Автор конспекта:
Автор(ы): — Розинько С. П.
Место работы, должность: — Филиал МОУ Стрелецкой сош в с. Б-Двойня. Учитель музыки
Регион: — Тамбовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — Музыка
Цель урока: —
Цели:
· познакомить учащихся с жанром авторской песни;
· приобщить их к бардовской песне;
· прививать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;
· развивать слушательскую культуру.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: —
Учебник музыки 8 класс. Науменко Т. И., Аллеев В. В.
Используемая методическая литература: —
Музыка. 5-8 классы: программа для общеобразовательных учреждений, методическое пособие для учителя — поурочное планирование уроков музыки в 8 классе, рабочая программа по музыке.
Используемое оборудование: —
Компьютер, проектор, презентация по теме.
Краткое описание: — Цели: Урок знакомит учащихся с жанром авторской песни; приобщает учащихся к бардовской песне;прививает умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки; развивает слушательскую культуру.
III ЧЕТВЕРТЬ
Урок 18
Тема: БАРДОВСКАЯ (АВТОРСКАЯ) ПЕСНЯ
Цели:
· познакомить учащихся с жанром авторской песни;
· приобщить их к бардовской песне;
· прививать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;
· развивать слушательскую культуру.
Музыкальный материал:В. Берковский, С. Никитин «Ночная дорога», О. Митяев «Как здорово», Ю. Кукин «Говоришь, чтоб остался я», «За туманом», В. Миляев «Весеннее танго», Б. Окуджава «До свидания, мальчики», Ю. Визбор «Милая моя».
Ход урока:
I.Рассказ учителя о бардовской песне.
— Этот и последующие уроки мы посвятим бардовской песне. Этот жанр имеет и другие названия — авторская, туристская, студенческая песня.
— Кто же такие барды?
Бард (от англ. и ирландского bard- певец) — народный певец у древних кельтских племен. В средние века бардами называли профессиональных поэтов-певцов, служивших при княжеском дворе в Ирландии, Уэльсе и Шотландии. В наши дни бардами иногда называют создателей авторской песни.
Авторская песня - самобытное, неординарное музыкальное явление, которое не укладывается ни в одно определение. Свое начало этот жанр берет в музыкальной культуре Древней Руси — древние слагатели былин (баяны), певцы-дружинники. Автор стихов и музыки является ее непременным исполнителем. Создатель авторской песни обычно не музыкант, а поэт. Определяя сущность авторской песни, Б. Окуджава говорил, что это — «поэзия под гитару», а В. Высоцкий говорил, что это поэты, которые исполняют свои стихи под музыку. Исполнение таких песен отличается доверительностью, простотой (обычно исполняется под гитару).
Истоками авторской песни являются:
— городской романс;
— кант (бытовая многоголосная песня);
— крестьянские песни;
— творчество декабристов;
— революционные молодежные песни 20-х годов;
— песни беспризорников;
— студенческий фольклор.
Авторскую песню запрещали, обвиняли в непрофессионализме, называли «самодельщиной». Но песни, сочиненные в стройотрядах, в кругу друзей-единомышленников, очень быстро распространялись по стране и становились народными.
— Почему же люди разных профессий пишут песни?
— Что заставляет их это делать? Как вы думаете?
В своих стихах-песнях автор пишет о том, что его волнует, о своем видении мира. Размышляет о добре и зле, о смысле жизни, о человеческих чувствах. Поэтому концерт бардовской песни — это не развлечение, а искренний разговор по душам со слушателем. Как бы наедине со всеми. Авторы-исполнители хотят, чтобы мы увидели мир их глазами, поняли его несовершенство, его суетность и непостоянство. А поняв и осознав себя частичкой этого мира, постарались изменить и себя, в первую очередь, и мир.
В истории бардовской песни творчество трех бардов — классический образец этого жанра: А. Галич, Б. Окуджава, В. Высоцкий.
А. Галич был очень талантлив: актер, певец, прозаик, драматург, киносценарист. Стал неугоден власти из-за своих остросатирических песен. Он критиковал социальные устои общества. Вынужден был эмигрировать в Париж.
Б. Окуджавапродолжил традиции ХГХ века — дух декабристов, когда честь и достоинство были превыше всего. Главные темы его творчества — Любовь, Вера, Надежда. Его песни вселяют веру в торжество Добра и Справедливости.
В. Высоцкий и после смерти продолжает своим творчеством оказывать влияние на развитие авторской песни. Его по праву называют «сердцем» авторской песни.
— Как найти себя в жизни? Как стать личностью? Каждый из нас решает сам, а барды помогают нам своими песнями-размышлениями.
— На следующем уроке мы более подробно поговорим о тематике этих песен, коснемся имен авторов.
А сегодня знакомимся с песнями.
II. Слушание и разучивание бардовских песен.
Желательно, чтобы тексты были перед глазами.
Разучиваниемелодий песен: В. Берковский, С. Никитин «Ночная дорога», О. Митяев «Как здорово», Ю. Кукин «Говоришь, чтоб остался я», «За туманом», В. Миляев «Весеннее танго», Б. Окуджава «До свидания, мальчики», Ю. Визбор «Милая моя». Готовимся к следующему уроку.
— К «легкой» или «серьезной» музыке вы отнесете авторскую песню?
— Почему?
III. Итог урока.
Музыка может быть легкой по содержанию и восприятию. Очень важно, чтобы человек стремился не только без разбора слушать легкую музыку, ориентируясь на капризы моды, но и понимать серьезную музыку, дающую пищу уму и сердцу. Ведь людям необходима самая разная музыка, отражающая нашу жизнь во всем ее многообразии. Но надо уметь отличить хорошую музыку (как легкую, так и серьезную) от подделки. Для этого надо развивать слушательскую культуру.
Файлы: Ночная дорога.doc
Размер файла: 25088 байт.