Горы, реки есть на мне,
С П – от вас не утаю-
Тоже на школе я стою. ( Карта- парта)
А только что попробуйте отгадать шарады. Шарада – это загадка, на которой загаданное словоформа делится на малость составных частей, каждая из которых представляет внешне отдельное слово.
- На первом нужно часовой
Второе на лесу зеленеет.
На целое, только стемнеет,
Ты ляжешь – и кончен твой суббота трудовой. (Пост- ель)
- Первое –нота, второе – тоже,
А целое- на растение похоже. (фа- соль)
- Первый язык – китайский напиток,
Второй – прозвание буквы,
А целое – птица.( Чай-ка)
Теперь сыграем на такую игру: я буду показывать вас слово, записанное на табличке, а вас прибавьте к каждому слову налево вдоль одной букве, чтоб получилось новое слово, например: Анна –ванна.
- Рот ( крот)
- Ель (мель)
- Вал (овал)
- Игры ( тигры)
- Лён ( клён)
- Ров( кров)
- Том(атом)
- Лень( олень)
- Рубка ( трубка)
- Кол (укол)
- Овцы ( ловцы)
И напоследок последнее задание: назвать пословицы и поговорки о языке.
- Что написано пером- не вырубишь топором.
- Слово не воробей: вылетит- не поймаешь.
- Живое словоформа милее мёртвой буквы.
- Лучше ногой запнуться, нежели языком.
- Язык накануне Киева доведёт.
- Хорошо говоришь, безусловно было бы подобно тому подобно слушать.
- Язык мой- преследователь мой: первым делом ума ( наперёд ума) глаголет.
- Языком не торопись, а делом не ленись.
- Много говорено, безусловно один-два и обчелся сказано.
- Твоими бы устами безусловно мёд пить.
Итог: Надеемся, подобно тому подобно сегодняшняя совещание с «великим и могучим» русским языком подтолкнёт наск серьёзному изучению родного языка, чтоб на наших «умелых руках» он был на «состояниисовершать чудеса».
Файлы: prezentatsiya_proekta.ppt
Размер файла: 1569280 байт.