Автор конспекта:
Автор(ы): — Иванова Александра Васильевна
Место работы, должность: — Мичуринский район,Староказинский подразделение МБОУ Новоникольская СОШ, педотриб музыки,воспитатель ГПД
Регион: — Тамбовская край
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее становление
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 4 разряд
Предмет(ы): — Музыка
Цель урока: —
Ввести детей в планета народных музыкальных инструментов, показать их особенность и роль в жизни русского человека, познакомить с приёмами исполнительского развития в народной музыке.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 15
Используемые учебники и учебные пособия: —
Учебник «Музыка» ради 4 класса авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.- М.: изд-во «Просвещение», 2011.
Используемая методическая литература: —
Алиев Ю. Б. Настольная сборник школьного учителя- музыканта. М.: Владос, 2000
Ивановский Ю.А. Занимательная музыка/Ростов н/Д Феникс 2005
Шорникова М. Музыкальная литература/Ростов н/Д Феникс 2005.
Используемое оборудование: —
Мультимедийное промоборудование с проектором, компьютер, музыкальные инструменты (деревянные ложки, трещотка, свирели, рожок).
Используемые ЦОР: —
Единая госколлекция цифровых образовательных ресурсов. Музыка, изобразительное искусство(http://school-collection.edu.ru )
Краткое описание: — Урок посвящен изучению русских народных музыкальных инструментов, показывает их особенность и роль в жизни русского человека, знакомит с приёмами исполнительского развития в народной музыке.
Тема: «Русские народные музыкальные инструменты.»
Цель урока:
Ввести детей в планета народных музыкальных инструментов, показать их особенность и роль в жизни русского человека, познакомить с приёмами исполнительского развития в народной музыке.
Задачи:
Обучающие
1.Учить различать тембры музыкальных инструментов, запоминать их названия.
2.Обучать навыкам исполнения музыки по несложным оркестровым партитурам используя музыкальные инструменты (ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ, ТРЕЩОТКА, свирели, поварешка ) .
3.Откликаться на передвижение характера музыки и средств музыкальной выразительности различными приёмами игры на музыкальных инструментах.
Развивающие
1.Развивать у детей тембровый и ритменный слух, исполнительское мастерство.
2.Развивать у обучающихся понимание значимости коллективного исполнения музыки, подле этом, не умаляя значения личного вклада каждого исполнителя.
3.Развивать их логическое мышление, память, ноу-хау работать в группе и индивидуально.
Воспитательные
1.Через народное устное муза (сказку), формировать нужда к русской музыкальной культуре.
2.Воспитывать пристрастие и обожание к традициям и истории своей страны.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Форма урока:
сказка-игра.
Примечание:
урок сопровождает презентация, выполненная учителем музыки в формате
PowerPoint.
Ход урока.
1. Организационный.
Вход детей под музыку «Полянка» в исполнении оркестра русских народных инструментов.
2. Актуализация знаний.
Учитель: вибрато "Фантастическая добавка"
Дорогие ребята! В начале нашего урока вам услышали русскую народную музыку. Русский публика – подлинный небесталанный в мире .Сколько красивых песен сочинили русские люди, как придумали и смастерили музыкальных инструментов, а как волшебных русских сказок знаем мы с вами!
Сегодняшний проповедь мы с вами проведем с музыкальной сказкой, герои которой будут не ровно обычные- это музыкальные инструменты.
Учитель:Называется она так:«Сказка относительно то, ровно умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами».Эта чудо поможет нам в изучении темы нашего урока:«Русские народные музыкальные инструменты».На нашем уроке вам не токмо услышите сказку, так и познакомитесь с названиями народных музыкальных инструментов, услышите их голоса, а тоже научитесь играть на них.
3.Объяснение нового материала.
Примечание:
учитель, рассказывает, ученикам сказку сопровождая характерный изложение показом презентации.
Учитель:Прежде чем начать рассказывать сказку, давайте разделимся на 3 команды. Назовем мы наши команды названиями тех инструментов, с которыми сегодня познакомимся.1-«Деревянные ложки», им мы раздадим ложки, 2-«Рубель и трещотки», им тоже в руки дадим их инструмент, и 3-«Рожок», они получают его в свою команду. Я рассказываю сказку ,а вам слушаете и соревнуетесь.Прием "Игровая цель"
-1 Конкурс называется «Сообщение»-домашняя заготовка.( Команды априори готовят придание о скоморохах, о гуслях и о балалайке.)Прием "Своя опора"
-2 Конкурс капитанов называется «Артист».( Выбираются капитаны, им духом же дается задание: вот крон сказки полезно вовремя вставить фразы, которые написаны на листках. Задача, ровно можно артистичней произнести их и в нужное время. Поэтому каждая предписание напряженно слушает сказку. Команды получают чуток строчек ,написанных на листке(деление по рядам).
-3 Конкурс «Оркестровая партитура»
-4 Конкурс «Вариация»
Оцениваться конкурсы будут смайликами. Какая предписание наберет по преимуществу всех улыбающихся смайликов, та и выиграла.
Итак… чудо начинается. Давно это было. Жили — поживали себя в немощный деревушке в деревянной избушке умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, тараторка и рожок.
Учитель: Жили они в объемный дружной семье. С раннего утра и поперед позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук гурьбой со своими хозяевами.Деревянные ложкиварили на кухне кушанье так кашу, а после того кормили всю семью вкусным обедом.Рубель- помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, ради все в семье были чистыми и опрятными.Рожок– гурьбой с хозяином дома ранним утречком выгонял толпа коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё толпа домой.Трещотка– охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, ради они не испортили сбор плодов и ягод. Так и жили они все гурьбой поперед поры поперед времени.
Примечание: вот крон рассказа педотриб показывает сии музыкальные шумовые инструменты и знакомит обучающихся с их тембрами (голосами).
Учитель:Однажды в той деревушке появились скоморохи.
-А вам знаете кто такие скоморохи? (Сообщение команды)1команда
Так в старинные время на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли по улице с весёлой песней.
Вся деревушка собралась, ради посмотреть на весёлое гала скоморохов.
Примечание: нынешний слайд, сопровождает, музыкальное сопутствие — р.н.м. «И шли, вышли веселые», в исполнении фольклорного ансамбля «Скоморошина».
Учитель:В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были посреди них инструмент и балалайка.
-А вам знаете ровно это за инструменты?
-Сообщения-справки детей(краткий изложение об этих народных инструментах)2 и 3 команды.
Учитель:Умные и полезные вещи остались дома, так и поперед них, доносились звуки задорной музыки и весёлые песни скоморохов, потешавших народ.Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой жили умные и полезные вещи. После ужина, когда-нибудь крови и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами. (Конкурс капитанов)
1к. «Деревянные ложки»«Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» — спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов.
Учитель:«Весело живётся», — ответила балалайка, весёлая болтунья. «Везде бываем, песней звонкой публика потешаем».
2к. «Трещотка и рубель»«А мы, никогда в жизни засим своей деревни не бывали», — отозвались тараторка и рубель.
Учитель:Тут в полилог вступили гусли. «За песни так за пляски весёлые любят нас на Руси. Везде встречают, так привечают. Мы, своей музыкой, людям радость приносим!».
3к «Рожок»«Ой!», — воскликнул рожок. «Как бы и нам, желательно тоже всем людям радость приносить».
Учитель:«Так давайте гурьбой с нами по белу свету путешествовать. Вместе, у нас ещё веселей так точнее киномузыка звучать станет» — пропели инструмент и балалайка. Так и решили умные и полезные вещи корпуленция музыкальными инструментами, ради не токмо пользу людям приносить, так и радость им дарить.
С тех самых пор, путешествуют они гурьбой объемный дружной семьёй. И рой их стала называться –оркестром русских народных музыкальных инструментов.
Давно уже избавь на свете ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а киномузыка в исполнении русских народных инструментов продолжает звучать и приносить радость всем, кто её слышит.А вы, ребята, слышали голоса музыкальных инструментов в оркестре?Ответы детей.
Примечание: нынешний скамейка сопровождает р.н.п. «Полянка» в исполнении народного оркестра. Учитель реферативно рассказывает о составе народного оркестра, акцентирует оглядка детей на звучании голосов музыкальных инструментов.
Учитель:А чудо наша продолжается. Не духом научились музыкальным премудростям в оркестре рубель, ложки, тараторка и рожок. Узнали они, ровно все инструменты разговаривают посредь собой на особом языке. А называется тот язычок –оркестровая партитура.
Следующий конкурс «Оркестровая партитура» Прием "Шаг за шагом"
Учитель: Если, политонический инструмент не научится разговаривать и понимать нынешний язык, так киномузыка не получится красивой и ладной. Мы можем с вами сами в этом убедиться! Будем сами исполнять народную музыку.
Учитель:Попробуйте поиграть на своих инструментах. Прислушайтесь, ровно звучат их голоса.(Дети играют на первых порах один инструментом(по командам), после этого все одновременно)
Учитель:У каждого инструмента в оркестре своя мелодия. Если ксилофонист довольно играть по оркестровой партитуре свою мелодию точно, так он не довольно мешать остальным музыкантам. Соединяясь вместе, все мелодии создадут в музыке красоту и созвучие. Посмотрите, ровно выглядит грамзапись в записи.
Примечание: педотриб поясняет ученикам особенности записи музыки в партитуре на примере русской народной песни «Василек». Разучивает с ребятами ритменный аккомпанемент: на первых порах порозну с каждым « музыкантом», а затем, со всеми вместе.
4. Игра на музыкальных шумовых инструментах по ритмической партитуре.
Примечание: используется грамзапись р.н.п. «Василек» в исполнении оркестра русских народных инструментов.
В исполнении музыки участвуют ученики, играющие на деревянных ложках, свирели, рожке, трещотках.
Учитель:Музыканты — публика творческий. Каждый раз, исполняя музыкальную мелодию, они старались чуточка изменить её, добавив в неё новые музыкальные краски. Для этого они использовали голоса дотоле не звучавших инструментов, изменяли ритмическое сопутствие мелодии, исполнял её в разных регистрах.
Давайте и мы, попробуем исполнить нашу мелодию ещё раз, так по-другому, внеся в неё изменения.
Учитель:Такое повторное разработка мелодии с изменениями в музыке, называется -вариацией.
Следующий конкурс«Вариация»
Примечание:
р.н.п. «Василек» исполняется ещё крата с изменениями.
5.Рефлексия. Закрепление полученных знаний.
Учитель:Ребята! Вы сегодня познакомились с русскими народными музыкальными инструментами. Узнали историю их появления и значения в жизни человека, услышали их голоса, научились играть на них с использованием оркестровой партитуры. А теперь, я предлагаю вам вспомнить, ровно называются музыкальные инструменты, о которых мы с вами говорили на уроке.
-Какие бы вопросы вам хотели задать ненаглядный другу по теме урока?(Прием«Хочу спросить?»)(Каждая предписание придумывает задача по пройденной на уроке теме и задает его другой)Проверкой ради вы станет музыкальное лото-загадка. На ваших партах лежит подборка картинок с изображением русских народных музыкальных инструментов. На экране появятся загадки о них, а вам отвечайте поднятием картинки-ответа на сии загадки.
Примечание:
Участвуют все команды.
6.Заключительный этап.
Учитель:Наш фантазийный проповедь подошёл к своему завершению.У нас у команд одинаковое объем смайликов, а это стало победила дружба,но ведь и не могло быть иначе,т.к. сказки уместно заканчиваются. Сказка сегодня была совсем проповедь с нами. Она рассказывала нам оборкестре русских народных музыкальных инструментов,учила понимать частный язычок музыкальных инструментов –оркестровую партитуру.Сказка помогла вам в соревновании, научила исполнять музыку по-разному, с вариациями, т.е. всякий крата добавляя что-то новость в её звучание.
С помощью сказки вам научились слушать и понимать музыку, быть внимательнее и добрее по отношению ненаглядный к другу, и мне кажется, ровно мы должны сказать сказке сегодня «спасибо» за то, ровно она нас многому научила. А ровно вероятно быть лучше, чем колыбельная в вашем исполнении?Прием "До и после"
Исполняется колыбельная «Свирель так рожок»
Учитель:Спасибо всем ребятам за замечательное разработка песни. За проповедь ставлю всем пятерки. Наш проповедь окончен. До новых встреч со сказкой!
Примечание: Дети выходят из класса под музыку в исполнении оркестра русских народных инструментов.
Приложение:
Свирель так рожок.
Композитор: Чичков Ю.
Автор слов: Синявский П.
1 куплет.
Жили – были арат так пастушка,
Жили – были кувички так рожок.
На свирели играла подружка,
На рожке откликался дружок.
Припев:
От напевов рожка и свирели
Земляничкины щечки алели,
Были речки синей, а березки светлей,
Колокольчик звенел веселей.
Были речки синей, а березки светлей,
Колокольчик звенел веселей.
2 куплет.
Выходили грибы на опушку,
Выбегали цветы на лужок,
Где гуляли арат так пастушка,
Где играли кувички так рожок.
Припев:
3 куплет.
То малиновкой в роще звенели,
То летели стрижом в облака
Камышовые трели свирели
И кленовые песни рожка
Файлы: русские народные инструменты.pptx
Размер файла: 1344190 байт.