Автор конспекта:
Автор(ы): — Пак Галина Алексеевна
Место работы, должность: — МОУ «СОШ № 5″ МО «Ахтубинский район»
Регион: — Астраханская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: — 1. закрепить сведения о стихотворной речи (ритм, рифма, размер) на примере стихотворений А.С. Пушкина; 2. развивать творческие способности обучающихся; 3. содействовать воспитанию любви к поэзии А.С. Пушкина.
Тип урока: — Урок закрепления знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемые учебники и учебные пособия: —
В.П. Полухина, Коровина В.Я., Журавлев В.П. «Литература» 6 класс, Москва, «Просвещение», 2008 г.
Используемая методическая литература: —
1. Даль В.И. Записки о Пушкине: [Подробности поединка в Кишиневе]//Бартенев П.И. О Пушкине. – М., 1992. – С. 421-422.
3. Лицей. 1811-1817г. //Анненков П.В. Материалы для биографии А.С. Пушкина. – М., 1984. – Гл. 2. – С. 39-64.
Сочинения. В 3-х т. – М.: Художественная литература, 1987.
5. Пущин И.И. Записки о Пушкине. Письма. – М., 1989. – С. 42-43.
Пушкин: Роман/ Послесл. Б.Костелянца. - М.: Художественная литература, 1987.
8. Юрьева И. Детская пушкинского Дома. Захарово //Наше наследие. — 1998.- №2.- С. 131-139.
.
Используемое оборудование: —
ОБОРУДОВАНИЕ:
На доске написаны эпиграф, слова — термины.
Словарь: лира, муза, ритм, рифма, ямб, хорей.
Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет
И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет.
Хорошие стихи не так легко писать.
А.С. Пушкин. «К другу стихотворцу»
Краткое описание: — Литература – не только предмет, но и учебник жизни. Именно литература призвана расширить и обогатить нравственно – эстетический и познавательный опыт ребёнка путём приобщения к чтению, к искусству слова. Как же развить у современного школьника в век компьютеризации интерес к литературному творчеству? Несомненно, готовясь к уроку, учитель должен избегать односторонности в изучении литературного произведения, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно – информационная сторона текста. В поле внимания должны оказаться наряду с эстетической природой художественного произведения, авторским отношением к окружающему миру ценностные ориентации и нравственные проблемы, волнующие писателя. Уроки литературы должны стать уроками нравственности. Удивить сегодняшнего школьника трудно. Необходимо учитывать мир его интересов, вовлекать в процесс сотворчества, соавторства, соучастия. Нестандартные формы урока, новый подход к трактовке темы урока, отбор материала для изучения произведения — всё это позволяет учителю организовать творческий процесс изучения искусства слова, сделать живым и действенным фактором эстетические и нравственные ценности, заложенные в произведении. Вниманию коллег предлагаются нестандартные подходы к урокам литературы по творчеству А.С. Пушкина.
I ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.
Учитель. Сегодня наш урок посвящается замечательному русскому поэту, которому 6 июня 2009 года исполняется 210 лет со дня рождения.
Перед вами выставка сборников стихотворений А.С. Пушкина. Творчество его обширно и многогранно. Он создал произведения и для детей, и для взрослых.
А легко ли писать стихи? Как Пушкин работал над своими стихами? Об этом сегодня наш разговор. Эпиграфом к уроку буду строчки из стихотворения А.С. Пушкина
«К другу стихотворцу» (чтение эпиграфа).
Эти строки написаны в 1814 году, когда будущий поэт учился в лицее, и было ему всего 15 лет. Это его первое стихотворение, опубликованное в журнале «Вестник Европы».
Используется мультимедиа. На экране – иллюстрация обложки журнала «Вестник Европы».
Но юный Пушкин не подписался под ним, а зашифровал свою фамилию в буквах Н.К.Ш.П. (В обратном прочтении с добавлением гласных - Пушкин).
Вопрос к классу. Что это означало? Почему так поступил юный поэт?
II АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Учитель. Когда же Пушкин стал писать стихи?
Чтец 1. Я мирных звуков наслажденья
Младенцем чувствовать умел,
И лира стала мой удел.
(«Дельвигу»)
Учитель. В стихах Пушкина часто встречаются слова «лира», «муза». Что они означают?
Работа справочного бюро. Обучающиеся подготовили сведения о значении слов «лира», «муза».
Лира – древнегреческий струнный инструмент, который считается символом поэтического творчества, вдохновения.
Муза - 1. в греческой мифологии: одна из девяти богинь, покровительниц искусств и наук; 2. источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество.
Учитель. Ю. Тынянов в романе «Пушкин» вот как рассказывает о первых шагах в поэзии мальчика Пушкина (часть1, глава 9 стр. 157 – 161 ).
( Тынянов Ю. Н./ Пушкин — Москва «Художественная литература», 1987)
Вопросы к классу. О чём говорит эта история?
Почему так поступил маленький Пушкин?
Учитель. Конечно, Пушкин не осознавал себя ещё поэтом, но уже в эти годы он понимал, что «хорошие стихи не так легко писать». Пушкин был требователен к себе, к своим стихам, по несколько раз переделывал ту или иную строчку. Вот почему он напишет:
Счастлив, кто, ко стихам не чувствуя охоты,
Проводит тихий век без горя, без заботы.
Используется мультимедиа. На экране – иллюстрации «Работа Пушкина над стихами»
Учитель. Каждый ли человек может писать стихи?
Чтец 1. Дана мне лира от богов,
Поэту дар бесценный;
И муза верная со мной:
Хвала тебе, богиня!
Учитель. Возможно, и у вас есть «божий дар»? Прочтите свои стихи.
(Дети читают стихи собственного сочинения)
III ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Учитель. О таланте юного Пушкина учителя и ученики узнали на уроке словесности. Тогда на этом уроке не только читали произведения, но и писали стихи. А писать стихи в начале ХIХ века хотели все, и у многих это получалось.
Ученик. Но войдём в класс словесности и услышим профессора Кошанского: «Сегодня будем пробовать перо! Опишите розу». По воспоминаниям друга Пушкина,
И.И. Пущина, у многих лицеистов ничего не получалось, а Пушкин быстро написал четверостишье, но оно не сохранилось.
Учитель. В Лицее было написано А.С. Пушкиным 132 стихотворения. Его друзья понимали, что среди них растёт настоящий поэт. Осознавал уже это и сам Пушкин.
Чтец 2. В углах лицейских переходов
Являться Муза стала мне,
Моя студенческая келья,
Доселе чуждая веселья,
Вдруг озарилась, Муза в ней
Открыла пир своих затей;
Простите, хладные науки!
Простите, игры первых лет!
Я изменился, я поэт.
Учитель. Но каждый поэт, помимо дара божьего, должен знать законы стихотворчества, стихотворной речи, которая отличается от прозы. Чем же отличается стихотворная речь? Обратимся к справочному бюро.
Работа справочного бюро. Ответы обучающихся.
2. Рифма – созвучие концов стихотворных слов. Рифмы бывают смежные, перекрестные, кольцевые.
3. Ямб – двусложный размер стиха с ударением на втором слоге.
‘ / ‘ / ‘/
‘ / ‘ / ‘ /
Учитель. Как вы думаете, легко ли давались рифмы Пушкину?
Чтец 3. Рифма, звучная подруга
Вдохновенного досуга,
Вдохновенного труда,
Ты умолкла, онемела;
Ах, ужель ты улетела,
Изменила навсегда!
Учитель. Откройте учебники. Найдите рифмы в стихотворениях А.С. Пушкина «Зимнее утро», «Мой первый друг… , «Узник». Определите размер стиха.
Самостоятельная работа. Запись ответов в тетради.
Проверка выполненных работ.
Учитель. Сейчас игра «Угадай рифму». Перед вами на карточках строки из стихов А.С.Пушкина, в которых пропущены рифмы. Вам нужно дописать рифмы. При проверке узнаете, совпадут ли ваши рифмы с замыслом поэта.
Карточка 1
По небу крадётся луна,
На холме тьма седеет,
На воды пала …. (тишина)
С долины ветер …. ( веет)
Карточка 2.
В светлой горнице , кругом
Лавки, крытые ……. (ковром)
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой …… (изразцовой)
Карточка 3.
Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном (море)
И в мрачных пропастях … (земли)
Карточка 4.
Яснели холмы и леса,
И просыпались …. (небеса)
Ещё в бездейственном покое
Дремало поле …. (боевое)
Карточка 5.
Балда, с попом понапрасну не споря,
Пошёл, сел у берега …… (моря)
Там он стал верёвку крутить
Да конец её в море … (мочить)
Карточка 6.
Богами вам ещё даны
Златые дни, златые ночи
И томных дев устремлены
На вас внимательные ….. (очи)
Карточка 7.
Уж всадников не видно боле.
Но долго всё ещё глядит
Великий князь в пустое …… (поле)
И думой им вослед ……. (летит)
Карточка 8.
Цветы последние милей
Роскошных первенцев ….. (полей)
Карточка 9.
Моя прекрасная Людмила,
По солнцу бегая с утра,
Устала, слёзы ……. (осушила),
В душе подумала ….. (пора)
Карточка 10.
И никто с начала мира
Не видал такого ……. (пира),
Я там был, мёд, пиво пил,
Да усы лишь ……. (обмочил).
Карточка 12.
И снится вещий сон герою:
Он видит, будто бы княжна
Над страшной бездны (глубиною)
Стоит недвижна и …. (бледна)
Карточка 13.
Луна чуть светит над горою;
Объяты рощи ……. (темнотою),
Долина в мёртвой тишине.
Изменник едет на …… (коне).
Карточка 14.
Любезный именинник,
О Пущин дорогой!
Прибрёл к тебе ….. (пустынник)
С открытою ……. (душой).
Карточка 15.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные ….. (поляны)
Льёт печально свет …. (она).
Карточка 16.
Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком …. (поле);
Море синее кругом,
Дуб зелёный над ….. (холмом).
Карточка 17.
Бледнела утренняя тень,
Волна сребрилася в потоке,
Сомнительный рождался … (день)
На отуманенном ….. (востоке).
Карточка 11. Карточка18.
Но , помня тайный дар кольца, Сын подумал: добрый ужин
Руслан летит к Людмиле спящей, Был бы на , однако,…..(нужен).
Её спокойного ….. (лица) Ломит он у дуба сук
Касается рукой …. (дрожащей). И в тугой сгибает (лук).
Самостоятельная работа (обучающиеся работают в парах).
Самопроверка (учитель раздаёт ответы – отгадки).
IV ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Учитель. Подводим итоги игры: у кого совпали рифмы с замыслом поэта.
(Ответы обучающихся).
Теперь, конечно, вы убедились в том, что «хорошие стихи не так легко писать». Я буду рада, если вас этот урок вдохновит на поэтическое творчество, на такое, о котором писал в стихотворении «Осень» (1833 год) А.С. Пушкин:
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу мне летят,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут.
Файлы: Конспект №2 урока литературы в 5 классе по теме «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина..docx
Размер файла: 21117 байт.