Автор конспекта:
Регион: — Хабаровский край
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — Физика
Цель урока: — Цель: исследовать зависимость архимедовой силы сначала от исследовать зависимость архимедовой силы от объёма погруженной в жидкость части тела, а потом от плотности жидкости; исследовать независимость архимедовой силы от глубины погружения, плотности и веса тела.
Используемые учебники и учебные пособия: —
Учебник физики 7 класс, рекомендации по проведению лабораторной работы.
Используемая методическая литература: —
Учебник физики 7 класс, "Я иду на урок физики" библиотека "первого сентября."
Используемое оборудование: —
Динамометр, металлические цилиндры, стакан с водой, стакан с раствором соли.
Краткое описание: — Лабораторная работа на исследование архимедовой силы.
Ход работы
Первый уровень
1. Подвесьте чугунный цилиндр к крючку динамометра. Медленно опуская цилиндр в стакан с водой, наблюдайте за показаниями динамометра. Зависит ли архимедова сила от объёма погруженной части цилиндра?
Вычислите архимедову силу, действующую на чугунный цилиндр при полном погружении его в воду. Результат запишите в табл. 1.
Таблица 1
Архимедова сила в пресной и солёной воде,
действующая на одно и то же тело
Жидкость
P1
P2
FA = P1 – P2
2. Перенесите чугунный цилиндр в стакан с раствором соли и снова измерьте архимедову силу при полном погружении цилиндра в раствор. Зависит ли архимедова сила от плотности жидкости? Результаты занесите в табл. 1.
3. Измерьте и вычислите архимедовы силы, действующие на алюминиевый и латунный цилиндры того же объёма при полном погружении их в воду. Численные значения архимедовой силы, действующей на каждый цилиндр, занесите в табл. 2. Зависит ли архимедова сила от плотности вещества, из которого сделано тело? Зависит ли архимедова сила от веса тела?
Таблица 2
Архимедова сила в пресной воде, действующая
на тела одинакового объёма, но разной плотности
Цилиндр
P1
P2
FA = P1 – P2
Чугунный
Алюминиевый
Латунный
Второй уровень
Выполните п. 1 – 3 работы первого уровня.
4. Подвесьте опять к крючку динамометра чугунный цилиндр и опускайте его в воду постепенно: сначала на 1/4 объёма (объём пропорционален высоте цилиндра), затем на 1/3 и т.д. Каждый раз вычисляйте архимедову силу, а результаты заносите в табл. 3.
Таблица 3
Архимедова сила в зависимости от погруженной
в жидкость части объёма тела
Часть объёма тела,
погруженная в воду
1/4
1/3
1/2
2/3
3/4
1
FA , H
5. Сформулируйте и запишите выводы.
Третий уровень
Выполните п. 1 – 5 предыдущих уровней.
6. Проанализируйте результаты, сформулируйте обобщённые выводы.
Четвёртый уровень
Проведите опыты по обобщённому плану:
ü Сформулируйте (уясните) цели исследования.
ü Выдвиньте и обоснуйте гипотезу, на основе которой могут быть достигнуты эти цели.
ü Продумайте проект экспериментальной установки, сконструируйте её.
ü Определите порядок проведения эксперимента.
ü Проведите эксперимент, выполните необходимые наблюдения и измерения.
ü Произведите обработку результатов измерений.
ü Проанализируйте полученные результаты, сформулируйте выводы.
План проведения измерений
· Определите цену деления прибора.
· Уточните верхний и нижний пределы измерения.
· Подготовьте прибор к работе в соответствии с правилами пользования.
· Проведите измерение.
· Определите точность измерения, абсолютную ошибку измерения: погрешность, инструментальную
· Запишите результат измерения с учётом абсолютной погрешности. Рассчитайте относительную погрешность измерения.
Пятый уровень
· Ознакомьтесь с экспериментальными (творческими) заданиями в листе самоподготовки. Выберите одно из них.
· Подберите нужные приборы и материалы.
· Продумайте и оформите порядок выполнения работы.
· Выполните работу.
· Проанализируйте полученные результаты и сделайте вывод.
Лист самоподготовки
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1. Контроль полноты усвоения материала
· Кем и когда было установлено существование выталкивающей силы?
· Какие явления, указывающие на существование выталкивающей силы, вам известны?
· По преданию, сиракузский царь Гиерон поручил ювелиру изготовить золотую корону. Когда корона была изготовлена, то возникло подозрение, что ювелир часть золота заменил равной по массе частью серебра. Как Архимеду удалось узнать правду?
· Какой вы знаете опыт, с помощью которого можно определить значение архимедовой силы?
· С помощью каких средств осуществляется постановка опыта (приборы, материалы)?
· Уясните порядок проведения опыта.
· Каковы основные результаты данного опыта?
· Сформулируйте закон Архимеда?
2. Контроль глубины усвоения материала
· Укажите, от каких из указанных факторов выталкивающая сила, действующая на тело целиком погруженное в жидкость или газ, не зависит:
род жидкости;
объём тела;
форма тела.
· Одинакова ли выталкивающая сила, с которой жидкость действует на погруженные в неё стальной шарик и стальную пластинку одной и той же массы?
· Какое заключение можно сделать о величине архимедовой силы на Луне, где сила тяжести в шесть раз меньше, чем на Земле?
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1.Отработка отдельных экспериментальных действий
· Каким будет показание динамометра, если железную гирю, объёмом 150 см3 полностью погрузить в бензин?
· Брусок размерами 2 x 5 х 10 см3 помещён в воду сначала на глубину 10 см, а затем на глубину 30 см. Убедитесь путём расчётов, что выталкивающая сила, действующая на брусок в том и другом случае, одинакова.
2. Повторение основ
Напишите около каждого из нижеследующих утверждений имя учёного (Архимед, Б. Паскаль, Г. Галилей, или Э. Торричелли), которому принадлежит указанный результат исследования:
· Открыл законы падения тел и существование явления инерции…
· Установил, что давление, оказываемое на жидкость или газ, передаётся по всем направлениям одинаково…
· Первый измерил атмосферное давление…
· Выяснил, что на тело, находящееся в жидкости или газе, действует выталкивающая сила…
Файлы: Счастливый случай.doc
Размер файла: 315904 байт.