Автор конспекта:
Автор(ы): — Маслова О.В., Лейбутина С.С., Заболотняя В.В., Лапина О.В.
Место работы, должность: — Учитель биологии
Регион: — Хабаровский край
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — Биология
Цель урока: — Образовательная: создание условий для формирования понятий о строении и функционировании анализатора на примере зрительного анализатора Развивающая: создание условий для развития умений анализировать и обобщать, дедуктивного мышления: — извлечение первичной информации (информационная компетентность уровень 1); — первичная обработка информации (информационная компетентность уровень 1); — продуктивная групповая коммуникация (КК уровень 1); — оценка результата деятельности (самоменеджмент уровень 1). Воспитательная: воспитывать бережное отношение к собственному здоровью и здоровью других людей.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 15
Используемые учебники и учебные пособия: —
Учебник "Биология. Человек. 8 класс". Авторы: Колесов, Маш
Используемая методическая литература: —
Тематическое и поурочное планирование к учебнику "Биология. Человек. 8 класс". Авторы: Колесов, Маш, тесты к учебнику.
Используемое оборудование: —
ПК, интерактвная доска.
Используемые ЦОР: —
Биология. Человек. 8 класс.
Краткое описание: — Урок по теме "Зрительный анализатор" с использованием ресурсов ЦОР, интерактивной доски. Планируемый результат: — воспроизведение: описывать строение глаза, сетчатки, зрительного анализатора, механизм бинокулярного зрения; называть функции структур глаза; узнавать по рисункам структурные компоненты глаза; составлять схему хода лучей через прозрачную среду глаза; — интеллектуальный уровень: показывать взаимосвязь строения глаза и выполняемой им функции; анализировать содержание рисунков; подбирать информацию для заполнения таблицы из различных источников. Овладение следующими компетенциями: — учебно- познавательной; — информационной; — коммуникативной.
Урок 2 по теме курса: «Анализаторы. Органы чувств». Тема урока: «Зрительный анализатор».
Маслова О.В., Лейбутина С.С., Заболотняя В.В., Лапина О.В.
Цель: Образовательная: создание условий для формирования понятий о строении и функционировании анализатора на примере зрительного анализатора
Развивающая: создание условий для развития умений анализировать и обобщать, дедуктивного мышления:
- извлечение первичной информации (информационная компетентность уровень 1);
- первичная обработка информации (информационная компетентность
уровень 1);
- продуктивная групповая коммуникация (КК уровень 1);
- оценка результата деятельности (самоменеджмент уровень 1).
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к собственному здоровью и здоровью других людей.
Дидактический тип урока: комбинированный урок.
Метод: частично- поисковый.
Оборудование: комплект ЦОР; мультимедийная система; учебник биологии 8класс Д В Колесов Р Д Маш, таблица «Зрительный анализатор», интерактивная энциклопедия «Моё тело» (2006 год).
План урока:
1. Домашнее задание.
2. Актуализация знаний:
- объяснение а) значения органов чувств в жизни человека;
б) строения анализатора;
в) отличие между понятиями «органы чувств» и «анализатор». 3. Погружение в новый материал: рассматриваем взаимосвязь строения глаза и выполняемой им функции.
4. Работа в группах, обсуждение результатов групповых работ.
5. Итоги урока. Рефлексия.
Планируемый результат:
- воспроизведение: описывать строение глаза, сетчатки, зрительного анализатора, механизм бинокулярного зрения; называть функции структур глаза; узнавать по рисункам структурные компоненты глаза; составлять схему хода лучей через прозрачную среду глаза;
- интеллектуальный уровень: показывать взаимосвязь строения глаза и выполняемой им функции; анализировать содержание рисунков; подбирать информацию для заполнения таблицы из различных источников.
Овладение следующими компетенциями:
- учебно- познавательной;
- информационной;
- коммуникативной.
Ход урока.
1. Домашнее задание. Изучить § 49. Выполнить задания на стр. 248- 249 под символами «!», «?» и лабораторную работу «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением». Презентация по теме: «Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней».
2. Актуализация. КОЗ самоменеджмент (идентификация проблемы 1)
Стимул: Долгое время считали, что окружающий мир мы познаем только с помощью органов чувств: глазами видим, ушами слышим, языком ощущаем вкус, носом чувствуем запахи, кожей – шероховатость, давление, температуру. На самом деле органы чувств являются лишь начальным звеном восприятия.
Задачная формулировка: посмотрите на слайд, проанализируйте рисунок, сформулируйте общий вывод о том, какую информацию художник решил донести до вас.
Источник информации: рисунок слайда, текст учебника стр. 242- 244.
Бланк для выполнения задания:
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________
I. Выберите правильный ответ.
1.___________________________________________________________________
2.___________________________________________________________________
II. Найдите соответствие.
3.___________________________________________________________________
4.___________________________________________________________________
5.___________________________________________________________________
Инструмент проверки- модельный ответ:
Вывод: на рисунке показана в виде сфер (окружностей) значимость органов чувств для человека, большую часть информации человек воспринимает с помощью зрения.
I. Выберите правильный ответ.
1. а) рецепторов;
2. в) рецептор, чувствительный нерв, зона коры больших полушарий.
II. Найдите соответствие.
3. В) Восприятие внешних раздражений и перевод их в электрохимические сигналы.
4. А) Проведение нервных импульсов в мозг.
5. Б) Анализ нервных импульсов, объединение их в единый образ. Сформулирован вывод 2 балла
Выбраны ответы, найдены соответствия 5 баллов
Максимальный балл: 7 баллов
6-7 баллов – «5»
4 -5 баллов – «4»
3 балла - «3»
2.Погружение в изучение нового материала.
КОЗ информационная компетентность (уровень 1)
Стимул: «Вдруг девушка подняла на меня свои глаза, и я увидел васильки, обрамленные пушистыми ресницами В эти глаза невозможно было не влюбиться!» .
Задачная формулировка: Внимательно прочитайте текст в учебнике (§49, стр. 244- 246), рассмотрите рисунок в учебнике 102. А, (рисунок на слайде). Выполните задание № 188 на стр.77 в рабочей тетради «Строение глаза» (подпишите части рисунка).
Источник информации: комплект ЦОРОВ ("Глаз", "Зрение", "Вокруг глаз"), рисунок в учебнике.
Модельный ответ:
1- Склера (белочная оболочка)
2- Роговица
3- Хрусталик
4- Радужная оболочка
5- Ресничное тело
6- Сосудистая оболочка
7- Стекловидное тело
8- Сетчатка
9- Зрительный нерв
Обозначены правильно все части рисунка 9 баллов
8- 9 баллов – «5»
6- 7 баллов - «4»
4- 5 баллов - «3»
Можно проверить выборочно.
3. КОЗ компетентность разрешения проблем (первичная обработка информации 1)
Стимул: как человек живет без зрения? Ты не видишь огромнейшее разнообразие красок живой природы: нежный, зеленый, распустившийся листок берёзы, белоснежный ландыш, яркие, алые языки костра. Оглянитесь вокруг! Жизнь подарила вам такое замечательное чувство! Вы не задумывались, как это происходит и почему? А мы порой так безжалостно сами разрушаем его.
Задачная формулировка: внимательно рассмотрите рисунки на слайдах, учебнике, показывающие ход лучей через прозрачную среду глаза, составьте схему прохождения лучей используя термины: хрусталик, зрачок, роговица, сетчатка, стекловидное тело. Составьте таблицу: «Взаимосвязь строения и функций частей глаза, зрительного анализатора».
Источник информации: комплет ЦОРов, рисунки учебника.
Модельный ответ: роговица, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, сетчатка.
Названо верно: 5 баллов
5 баллов – «5»
4 балла - «4»
3 балла - «3».
Таблица:
Название
Функции
Слезная железа
Веки, ресницы, брови
Белочная оболочка
Сосудистая оболочка
Хрусталик
Сетчатка
Модельный ответ:
Название
Функции
Слезная железа
Выделяют слёзы, увлажняют, промывают, защищают глаза.
Веки, ресницы, брови
Защищают глаз от внешних воздействий: пыль, повреждения; отводят пот от глаз.
Белочная оболочка
Защищает поверхность глаза, впереди переходит в роговицу.
Сосудистая оболочка
Питает глазное яблоко, свет внутри не рассеивается, впереди переходит в радужную оболочку.
Хрусталик
Хрусталик, меняя форму, участвует в построении изображения, пропускает световые лучи.
Сетчатка
Содержит зрительные рецепторы (палочки, колбочки), на ней строится изображение увиденного.
Оценивание результатов:
Выделены по два элемента функций: 10 баллов
9-10 - «5»
7-8 – «4»
5-6 - «3».
3. Работа в группах.
Опыты, показывающие взаимосвязь строения и функций структурных компонентов глаза. Обсуждение результатов.
4. Итоги урока. Рефлексия.
Выполнение тестового задания (слайды).
Указывают на сильные и слабые стороны своей деятельности (что удалось, что нет, почему?).
Называют мотивы своих действий (что хотели узнать, что делали, что получили).
Файлы: Зрение.png
Размер файла: 229530 байт.