Счетчики воды Даже лучше написать, чем позвонить. Самые популярные и надежные квартирные устройства для учета воды на сегодняшний день это Apator Powogaz (Польша) и Sensus Residia Jet (Германия-Словакия), более дешевый вариант - Gross Украина. После того как вы уже приобрели у нас счетчик для воды, не забудьте оставить отзыв в одной из соцсетей в которых мы присутствуем.



Автор конспекта:
Автор(ы): — Хлыстова Наталья Владимировна

Место работы, должность: — МБОУ СОШ №5 им.Ю.А.Гагарина г.Тамбов, учитель музыки

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

Познакомить с понятиями оркестр, ансамбль, солист.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 26

Используемые учебники и учебные пособия: —

Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева Учебник Музыка 4 класс, М. "Просвещение", 2011.

Используемое оборудование: —

аудиозаписи «Болеро» М.Равеля, 1 концерта для ф-но с оркестром П. И.Чайковского, фрагменты симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и волк», В.Агапкин « Прощание славянки»; фрагмент из оперы Н.А.Римского- Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»; иллюстрации хора, ансамбля, солистов; изображения инструментальных ансамблей, инструментов

Используемые ЦОР: —

аудиозаписи ; иллюстрации

Краткое описание: — Рассказ о симфоническом оркестре, ансамблях, солистах.Прослушивание музыкальных фрагментов, урок дополнен иллюстративным материалом.

Урок музыки в 4 классе.

Тема урока: Царит гармония оркестра.

Цель урока: познакомить с понятиями оркестр, ансамбль, солист.

Оборудование: аудиозаписи «Болеро» М.Равеля, 1 концерта для ф-но с оркестром П. И.Чайковского, фрагменты симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и волк», В.Агапкин « Прощание славянки»; фрагмент из оперы Н.А.Римского- Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»; иллюстрации хора, ансамбля, солистов; изображения инструментальных ансамблей, инструментов.

Вид урока: комбинированный

План урока.

1. Вводно- мотивационный момент
2. Беседа с учениками о симфоническом концерте.
3. Рассказ учителя о симфоническом оркестре. Показ иллюстративного материала. Духовой и эстрадный оркестры.
4. Вокально- хоровая работа над песней « Мы дружим с музыкой» муз. И.Гайдн сл. В.Семернина.
5. Обобщение пройденного, подведение итогов, выставление оценок.

Ход урока.

1. Вход в класс под музыку «Марш» П.Чайковского из балета «Щелкунчик». Подготовка тетрадей, запись темы урока.

2.Развитие темы урока.
Ребята, давайте вспомним кто нужен, чтобы музыка состоялась? (триединство: композитор – исполнитель – слушатель). Музыку исполняют хором, ансамблем, в одиночку. Итальянское слово « solo» означает – один, единственный. В музыке издавна принято так обозначать произведения для одного голоса или инструмента, иногда с аккомпанементом, иногда без него. Употребляется это слово и тогда, когда в каком-то крупном сочинении есть самостоятельная партия для одного из инструментов.
Вот послушайте запись «Болеро» М.Равеля и обратите внимание на солирующий малый барабан, который четко отбивает ритм. Кто услышит партию барабана – поднять руку.
(Приготовились к слушанию. Прослушивание фрагмента. Запись в тетрадь)
— Бывают произведения, в которых есть небольшие сольные эпизоды. Играет весь большой оркестр. Звучат разные инструменты, переплетаются мелодии. А потом из общего звучания оркестра выделяется один инструмент со своей мелодией. Это начался эпизод соло.
— Сольной называются партии в произведениях для какого- либо инструмента ( или голоса) с оркестром, — в фортепианном или скрипичном концерте есть, соответственно, фортепианная или скрипичная партии. Их исполнители называются солистами.
— Какие примеры можете привести вы, вспоминая ранее услышанные произведения? – ( 1-й концерт П.Чайковского для фортепиано с оркестром, 1-й концерт С.Рахманинова для ф-но с орк.)
— Давайте послушаем фрагмент 1-го концерта для ф-но с орк. П.И. Чайковского. Когда услышите соло фортепиано – поднимите тихо руку.
(прослушивание фрагмента)
— А какая музыкальная сказка изучалась нами, где каждое животное имело свою музыкальную характеристику?— («Петя и волк» С.Прокофьева) давайте вспомним темы птички, волка.
(Прослушивание эпизодов, запись в тетрадь).
— Понятно что такое соло? (да)

3. А вот оркестр. (Иллюстрация симфонического оркестра)
В Древней Греции «оркестрой» (orchestra) называлось место перед сценой, на котором во время представления трагедий помещался хор. Много позднее, во время расцвета музыкального искусства в Европе, оркестром стали называть большие ансамбли музыкантов, совместно исполняющие инструментальные музыкальные произведения. В этих ансамблях участвовали самые различные инструменты.
Состав оркестра долгое время не был постоянным. Как правило, ансамбли имелись у богатых вельмож, и именно от богатства и вкусов хозяина зависело число музыкантов и выбор инструментов.
Постепенно в музыкальной практике сложились определенные виды оркестра.
Самый полный и совершенный по звучанию среди них – симфонический оркестр.
А какие виды оркестра вы еще знаете? (называют духовой, русских народных инструментов, эстрадный).
Я думаю, что каждый из вас слышал звучание симфонического оркестра.
Симфонический оркестр исполняет симфонии и сюиты, симфонические поэмы и фантазии, сопровождает действие в кинофильмах, участвует в исполнении опер и балетов, ораторий, соревнуется с солистами в инструментальных концертах.
Много разных инструментов входит в состав симфонического оркестра.
(Посмотрите на изображение). Все они делятся на несколько групп: струнные, духовые и ударные. Иногда в оркестр включаются арфа, рояль, орган.
Посмотрев на схему симфонического оркестра вы поймете, что оркестранты сидят не как кому захотелось, а в строго определенном порядке.
Инструменты расположены по группам – медные духовые (валторны, трубы, тромбоны и туба), все вместе деревянные духовые (флейты, гобои, кларнеты, фаготы). Струнные смычковые тоже сгруппированы отдельно (скрипки, альты, виолончели, контрабасы).
Струнных инструментов в оркестре много (первых скрипок бывает от 10 до 18, вторых – от 8 до 16 , альтов от6 до 14, виолончелей – от 6 до 12, контрабасов – от 4 до 8). Как вы думаете – почему? Это объясняется просто – звук струнных самый слабый. Поэтому и располагаются струнные всегда ближе всех остальных инструментов к дирижеру и слушателям.

С духовыми инструментами дело обстоит по-другому. Деревянных бывает по 2 -3 основных и еще по одному дополнительному. Из медных духовых обычно 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, 1 туба. Однако их может быть и больше.
Ударная группа в оркестре не имеет постоянного состава. В нее в каждом случае включаются те инструменты, которые значатся в партитуре данного произведения. Только литавры являются неизменным участником каждого концерта. (рассказ сопровождается показом инструментов).

Духовые оркестры в основном предназначены не для концертов в закрытых помещениях. Они сопровождают парады, шествия, марши, а во время праздничных гуляний звучат на эстрадах, расположенных на открытом воздухе – на площадях, в садах, и как у нас – в городском парке. Звучность их особенно мощная и яркая. Основные инструменты оркестра – медные: кларнеты, трубы, тромбоны, валторны. (Показать изображение инструментов). Есть и деревянные духовые: флейты и кларнеты, а в больших оркестрах еще гобои и фаготы, а также ударные — барабаны, тарелки, литавры.
Существуют произведения, написанные специально для духового оркестра, но часто им исполняются симфонические произведения, переоркестрованные для духового состава. (слушание марша «Прощание славянки» В.Агапкина).
Я надеюсь, что вы узнали это произведение, написанное нашим земляком В. Агапкиным. Этот марш также является гимном Тамбовской области.
Эстрадные оркестры наиболее разнообразны по своему составу и размерам – от больших, похожих на симфонические («Оркестр радио и телевидения»), до совсем маленьких, похожих на ансамбли. В эстрадные оркестры часто включаются саксофоны, гавайские гитары, много ударных.
Ансамбль – от французского ensemble ( вместе) – означает совместное исполнение. Это наиболее общее понятие.
В соответствии с количеством исполнителей, ансамбль называется — Как ? ( дуэтом — для двух исполнителей, трио — для трех, квартет — для четверых) и т. д. Ансамбли могут быть вокальными или инструментальными ( показ изображения).
Слово «ансамбль» еще означает и согласованность исполнения, общность понимания произведения всеми его исполнителями.
Оркестр всегда рассказывает.
Представьте себе, что мы находимся на представлении оперы Н.А.Римского – Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». (портрет Н.А.Римского – Корсакова показать)
На сцене площадь в Великом Китеже – граде. Собравшийся на ней народ узнает страшную новость: на город надвигается татарская рать.
Княжич Всеволод собирает дружину, чтобы выступить навстречу врагу.
Опускается занавес, но оркестр не умолкает. Он рассказывает, что произошло дальше. (Прослушивание фрагмента «Сеча при Керженце»
— Ребята, что вы себе представили, слушая эту музыку?Какая картина возникла в вашем воображении? ( картина битвы,татары и русские бьются на конях и с мечами в руках. Татар много, они злые , в лисьих шапках, а русских мало, но они не сдаются).
— Какой характер у этой музыки? – ( тревожный, суровый, порывистый, отважный). Какой темп? – (меняющийся) Громкость звучания? – (меняется). Звуковедение? – ( Отрывисто, отчетливо).
Молодцы! Вы правильно все услышали. А теперь послушайте, что же там произошло.
Настороженно и зловеще звучание оркестра. Тихо, незаметно, словно издалека, возникает ритм бешеной скачки. Это мчатся татары, сметая все на своем пути. Все ближе они, все громче звучит дикая, зловещая тема…. Но вот послышалась простая и раздольная мелодия – песня русской дружины. И вот уже все слилось, смешалось в музыке: слышны сразу и неизменный ритм скачки, и русская песня, и татарская, старающаяся заглушить, убить ее…. И мы, слушатели, понимаем: закипела смертельная схватка, это русская дружина столкнулась с татарским войском.
Отчаянно бились русские, но татар было неисчислимо больше. Все дружинники полегли на поле боя, все пали смертью храбрых, предпочтя гибель рабству. Не звучит больше раздольная песня, исчезает, словно распыляется четкий ритм, лишь отдельные, словно «усталые» обрывки татарской темы – «победительницы» сменяют один другого.
(показ репродукции Н. Рериха « Сеча при Керженце» или В.Васнецова « После побоища»)
Снова открывается занавес. На сцене татарский стан.
Эту вторую картину 3 акта оперы связал с предшествующей симфонический антракт «Сеча при Керженце». (делаем запись в тетрадь).
4.А теперь поработаем над песней «Мы дружим с музыкой».
Музыка была написана несколько столетий назад известным композитором И. Гайдном. Кстати, это И.Гайдн определил самое нужное количество инструментов в симфоническом оркестре, которое существует и поныне. А слова были написаны уже в наше время поэтом В Семерниным.
Послушайте эту песню. Какого она характера?( похожа на гимн.)
Как двигается мелодия? (вверх, скачками)
Какая форма построения музыки? ( одночастная)
Разучивание текста, мелодии, Исполнение по фразам, обратить внимание на дыхание.

5. Заключительный этап урока.
Обобщение изученного.
Скажите, о чем сегодня шла речь на уроке?
Какие фрагменты из произведений мы сегодня услышали?
Кто их исполнял?

Выставление оценок. Выход из класса под музыку духового оркестра.

Файлы: Жизненная сила музыки И.docx
Размер файла: 18669 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология