Автор конспекта:
Регион: — Хабаровский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Физика

Цель урока: — Цель: исследовать зависимость архимедовой силы сначала от исследовать зависимость архимедовой силы от объёма погруженной в жидкость части тела, а потом от плотности жидкости; исследовать независимость архимедовой силы от глубины погружения, плотности и веса тела.

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник физики 7 класс, рекомендации по проведению лабораторной работы.

Используемая методическая литература: —

Учебник физики 7 класс, "Я иду на урок физики" библиотека "первого сентября."

Используемое оборудование: —

Динамометр, металлические цилиндры, стакан с водой, стакан с раствором соли.

Краткое описание: — Лабораторная работа на исследование архимедовой силы.

Ход работы

Первый уровень

1. Подвесьте чугунный цилиндр к крючку динамометра. Медленно опуская цилиндр в стакан с водой, наблюдайте за показаниями динамометра. Зависит ли архимедова сила от объёма погруженной части цилиндра?

Вычислите архимедову силу, действующую на чугунный цилиндр при полном погружении его в воду. Результат запишите в табл. 1.

Таблица 1

Архимедова сила в пресной и солёной воде,

действующая на одно и то же тело

Жидкость

P1

P2

FA = P1 – P2

2. Перенесите чугунный цилиндр в стакан с раствором соли и снова измерьте архимедову силу при полном погружении цилиндра в раствор. Зависит ли архимедова сила от плотности жидкости? Результаты занесите в табл. 1.

3. Измерьте и вычислите архимедовы силы, действующие на алюминиевый и латунный цилиндры того же объёма при полном погружении их в воду. Численные значения архимедовой силы, действующей на каждый цилиндр, занесите в табл. 2. Зависит ли архимедова сила от плотности вещества, из которого сделано тело? Зависит ли архимедова сила от веса тела?

Таблица 2

Архимедова сила в пресной воде, действующая

на тела одинакового объёма, но разной плотности

Цилиндр

P1

P2

FA = P1 – P2

Чугунный

Алюминиевый

Латунный

Второй уровень

Выполните п. 1 – 3 работы первого уровня.

4. Подвесьте опять к крючку динамометра чугунный цилиндр и опускайте его в воду постепенно: сначала на 1/4 объёма (объём пропорционален высоте цилиндра), затем на 1/3 и т.д. Каждый раз вычисляйте архимедову силу, а результаты заносите в табл. 3.

Таблица 3

Архимедова сила в зависимости от погруженной

в жидкость части объёма тела

Часть объёма тела,

погруженная в воду

1/4

1/3

1/2

2/3

3/4

1

FA , H

5. Сформулируйте и запишите выводы.

Третий уровень

Выполните п. 1 – 5 предыдущих уровней.

6. Проанализируйте результаты, сформулируйте обобщённые выводы.

Четвёртый уровень

Проведите опыты по обобщённому плану:

ü Сформулируйте (уясните) цели исследования.

ü Выдвиньте и обоснуйте гипотезу, на основе которой могут быть достигнуты эти цели.

ü Продумайте проект экспериментальной установки, сконструируйте её.

ü Определите порядок проведения эксперимента.

ü Проведите эксперимент, выполните необходимые наблюдения и измерения.

ü Произведите обработку результатов измерений.

ü Проанализируйте полученные результаты, сформулируйте выводы.

План проведения измерений

· Определите цену деления прибора.

· Уточните верхний и нижний пределы измерения.

· Подготовьте прибор к работе в соответствии с правилами пользования.

· Проведите измерение.

· Определите точность измерения, абсолютную ошибку измерения: погрешность, инструментальную

· Запишите результат измерения с учётом абсолютной погрешности. Рассчитайте относительную погрешность измерения.

Пятый уровень

· Ознакомьтесь с экспериментальными (творческими) заданиями в листе самоподготовки. Выберите одно из них.

· Подберите нужные приборы и материалы.

· Продумайте и оформите порядок выполнения работы.

· Выполните работу.

· Проанализируйте полученные результаты и сделайте вывод.

Лист самоподготовки

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

1. Контроль полноты усвоения материала

· Кем и когда было установлено существование выталкивающей силы?

· Какие явления, указывающие на существование выталкивающей силы, вам известны?

· По преданию, сиракузский царь Гиерон поручил ювелиру изготовить золотую корону. Когда корона была изготовлена, то возникло подозрение, что ювелир часть золота заменил равной по массе частью серебра. Как Архимеду удалось узнать правду?

· Какой вы знаете опыт, с помощью которого можно определить значение архимедовой силы?

· С помощью каких средств осуществляется постановка опыта (приборы, материалы)?

· Уясните порядок проведения опыта.

· Каковы основные результаты данного опыта?

· Сформулируйте закон Архимеда?

2. Контроль глубины усвоения материала

· Укажите, от каких из указанных факторов выталкивающая сила, действующая на тело целиком погруженное в жидкость или газ, не зависит:

род жидкости;

объём тела;

форма тела.

· Одинакова ли выталкивающая сила, с которой жидкость действует на погруженные в неё стальной шарик и стальную пластинку одной и той же массы?

· Какое заключение можно сделать о величине архимедовой силы на Луне, где сила тяжести в шесть раз меньше, чем на Земле?

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

1.Отработка отдельных экспериментальных действий

· Каким будет показание динамометра, если железную гирю, объёмом 150 см3 полностью погрузить в бензин?

· Брусок размерами 2 x 5 х 10 см3 помещён в воду сначала на глубину 10 см, а затем на глубину 30 см. Убедитесь путём расчётов, что выталкивающая сила, действующая на брусок в том и другом случае, одинакова.

2. Повторение основ

Напишите около каждого из нижеследующих утверждений имя учёного (Архимед, Б. Паскаль, Г. Галилей, или Э. Торричелли), которому принадлежит указанный результат исследования:

· Открыл законы падения тел и существование явления инерции…

· Установил, что давление, оказываемое на жидкость или газ, передаётся по всем направлениям одинаково…

· Первый измерил атмосферное давление…

· Выяснил, что на тело, находящееся в жидкости или газе, действует выталкивающая сила…

Файлы: Счастливый случай.doc
Размер файла: 315904 байт.

Рубрики: Физика Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология