Автор конспекта:
Автор(ы): — Бойко Светлана Давыдовна

Место работы, должность: —

МКОУ СОШ с. Бабстово

Регион: — Еврейская автономная область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — История

Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — рекомендации (советы) по обучению и воспитанию

Краткое описание ресурса: —

Активные методы, опробованные при интенсивной подготовке ребят9-11 классов к аттестации.

Активные методы подготовки к ГИА и ЕГЭ по обществознанию и истории.

Подготовка к ГИА и ЕГЭ по истории и обществознанию не является основной целью образовательной деятельности учителя. В то же время нельзя не заметить, что такую подготовку нельзя бросить на самотек, ограничившись советом для учеников "Хорошо учите и готовьтесь самостоятельно". Педагог должен суметь совместить изучение материала по программе, внеклассную работу по предмету и подготовку к аттестации. Я хочу предложить некоторые советы, как вести такую подготовку с наибольшим эффектом.
1. Организация консультаций. Такая работа начинается с сентября. В условиях школы с небольшой численностью старшеклассников (к примеру, как наша), объединяются ребята 10-11 классов. Первое полугодие набираем и систематизируем фактический материал. Для этого нужна большая тетрадь формата А-4, разноцветные ручки, карандаши. Из учебной литературы по истории я бы предложила учебники А.А Данилова, Л.Г. Косулиной "История России" за 6, 7 ,8, 9 классы. По обществознанию используем учебники А.Н.Боголюбова. Подойдут и другие учебные пособия. Что касается имеющихся сегодня в магазинах различных печатных материалов для подготовки к ЕГЭ, можно воспользоваться и ими. Кроме того, для отработки умений работы с тестами, нужно приобрести сами материалы. Подойдут печатные. Материалы можно найти и в Интернете на сайте ФИПИ — там выложены демоверсии ЕГЭ по истории и обществознанию за 2002-2011 год (это 10 вариантов с возможностью сверить ответы с образцом). Кроме того, итоговую аттестацию проходят нынче и 9-иклассники, так что для подготовки пригодятся и материалы по ГИА (государственной итоговой аттестации).
Что касается онлайн — тестов, они, конечно, тоже дают определенный навык, но вот мои выпускники зачастую по онлайн-тестам получали "5", а по пробным ЕГЭ — "2".
Систематизированный материал заносим в таблицу.
— Таблица № 1. (для этого и нужна большая тетрадь). Разворачиваем ее так, чтобы горизонтальная часть была более широкой, чем вертикальная. Расчерчиваем колонки: 1 -период (правитель), 2 — внутренняя политика, 3 — экономика, 4 — внешняя политика, 5 — разное (сюда заносим важный материал, не относящийся к колонкам). Можно добавить и материалы по культуре. Здесь и далее примеры буду приводить из учебника "История России с древнейших времен" за 6 класс.
Период Внутренняя политика Экономика Внешняя политика Разное
Древнерусское государство
Киевская Русь
Олег 879 — правление в Новгороде
882-912г.(в Киеве)
великий князь, дружина, воевода. полюдье 907 г. поход на Царьград (Константинополь)
2.Тема "Культура" достаточно обширна и сложна для запоминания. Поэтому выносим ее в отдельную таблицу№2 . Принцип тот же, колонки следующие — период, архитектура (произведение — автор- в этой и следующей колонках), литература, живопись (до 17 века — иконопись), театр и кино.
Пример:
Период Литература Живопись, ремесло Архитектура (зодчество) Театр
Древнерусское государство
Киевская Русь Былины Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
Кирилл и Мефодий (славянская письменность)
Устав — строгое правило письма. Береста
Жития, Нестор "Повесть временных лет" 12 век. Миниатюры, Фрески
Зернь, скань, эмаль Десятинная церковь,
Софийский собор,мозаика Скоморохи, гусляры
3. Таблица № 3. Наука. Колонки — период, направление науки, открытия, автор (авторы).
4. Особо тяжелыми обычно бывают вопросы по внешней политике, мирным договорам. Разумно составить еще одну таблицу — внешняя политика. Колонки — век, направления внешней политики, войны, сражения, полководцы и герои, итоги. Вопросы в части "С" могут звучать следующим образом — "назовите 3 направления внешней политики 18 века и ее итоги". Поэтому анализируем таблицу, сравниваем века, войны, итоги.
К концу 1 полугодия все должно быть готово. Для чего нужно такое трудоемкое занятие? Вспомним мудрое выражение "Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и я вспомню, дай мне сделать — и я пойму". Конфуций (по иным источникам — китайская пословица). Если человек сам прочитывает, записывает, отбирает материал, то и в памяти он остается надежнее. Для чего цветные ручки? Чтобы текст не сливался, выделяем красной даты, зеленой подчеркиваем исторические личности. Допустимы при работе и значки (это элементы стратегии инсерт) — плюс и минус (положительные результаты и негативные), восклицательный знак — важно! и т.д.
Программа 10 и 11 класса, подразумевает изучение всего курса истории, в том числе истории России. Поэтому обратите внимание, чтобы подготовка к урокам по данному курсу была постоянной и качественной.
Второе полугодие мы посвящаем решению тестовых заданий по истории. Как должны проходить эти занятия?
Сначала, естественно, простое прорешивание тестов, при этом возможно два способа:
Первый — прорешивание с учебником, то есть нахождение ответов в книгах. Это приемлемо на 1 этапе подготовки.
Второй способ — попытка самостоятельно выполнять задания, затем сверяя с ответами, которые обычно приводятся в материалах.
Тесты должны быть именно прорешены, а не проставлены ответы наугад. Для этого после сверки делаем работу над ошибками, то есть еще раз решаем тест (не обязательно в этот же день). Уменьшение количества ошибок и будет означать наличие положительного результата.
И еще один положительный результат решения пробных тестов, особенно демоверсий ЕГЭ. Он заключается в том, что у ученика вырабатывается навык распределения времени на экзамене. Он видит, сколько остается в запасе, как распределить время на все части работы. Кроме того, исчезает негативный эффект новизны, работа с тестами становится привычной. Можно скачать даже бланк ответов, и тренироваться заполнять и его.
Чтобы занятия по подготовке не превратились в рутинное прорешивание тестов, разнообразим формы работы.
Карточки. Обычно их делают разноцветными, заполняют с обеих сторон. Например — карточки военных сражений — красные, морских — синие, реформ — желтые и т.д. Выбор цветов должен идти на эмоциональном уровне. На карточке с одной стороны пишем крупно дату, к примеру, 1812, с другой — событие — Отечественная война. На втором этапе подготовки на карточках можно будет писать наиболее тяжелые для запоминания даты.
Также можно сделать и такие карточки: исторические деятели и их свершения, ученые и открытия и т.д.
Составим наборы карточек. На одном яркой пастой — исторический период (застой, перестройка, советская Россия, Великая Отечественная и т.д.), на 2 наборе — ключевые слова. К примеру, для "Застоя" такие — ввод войск в Афганистан, неосталинизм, Конституция 1977, геронтократия, Брежнев, Косыгин и т.д. Все карточки с эпохой составляем в одну сторону, с ключевыми словами (а их достаточно много) — в другую. Ребенок вытаскивает карточку с названием и выбирает все опоры к данному периоду. Проверить возможно по тем же таблицам.
Перестройка Ввод войск в Афганистан
"Застой" Вывод войск с Афганистана
"Оттепель" Первый полет человека в космос
"Апогей сталинизма" Индустриализация
Советская Россия ГКЧП
Что это дает? Одна из самых больших проблем в изучении истории — знаниевая перегрузка, когда вроде бы факты заучил, на связи между ними нет, все события перемешиваются в голове, а они должны выстроиться в ровную линию. Вот такие задания и помогают это сделать. С карточками работаем как индивидуально, так и группами. Это вносит несколько игровой настрой, но достаточно эффективен для повторения. Возможные варианты — Индивидуально — каждый работает самостоятельно, либо 2-3 у доски. Групповой — группа работает, передает для проверки 2 группе, сама проверяет у следующей(активный метод "карусель")
Следующий вид тренировки — кластер. Кластер — это вид схемы, который обычно применяется на уроках истории.
Реформы Избранной Рады
1549 г. Первый Земский Собор 1550 Судебник
1556 реформа местного управления
Приказы — центральные органы управления
После составления кластера, на следующих занятиях используем такой способ повторения.
Берем карточку с периодом. (1 набор) Задание: необходимо составить как можно больше опор — дат, событий, имен, явлений к данному периоду (по памяти). Пусть сначала вспоминается немного, делаем работу над ошибками — смотрим, что еще не вспомнили.
Следующий способ запоминания периода и событий — ключевые даты к каждому веку. (Вот их и надо выучить в первую очередь). Они могут быть выбраны индивидуально, я же могу посоветовать следующие 9 век — 862 г, 10 — 088 г., 11 — 1019, 12 — 1113(или 11470) гг., 13 — 1240 или 1242, 14 век — 1380, 15 — 1480, 16 — 1533, 17 — 1612 (или 1645), 18 (петровский период) ?1721, 18 (Екатерининский) — 1778, 19 — 1812 ,1853, 20 — (до революционный) — 1905, 20 (советский) — 1941, 1953, 1977, 1985, 1991. Остальные даты при заучивании мы привязываем к ключевой дате, и при вспоминании отталкиваемся от нее же.
Повторение на уроках необходимо проводить систематически. Я на уроках проводила по датам и терминам разминку на 5-7 минут. Называю классу дату, а ребята называют вам событие, или наоборот. Так активизируется и слуховая, и зрительная память. На уроках обществознания такие разминки проводим по терминам. Позднее подготовка такого задания дается одному из учеников, он же и проводит разминку.
На уроках по обществознанию в 10-11 классе даю индивидуальное задание — политминутка — подготовить сообщение о событиях недели во внутренный политике и внешней. Задаем вопросы — например, какие сферы жизни общества задействованы, какие полномочия органов власти осуществлены, дайте правовую оценку данной ситуации. Таким образов вырабатывается умение применять знания в практической ситуации.
Эти занятия, в общем, направлены на освоение знаниевой части экзаменов. Но крайне необходимо подготовиться к самой сложной части — части "С". Эта часть предусматривает работу с документом, умение сравнивать события, процессы истории (находить общее и особенное), анализировать ситуацию. Здесь возможности "угадать" нет абсолютно. Как можно подготовиться к таким заданиям? Я бы посоветовала обратить внимание на документы, приведенные в учебниках, и вопросы к ним.
На уроках обществознания в 9 классе домашнее задание определяю по 3 группам ( рядам) 1 — проанализировать ситуацию (вопросы и задания к параграфу), 2 — написать небольшое рассуждение на тему ("Мудрые мысли"), 3 — опережающее задание — составить сложный план следующего параграфа. Этот план записывается на уроке на доске. После работы над темой анализируем составленный план.

Умение находит общее и особенное можно следующим путем: выберите несколько событий (как можно больше), и в тех же тетрадях запишите общие черты и отличия. К примеру, по 20 веку: Сравните 1 и 2 мировую войну. Революцию 1905 — 1907 гг. и 1917г. (Февральскую или Октябрьскую). Политику "военного коммунизма" и НЭП. Реформы Косыгина и Горбачева. Внешнюю политику первой и второй половины 19 века, то же по 18 веку, политику Петра Первого и Екатерины Великой, реформ Столыпина крестьянской реформы 1861 г.По обществознанию — сравните тоталитаризм и авторитаризм, президентскую и парламентскую республику. Таких заданий много в тренировочных тестах по истории и обществознанию, выполняя их, ребенок анализирует событии. Задания выполняем письменно. Перед самим экзаменом можно будет освежить память по этим схемам.
Что еще может стать фактором дополнительной подготовки? Участие в Олимпиадах и конкурсах по предмету, сегодня в школах есть немалая база таких Олимпиад, они под силу и отличникам, и ребятам со средним уровнем подготовки. Просмотр фильмов. К празднику Победы обычно показывают достаточно таких фильмов и киноэпопей. Здесь акцент скорее будет идти не на фактический материал, а на эмоциональное восприятие событий. Но это не менее важно. Так неприятно, когда старшеклассники "зависают" на вопросе о том, почему мы победили в Великой Отечественной войне, и тому подобных вопросах.
Можете дать задание: расспросить родителей о жизни в период 80-Х, перестройки, реформ 90-х, а если в семье есть бабушка или дедушка, и они расскажут о других страничках 20 века. Такие факты обычно легко запоминаются. Ведь они нам с вами знакомы. А большинству сегодняшних выпускников события ранее конца 20 века так же отстраненно далеки, как и нашествие татар.

Файлы: Суворов.pptx
Размер файла: 1292372 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология