Автор конспекта:
Автор(ы): — Андреева Юлия Алексеевна

Место работы, должность: —

МБОУ СОШ № 105, учитель информатики

Регион: — Нижегородская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — методическая разработка

Краткое описание ресурса: —

Методическая разработка темы Арифметические операции в системах счисления с основанием Р (теория, разбор задач)

АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ В P-ИЧНЫХ СИСТЕМАХ СЧИСЛЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Тема «Системы счисления» сегодня рассматривается в курсе информатики в 9 и 10 классах. В 9 классе она изучается в разделе «Кодирование числовой информации» и нужна преимущественно для подготовки к успешной сдачи экзамена в форме государственной итоговой аттестации (ГИА); в 10 классе – является элементом повторения, закрепления и углубления, подготовки к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 11 классе.

Тема «Системы счисления» имеет прямое отношение к математической теории чисел. Но в школьном курсе математики эта тема, как правило, не изучается. Необходимость изучения темы в курсе информатики связана с тем, что числа в памяти компьютера представлены в двоичной системе счисления, а для внешнего представления содержимого памяти, адресов памяти используют шестнадцатеричную или восьмеричную системы счисления. Данная тема является смежной темой с математикой и вносит вклад в фундаментальное математическое образование школьников.

Как правило, при изучении темы «Системы счисления» рассматриваются следующие вопросы:

  • позиционные и непозиционные системы счисления;
  • основные понятия позиционных систем счисления: основание, алфавит;
  • формы представления чисел в позиционных системах;
  • перевод чисел из одной системы счисления в другую;
  • особенности арифметики в позиционных системах счисления.

Остановимся подробнее на последнем вопросе «Арифметические операции в Р-ичных системах счисления» и рассмотрим его как тему отдельного урока в 10 классе.

Цель урока – развитие логического (математического) мышления учащихся в области информатики и расширение навыков реализации теоретических знаний в практической деятельности.

Задачи:

  • закрепление знаний, умений, навыков работы с позиционными системами счисления (перевода чисел из одной системы счисления в другую);
  • знакомство с правилами арифметических операций в Р-ичных системах счисления;
  • реализация теоретических знаний в практической деятельности;
  • развитие логического мышления посредством решения задач;
  • выполнение оперативных и рациональных действий, заданных условиями.

При изучении материала следует учитывать межпредметную связь с математикой (темы «Выполнение арифметических операций»; «Запись натуральных чисел»; «Степень с натуральным, отрицательным, нулевым показателем»), а также внутридисциплинарную связь с темами «Основы алгоритмизации и программирования», «Архитектура ЭВМ», «Кодирование информации».

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Системы счисления: основные понятия

Современный человек в повседневной жизни постоянно сталкивается с числами: мы запоминаем номера автобусов и телефонов, в магазине подсчитываем стоимость покупок, ведём свой семейный бюджет в рублях и копейках (сотых долях рубля) и т.д. Сегодня числа, цифры с нами везде. А что знал человек о числах несколько тысяч лет назад? Вопрос непростой, но очень интересный. Историки доказали, что и пять тысяч лет назад люди могли записывать числа и производить над ними арифметические действия. Конечно, принципы записи были совсем не такими, как сейчас. Однако уже тогда число изображалось с помощью одного или нескольких символов.

Эти символы, участвующие в записи числа, в математике и информатике принять называть цифрами.

Но что же мы понимаем под словом «число»?

Первоначально понятие отвлечённого числа отсутствовало, число было «привязано» к тем конкретным предметам, которые пересчитывали. Отвлечённое понятие натурального числа появляется вместе с развитием письменности. Дробные же числа изобрели тогда, когда возникла необходимость производить измерения. Измерение, как известно, это сравнение с другой величиной того же рода, выбираемой в качестве эталона. Эталон называется ещё единицей измерения. Понятно, что единица измерения не всегда укладывалась целое число раз в измеряемой величине. Отсюда и возникла практическая потребность ввести более «мелкие» числа, чем натуральные. Дальнейшее развитие понятия числа было обусловлено уже развитием математики.

Понятие числа – фундаментальное понятие как математики, так и информатики.

Сегодня, в XXI веке, для записи чисел человечество использует в основном десятичную систему счисления. А что такое система счисления?

Система счисления – это способ записи (изображения) чисел.

Алфавит- конечный набор (множество) символов.

Различные системы счисления, которые существовали раньше и которые используются в настоящее время, делятся на две группы: позиционные и непозиционные.

Наиболее совершенными являются позиционные системы счисления, т.е. системы записи чисел, в которых вклад каждой цифры в величину числа зависит от её положения (позиции) в последовательности цифр, изображающей число. Например, наша привычная десятичная система является позиционной.

Системы счисления, в которых каждой цифре соответствует величина, не зависящая от её места в записи числа, называются непозиционными.

Позиционные системы счисления – результат длительного исторического развития непозиционных систем счисления.

Позиционную систему счисления с основанием P принято называть P-ичной. Примерами позиционной системы счисления могут служить двоичная, троичная, восьмеричная, шестнадцатеричная и т.д. (табл. 1).

Таблица SEQ Таблица \* ARABIC 1. Примеры позиционных систем счисления

Позиционная

система счисления

Основание

Алфавит

Двоичная

2

0, 1

Троичная

3

0, 1, 2

Восьмеричная

8

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

Десятичная

10

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Шестнадцатеричная

16

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A(10), B(11), C(12), D(13), E(14), F(15)

Позиция цифры в числе называется разрядом. Для целых чисел разряды нумеруются справа налево, началом отсчета является 0.

Арифметические операции в Р-ичных системах счисления

1.Сложение

Для двоичной системы счисления действуют правила сложения:

0

+

0

=

0

0

+

1

=

1

1

+

0

=

1

1

+

1

=

1

При сложении чисел в произвольной позиционной системе счисле­ния с основанием Р в каждом разряде производится сложение цифр сла­гаемых и цифры, переносимой из соседнего младшего разряда, если она имеется. При этом необходимо учитывать, что если при сложении чисел получилось число большее или равное Р, то его представляют в виде Рk+b, где k — частное, а b — остаток от деления полученного числа на основание системы счисления. Число b является количеством единиц в данном разряде, а число к — количеством единиц переноса в следующий разряд.

Для выполнения этой операции используют таблицы сложения. По вертикали и по горизонтали откладываются числа алфавита. На пересечении строки и столбца получается результат операции.

Примеры:

2.Вычитание

Для двоичной системы счисления действуют правила вычитания:

0

0

=

0

0

1

=

11

1

0

=

1

1

1

=

0

При вычитании чисел в Р-ичной системе счисления цифры вычитают­ся поразрядно. Если в рассматриваемом разряде необходимо от меньше­го числа отнять большее, то занимается единица следующего (большего) разряда. Занимаемая единица равна Рединицам этого разряда (аналогич­но, когда занимают единицу в десятичной системе счисления, то зани­маемая единица равна 10).

Для вычитания также используется таблица сложения. Предположим, нужно вычесть цифру bиз числа a. Алгоритм действий в таком случае:

  • Найти строку, именованную цифрой b.
  • В этой строке найти цифру a.
  • Посмотреть, какой цифрой именован столбец, на пересечении которого с цифрой получается результат a.
  • Эта схема работает, если a≥b. В противном случае, следует занять единицу старшего разряда.

    Примеры:

    3.Умножение

    Для двоичной системы счисления действуют правила умножения:

    0

    0

    =

    0

    0

    1

    =

    0

    1

    0

    =

    0

    1

    1

    =

    1

    При умножении чисел в Р-ичной системе счисления каждая цифра вто­рого множителя умножается последовательно на цифру каждого из раз­рядов первого множителя (так же, как и в десятичной системе счисления).

    При этом необходимо учитывать, что если при сложении чисел получилось число большее или равное Р, то его представляют в виде Рk+b, где k — частное, а b — остаток от деления полученного числа на основание системы счисления. Число b записывают в едини­цы данного разряда, а число k запоминают и добавляют его к результату произведения в следующем разряде.

    Полученные результаты умножения складывают и отделяют количество знаков после запятой, рав­ное сумме знаков после запятой у сомножителей.

    По сути, это то же самое умножение столбиком, которое применяется в десятичной системе счисления. Единственное отличие – для проведения этой операции в P-ичной системе необходимо использовать таблицы сложения для этой P-ичной системы счисления.

    Примеры:

    4.Деление

    Для двоичной системы счисления операция деления выполняется по алгоритму, подобному алгоритму выполнения операции деления в десятичной системе счисления.

    Деление чисел в Р-ичной системе счисления производится так же, как и десятичных чисел, при этом используются правила умножения, сложения и вычитания чисел в Р-ичной системе счисления. Делить следует также «столбиком», однако, как и в случае умножения, использовать таблицы умножения и сложения для P-ичной системы счисления.

    Примеры:

    В качестве альтернативы можно выделить и другой подход. Перед началом выполнения операций можно перевести все слагаемые в десятичную систему счисления, выполнить в привычной форме необходимые расчеты, а результат перевести обратно в системы с основанием P.

    Таблицы сложения и умножения

    (для двоичной и восьмеричной систем счисления)

    Таблица SEQ Таблица \* ARABIC 2. Таблица сложения в двоичной системе счисления

    +

    0

    1

    0

    0

    1

    1

    1

    10

    Таблица SEQ Таблица \* ARABIC 3. Таблица умножения в двоичной системе счисления

    *

    0

    1

    0

    0

    0

    1

    0

    1

    Таблица 4. Таблица сложения в восьмеричной системе счисления

    +

    0

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    0

    0

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    1

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    10

    2

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    10

    11

    3

    3

    4

    5

    6

    7

    10

    11

    12

    4

    4

    5

    6

    7

    10

    11

    12

    13

    5

    5

    6

    7

    10

    11

    12

    13

    14

    6

    6

    7

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    7

    7

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    Таблица 5. Таблица умножения в восьмеричной системе счисления

    *

    0

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    1

    0

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    2

    0

    2

    4

    6

    10

    12

    14

    16

    3

    0

    3

    6

    11

    14

    17

    22

    25

    4

    0

    4

    10

    14

    20

    24

    30

    34

    5

    0

    5

    12

    17

    24

    31

    36

    43

    6

    0

    6

    14

    22

    30

    36

    44

    52

    7

    0

    7

    16

    25

    34

    43

    52

    61

    Составить таблицу умножения или сложения для любого основания можно самостоятельно. Для этого нужно:

  • В крайних левом вертикальном столбце и верхней горизонтальной строке записать алфавит (цифры записываются по возрастанию). В ячейке, основанной на пересечении i-й строчки и j-го столбца, будет записан результат операции.
  • Сосчитать значения i * jили i + j как в обычной десятичной системе. Перевести результат в систему счисления с исходным основанием.
  • ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    Практическая часть по исследуемой теме, как правило, представлена задачами на выполнение арифметических операций в позиционных системах счисления с различными основаниями. Такие задачи встречаются в вариантах ГИА, ЕГЭ. В них предлагается сложить 2 или 3 числа, заданных в родственных системах счисления.

    Задачи можно решать, используя перевод исходных чисел в десятичную систему счисления. Однако в некоторых случаях можно использовать перевод и сложение чисел в двоичной системе счисления.

    Наиболее простыми являются задания, в которых варианты ответов заданы в двоичной форме, так как решение в этом случае можно свести к сложению двоичных чисел и сразу получить нужный ответ. Некоторые задания требуют приведения и исходных данных, и вариантов ответа либо к двоичной, либо к десятичной системе счисления.

    Рассмотрим решение некоторых из них.

    Задача 1.

    Вычислить сумму чисел X и Y, если X=10101112, Y=1528. Результат представить в двоичном виде.

    Решение.

    Поскольку результат нужно представить в двоичной системе счисления, наиболее удобно и быстро решить данную задачу путем перевода всех чисел в двоичную систему счисления.

    Число X уже представлено в двоичной системе счисления: X=10101112. Переведем число Y из восьмеричной в двоичную систему счисления, разбив его на триады:

    1

    5

    2

    001

    101

    010

    Получили Y=1528=11010102.

    Сложим двоичные числа X и Y столбиком:

    +

    1

    0

    1

    0

    1

    1

    12

    1

    1

    0

    1

    0

    1

    02

    1

    1

    0

    0

    0

    0

    0

    12

    Результатом решения задачи является число 110000012.

    Ответ: 110000012.

    Задача 2.

    Чему равна сумма чисел 528 и А916 в двоичной системе счисления?

    Задачу можно решить двумя способами.

    Способ 1.

    Переведем исходные числа в десятичную систему счисления путем разложения по степеням:

    528 = 5*81 + 2*80 = 40 + 2 = 4210,

    А916 = 10*161 + 9*160 = 160 + 9 = 16910.

    Находим сумму десятичных чисел: 4210 + 16910 = 21110.

    Переводим полученное десятичное число в двоичную систему счисления путем деления и выделения остатков:

    211

    2

    210

    105

    2

    1

    104

    52

    2

    1

    52

    26

    2

    0

    26

    13

    2

    0

    12

    6

    2

    1

    6

    3

    2

    0

    2

    1

    1

    21110 = 110100112.

    Ответ: 110100112.

    Способ 2.

    Переведем исходные числа в двоичную систему счисления путем разбиения на триады и тетрады:

    5

    2

    А

    9

    101

    010

    1010

    1001

    528 = 1010102,

    А916 = 101010012.

    Сложим полученные двоичные числа столбиком:

    +

    1

    0

    1

    0

    1

    02

    1

    0

    1

    0

    1

    0

    0

    12

    1

    1

    0

    1

    0

    0

    1

    12

    В результате сложения получили двоичное число 110100112.

    Ответ: 110100112.

    Задача 3.

    Из разности двух восьмеричных чисел 100100 и 61556 вычесть сумму двух шестнадцатеричных чисел FADи CDC, а затем для числа, полученного в результате, выяснить, в какой системе счисления это число будет иметь вид 1001001?

    Решение.

    Найдем разность восьмеричных чисел:

    1001008 – 615568 = 163228

    1

    0

    0

    1

    0

    08

    6

    1

    5

    5

    68

    1

    6

    3

    2

    28

    Найдем сумму шестнадцатеричных чисел:

    FAD16 + CDC16 = 1C8916

    +

    F

    A

    D16

    C

    D

    C16

    1

    С

    8

    916

    Для выполнения вычитания переведем полученное шестнадцатеричное число в восьмеричную систему счисления с помощью триадно-тетрадного метода:

    1

    С

    8

    9

    (16)

    0001

    1100

    1000

    1001

    (2)

    1

    110

    010

    001

    001

    (2)

    1

    6

    2

    1

    1

    (8)

    Найдем разность восьмеричных чисел:

    168 – 615568 = 163228

    1

    6

    3

    2

    28

    1

    6

    2

    1

    18

    1

    1

    18

    Определим основание системы счисления, в которой восьмеричное число 111 будет иметь вид 1001001 методом перебора. По значению чисел примем гипотезу о двоичной системе счисления. Разобьем восьмеричное число 111 на триады:

    1

    1

    1

    001

    001

    001

    Получаем, что 1118 = 10010012, что и требовалось выяснить.

    Ответ: 1118 = 10010012.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Тема, рассмотренная в данной работе, посвящена ключевому понятию математики, а вместе с тем и информатики, – числу, а также системам счисления – способам записи чисел в виде, удобном для прочтения и выполнения арифметических операций.

    С понятием «система счисления» учащиеся впервые встречаются в 5 классе основной школы, когда знакомятся с десятичной системой счисления, и в дальнейшем по школьной программе более подробно изучается именно эта система счисления (арифметические действия, признаки делимости).

    Учащиеся вновь обращаются к этой теме и встречаются с понятием «системы счисления» при изучении базового курса информатики. К сожалению, на ее изучение отводится мало часов, и по программе рекомендуется рассматривать те системы счисления, которые используются в компьютере (двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную). На арифметику в этих системах счисления, включая арифметические действия, признаки делимости, разнообразные текстовые и игровые задачи, времени практически не остается.

    Однако, работая на компьютере, учащиеся видят «внешние» результаты этой работы, и вопрос, как и что происходит внутри компьютера, всегда их интересует.

    Содержание темы рассматривает вопросы истории числа, системы счисления с различными основаниями, арифметические операции и признаки делимости в этих системах, смешанные системы счисления, перевод числа, включая дробные числа, из одной системы счисления в другие.

    Задачи, разбираемые в теме, интересны и часто непросты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся, и дает им возможность проверить свои способности к математике и информатике.

    По мере изучения темы появляются следующие учебные эффекты:

    • расширяются знания учащихся о числе, способах его
      записи;
    • складывается представление о многообразии систем счисления, их
      классификации и истории возникновения;
    • формируются навыки перевода чисел из одной позиционной системы счисления в другую и выполнения арифметических операций в них;
    • создаются условия для развития у учащихся интереса к изучению математики и информатики;
    • раскрывается умение самостоятельно приобретать и применять знания;
    • развиваются логическое и алгоритмическое мышление, творческие способности и коммуникативные навыки.

    После изучения материала учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и навыками:

    • умеют представлять числа и выполнять арифметические действия в различных системах счисления;
    • умеют устанавливать связь между системами счисления;
    • умеют осуществлять перевод чисел из одной системы счисления в другую;
    • умеют находить оптимальный и рациональный способ решения поставленной задачи.

    Важным результатом изучения темы «Арифметические операции в Р-ичных системах счисления» становится углубление имеющихся знаний по предмету, формирование основы научного мировоззрения в области информатики и развитие интереса к информатике, как науке.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 387 с.: ил.
  • Радюк Л. Алгоритм перевода в двоичную и из двоичной системы счисления.// Наука и жизнь. 2005, №1.
  • С. Б. Гашков. Системы счисления и их применение. М.: МЦНМО, 2004. — 52 с.: ил.
  • Сидоров В.К. Системы счисления.// Наука и жизнь, 2008, №2.
  • Технология разработки элективных курсов / А.А.Зубрилин, И.С.Паркина// Информатика и образование. – 2006. – №1.
  • Файлы: Создание базы данных.ppt
    Размер файла: 163328 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология