Автор конспекта:
Автор(ы): — Иринархова Галина Ивановна

Место работы, должность: —

МОУ "Средняя общеобразовательная школа№74" г. Астрахани, учитель русского языка и литературы

Регион: — Астраханская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

Познакомиться с произведением, показать мастерство писателя в изображении мира человеческих чувств.
Добиться активной интеллектуальной и чувственной реакции учащихся на произведение, используя различные виды искусства: литературу, музыку, живопись.
Воспитывать в учащихся талант любви, высокой и бескорыстной.

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

Русская литература XX века. 11 класс. Практикум

В.В.Агеносов Русская литература XX века Москва «Дрофа» 2009г.

А.И.Куприн "Гранатовый браслет"

Используемая методическая литература: —

Русские писатели. Библиографический словарь. Москва "Просвещение" 1990

С.Штильман О мастерстве писателя Литература№8/2002г.

Словарь литературоведческих терминов

Используемое оборудование: —

портрет А.И.Куприна, иллюстрации к произведению "Гранатовый браслет" учеников, музыка П.И.Чайковского "Времена года" -"Осенняя песня", Бетховена Соната№2 "Аппассионата", художественный фильм "Гранатовый браслет"

Краткое описание: — Учитель знакомит учащихся с высказываниями о любви великих людей и спрашивает их мнение по данной теме.Ставится проблемная ситуация: реальность и рассказ. Как писатель преобразил реальную историю? Мы попробуем создать литературно-музыкальный монтаж, радиопостановку произведения.На уроке используется игра "Литературный футбол", выразительное чтение наизусть и художественный пересказ отрывко из произведения на фоне музыки. В конце урока делаем вывод: пейзаж, портрет, детали, музыка, стихи в прозе придают произведению лиризм делают его единым целым, выразительным и емким.Учащиеся понимают, в чем своеобразие разработки темы "маленького человека" в произведении А.И.Куприна

А.И.Куприн «Гранатовый браслет». В чем сила любви?
2 урока.
Цели: Познакомиться с произведением, показать мастерство писателя в изображении мира человеческих чувств.
Добиться активной интеллектуальной и чувственной реакции учащихся на произведение, используя различные виды искусства: литературу, музыку, живопись.
Воспитывать в учащихся талант любви, высокой и бескорыстной.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации учеников, музыка Чайковского, Бетховена.
Ход урока
1. Организация класса.
2. Ученица читает стихотворение:
Любовь, любовь – загадочное слово,
Кто мог бы до конца его понять?
Всегда во всем старо ты или ново,
Томленье духа или благодать?

Невозвратимая себе утрата
Или обогащенье без конца?
Горячий день, какому нет заката,
Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье
О том, что всех нас неизбежно ждет?
С природою, с беспамятством слиянье
И вечный мировой круговорот?

Учитель: Так размышляет о любви Всеволод Рождественский. Что же такое любовь? По мнению Куприна, любовь – это чувство, «которое до сих пор не нашло себе истолкователя». Прочитайте высказывания великих людей о любви. Какое высказывание вам понравилось больше всего и почему?
В начале урока учащимся раздаются листки с высказываниями о любви.
1. Словно солнце горит, не сгорая, любовь.
Словно птица небесного рая — любовь.
Но еще не любовь — соловьиные стоны.
Не стонать, от любви умирая, — любовь.
Омар Хайям
2. Раны от любви если не убивают, то никогда не заживают
Байрон
1. Первый признак любви — благоговение. Мы боготворим того, в кого мы влюблены, это совершенно справедливо. Ибо ничто на свете не сравнится для нас с предметом нашей страсти
Блез Паскаль
4. У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание.
К.Г.Паустовский
5. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви.
А.И.Куприн
Что такое любовь для вас?
Важна ли эта тема для вас?
Учащиеся высказывают свое мнение по данным вопросам.
Учитель: Ответ на эти вопросы искали и продолжают искать философы, писатели и поэты, художники и композиторы. И мы тоже попытаемся понять это чувство. Один из сюжетов любви станет предметом нашего внимания сегодня. К концу урока вы скажете, какое высказывание о любви вы взяли бы эпиграфом к уроку. Свой ответ обоснуйте.
В основе рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет» лежит реальный факт – история любви скромного чиновника к светской даме, матери писателя Л.Любимова. Встречайте писателя Любимова.
Подготовленный ученик в роли писателя рассказывает отрывок из воспоминаний Любимова (Л.Любимов «На чужбине», 1963г.//Русская литература XX века. 11 класс: Практикум)
Учитель: (Проблемная ситуация) Реальность и рассказ. Как художественно преобразил Куприн реальную историю? Решая этот вопрос, мы попробуем создать литературно-музыкальный монтаж произведения. Представьте себе, что он прозвучит по радио. Но прежде надо увидеть, как вы знаете содержание рассказа.
Проводится игра «Литературный футбол». Примерные вопросы:
1. Где и когда происходит действие рассказа?
2. Назовите день именин Веры Шеиной.
3. Кто был предок княгини Веры?
4. Что подарила Анна сестре?
5. Что подарил Вере муж?
6. Кто эта женщина, которая «…обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала»?
Игра проходит в течение 5-7 минут. Подводятся итоги.
Анализ рассказа
Учитель: Определите тему рассказа
Примерный ответ ученика: Это рассказ о любви «маленького человека» Желткова к аристократке Вере Николаевне Шеиной.
Учитель: Посмотрите на начало произведения. Не показалось ли вам что -нибудь необычным?
Ученики: Необычен эпиграф к произведению. Это название сонаты Бетховена.
Учитель: Герой повести Куприна «Поединок» говорит, что любовь – талант сродни музыкальному. Поэтому на нашем уроке будет звучать музыка.
Какова роль двух первых глав рассказа? (Это экспозиция)
С чего начинается произведение? (С пейзажа)
На фоне музыкальной пьесы Чайковского «Осенняя песня» ученица, заранее подготовленная, выразительно пересказывает близко к тексту пейзажи из 1-ой и 2-ой глав.
Учитель: Какое впечатление произвели эти зарисовки осенней природы на вас, какое настроение вызвали? Какова роль пейзажа в данном случае?
Примерный ответ: Первый пейзаж вызывает ощущение увядающего мира. Чувства выражаются в строчке «…жалко, грустно, противно». Но погода резко меняется. Состояние природы сродни духовному состоянию Веры – спокойное, холодное, благоразумное. Упоминание о материнстве в пейзаже напоминает о том, что у Веры нет детей.
Учитель: Дайте характеристику княгине Вере. (Это домашнее задание 1-го варианта по данному плану).
Учитель: Обладает ли Вера талантом любви? (Мнения учащихся разделились).
Учитель: Где завязка рассказа?
Примерный ответ: Это день именин Веры – 17 сентября. «Вера Николаевна всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо-чудесного». На именинах автор собирает всех героев, кроме одного (прием контраста).
Учитель: А чего ожидаете от дня именин вы? Кто именинницы в этот день еще? Что же счастливо-чудесного произошло?
Ученики рассказывают о подарках и демонстрируют рисунки подарков: серьги, книжечка, браслет. Оцениваем рисунки с точки зрения соответствия тексту.
Учитель: Каково душевное состояние героини на этот раз? Что ее встревожило?
(Число гостей — 13, гранатовый браслет. Обращается внимание на роль деталей). Прочитайте описание браслета. Что же написал в письме неизвестный поклонник?
На фоне музыки подготовленная ученица пересказывает близко к тексту письмо.
Учитель: Что можно сказать о герое по этому письме? Дайте характеристику Желткову (домашнее задание 2-го варианта по данному плану).
Учитель: Каких героев русской литературы напоминает вам Желтков? Как называется эта тема в русской литературе?
( Куприн развивает традиционную тему в русской литературе – тему «маленького человека». Можно вспомнить Самсона Вырина, Макара Девушкина, Башмачкина).
Звучит художественный пересказ последнего письма Желткова Вере Николаевне подготовленным учеником.
Учитель: Найдите кульминацию рассказа. (Посещение Верой погибшего Желткова). Почему герой заставил слушать княгиню Веру именно сонату Бетховена?
Звучит соната Бетховена «Аппассионата», на ее фоне подготовленная ученица читает наизусть отрывок из последней главы — «Молитву».
Учитель: Похож ли Желтков на других «маленьких людей»? Что нового внес Куприн в разработку этой темы? Изменилась ли жизнь Веры Николаевны после смерти Желткова?
В ходе обсуждения этих вопросов учащиеся приходят к следующим мыслям. Куприн развивает традиционную для русской литературы тему «маленького человека», но по-своему. Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный, не только вырастает в трагического героя, но силой своей любви встает над мелочной суетой, жизненными удобствами, приличиями. Он оказывается человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократам. Любовь возвысила его. Любовь стала страданием, единственным смыслом жизни.
Умирает Желтков, но пробуждается к жизни Вера Николаевна. Ей открывается нечто недоступное ранее, та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет». Вера переживает духовное единение с человеком, отдавшим ей свою душу и жизнь. Ответное чувство Веры состоялось пусть на мгновение, навеки пробудив в ней жажду прекрасного, поклонение духовной гармонии.
Учитель: Есть один эпизод, который мы пропустили. Какой это эпизод? Какую роль он играет о рассказе? (Разговор Веры с генералом Амосовым).
Подготовленная ученица пересказывает эпизод. Учащиеся делают вывод, что этот отрывок является ключевым в произведении. Амосов говорит:

«…может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Подведение итогов. Вопросы на рефлексию.
Учитель: Возвращаемся к главному вопросу урока. Как художественно преобразил Куприн реальную историю?
Примерный ответ: Пейзаж, портрет, детали, музыка, стихи в прозе придают произведению лиризм и делают его единым целым, выразительным и емким.
Учитель: Какое высказывание о любви вы возьмете теперь в качестве эпиграфа и почему? Что запомнилось вам более всего сегодня на уроке? Хотели бы вы, чтобы в вашей жизни была подобная любовь? Захотелось ли вам прочитать другие произведения Куприна?
Куприн писал: «Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви». Хочется думать, что и ваша индивидуальность проявится в любви.
Домашнее задание.
Подготовить черновик сочинения на одну из тем:
1.Хочу поделиться мыслями о рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет».
2.«…что это было: любовь или сумасшествие?» (По рассказу А.И.Куприна «Гранатовый браслет»)
3.Тема любви в изображении Бунина и Куприна.
4.Роль музыки в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет».
5.Художественное своеобразие рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет».

На уроке возможен просмотр отрывков из художественного фильма "Гранатовый браслет"

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология