Автор конспекта:
Автор(ы): — Гостяева Ирина Аркадьевна

Место работы, должность: — МОУСОШ № 25, заместитель директора, учитель истории и обществознания

Регион: — Иркутская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Обществознание
Предмет(ы): — Экономика

Цель урока: — познакомить обучающихся с возможностями, предоставляемыми современной рыночной экономикой человеку.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 11

Используемые учебники и учебные пособия: —

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория.- М.: Дрофа, 1993.
2. Васильев В.П. Экономика для школьников и абитуриентов: Учебное
пособие. – М.: Изд. « Дело и Сервис», 2005.
3. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». – М.:
Просвещение, 2001.
4. Каневский Е.М., Краснянский Э.В., Лысов М.М. Уроки экономии в быту.-
М.: Просвещение, 1985.
5. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». 11 кл.
/ Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова;
Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2000.
6. Человек и общество. Обществознание./ Под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой. В 2 ч. Ч. 2. -11 кл. – М.: Просвещение, 2001.
7. Интернет — ресурсы

Используемая методическая литература: —

Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 кл. «Просвещение», 2003.
Методические рекомендации под ред. Боголюбова Л.Н. для базового и профильного уровней, Просвещение 2004.
Человек и общество: Обществознание 10-11 кл., «Просвещение», 2003.
Под ред. Боголюбова Л.Н., Обществознание 11кл., «Просвещение», 2005.

Используемое оборудование: —

карточки с заданиями, таблицы,
рабочие листы

Используемые ЦОР: —

Рабочий лист к теме
«ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ»

Человек и собственность

Задание № 1.
Замечено, что для себя и для «чужих» один и тот же человек трудится по-разному. Почему?

Проблема:__________________________
___________________________________
Пути решения_____________________
___________________________________
__________________________________
_________________________________
___________________________________

Человек и труд

Задание № 2.
Почасовая оплата рабочих в США в 15 раз выше, чем в России. В США и других промышленно развитых странах весь XX в. рост зарплаты опережал производительность труда. Каковы социально-экономические последствия такой экономической политики? Почему мы не взяли это на вооружение?

Проблема:_________________________
___________________________________
Пути решения _______________________
____________________________________
___________________________________
____________________________________

Человек и его доходы

Задание № 3.
Доходы населения включают 3 статьи: зарплата, трансферты (пенсии, пособия, стипендии и др.), доходы от предпринимательской и прочей деятельности.
Сделайте выводы из следующих данных:
доля зарплаты в структуре доходов населения Австрии — 62 % , Швейцарии – 67%, Германии – 64%, Японии — 69%,
Франции — 58 % , России — 40%.
Проблема:__________________________
___________________________________
Пути решения ___________________________________
______________________________________________________________________
___________________________________ Человек и расходы

Задание № 4.

Что из перечисленного ниже обычно приводит к сокращению потребительских расходов:
а) снижение потребительских доходов;
б) снижение уровня подоходного налога;
в) ожидание скорого роста цен;
г) увеличение государственных выплат населению.

Проблема:__________________________
____________________________________
Пути решения _________________________
_______________________________________
________________________________________
________________________________________
_______________________________________
_______________________________________
________________________________________

Информация для учителя

Заработная плата – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества, и условий выполняемой работы в установленном трудовым договором размере (ст. 129 ТК РФ).
Различают номинальную и реальную заработную плату.
Системы заработной платы – способы установления соотношения между нормой труда и размером заработной платы.
Повремённая система:
— почасовая;
— поденная;
— помесячная.
Сдельная система:
— прямая сдельная;
— сдельно-прогрессивная;
— косвенно-сдельная;
— аккордно-сдельная.
Виды стимулирующих выплат:
— премия;
— надбавка;
— доплата.

С предоставлением трудовых услуг связана одна из самых серьёзных проблем рыночной экономики – безработица.
Под уровнем безработицы понимается удельный вес безработных в общей численности экономически активного населения.
Различают следующих три основных вида безработицы:
— фрикционная или текучая безработица связанная с тем, что в определённом промежутке времени часть людей меняет место работы. К этому же типу относятся и безработные, ищущие работу в первый раз, а также сезонная безработица;
— структурная безработица возникает в условиях изменения структуры экономики, сокращения потребности в работниках одних профессий и увеличения спроса на другие;
— циклическая безработица связана с циклом деловой активности.

Краткое описание: — заработная плата, системы оплаты труда, виды безработицы

Ход урока
I. Организационный момент
(приветствие, напутствие)

Тема нашего урока: «Человек в системе экономических отношений».
Сегодня мы с вами выясним отношение человека и собственности, рассмотрим отношение человека к труду, разберем, какие доходы и расходы имеет человек.

В конце урока вы сами попытаетесь сказать о роли человека в системе экономических отношений.

II. Актуализация опорных знаний
1. Вводная беседа.

Перед тем, как мы начнем работать, я вам напоминаю, что сегодня помимо оценки вы можете получить до 500 эконов, очень активно работая на уроке и правильно выполнив домашнее задание.
Накопив на вашем счету определенное количество эконов, вы их можете обменять на дополнительную оценку в любое удобное для вас время.
И так мы начинаем не только отвечать, но и своим собственным умом зарабатывать денежные единицы.

Я попрошу Вас вспомнить и ответить на следующие вопросы:

— Что такое экономика?

— Какая главная задача стоит перед экономикой?

— Может ли человек быть независимым от экономики? Почему?

— От чего будет зависеть или чем будет определяться положение человека в системе экономических отношений?
(От отношений собственности, вложенного труда, доходов и расходов.)

За активную работу обучающиеся получают по 50 эконов

2. Задание: в ходе работы с рабочим листом записать вопросы, которые будут рассмотрены на уроке в качестве заголовков.

III. Изучение нового материала с первичным закреплением

Откройте ваши рабочие тетради и запишите сегодняшнее число, тему урока и план, который находится на доске.

План изучения темы:
1. Человек и собственность.
2. Человек и труд.
3. Человек и его доходы.
4. Человек и расходы.

Сейчас к моему столу подойдите, пожалуйста, по — одному человеку от каждой группы и вытяните цветной кружочек (красный, желтый, зеленый, голубой). На обратной стороне стоит номер темы, над которой вы будете работать сегодня на уроке.
Итак, мы еще обращаем с вами внимание на пункты плана.
Используя возможности интернета, справочной литературы и словарей вы могли подобрать материал, сделать свои презентации. Вам необходимо не только прочитать материал из учебника по вашему вопросу, но и заполнить рабочие листы по данной теме.
Я обращаю ваше внимание, что вам необходимо внимательно прочитать все задания, но и обязательно найти не только проблему, но и пути выхода из этой ситуации.

На работу вам 10 минут. Не забывайте о заполнении рабочих листов.
Ваше время закончилось и мы приступаем с вами к нашей совместной работе.

1. Человек и собственность

— Что такое собственность? Что вы можете рассказать о собственности?

— Какие формы собственности?

Мы обращаем внимание на наши рабочие листы, давайте зачитаем задание № 1.

— Сформулируйте проблему, которая существует в системе отношений «человек-собственность»? (Отчуждение работника от собственности)
— Все ли люди имеют собственность?

— Как современная экономика пытается разрешить эту проблему?
(Создание акционерных обществ, разгосударствление предприятий, демократизация управления предприятиями).

Обращаемся с вами ко 2 пункту нашего плана.

2. Человек и труд
— Какие факторы будут влиять на отношения человека к труду?
(Общая культура, квалификация, зарплата)

— Как человек может относиться к своему труду?
(Как к радости или обязанности)

— Что будет влиять на отношения человека к труду? (Характер труда, состояние экономики и т.д.)

— Какие системы оплаты труда существуют? (Сдельная — по оценке результатов труда. Повременная — учет отработанного времени)

Мы обращаем внимание на наши рабочие листы, давайте зачитаем задание № 2

— Какая проблема существует в системе отношений «человек — труд»?
(Безработица).
Значит ли для вас это слово что-то?

— Рабочая сила — это товар. И шанс найти работу выше у тех, кто более конкурентоспособен. Что в современных экономических отношениях позволяет быть более конкурентоспособным? (Образование, квалификация, опыт, здоровье)

— Каковы последствия безработицы? ( По свидетельству мировой статистики — 1% безработных дает 3% преступности и т.д .)

— В чем выражается оценка труда человека?

Обращаемся с вами к 3 пункту нашего плана.

3.Человек и его доходы
— Что такое доход? (Приток денег, полученных в течение определенного
периода времени).

Мы обращаем внимание на наши рабочие листы, давайте зачитаем задание № 3

— Какие источники дохода вы знаете? ( Труд и собственность)

— Какая проблема возникает при распределении доходов? (Неравенство в доходах)

— Каковы причины социального неравенства?

— Какие из этих причин связаны с обществом?

— Какие – с самим человеком?

Обращаемся с вами к 4 пункту нашего плана.

4. Человек и расходы
— Какая существует проблема в системе отношений «человек — расходы»?
(Несоответствие наших желаний и возможностей).

— Потребитель не может купить все, что ему хочется и должен идти на
компромисс. Поэтому каждая семья и государство составляют бюджет.

Мы обращаем внимание на наши рабочие листы, давайте зачитаем задание № 4.

Обобщение материала.

За работу обучающиеся могут получить до 200 эконов.

Мы с вами попытались пройти все пункты нашего плана. Давайте еще раз, обратим внимание, на то, что вы запомнили о собственности, труде, доходах, расходах. Хорошо вы правы.

Действительно все пункты нашего плана взаимосвязаны и не могут один, без другого.

Мы с вами хорошо поработали и я предлагаю вам проверить себя, а можете ли вы стать миллионерами, вести свой бизнес и в дальнейшем можете стать активными спонсорами школы.

У вас на столах есть листы с анкетами ответьте на вопросы, имейте в виду, что нужно выбрать из предложенных только один ответ.
На работу вам всего 3-4 минуты.
Постарайтесь долго не раздумывать .

Тест «Как вам стать миллионером?»

1).Каким способом делать деньги легче всего?
1. Много работать, быть хорошо информированным, рисковать, снова вкладывая деньги в дело.
2. Надеяться на «Дядюшкино» наследство, пытать счастье в лотерее.
3. Карьеру делать постепенно , пройдя все ступени до руководящей или заняться политикой.
2). Какой персонаж Уолта Диснея вызывает у вас широкую улыбку?
1. Дональд Дак
2.Густав Ганс
3. Догобер Дак

3) Какой размер прибыли может, по- вашему, побудить богатейших людей мира заключить сделку?
1. От 0,5 до 1млн.
2. До 10 млн.
3. Десятки миллионов выше

4). С каким из высказываний вы согласны?
1. Больше денег – больше удовлетворения.
2. Деньги означают — власть.
3. Деньги вызывают много зависти.

5). Известна ли вам так называемая игра «по письму» Вы вкладываете в конверт определённую сумму, ищите «Жертву», которая платит столько же и т.д, а в итоге ваше капиталовложение возвращаемся преумноженным. Какую роль вы готовы при этом играть?
1. Не участвовать
2. Участвовать и зарабатывать
3. Быть инициатором игры

6) Придаёте ли вы значение тому, чтобы о вас упоминали в газетах?
1. Был рад
2. Нет
3. Обо мне и так пишут много

7). Каким образом можно выиграть на скачках?
1. Рисковать, делая высокие ставки.
2. Экономить деньги и просто присутствовать на бегах.
3. Купить лошадь чемпиона.

8). Кто, по – вашему, имеет наибольший шанс быстро и надёжно стать богачом?
1. Режиссёр, актёр, писатель, спортсмен
2. Адвокат, врач, маклер, политик
3. Глава фирмы, издатель

9) Как вы относитесь к бизнесу между приятелями?
1. Готов ссужать своих приятелей деньгами — когда-нибудь и они ответят мне тем же.
2. Деньги и дружба не совместимы
3. Готов брать взаймы у друзей, но не давать

10). Если бы вам удалось стать миллионером, наслаждались бы вы этим ощущением?
1. Разумеется.
2. Демонстрировал всем, смотрел с высока.
3. Нет.

11). Куда вложили бы свои миллионы ?
1. В недвижимость, имущество, предметы искусства.
2. В акции и ценные бумаги.
3. Сделаю так, как решат мои родители.

12) Если у вас пара миллионов, будете ли вы стремиться увеличить свой капитал?
1. Не обязательно на мелкую сумму, но от крупной не откажусь.
2. Естественно.
3. Нет, мне и так хватает.

Ваше время уже вышло. Каждый ответ имеет определенное количество очков. Посчитайте общую сумму.

Если вы набрали:
От 0 до 23 очков: значит, лучший способ для вас разбогатеть – это либо удачно жениться (выйти замуж), либо стать наследником, либо, наконец, выиграть в лотерею;
От 24 до 48 очков: богатство связано для вас с трудом, избегайте финансовых спекуляций. Делайте карьеру и займите место шефа;
От 48 до 72 очков; лучший шанс для вас когда-нибудь стать миллионером. У вас коммерческий склад ума, деньги и дружба и врозь. Вы не намерены хвастаться своим роскошным образом жизни, а склонны терпеливо преумножать богатство

Запишите ваше домашнее задание. На каждом столе есть дополнительное задание. Если вы не только прочитаете материал параграф, а постараетесь выполнить эти творческие задания, то у вас есть возможность за дополнительные задания получить до 200 эконов (по 50 за каждое правильно выполненное)

IV. Дифференцированное домашнее задание:
— § 36 и вопросы к нему;

— эссе «Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды» (Вольтер);
— мини-исследование «Прожиточный минимум современного молодого человека».
— дополните определение;
— сделайте тест-рифму.

Перед этим уроком вы приготовили презентации, я их проверила все, и вы получаете по 50 эконов.

Большое спасибо вам за работу и хотелось бы подвести итоги работы.

Оценки за урок.

А дополнительно вам заносится на счет и количество эконов.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология