Автор конспекта:
Автор(ы): — велья Инна Викторовна
Место работы, должность: — МОУ ГЛубочанская СОШ № 8 учитель географии и биологии
Регион: — Ростовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — География
Цель урока: —
расширить и углубить знания детей о расходовании, загрязнении и охране воды;
дать представление об основных источниках загрязнения воды;
сформировать интерес к проблеме экологического состояния природы в современный период;
учиться размышлять, наблюдать, анализировать, спорить, открывать новые пути.
формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общеинтеллектуальный характер;
развитие у школьников теоретического, творческого мышления, направленного на выбор оптимальных решений, развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий.
обучение школьников работе с современным программным обеспечением.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 15
Используемые учебники и учебные пособия: —
1. Начальный курс географии 6 класс, Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П., М., Дрофа 2008
2. Рабочая тетрадь к учебнику Герасимовой Т.П., Неклюковой Н.П.
3. Географический атлас 6 класс
4. Контурные карты 6 класс
5. Интернет ресурсы
6.Мультимедийные обучающие программы:
География 6 класс. Начальный курс.
Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.
Используемая методическая литература: —
1. Начальный курс географии: 6 класс. Методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой.Бахчиева Ольга Александровна, серия: География, Изд.: ДРОФА 2008 г.
2. Интересные уроки географии, Крылова О.В.. Просвещение
Используемое оборудование: —
Учебник географии 6 класс, физическая карта полушарий, атласы, презентация PowerPoint, дидактический материал.
Используемые ЦОР: —
презентация Power Point
Краткое описание: — 1.организационный момент -стихотворение вода -это божий источник 2.формулирование темы урока 3.проверка домашнего задания — игра "самый-самый" 4. изучение нового материала- беседа с учащимися, сопровождающаяся демонстрацией презентации 5.демонстрация проекта учащихся "Живи природа" 6.закрепление- практическая работа в группах 7. итоги урока, рефлексия.
Тема: Загрязнение гидросферы.
Цели урока:
расширить и углубить знания детей о расходовании, загрязнении и охране воды;
дать представление об основных источниках загрязнения воды;
сформировать интерес к проблеме экологического состояния природы в современный период;
учиться размышлять, наблюдать, анализировать, спорить, открывать новые пути.
формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общеинтеллектуальный характер;
развитие у школьников теоретического, творческого мышления, направленного на выбор оптимальных решений, развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий.
обучение школьников работе с современным программным обеспечением.
Задачи урока:
Учебная – закрепить основные навыки работы с современными прикладными программами.
Воспитательная – развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
Развивающая – развитие логического мышления, расширение кругозора.
Оборудование:
Подготовительный этап.
Предварительно ученики подготовили презентацию по теме: “Живи, природа”.
Конкретную тематику учащиеся выбирали в зависимости от собственных интересов и возможностей.
Обязательные условия проекта: объём презентации не менее 8 слайдов, использование анимации, при необходимости звуковых эффектов. Оформление проекта должно быть красочным, но не перегружённым фотографиями. При защите проекта необходимо указать, где нашли использованную в проекте информацию.
Физическая карта полушарий, атласы, презентация PowerPoint, дидактический материал.
ХОД УРОКА
1 слайд. Актуализация знаний.
Стихотворение о воде:
вода-это божий источник,
вода-это солнечный свет!
воде задаём мы вопросы,
с водой получаем ответ.
водой очищаем мы тело,
в воде плещет наша душа.
когда говоришь ты с водою,
то надо шептать не спеша.
водой умываем ребёнка,
чтобы смылась беда.
вода это чудо природы,
и нам без воды не прожить.
вода-достояние народа!
водой мы должны дорожить!!!
2 слайд- тема урока
3 слайд. Учащиеся на основе прослушанного стихотворения формулируют тему урока, цели и задачи, а также ставится проблема: Является ли вода основой всего живого, и нужно ли её охранять.
— Мы с вами подошли к заключительной теме большого раздела, который называется “ Гидросфера”.
4,5 слайд. Проводится игра-закрепление “самый- самый”.
самый большой океан – тихий
самое большое озеро мира – каспийское
самое глубокое озеро мира – байкал
самая длинная река мира — нил
самый высокий водопад планеты- анхель
самый маленький океан — северный ледовитый
самое глубокое место
в мировом океане — марианский желоб
самая полноводная река мира — амазонка
2. Слово учителя.
Вода – самый удивительный минерал на Земле. Вода дает жизнь всему живому на планете. Водные массы оказывают благотворное влияние на климат. Под воздействием воды разрушаются прочнейшие и мощнейшие горные породы. Удивителен этот минерал еще и тем, что вода единственное вещество на планете, которое может находиться в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном. 6 слайд
Вода незаменима. Нет такого вещества во Вселенной, которое смогло бы заменить воду. Воды на земле очень много.
7 слайд. Большая часть нашей планеты — 3/4 покрыта водой. Вода входит в состав крови человека и животных. Она содержится в стеблях растений. Вода обеспечивает перемещение разных веществ по организму.
Вопрос к классу:
— Расскажите, как человек использует воду?
— Откуда мы с вами берем воду для своих нужд?
— Куда стекает использованная вода?
Учитель:
— Подсчитано, что ежедневно городской житель расходует около 155 л. воды, а сельский житель – 55 л.
8 слайд. Много воды тратится бесполезно. Из плохо закрытого крана капает вода. За час наполняется 0,5 л. емкость . За сутки — 12 литров чистой пресной воды пропадает зря.
9 слайд. 1/3 населения нашей планеты испытывает недостаток в чистой пресной воде, т. к 96% всей воды на планете – это соленая вода Мирового океана, 4% — пресная вода (ледники, подземные воды, реки, озера, болота). Большая часть пресной воды недоступна человеку – это ледники.
В Арабских Эмиратах ,богатейшей стране, торгующей нефтью во всем мире, жители остро ощущают нехватку пресной воды. 0,5 литровая бутылка чистой пресной воды стоит 1$, столько же стоят 40 литров бензина.
Нехватка пресной воды заставила человека научиться опреснять морскую воду. Это очень трудоемкая и дорогостоящая работа. Поэтому проблема охраны воды от загрязнения, её экономия стала одной из важнейших для человечества.
.Физкультминутка.
Вы наверное устали?
А сейчас мы отдохнем .
Встанем, глубоко вдохнем.
Руки в стороны, вперед.
Мы на пляже,
Солнце жжет.
Побежим скорее в реку.
Окунемся, поплывем.
Ах, какая благодать.
Но пора и меру знать.
Побежим скорее в класс
Там продолжим мы рассказ.
3. Основные загрязнители вод суши и Мирового океана.
Учитель:
10 слайд.(1 стрелка) — Большая часть пресной воды используется человеком для орошения засушливых земель. На орошаемых землях выращивают хлопчатник, рис, пшеницу, овощи. Вода на орошение тратиться избыточно. Она растворяет химические удобрения и ядохимикаты, которые человек вносит на поля.
Часть ядохимикатов просачивается с водой, загрязняя подземные воды, реки, пруды, озера.
2 стрелкаМного пресной воды требуется в промышленности.
3 стрелка. А вода, которую мы используем дома, попадает в канализацию.
Вопрос: А кто- нибудь может сказать, куда попадают использованные воды?
Ответ – в водоёмы. 4 стрелка.
Наш хутор расположен на берегу реки , которая берет свое начало в.
В своё время часть реки перекрыли плотиной. Ранее вода реки была источником жизни нашего села. Жители использовали её для хозяйственных нужд: поливали огород, стирали, поили домашний скот. Это место обитания домашней птицы в летний период. Река – это излюбленное место отдыха, купания детворы. Но в последнее время всё изменилось. Ребята данного класса подготовили мини – проект, основная цель которого привлечь внимание к проблеме уничтожения мелких водоёмов на наших территориях. ( Презентация учащихся).
11. слайд. — Особую проблему составляет загрязнение воды нефтью и продуктами ее переработки (бензин, солярка, смазочные масла). Вода, смешиваясь с нефтью, образует нефтяную эмульсию. Такая смесь не распадается более ста лет. Озера эмульсии обычно располагаются близь нефтедобывающих скважин. Эмульсия просачивается сквозь водопроницаемые слои земной коры и загрязняет подземные воды. ( Опыт с растительным маслом).
. 4.Природа не любит шуток и не прощает ошибок.
— Загрязнение вод человеком – палка о двух концах. Одним концом человек бьет по природе, другой конец — бьет по человечеству. Огромный вред здоровью человека наносит вода, загрязненная ядохимикатами с полей. Неочищенные стоки населенных пунктов, сельскохозяйственных ферм угрожают распространению опасных инфекционных болезней – гепатита, дизентерии, холеры.
12 слайд. В водоемах, где загрязнена вода, гибнет рыба, гибнут животные, гибнет птица, гибнет растительный покров.
Вырубка лесов на планете ведет к пересыханию рек и озер. Влажные почвы лесов осушаются, что ведет к нарушению взаимосвязей переувлажненных природных комплексов.
13. слайд. 5. Охрана гидросферы от загрязнения.
— Проблема охраны вод – это международная проблема.
Ученые всего мира разрабатывают действенные способы борьбы с загрязнением вод. Строительство очистных сооружений стоит огромных денег, а очищенная вода не всегда пригодна для питья. Нужно предусмотреть, где можно использовать такую воду. Например, эта вода пригодна для технических нужд: её можно использовать в прачечных, в промышленности, для орошения и т.д.
В промышленности начаты разработка безводных или маловодных технологий производства.
Стоит так же задуматься о том, как сократить бесполезный расход воды. Очень важно экономить питьевую воду. Ведь это может делать каждый из нас.
14 слайд. Практическая работа. Учащиеся делятся на группы и создают коллажи по следующим темам: виды загрязнений, меры борьбы с загрязнением водоёмов, плакат в защиту гидросферы.
15 слайд. Проблема урока.
16. слайд. 7 . Подведение итога урока. Рефлексия.
— Интересно ли вам было сегодня на уроке?
— Узнали вы что-нибудь важное, нужное на уроке?
— Считали ли вы, что проблема охраны воды столь важна для человечества?
— Какие меры по охране воды могут предпринимать жители нашего села, чтобы сохранить воду р. ?
— Какая информация, полученная на уроке, произвела на вас особое впечатление?
— Закончить наш урок хочется следующими строками:
17. слайд.
Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки,
Студеная и вкусная вода.
Файлы: Презентация1.pptx
Размер файла: 1740904 байт.