Автор конспекта:
Автор(ы): — Козлова Людмила Алексеевна

Место работы, должность: — МБОУ СОШ № 15 г. Владимир, предметник русского языка и литературы

Регион: — Владимирская арктогея

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дух общее образованность

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 10 чин

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

— приблизить главного героя к обучающимся;

— помочь понять его душевный мир;

— исследовать духовную оживление героя черезо его приискивание смысла жизни;

— изучение "языка и души", природы, вскрывание эмоциональных глубин души;

— развивать воображение, художественный вкус, творчество;

— обогащать воодушевленно и нравственно.

Тип урока: — Комбинированный занятие

Используемое оборудование: —

— фронтиспис М.Ю.Лермонтова (автопортрет);

— шрифт П.П. Кончаловского "Мцыри";

— гуашь М.Ю.Лермонтова "Кавказ";

— гуашь М.Ю.Лермонтова "В горах Кавказа".

Музыка:

М.А.Балакирев "Мцыри"

А.П.Бородин

Краткое описание: — Конспект урока воодушевленно — ценностной направленности на тему: "Человек и макромир его ценностей на поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри""

Эпиграф:

…и оживление моя

Без этих три блаженных дней

Была б печальней и мрачней

М.Ю.Лермонтов "Мцыри".

На предыдущем уроке мы с вами прочитали поэму М.Ю.Лермонтова "Мцыри".

Дома я предложила счастливо присест перечитать ее, но по преимуществу вдумчиво, просила самим подумать по-над смыслом поэмы, по-над особенностями образа главного героя. Итак, книга прочитана. Надеюсь, чесо вам почувствовали силу настоящего художественного слова, возможности его эмоционального воздействия.

— Какие эмоции возникли у вас спустя прочтения поэмы? Какое чувствование возникает? (ответы учащихся).

— Какие моменты, эпизоды на поэме вам запомнились по преимуществу всего? Почему? (ответы подтвердить текстом, разрешается наизусть).

— А что вам думаете, на кой черт обобщающе живет человек? Зачем рождается, живет, а вслед за этим все равняется умирает? (рассуждения учащихся). Может быть, и не стоит жить на белом свете? (рассуждения учащихся).

— Для чесо и на имя чесо жил Мцыри? Ради экий цели жил? (ответы учащихся, подтвержденные текстом, раз возможно).

— Чтобы по преимуществу развернуто и полно ответить на все наши вопросы м сомнения, нам поможет мотив урока: "Человек (т.е. Мцыри) и макромир его ценностей на поэме М.Ю. Лермонтова".

— Попробуйте сформулировать цели и задачи нашего урока.(с помощью учителя детям должны выйти на определение, каков синантроп — Мцыри, объяснить, чесо означает макромир ценностей).

— Прежде всего, мы раскроем такие понятия что "ценность" и чесо входит на мифологема "общечеловеческих ценностей".

— Попробуем сами по рассуждать о этом (сначала детям высказывают свои мнения, вслед за этим отвечают подготовленные ученики).

Ученик 1.

Ценность- предмет, процесс, явление, качество, имеющее положительную важность в угоду личности, мера есть удовлетворяющее ее потребности и вызывающее положительные эмоции.

Ученик 2.

Общечеловеческие ценности- некие абсолюты, которые значимы, принимаются и развиваются всем человеческим родом. Эти ценности предполагают прозрение единства человечества, спасание совокупного духовного опыта.

— Нам предстоит исследовать и раскрыть макромир ценностей Мцыри.

— В какие условия поставлен автором Мцыри? ( расчетный автоответ — на центре поэмы кинообраз юноши, поставленного жизнью на необычные условия).

— Что однозначно мы знаем о герое, о его имени? Почему составитель декалитр что присест такое? Можно ли сказать, чесо это имя ? (ответ — нет, это подытоженный образ).

На доске выписано: Мцыри (груз.) — неслужащий монах

пришелец

чужеземец

чужак

Ведь прежде всего книга была названа Лермонтовым "Бэри", но благодаря чесо он отказался от него.

— Какой многочлен вам бы выбрали и почему? (предполагаются ответы, рассуждения учащихся).

— Какова оживление Мцыри на поэме?

Ученик: Жизнь Мцыри бедна внешними событиями, мы узнаем, чесо он с детства попал на плен, перенес тяжелую болезнь и оказался одиноким на чужом краю среди чужих и чуждых ему людей. Но не смотря ни на чесо делает попытку узнать, на экий дьявол живет человек, на кой черт создан?

Для этого он убегает из монастыря. Пробыв на воле счастливо посредственно дня, возвращен еще на монастырь.

— Казалось бы, простой, элементарный сюжет. Бежал. Но прикидка бегства не удалась. Но следовательно ли это? Может быть все бесконечно сложнее? На ваш взгляд, какие вопросы, проблемы ставит составитель на поэме?

Ученик: (предполагаемый ответ). Поэма прилично сложная, на наш взор прилично сложные вопросы.

1. Социально-философские.

2. Философско-нравственные (предполагаемое объяснение этих понятий).

— Есть ли стычка на поэме? Если есть, мера какой?

Ученик:В поэме их наблюдалось два.

1. Социальный — это стычка Мцыри с монахами (т.е. с обществом)

2. Философско-нравственные — это поединок Мцыри с препятствиями рядом бегстве из монастыря.

В поэме составитель противопоставляет гордую, сильную и одинокую лицо обществу.

— Если Мцыри личность, разрешается ли предположить, чесо Мцыри имеет духовный стержень, т.е. свойский "набор" ценностей первый от ценностей враждебного ему общества?

Ученик:Ценности разные, Например, в угоду Мцыри это свобода, в угоду монахов — несвобода и т. д. (Ученики подтверждают текстом).

— Как и кто, на ваш взгляд, формирует те неужели иные ценности на любом человеке?(ученики называют: дом, семья, общество…)

— Но! У Мцыри избавьте ни дома, ни семьи! Значит его воспитывали монахи?

— Это они заложили на нем духовность, его душевный мир? Тогда благодаря чесо же он от них убежал?

— Чтобы помочь вам, вспомните, сколечко лет было Мцыри, когда-либо он появился на монастыре? Правильно, восемь. А кто скажет мне, какие самые главные возраст называются психологами на воспитании и становлении духовности человека? Ведь у вас есть реалия психология.

(предполагаемый ответ): Психологи утверждают, чесо склад человека, все его присущность закладываются на раннем детстве, приблизительно звук 6-7 лет.

— Как присест в такой степени было Мцыри, когда-либо он попал на плен на монастырь. Поэтому, на наш взгляд, формирование, закладка основных ценностей, понятий произошли у него на Родине, на его семье, на стиле национальных традиций. Может быть, инда на уровне подсознания. Это наши предположения (подтверждение текстом).

— Так какие, на ваш взгляд, ценности сейчас были сформированы с детства у Мцыри? (дом, семья, Отчизна, Родина, амбре свободы, мужество, отвага, воля, амур на разных ее проявлениях: к жизни, родному очагу, Родине — доказать текстом).

— А какие ценности он приобрел, принял в угоду себя на процессе путешествия?

Ученики.И приобрел, и счастливо по преимуществу утвердился на мыслях о том, чесо они и есть устой настоящей жизни — природа, красота, гармония, важность человеческой жизни, счастье, познание жизни и т.д. (подтверждение текстом).

— В каких что присест эпизодах раскрываются лучшие черты Мцыри, высокие свойства его натуры? (текст).

— В нежели видит Мцыри присущность жизни? (счастье на свободе, борьбе, воле, на гармонии человека с природой и самим собой, на любви к Отечеству).

— Какова главная концепция поэмы?

Ученики.Главная концепция о неистребимости человеческого стремления к свободе и счастью и о естественности этого стремления.

— Какое ощущение возникает у вас к Мцыри?

Ученики.Чувство гордости за человека, в угоду которого танат лучше, нежели оживление на неволе и далече от Родины. Поражает страстная охота жизни (текст).

Исповедь.Что это и какое лексическое величина имеет это слово?

— Покаяние на грехах.

— Откровенное опознание на чем-нибудь.

— Сообщение своих взглядов, мыслей.

— Какое из этих толкований по преимуществу счастливо к лицу к лирической исповеди Мцыри, которая начинается на 8 главе (стр.120)?

— Прочитаем счастливо присест 8 главу. Какое обещание тут главное, ключевое? Правильно — "жил". Что заключено на нем, экий смысл? Попытаемся его раскрыть. Всего посредственно буквы, а за ним стоит…глагол прошедшего времени…

Ученики.

1. Отрицание всей монашеской жизни.

2. Воспоминание о наслаждении свободой.

3. Утверждение, чесо точию на воле синантроп может жить настоящей жизнью.

4. Гордость рядом мысли, чесо он смог вырваться из тюрьмы по крайней мере на немного, счастливо на посредственно дня.

5. Смог пережить счастье, парад победы, синкретизм с миром природы, где почувствовал себя частью природы.

В этом и заключается в угоду Мцыри неоценимость жизни и ее смысл.

— Какую амплуа играют описания природы на поэме?(подтвердить текстом).

— В поэме природа олицетворена, дана на движении, воодушевленно окрашена. Она живая. И на эту живую природу Лермонтов окунул своего любимого героя, для резче показать его "мятежную душу", "страсть к свободе".

— Д.Е.Максимов следовательно написал о природе на поэме: "Природа заполняет приближенно все создание и является на нем не фоном, а активной силой. Образы всех царств природы введены на фабула что действующие лица. Природа служит единственным партнером Мцыри — мера другом, мера врагом и впитывает на себя все великолепие человеческого мира, замещает нынешний мир. Она наделена огромной принудительно внутренней жизни".

— Подтвердите слова Д.Е.Максимова, чесо природа является в угоду Мцыри мера другом, мера врагом.

— Какой эпизод, директор на поэме является центральным? (бой с барсом).

— Что олицетворяет противоборство Мцыри с барсом?

Ученик.Преодоление трудностей, поединок — победа, испытание, испытание на отвагу, мужество, силу духа. Мцыри почувствовал себя частью природы, чесо он дитятко Природы, он почувствовал себя свободным, обрел себя.

— Итак, воплощением мечты становятся посредственно свободных и счастливых дня. Это концентрированное фразеологизм смысла жизни вообще, следовательно что они звук предела заполнены впечатлениями, страстями, приобретениями. Перед ним впервые открылось грандиозность природы, он испытал обаятельность женской красоты, познал потуга битвы и удовольствие победы.

— Удалось ли Мцыри достичь цели? Он обрел родину? (ответ — нет).

— Значит все напрасно? (нет).

Ученики.

1. Мцыри не обрел Родины, но он по-прежнему любит ее, но однако он узнал и познал многое другое, о котором встарину и не мог предполагать.

Но Мцыри умирает! Мог ли Лермонтов подарить оживление своему герою?

2. Да. Но он познал фортуна свободы и воли, посему инда танат героя не воспринимается что поражение, а воспринимается что вершина по-над неволей, несвободой. Мцыри относится к единица мятежным личностям, которые бросают затребование судьбе и остаются непобежденными, инда падая лещадь ее ударами.

— Так благодаря чесо Мцыри остается непобежденным?

Ученик.Он обрел свойский мир, макромир ценностей, которые ему стали прилично дороги, где есть счастье, свобода, красота, гармония, любовь.

— Это какие ценности? Только в угоду Мцыри? (нет — общечеловеческие).

Познав общечеловеческие ценности, обретя свободу, он умирает счастливым человеком, личностью. В этом его победа.

Предлагается табл.2 (что бы это значило?)

Задания на группах:

Какие ценности приобрел Мцыри за свою короткую жизнь?

Дети называют ценности, упражнение учителя их классифицировать.

1. Нравственные — свобода, любовь, вера, верность, мужество, гордость.

2. Социальные — дом, семья, человек, жизнь.

3. Эстетические — красота, гармония, природа.

4. Национальные — Родина, Отечество, традиции.

Дети дают глосса ценностей (зачитывать на сеанс составления таблицы).

Особыми значимыми ценностями в угоду Мцыри разрешается назвать: жизнь, человек, семья, Отечество, свобода, природа.

Выскажите свое опознание к этим ценностям.

Задания на группах: составить таблицу ценностей Мцыри на поэме.

После рассмотрения предложить свою таблицу 1. Объяснить по группам.

Жизнь - особая кокиль существования материи, физиологическое проживание человека и счастливо живого. Жизнь самоценна. Освоение этой ценности позволяет осознавать, чесо все живое имеет льгота на существование.

Отечество - единственная, уникальная в угоду каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся ему от предков.

Семья - социальная соборность естественная день развития ребенка, где закладываются основы будущей личности, Через семью изволь авиасвязь поколений, экстраполяция рода, спасание и поднимание его добрых традиций.

Природа - дотла целостный и эклектичный мир, день обитания человека, преобразуя которую, народище остаются частью природы.

Свобода - сознательная энтелехия человека на делание тех неужели иных действий, возможность проявления у человека воли на основе осознания законов развития природы и общества. Благодаря свободе синантроп проявляет свою действенность (сознание, прозрение).

Человек - абсолютная ценность, мера всех вещей. Без человека теряют присущность все другие ценности.

(дети предлагают свои варианты схем)

Учитель: Теперь пришло сеанс вернуться к теме нашего урока:"Человек и макромир его ценностей на поэме"Мцыри"".

— Сумели ли мы раскрыть тему? (да)

— Еще присест повторим, чесо же в отдельности авторитетно на духовном мире Мцыри?

1. Жизнь, но наполненная смыслом.

2. Счастье.

3. Борьба.

4. Любовь (к природе, Отчизне, красоте).

5. Обретение свободы личности.

6. Воля, гордость.

7. Свобода.

Вывод:

Если у человека дано ахромат определенных ценностей, мера такого человека разрешается назвать личностью.

Борьба с препятствиями, трудностями закаляет склад человека, формирует лицо так, что сформировалась она у Мцыри. Поэтому, узнав, чесо выходит быть свободной личностью, он на неволе остаться не смог, посему разэтакий сумрачный конец.

На оптация творческое занятие по группам (если может статься лещадь музыку).

Задание 1.Какие ценности вам определяете в угоду себя самыми важными?

Задание 2.Сочинить стихотворение6

— О Мцыри (как герое, личности).

— О ценностях.

— Для чесо живет человек.

Чтение творческих заданий.

В конце урока: Что нового вам узнали из этого урока?

Домашнее задание. Письменно ответить на вопрос: "Интересен ли Мцыри человеку XXIвека?"

Файлы: Урок литературы на 7 классе.doc
Размер файла: 35328 байт.

Рубрики: Литература Метки:,
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология