Автор конспекта:
Автор(ы): — Гончарова Людмила Владимировна

Место работы, должность: — МБОУ «Цнинская СОШ №2″, репетитор музыки

Регион: — Тамбовская круг

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее гетеротопия

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 буржуазия

Предмет(ы): — Искусство
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

Расширить представления учащихся о связи музыки с литературой и изобразительным искусством на примере творчества А.С.Пушкина, Н.А.Римского-Корсакова, П.И.Чайковского и И.И.Левитана.

Тип урока: — Комбинированный наука

Учащихся в классе (аудитории): — 28

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник «Музыка» ради 4 класса Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. –М.: изд.«Просвещение», 2011

Используемая методическая литература: —

— Е.В.Андреева, С.В.Лелюх, Т.А.Сидорчук, Н.А.Яковлева. Творческие задания Золотого ключика.

— А.А.Гин. Приемы педагогической техники. Пособие ради учителя. 3-е изд.,-М: Вита-Пресс, 2001, 2005.

— сказки А.С.Пушкина;

— раздаточный материал (3 варианта текста изо сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»);

— тест ради слушания музыкального фрагмента «Три чуда» — иллюстрации, карточки с инструментами;

— таблицы «З-Х-У»;

-тест «Проверь себя» (для работы в парах и самостоятельной индивидуальной работы).

Используемое оборудование: —

— компьютер,

— мультимедийный проектор,

— гармоничный центр;

— аккордеон;

— шумовые инструменты: ложки, трещотки, рубель, бубен, свистульки;

— несессер с орешками.

Используемые ЦОР: —

/http://www.trizminsk.org/e/prs/233021.htm

musik577.ru/man.html

Кузнецов И.Н. Настольная поэма преподавателя. – Минск: Современное слово, 2011.

Поляков С.Д. В поисках педагогической инновации. – М.: Дрофа, 2011.

Электронное периодическое переиздание "Эффективные образовательные технологии" молния 1.2008г. Главный редактор д.п.н. ученый В.В.Гузеев

Краткое описание: — Урок по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной в 4 классе. В разделе «День, полный событий» это 2 урок, на котором подходит тимпан темы, где-нибудь учащиеся знакомятся с творчеством А.С.Пушкина в взаимосвязи с музыкой русских композиторов, созвучной лирическим стихотворениям и сказкам А.Пушкина. По типу наука – комбинированный. При планировании данного урока учитывались возрастные особенности учащихся, имеющиеся представления и знания по программе. Программа предполагает установление у учащихся способности воспринимать музыку что искусство, выразительное по своей природе, представления о связи музыки с жизнью и с другими видами искусства, знания выразительных средств музыки и понимания изобразительности в музыке.

Урок музыки 4 класс

Учитель музыки Гончарова Л.В.

Раздел: «День, полный событий»

Тема: «Что за прелесть эти сказки!» Три чуда.

Конспект урока:

Цель: расширить представления учащихся о связи музыки cлитературой и изобразительным искусством на примере творчества А.С.Пушкина, Н.А.Римского-Корсакова, П.И.Чайковского и И.И.Левитана.

Задачи:

образовательные:

— познакомить учащихся с музыкой русского композитора – сказочника Н.А.Римского-Корсакова (Опера «Сказка о царе Салтане»);

— вызвать экстазный отзвук на музыку;

— расширить знания о тембровой окраске инструментов симфонического оркестра;

— формировать способность анализировать, сравнивать тембровое сонористика групп симфонического оркестра;

развивающие:- развивать пристрастие к искусству; вокально-хоровые навыки, тембровый слух;

воспитательные: — воспитывать агапэ и пристрастие к сказочным произведениям в литературе и музыке;

коммуникативные:- создавать атмосферу творческой активности и сотрудничества учащихся в группах.

План урока:

1. Орг. момент. Активизация внимания.

2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.

3. Открытие новых знаний.

4. Вокальная работа.

5. Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.

6. Проверка усвоения нового материала.

7. Рефлексия урока.

Ход урока:

1.Организационный момент.Активизация внимания.

Вход в буржуазия подина музыку. Песня «В гостях у сказки».

2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока:(Cлайд 1, Cлайд 2)

Прием «Удивляй!»

— Я невероятно имя вам видеть, и думаю, чисто музыка, подина которую вы вошли в класс, помогла нам настроиться на встречу. Как вы думаете, в какую страну мы с вами нынче попадем? (ответы: в страну сказок). Только побаска эта хватит непростая, вследствие того чисто от вам хватит зависеть, интересная она получится разве нет, и чем побаска закончится.

Прием «Отсроченная отгадка». (Показать "волшебную шкатулку".) — В конце урока вы узнаете, чисто находится в этой шкатулке (Шкатулка с орешками-сюрприз).

(Слайд 3)

— Сказка начинается! Сегоднямы продолжим каляканье о творчестве великого русского поэта и писателя А.С.Пушкина. Откроем страничку, посвященную сказкам А.С.Пушкина, которые вдохновили многих композиторов на творение своих прекрасных музыкальных сочинений.

«Что за прелесть эти сказки!» — безрезультатно называется наша встреча.

Приём «Шаг за шагом».

— Расскажите, чисто вы знаете о гениальном поэте А.С.Пушкине?

-Какое стация называл стихоплет «приютом спокойствия, трудов и вдохновенья?»

(Слайд 4)

- Да, просто в селе Михайловском появились его замечательные лирические стихотворения.

— Какое прайм-тайм годы невероятно любил поэт? (ответы)

(Слайд 5)

— Послушайте музыку, назовите это произведение, кто композитор?

  • П.И.Чайковский «Осенняя песнь» — слушание.

(Слайд 6)

— Правильно, молодцы!Именно с этой картиной Исаака Левитана «Золотая осень» созвучна пьеса Чайковского "Осенняя песня" изо цикла "Времена года". Никому изо русских композиторов не удавалось безрезультатно отзывчиво найти мелодию русского пейзажа, что это удалось сделать П.И.Чайковскому.

(Слайд 7)

— Можно единица это осуществление П.И.Чайковского назвать лирическим? Почему?
— Какие строки изо знакомого вы стихотворения А.С.Пушкина созвучны этой музыке?
— Можно единица его тоже назвать лирическим?
— Близок единица тон музыки П.Чайковского стихам А.Пушкина и картине И.Левитана?
— Можно единица соединить эти искусства вместе? (ответы детей)

(слайд 8)

— А днесь давай все вдевятером прочитаем эти строки А.Пушкина выразительно, вслушиваясь в музыку П.Чайковского и всматриваясь в картину И.Левитана.

(слайд 9)

Стратегия «Вопросительные слова».

— Как вы поняли, чисто стало лиризм в поэзии, в музыке и в живописи? (примеры ответов на слайде);

— Как звучат лирические произведения? И др. (ответы)

3. Основная часть:открытие новых знаний.

— А днесь побаска продолжается, давай тишком в неё войдем.

Физкультминутка (дети подина музыку «идут по стране сказок», выполняют движения по своему усмотрению)(слайд 10)

— Все вы знаете о том, чисто у Пушкина была няня, что ее звали? (ответы). (Слайд11)

— Она не всего только нянчилась с маленьким Сашей, счастливо он подрастал. Арина Родионовна была с Пушкиным в прайм-тайм одного изо самых трудных периодов его жизни – как-нибудь стихоплет был сослан в ссылку, в починок Михайловское.Там, подина вытье вьюги, долгими зимними вечерами прислуга рассказывала Пушкину сказки «В некотором царстве, в некотором государстве…»(Слайд12)

  • Игра «Я – поэт!»

— А нынче в Пушкина у нас превращается… (кто-то изо детей читает письмо)

- Пушкин писал брату: «Знаешь единица моего занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно, постфактум обеда езжу верхом, вечером алло сказки – Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

— Молодец наш Пушкин, правда, ребята? Выразительно читал письмо к брату.

Сказки А.С.Пушкина знают все. Откроем страничку книги «Сказки Пушкина».(Слайд 13)

— Посмотрите на иллюстрацию, какие строки вы можете вспомнить? («У Лукоморья тупица зеленый…»В 3 классе мы разучивали такую попевку и нынче вспомним ее и споем.

  • Пластическое интонирование.

Исполнение попевки «У Лукоморья».

— Какая побаска А.С.Пушкина безрезультатно начинается? (ответы)

— Кто изо вам вспомнит фамилию композитора, тот разве другой по этой сказке Пушкина сочинил оперу? (ответы)

— С фрагментами изо оперы М.И.Глинки мы знакомились в 3 классе. (Слайд 14) — А дальше?..

  • Физкультминутка. Звучит неудача песни«В гостях у сказки» (дети подина музыку «идут по стране сказок», выполняют движения по своему усмотрению)(Слайд 15)

— А.С.Пушкина в мире литературы называют великим русским поэтом сказочником, однако в мире музыки есть композитор, которого знают что музыкального сказочника. Его имя – Н.А.Римский-Корсаков. Композитор написал многовато музыкальных произведений на тему русских сказок и былин. У него целых 15 опер!!!.

(Слайд 16)

— Кто изо вам догадается о тот разве другой сказке подходит речь? (ответы)

(Слайд 17)

  • Звучит отрывок изо оперы Н.А.Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане».

— Итак, это пастиччо Н.А.Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» приглашает нас в гости! (Работа с учебником стр. 49)

— В опере Римский – Корсаков абсолютно интрига сохранил верно таким, что его придумал Пушкин. Композитор придумал такие удивительные музыкальные образы и живописные темы героев, чисто слушая музыку, без слов понимаешь, «видишь» чисто происходит. Римский – Корсаков что бы «нарисовал» сказку, однако музыкальными красками. И вы сами сможете в этом убедиться.

Прием «Лови ошибку» (работа в парах – дети изо три вариантов текста выбирают нужный).

— Перед вами 3 варианта текста изо «Сказки о царе Салтане». Вслушайтесь в музыку, «всмотритесь» в музыкальные краски и выберите желаемый вариант, тот разве другой изображает таковой гармоничный фрагмент.

  • Н.А.Римский–Корсаков. Вступление к 2 действию оперы «Сказка о царе Салтане» - слушание.

— Итак, прочитайте ваши строки к услышанному музыкальному фрагменту.

(Верный вариант: «В синем небе звезды блещут, в синем флорес волны хлещут…)

— Какую музыкальную картину написал Н.А.Римский – Корсаков! Удивляешься, ну это все может быть нарисовать музыка?

— Какие музыкальные инструменты подчеркивают наглядность музыкальных образов?

Прием «Лови ошибку» (работа в группах):

— звук волн, плывущая по волнам толстяк – струнные, ударные, медно-духовые;

— сверкание и перелив звезд – челеста, труба, тарелки;

— мрачная множество – литавры, фаготы, скрипки;

— жалоба и нытье царицы – струнные, флейта, медно-духовые

(ответы, видеопоказ инструментов на карточках).

— В каждой сказке есть чудо. А в «Сказке о царе Салтане» их цифра (можно дилемма детям). Вспомните, какие диковина дарит волшебная Лебедь-птица?

(1 красота – «Белочка», 2 красота – «Богатыри», 3 красота – «Царевна – Лебедь»)

Игра «Я - композитор».

— Если бы вы были композиторами, безрезультатно какая была бы у вам тема «Белочки»?

— Какой бы вы сочинили тему «Богатырей»?

— А тему «Царевны – Лебедь»? (ответы)

(Слайд18)

— Теперь сравним свои предположения с музыкальным видением героев сказки самого композитора Н.А.Римского-Корсакова. Послушаем, что звучат темы, и какие музыкальные инструменты их изображают? Перед каждой музыкальной картиной вы будете слышать фанфарный мольба трубы, ради привлечь почтение слушателей.

Приём «Слушать – сговориться — обсудить» (работа в группах – 3 гр)

Во прайм-тайм звучания музыкального фрагмента зафиксируйте в таблице (раздать карточки-таблицы) то, чисто слышите: узнайте тему, тот разве другой тон мелодии (песенный, танцевальный разве маршевый) и какие инструменты звучат, исполняя эти темы.

  • Вступление к 4 действию «Три чуда» изо оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римский – Корсаков – слушание и видеоролик. (Слайд 19)

Итоги слушания:1 гр — «Белочка» — танцевальность, звучала флейта.

2 гр — «Богатыри» — маршевость, литавры, духовые инструменты передали богатырскую поступь.

3 гр — « Царевна – Лебедь» — песенность, скрипка, арфа, гобой.

— А кто заметил, какую песенную мелодию взял композитор, что иллюстрацию того, чисто «белка песенки поет разумеется орешки все грызет»?(Слайд20)

4. Вокальная работа.

  • Исполнение русской народной хороводной песни «Во саду единица в огороде» (девочки – поют, однако мальчики – играют на шумовых инструментах).
  • – Молодцы! Вы все невероятно постарались!

    5. Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.

    — Как мастерски, верно сочинитель изобразил сказочных героев! Можно единица сделать вывод, чисто Н.А.Римский – Корсаков не всего только композитор, однако и «музыкальный художник»?

    — Ребята, однако можем единица мы увидеть эту музыку? (ответы)(Слайд21)

    — Вот что увидели музыку Н.А.Римского-Корсакова ваши сверстники в прошлом году (обмен мнениями).

    — Спасибо, молодцы, вы были внимательными слушателями.

    Прием «З-Х-У»

    Заполните таблицу (у каждого):

    1.Что я знал…

    2. Сегодня я узнал…

    3.Я хочу ещё узнать…

    6. Проверка усвоения нового материала.

    Прием «Проверь себя» (Слайд 22)

    1. Какого композитора называют музыкальным сказочником?

    2. Назовите сказку, у которой мы были ныне в гостях?

    3. Какой народной мелодией сочинитель озвучил белочку?

    4. Любимое прайм-тайм годы А.С. Пушкина?

    5. Сколько опер у Н.А.Римского-Корсакова?

    6. Узнай гармоничный фрагмент.

    Самопроверка.

    7. Рефлексия урока:

    — Вы ныне были внимательными слушателями, хорошими исполнителями, оказались в роли композитора и поэта. Я приготовила ради вам гармоничный подарок.(Слайд 23)

    • «Сказки гуляют по свету» — (видеофильм) Приём технологии критического мышления.

    -Понравился единица вы подарок?

    -Что побеждает в сказках?

    -Какая побаска у нас получилась? (ответы) (Слайд 24)

    -Хочется воскликнуть: «Что за прелесть эти сказки!» (все вместе)

    -А теперь, оцените свою работу на уроке и поставьте оценку уроку в целом.

    Самооценка.

    Домашнее задание: Дома вы попробуете себя и в роли художников: изобразите красками то, чисто изобразил Н.Римский-Корсаков в музыке. Нарисуйте зарисовка к самый понравившемуся фрагменту разве музыкальной теме героев «Три чуда», однако на занятиях сосуд мы оформим очередную выставку.

    Сюрприз от белочки – дети могут отгадать «Что находится в волшебной шкатулке?»

    (всем детям подарить по орешку).

    — Аплодисменты всем! До свидания!

    Выход подина музыку «Сказки гуляют по свету».

    Файлы: Конспект урока музыки 4 буржуазия Что за прелесть эти сказки.doc
    Размер файла: 80896 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология