Автор конспекта:
Автор(ы): — Казакова Наталья Александровна

Место работы, должность: — РМЭ, г.Волжск, МОУ СОШ №12

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: — Обобщить знания учащихся по изучаемой теме

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Используемое оборудование: — Компьютер, проектор, мультимедийная доска

Используемые ЦОР: — Презентация, ОЭР на CD-ROM «Звезды балета», «Жизнь и творчество П. И. Чайковского», ресурсы сети интернет.

Краткое описание: — Данный урок является одним из цикла «Путешествие в музыкальный театр»

I Мы продолжаем путешествие. Еще в начальной школе, путешествуя в музыкальный театр, мы с вами познакомились с балетом. Слушали и анализировали фрагменты балетных спектаклей, делали зарисовки главных персонажей.

А сегодня, я предлагаю вам, познакомиться с этим жанром на более высоком уровне.

Демонстрация презентации:

I слайд «Балет»

Балет – слово французского происхождения, а в переводе с итальянского языка ballo – танец, пляска.

IIслайд Балет – это творческий союз музыки, хореографии, литературы и изобразительного искусства. Гнев и печаль, любовь и ненависть, добро и зло – все это могут передать движения танцоров в сочетании с прекрасной музыкой.

История балета начинается в солнечной Италии в 17 веке, где всегда любили искрящиеся весельем карнавальные танцы.

Но настоящие балетные спектакли впервые появились во Франции, при дворе короля. Придворный балет 17 века был очень пышным.

В России балет начал распространяться в 18 веке и только в придворных и крепостных театрах. А уже в начале 19 века балетное образование в России достигло высокого профессионального уровня, благодаря деятельности Шарля Луи Дидло.

III слайд Шарль Луи Дидло – французский артист балета, балетмейстер-постановщик балетного спектакля, педагог.

Один из крупнейших представителей хореографического искусства конца 18 – начала 19 века. Способствовал выдвижению русского балетного театр на одно из первых мест в Европе.

Именно Шарлю Луи Дидло России благодарна за зарождение балетного искусства в России. Среди лучших его учениц выделялась Авдотья Ильинична Истомина.

IV слайд Авдотья Ильинична Истомина – одна из первых артисток русского балета.

С 1816 г., когда ей было всего 17 лет, она являлась ведущей танцовщицей балетной труппы Санкт-Петербурга

Первая создала пушкинские образы на балетной сцене. Искусство Истоминой воспето А. С. Пушкиным в «Евгении Онегине (ученица читает стихотворение)

V, VI, VIIслайд В создании балетного спектакля обязательно участвуют: балетмейстер, танцоры – солисты, кордебалет. Кордебалет – коллектив танцоров, исполняющий массовые, групповые танцы и сцены в спектакле. В хореографической постановке роль кордебалета аналогична роли хора в опере. Кордебалет может изображать реальную толпу, либо применяться как своеобразный «аккомпонимент» танцору-солисту.

В создании балетного спектакля обязательно участвует симфонический оркестр под управлением дирижера, а также художники по костюмам и декораторы.

VIII слайд Создателем русского классического балета является П. И. Чайковский. Чайковский создал свод правил создания балетного спектакля: внес в музыку непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность. Благодаря Чайковскому балетная музыка стала серьезным искусством наряду с оперной и симфонической музыкой.

П. И. Чайковский создал три балета: Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».

II Наша аудитория сегодня необычно празднична и в ней царит атмосфера театра, благодаря вашим проектам-афишам. (защита детских проектов)

III С сюжетами балетов мы познакомились на прошлых уроках, и знаем что три балета основаны на сказочных сюжетах. В балетах «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» противопоставляются злые и добрые силы. В балете «Щелкунчик» драматическое столкновение происходит в мире детских игрушек, но в музыке звучат совсем не кукольные, а настоящие живые человеческие чувства. Именно поэтому музыка балета одинаково привлекает и детей и взрослых.

Говорить о балете можно много и долго, но я предлагаю окунуться в мир балетного искусства. Первым номером нашей концертной программы прозвучит фрагмент финала балета «Спящая красавица»

Анализ муз. произведения: Что вы себе представили, слушая этот фрагмент? (вспомните либретто), почему?

Следующим номером прозвучит фрагмент из балета «Щелкунчик» — «Вальс снежных хлопьев», который провожает Мари и принца в сказочную страну сладостей и игрушек, где их встречает фея Драже.

Анализ муз. произведения: Что сделал автор для того, чтобы мы поняли его замысел?

Какими музыкальными средствами он этого достиг?

Предлагаю послушать самый красивейший фрагмент балета «Па-де-де»

Анализ муз. произведения: Какие чувства вызывает у вас этот танец?

Как композитор подчеркивает сказочность событий?

Какой инструмент создает атмосферу сказки?

Наш урок называется «Путешествие в музыкальный театр», поэтому я предлагаю насладиться настоящим балетом: видео фрагмент балета «Лебединое озеро».

Анализ муз. произведения: Расскажите о своих впечатлениях.

IV Вывод:

1) Балет – это…

2) Родина балетного театра:

Италия

Франция

Россия

3) Назовите известных Вам выдающихся деятелей балетного жанра:

4) Кого из композиторов называют создателем русского классического балета:

Н.А. Римский-Корсаков

П.И. Чайковский

С. Прокофьев

5) Какие из балетов принадлежат П.И. Чайковскому:

«Спящая красавица»

«Лебединое озеро»

«Золушка»

«Щелкунчик»

V Домашнее задание: художественная зарисовка понравившегося сюжета балета П. И. Чайковского

VI Мир искусства разнообразен и безграничен, и именно искусство объединяет людей всего земного шара, призывая нас быть счастливыми и радоваться каждому мгновению. Именно об этом поется в наших песнях.

Исполнение музыкальных номеров «Большой хоровод», «Здравствуй детство».

Файлы: балет.rar
Размер файла: 908259 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология