Автор конспекта:
Автор(ы): — Комарова Лариса Александровна

Место работы, должность: — учитель МОУ «СОШ р.п. Красный Текстильщик Саратовского района» Саратовской области

Характеристики урока (занятия) Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — — расширить круг чтения учащихся; — познакомить с поэзией поэтов Саратовской области; — воспитывать у учащихся лучшие нравственные качества: стремление к добру, красоте, правде, — прививать чувство любви к матери, родному краю, его природе и людям.

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учащихся в классе (аудитории): — 36

Используемое оборудование: —

- иллюстрации;

- портреты поэтов Саратовской области;

- выставки книг «Почерпни из родного колодца»

- музыкальное сопровождение.

Под звуки музыки (вальс А.С. Грибоедова или «Саратовский вальс» Е.М. Бикташева)

Вступительное слово учителя.

-Ребята! Сегодня у нас час любимого стихотворения. Мыпознакомимся с современными поэтами нашего края, замечательными лириками земли саратовской

Интерес к поэзии — показатель духовного богатства человека, ведь настоящая поэзия – это выражение добра, красоты, правды.

Вот почему и тема нашего урока озаглавлена словами Н.А. Некрасова «За идеал добра и красоты.»

Мы сегодня с вами получим бесценные уроки любви к Родине, к матери, к природе родного края, всему, что нас окружает «почерпнув из родного колодца», т.е. из поэзии наших земляков.

Поэзия- это лучик

В самом начале дня,

Поэзия- это ключик

От жизни и от меня.

Сестрой красоты назвал поэзию Махсуд Шейхзаде. Послушайте.

1-й чтец: «Поэзия- сестра красоты»

Мне жаль сердец, где места нет стихам

Там поутру заря не разгорится.

Под вечер звезды не заблещут там

Весной там не защебечут птицы.

Где нет стихов и смеха не слыхать .

В таких домах жильцы — мрачнее тучи

К ним не пробьется солнца благодать,

И бой часов звучит для них тягуче.

Мне жалко тех, кто в ссоре с красотой,

С поэзией- сестрой ее меньшою

Родник в себе отыщет золотой

Тот, кто ее полюбит всей душою.

1-й ведущий: Слово о матери

Мама… Это самое прекрасное слово на земле, первое слово, которое произносит человек. Оно звучит на всех языках мира одинаково нежно. И сколько бы ни было тебе лет — 5 или 50 — тебе всегда нужна мать, ее ласка и внимание. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.

2-ой чтец: И. Шишкин «Мать»

До рассвета

матери не спится.

Свет в окне,

задумчивое лицо,

И тихонько

вздрагивают спицы,

И лежит в сторонке

письмецо.

День за днем

зачитывала строчки,

Хоть на память

знала их давно,

За окном

потрескивают почки,

И весна врывается в окно.

И уже чуть слышны

у забора

Озорных мальчишек голоса.

Зашумят сады

в деревне скоро.

По лугам

зарыскает коса.

И пойдет

страдная суматоха,

И никто

меж будничных забот

Не услышит

сдавленного вздоха,

Материнской грусти

не поймет.

Ну а мать,

распутывая нитку,

По привычке

сядет на крыльцо И, с надеждой

глядя на калитку, Будет ждать от сына письмецо.

3-ий чтец. Н. Палькин «МАТЬ»

По Мамаеву кургану

Днем и ночью ходит мать.

«Вы скажите, добры люди,

Где мне сына отыскать?»

Ей в ответ вздыхает Волга:

«Крепко спит в земле герой.

Не буди его напрасно

И ступай себе домой».

Повернулась, распрямилась,

Непреклонна и горда:

« Не гони меня отсюда,

Не уйду я никуда.

Стану камнем на кургане,

Подыму священный меч

И останусь возле сына,

Чтоб покой его беречь»

И стоит она над Волгой,

И ликуя и скорбя.

И все матери погибших

Видят в ней самих себя.

1-й ведущий: Маме – самому дорогому и близкому человеку посвятил свои строки Александр Борисович Амусин.

АМУСИН АЛЕКСАНДР БОРИСОВИЧ

Александр Амусин родился в 1959 г. в с. Долина Фёдоровско­го района Саратовской области. Окончил Саратовский сельско­хозяйственный институт. Работал журналистом в газетах «Степ­ные просторы», «Комсомольская правда», «Орбита».

В настоящее время — заместитель главного редактора газеты «Земское обозрение».

Автор книг «Жажда дождя» (1999), «Долина» (2000), «Этюды времени» (2007). Публиковался в журнале «Волга — XXI век» (2007).

Член Союза писателей России. Председатель Ассоциации са­ратовских писателей.

4-й чтец. - Что такое тишина? -

Я спросил у сына.

И ответил мне малыш:

- Тихо, когда спим мы.

- Что такое тишина?

-Я спросил у брата.

- Если в мире нет войны,

А в семье всё ладно.

- Что такое тишина?

-У отца спросил я.

- Если в дом вошла беда,

Справиться нет силы…

И у деда я спросил,

Дед ответил грустно:

- Если жизнь твоя пройдёт,

А на сердце пусто..-

Мама, милая, скажи,

Тишина — какая?

И ответила мне мать:

- Странно, но не знаю…

2-ой ведущий: Не случайно мудрость народа слово «мать»

поставила с другим великим словом «Родина».

Родина… Только любящим сердцем можно почувствовать, сколько в этом слове трогательного и нежного, мужественного и гордого, ежеминутного и

вечного. «Родимая сторона-мать, чужая мачеха»,- говорит пословица. И верно: родимая сторона дает силы, чужая отнимает.

Вот как выразил свое отношение к стороне родной

известный всем вам поэт Николай Палькин:

Отчий край удваивает силы.

И под звон застенчивой ольхи

Мне опять березы и осины

Помогают сочинять стихи.

Гнется месяц тонкою подковой,

Луговая стелется трава.

И Хопер водою родниковой

Промывает старые слова.

1-й ведущий: «Моя родина- село Большой Мелик на Хопре. Еще в младенчестве я оказался с родителями в Балашове, в селе, можно сказать, и не жил, но оно навсегда осталось для меня тем заветным местом, куда и чувства. Когда бываю с друзьями в Большом Мелике или стою на незнакомой с детства горе, откуда открывается изумительный вид на заливные луга, на зеленые леса, на дальние поля, на белую ленту шоссе, бегущую к селу, я с гордостью говорю, что эта прихоперская красота и есть моя родина»,- вспоминает Николай Палькин. (Н.Палькин. «Почерпни из родного колодца», Саратов, 1984 г., стр 4).

5-й чтец. Отчий дом

В этом доме

Думают,

Гадают

Обо мне

Мои отец и мать…

В этом доме

Ждёт меня годами

Прибранная, чистая кровать.

В чёрных рамках -

Братьев старших лица

На белёных

Глиняных стенах…

Не скрипят,

Не гнутся половицы,

Навсегда

Забыв об их шагах…

Стар отец,

И мать совсем седая…

Глохнут дни

Под низким потолком…

Год за годом

Тихо оседает

Под дождями

Мой саманный дом.

Под весенним –

Проливным и частым,

Под осенним –

Медленным дождём…

Почему же

Всё-таки я счастлив

Всякий раз,

Как думаю о нём?!

Что ещё

Не все иссякли силы,

Не погасли

Два его окна,

И встаёт

Дымок над крышей

Синий,

И живёт над крышею

Луна!

1-й ведущий.

ПЕРЕДРЕЕВ АНАТОЛИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

(1932 — 1987)

Анатолий Передреев родился в 1932 г. в деревне Новый Сокур Татищевского района Саратовской области. В 1933 г. семья Пе-редреевых переехала в г. Грозный. В 1950 г. А. Передреев окон­чил школу рабочей молодежи. Позже учился в Грозненском не­фтяном институте, затем — на филологическом факультете Сара­товского государственного университета.

Впервые стихи А. Передреева опубликованы в местной перио­дической печати в 1959 г. Тогда же были написаны многие произ­ведения, впоследствии входившие во все книги поэта.

В июле 1959 г. А. Передреев уехал в Сибирь. Работал бетон­щиком, слесарем-монтажником, сотрудником газеты «Огни Ан­гары». Несколько стихов были отправлены в «Литературную газету» и уже через несколько дней опубликованы с «напутствием» Н. Асеева. В 1960 г. поэт переезжает в Москву и учится в Литин-ституте (1960 — 1965). После защиты дипломной работы прохо­дит практику в журнале «Знамя», становится заведующим отде­лом поэзии. В эти годы А. Передреевым создана значительная часть стихов, опубликованных в журналах «Знамя», «Новый мир», «Октябрь», «Юность», «Молодая гвардия».

Учитель: с завораживающей простотой и душевной откровенностью рисует утро на Волге саратовский поэт В. Гришин.

6-й чтец. «Волжское утро»

УТРОМ РОСЫ БЛЕСТЯТ…

Заря роняет первые росинки

на перепутье тропок и дорог.

И тает над березовою синью

едва прилетный утренний дымок.

Какая тишь!

Боюсь пошевелиться,

чтоб ненароком не спугнуть покой.

Доверчивый цветочек медуницы

подрагивает зябко под рукой.

В лучах рассветных высыхают росы.

Звук самолета тает вдалеке…

И, как девчонка,

моет ива косы

в прохладной успокоенной реке.

Учитель: Трепетный свет любви к природе родного края, к Отечеству озаряет лучшие страницы поэзии Е. Грачева.

Послушайте его стихотворение «Лесная Русь»

7-й чтец. ЛЕСНАЯ РУСЬ

Сосны, сосенки да ели —

Величавый древний бор:

После утренней метели –

Белокаменный собор.

Я спущусь к нему со склона,

Оживив лесной пейзаж.

Шапка — царская корона,

Лыжи — царский экипаж.

Еду тропкой еле-еле,

Восхищаюсь и горжусь.

Сосны, сосенки да ели…

Хороша лесная Русь!

НА ХОПРЕ

Очарует рассвет Хопра

Ранним утром грибного лета.

Мы спешим, нам идти пора.

Унести б тишины и света!

Воздух в соснах — нектарный мёд,

У тебя на губах улыбка.

К нам не солнце рекой плывёт –

К нам плывёт золотая рыбка.

1-й ведущий.

ГРАЧЁВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

Евгений Грачёв родился в 1959 г. на Изнаире в Прихопёрье. Живёт в Саратове.

Е. Грачёв служил в ракетных войсках стратегического назначе­ния на Украине и в Забайкалье. Окончил филологический фа­культет Саратовского государственного университета. Работал в газете «Сельская новь», собственным корреспондентом «Лите­ратурной России» в Поволжье.

В настоящее время Е. Грачёв — ведущий радиопрограммы го­сударственной телерадиокомпании «Саратов».

За первый стихотворный сборник «Отавушка» (1994) поэт был удостоен Государственной литературной стипендии.

В конце 1994 г. Е. Грачёв побывал в Дагестане, Азербайджане, Нагорном Карабахе и Армении. Впечатления от поездки отрази­лись в стихотворном цикле «Ленинаканский дневник».

Е. Грачёв — автор книг «Отавушка» (1994), «Падала антонов­ка в саду» (1995), «Предсказание» (2005), популярной серии книг о волшебной стране детства Смеходрон. В 2007 г. в серии (Библиотека АСП» вышла его поэтическая книга «Легенды Изнаира».

Е. Грачёв — лауреат Всероссийского литературного конкурса «Писатели — детям» (2000) и Международного литературного Интернет-конкурса, посвящённого развитию космонавтики. По­эма «Письма о нас» в 2003 г. получила 2-е место на Всероссийс­ком конкурсе «Моя малая Родина».

Печатался в журналах «Юность», «Московский вестник», «Рос­сийский колокол», «Солдаты России», «Волга — XXI век», «Иные берега» (Финляндия), «У» — Бруклинском литературном журна­ле (США), «Невском альманахе», газете «Литературная Россия»,

Член Союза писателей России, Ассоциации саратовских писа­телей.

Учитель: Волга…

Кажется, трудно найти другую такую реку, которая была бы столь глубоко изучена, описана и прославлена. И, взявшись за перо, каждый из поэтов нашего края рассказывает нам о тех чувствах, которые испытывал он к Великой русской реке.

Борис Дедюхин назвал Волгу «главной улицей России», а для Бориса Клячко Волга – это место, где рождаются тысячи звезд.

8-й чтец. Борис Клячко «Ночью на Волге»

Прямо в небо ныряю с разбега,

И рождаются тысячи звезд.

Я легко проплываю от Веги

До созвездия Малый Пес

Выхожу я по камешкам донным

Из зеркальной, как смоль, воды,

И плотвичками бьются в ладонях

Зазевавшихся две звезды.

9-й чтец. Н. Федоров «Как часто Волга выручала»

Как часто Волга выручала;

День — непригляден,

Нехорош,

Придешь

И встанешь у причала,

Глядишь,

И снова оживешь.

Там, где с душой соприкасались

И даль небес,

И глубь воды,

Такими мелкими казались

Причины суетной беды.

Смотреть и жить учили проще

Лугов прибрежная трава,

Волна,

Осиновые рощи,

И голубые острова.

Учитель. Воспевая красу родной природы, поэты саратовского края описывают русскую березу как символ России, как женщину, как мать…

Давайте послушаем.

9- чтец. Н. Палькин «У каждого в жизни береза своя»

У КАЖДОГО В ЖИЗНИ БЕРЕЗКА СВОЯ

У каждого в жизни березка своя.

В каком бы я ни был краю,

Всегда и повсюду я помнил, друзья,

Родную березку свою.

Не раз я от дома бывал далеко,

И горькой разлука была.

Но мне оттого становилось легко,

Что дома березка ждала.

Спешу к ней навстречу знакомой тропой

В сиянии вешнего дня.

И снова родная березка со мной,

И снова цветет для меня.

10-й чтец. Геннадий Голобоков (1935-1978)

БЕРЕЗКА

Не звучит для меня, как прежде,

Звон зеленой твоей красы.

И не даришь ты ранью свежей

Мне зарю с холодком росы.

Заросла ковылем дорожка,

По которой к тебе ходил…

Ты прости, ой прости, березка,

Что тебя я почти забыл.

Зноем, ветрами опаленный,

С огрубевшей стремниной сил,

Видишь —

Вечно в тебя влюбленный —

Я опять тебя навестил.

В берег бьются все те же волны,

Та же к плесу с обрыва тень.

Только вместо звенящей кроны —

Одинокий

И мертвый

Пень…

Учитель. Ребята, сегодня мы, «почерпнув из родного колодца», узнали как в своих произведениях поэты земли саратовской воспевают добро и красоту…

Поэтов ждут еще ненаписанные страницы поэм и стихотворений, а нас, читателей, новые литературные знакомства и открытия…

Файлы: ANDREEV_kusaka.docx
Размер файла: 17554 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология