Автор конспекта:
Автор(ы): — Кутузова Валентина Николаевна

Место работы, должность: — МБОУ «Осинковская СОШ» Учитель русского языка и литературы

Регион: — Владимирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

знакомство с историей создания поэмы "Руслан и Людмила", определение художественных особенностей Пролога к поэме

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 5

Используемые учебники и учебные пособия: —

М.А.Снежневская, О.М.Хренова "Литература. Начальный курс". Учебник-хрестоматия для 5 класса в 2 частях. М: Мнемозина,2010

Используемая методическая литература: —

Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл. "Литература. Начальный курс". М: Мнемозина, 2008

Егорова Н.В. Поурочные разработки. 5 кл. М: Вако, 2007

Используемое оборудование: —

1. Учебный класс, оснащенный компьютером и мультимедийным проектором.

2. Презентация в формате Microsoft Office PowerPoint (слайды №1-4).

3. Проверочный тест.

Используемые ЦОР: —

ЭУМ №1 (О.А.Кипренский. Портрет А.С.Пушкина http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7152ed4c-7d9c-4188-9234-52748e6ce359/%5BLI5RK_11-01%5D_%5BIL_01%5D.htm

ЭУМ №2 (фрагмент учебного фильма «Победителю-ученику от побежденного учителя» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f615de25-7457-40f9-a8ad-42ffcc3c38aa/%5BLI5RK_11-01%5D_%5BVI_04%5D.htm ).

ЭУМ №3 (иллюстрация к поэме «Руслан и Людмила» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0993f6b4-1bf2-4b83-a481-8c80d79d26db/%5BLI5RK_11-01%5D_%5BIL_03%5D.htm

Краткое описание: — Знакомство с жанром сказочной поэмы, с историей создания поэмы "Руслан и Людмила". Анализ пролога к поэме, определение в нем элементов русской народной сказки. Выразительное чтение пролога.

IЭтап. Организационный момент (2мин.)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организует деятельность учащихся

Записывают тему урока, эпиграф

IIЭтап.Целеполагание (3 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Создает проблемную ситуацию.

Демонстрирует ЭУМ №1 (О.А.Кипренский. Портрет А.С.Пушкина http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7152ed4c-7d9c-4188-9234-52748e6ce359/%5BLI5RK_11-01%5D_%5BIL_01%5D.htm )

Через решение проблемной ситуации выходят на решение своих учебных задач.

Находят определение поэмы в учебнике.

IIIЭтап. Изучение нового материала (28 мин.)

1.История создания поэмы.

Учитель: Пушкину было 20 лет, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила». Он начал ее в Царскосельском лицее и продолжал, живя в Петербурге. Поэма имела успех необыкновенный. Ее большое значение в русской литературе отметил В.Г.Белинский (обращение к эпиграфу). А первый поэт того времени В.А.Жуковский, считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя». Это было 26 марта 1820 года.

Демонстрация ЭУМ №2 (фрагмент учебного фильма «Победителю-ученику от побежденного учителя» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f615de25-7457-40f9-a8ad-42ffcc3c38aa/%5BLI5RK_11-01%5D_%5BVI_04%5D.htm ).

Пролог будет написан спустя 9 лет. В дворянскую литературу влилась вместе с пушкинской прозой свежая струя народной поэзии. Перед изумленными читателями раскрылись накопленные веками неистощимые богатства народного творчества. Народные сказки и былины засверкали новым светом, украшенные гением молодого поэта.

Демонстрация ЭУМ №3 (иллюстрация к поэме «Руслан и Людмила» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0993f6b4-1bf2-4b83-a481-8c80d79d26db/%5BLI5RK_11-01%5D_%5BIL_03%5D.htm ).

Рассматривание учащимися иллюстрации к поэме и определение сказочных сюжетов, использованных Пушкиным в поэме.

Итак, сказки причудливо сплелись в поэме. Об этом говорит сам Пролог.

2.Чтение Пролога учителем.

3.Беседа.

– Какие сюжеты и герои Пролога заимствованы из народных сказок?

— Мысль о чудесном соединении в Прологе многих сказок в одной высказал М.Горький в своей повести «В людях» (слайд №1):

«Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза казалась мне неестественной и читать ее было неловко. Пролог к «Руслану» напомнил мне лучшие сказки бабушки, чудесно сжав их в одну…»

— Как много сказочных героев и волшебных предметов появляются во вступлении, и каждый из них показан в действии, в определенном состоянии. (Учащиеся перечисляют действия персонажей: русалки на ветвях сидят и т.д.).

— Что напоминает концовка Пролога? Где мы слышали подобную фразу? (В русских народных сказках).

— Из скольких предложений состоит Пролог? (Три сложных предложения).

— Мы выделили три предложения, три части Пролога. Давайте их озаглавим.

(Первое предложение – вступление (зачин). Он определяет место и время действия и знакомит нас с «котом ученым». Второе предложение – центральная часть: рассказ о «чудесах». Третье предложение – концовка.)

Демонстрация слайда №2 и обобщающая запись в тетрадях «Композиция Пролога».

Композиция Пролога

1предложение – зачин (место и время действия)

2предложение – центральная часть(рассказ о чудесах)

3предложение — концовка

— Никто до Пушкина не умел так хорошо владеть народной речью. В основу вступления положены присказки, повторяющиеся в одной из записанных им сказок Арины Родионовны. Вот одна из присказок (демонстрация слайда №3):

«Что за чудо… вот что чудо: у моря-лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, а по тем цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет».

— Чем близки зачины у Арины Родионовны и у Пушкина? (Содержанием, смыслом.)

— В чем различие?

Демонстрация слайда №4 и запись выводов в виде таблицы.

Зачин

Арина Родионовна

Пушкин

Вверх – вниз

Кот

——

——

Направо – налево

Кот ученый

Время действия (и днем и ночью)

Стиховая форма

— Какое слово часто повторяется в Прологе и почему? (Слово там. И каждый раз оно связано с новыми и новыми сказочными чудесами. Повторением этого слова Пушкин достигает связности отдельных смысловых частей художественного текста и усиливает его эмоциональное воздействие на читателя.)

4. Выразительное чтение.

Цель: учить подчеркивать части целого, подать каждую часть новыми голосовыми средствами.

а) Первые 6 строк и последние 4 читаются одним голосом (автор).

б) Хор произносит акцентируемые строки («Там чудеса!»; «Там русский дух! Там Русью пахнет!»).

в) Все остальные доли подаются отдельными голосами.

г) Весь текст читает один учащийся, стараясь соблюдать интонацию.

IVЭтап. Подведение итогов. (5 мин.)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Анализирует работу на уроке, предлагает выполнить проверочный тест

Отвечают на вопросы проверочного теста

Проверочный тест

1. Что такое поэма?

А) Это краткий, чаще всего стихотворный, нравоучительный рассказ.

Б) Это большое по объему повествовательное художественное произведение.

В) Это крупное стихотворное произведение с повествовательным сюжетом.

2. Поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» была написана

А) в 1816 году;

Б) в 1820 году;

В) в 1824 году.

3.Центральная часть Пролога

А) определяет место и время действия;

Б) знакомит с «котом ученым»;

В) содержит рассказ о «чудесах».

4. Чем близки зачины у Арины Родионовны и у Пушкина?

А) содержанием, смыслом;

Б) стиховой формой;

В) знакомят с «котом ученым».

VЭтап. Домашнее задание.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предлагает задание на дом.

(Выучить Пролог наизусть).

Записывают задание на дом.

Файлы: gogol_i_folk.doc
Размер файла: 56832 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология