Автор конспекта:
Автор(ы): — Кузнецова Светлана Ивановна

Место работы, должность: — МБОУ СОШ №21 г.Ковров Учитель русского языка и литературы

Регион: — Владимирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

1. Воспитание нравственно-эстетических представлений(доброты, нравственной чистоты, умения ценить прекрасное).

2. Развитие монологической речи учащихся,умственной деятельности,аналитических способностей.

3.Выявление художественной идеи повести,фольклорных мотивов; совершенствование навыков характеристики литературного героя.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

— Н.В.Гоголь "Ночь перед Рождеством" (учебник Г.С.Меркина 5 класс, 1 часть)

-"Толковый словарь"под редакцией С.Ожегова

— сборник В.Даля "Пословицы русского народа"

Используемое оборудование: —

-компьютер

Используемые ЦОР: —

презентация

Краткое описание: — Урок разработан для учащихся 5 класса и является одним из системы уроков по изучению повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Урок построен в соответствии с технологией деятельностного обучения, что позволяет активизировать деятельность учащихся на уроке, способствует развитию мышления и аналитических способностей, а также в большей мере позволяет учащимся самостоятельно открывать новые знания. Свой урок выстраиваю в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС, поэтому первостепенной целью является воспитание высоконравственной личности с развитой системой ценностного отношения к миру.

Ход урока.

I. Орг.момент.

Слово учителя.

Ребята, на прошлом уроке мы отправились в путешествие по удивительному миру сказочной повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Сегодня мы продолжим это путешествие, и я надеюсь, что оно будет для вас увлекательным и полезным.

II. Мотивация учащихся к деятельности.

Обратитесь к слайду, на котором вашему вниманию представлены русские пословицы. Внимательно их прочитайте, найдите ключевые слова и попробуйте предположить, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.

(Пословицы на слайде: «Добро не лихо: бродит по миру тихо»

«Час в добре пробудешь — всё горе забудешь»

«Добрым путем Бог правит»

«За недобрым пойдешь – на беду набредешь»

«Тому тяжело, кто помнит зло»

« Чем сердиться, так лучше помириться».

(Учащиеся после знакомства с пословицами должны прийти к выводу, что на уроке речь пойдет о добре и зле).

Учитель: Ребята, а что для вас есть добро и зло? Какие ассоциации у вас возникают в связи с этими понятиями? (высказывания учащихся)

Учитель: А давайте заглянем в толковый словарь и посмотрим, как определяются там понятия «добра» и «зла».

(выводятся на слайд толкования слов из словаря С.Ожегова:

Добро – это нечто положительное, хорошее, полезное.

Зло – это нечто дурное, вредное.)

Учитель: Ребята, совпали ваши представления о добре и зле с тем, что предлагает словарь? А у нас с вами есть основания говорить о добре и зле в ходе анализа повести? Добро и зло проявляются каким-то образом в ней? (учащиеся должны ответить утвердительно)

III. Целеполагание.

Так давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока («Добро и зло в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» -записать её в тетрадь)

А теперь давайте подумаем вместе, над чем мы сегодня будем работать, каковы цели нашей работы? (в ходе обсуждения ребята должны выйти на следующие цели:

— проследить, как проявляют себя добро и зло на страницах повести;

— кто из героев является олицетворением добра, а кто — зла;

— что побеждает в финале – добро или зло?)

IV. Актуализация темы.

Учитель: Вспомните героев повести (учитель направляет ребят к главным образам, которые проявляют себя в поступках ). Попробуйте распределить их на 2 столбика в зависимости от того, олицетворением добра или зла они , на ваш взгляд, являются. (учащиеся работают в тетради, затем озвучивают свои предположения).

ДОБРО ЗЛО

Вакула Черт

Оксана ?Солоха

(Учащиеся могут затрудниться в том, олицетворением добра или зла является Оксана; учитель предлагает подробнее познакомиться с героями, чтобы разрешить сомнения).

Учитель: Итак, ребята, вы соотнесли героев с понятиями добра и зла. Давайте теперь разберемся, почему именно такой выбор вы сделали. Для этого несколько ребят внимательно поработают с текстом повести, проследят за поступками героев и отберут материал для их характеристики.

V. Открытие нового знания.

Работа в парах.

1 пара Каким изображен кузнец Вакула? В каких эпизодах его характер раскрывается

ярче всего? Предложите ключевые слова, помогающие рассказать о его характере.

2 пара Какие качества характера Оксаны проявляются в следующих эпизодах:

— Оксана перед зеркалом;

— Разговор с кузнецом;

— Приход подружек.

Предложите ключевые слова, раскрывающие характер героини.

3 пара Какой показана Солоха в повести? Какие её поступки вызывают у вас неприятие?

Предложите ключевые слова, раскрывающие её характер.

4 пара (Эксперты) Проследите, какие поступки героев (Оксаны и Вакулы)

соответствуют христианским заповедям, а какие противоречат им.

В это время с остальными учащимися ведется работа по осмыслению образа Черта.

-Ребята, каким вы себе представляете черта? (учащиеся высказываются)

— А какой черт у Гоголя? Найдите его описание (работа с текстом повести).

— Ребята, может ли вызвать чувство страха черт Гоголя? (он не вызывает страха, потому что во всем похож на человека).

— Тогда почему вы его соотнесли с понятием ЗЛА? (он хотел украсть месяц, чтобы отомстить Вакуле за то, что тот нарисовал его в церкви на картине Страшного суда).

— Какие же черты характера его отличают? (мстительность, хитрость)-записывают в тетради.

— А как вы понимаете слова Гоголя: «Последняя ночь оставалась черту шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей»? О какой ночи идет речь? (Ночь накануне Рождества).

— Ребята, а эта ночь не совсем обычная, она особенная. Хотите узнать, почему она особенная? Тогда давайте послушаем сообщение об этом (выступает ученик с заранее подготовленным индивидуальным заданием на тему « Сочельник. Колядование. Народные традиции»).

Учитель: Итак, теперь мы понимаем, почему злые силы ведут себя накануне Рождества наиболее активно, пытаются навредить людям или заставить богобоязливых людей согрешить.

-Кто, на ваш взгляд, из героев повести созвучен образу Черта? (Солоха). Послушаем, что ребята расскажут об этой героине (выступление учащихся с результатами работы в паре. В итоге приходим к выводу, что Солоха – воплощение зла, поскольку хочет поссорить сына с Чубом, чтобы самой выйти за него замуж и прибрать к рукам его имущество; она собирает в рукав звезды, чтобы навредить православным христианам; ключевые слова к образу: жадная, способна на обман, корыстная).

Учитель: Так удается Черту и Солохе добиться задуманного? Давайте проверим, насколько внимательно вы читали текст повести, а заодно вы немного отдохнете.

Физкультминутка ( учитель предлагает ученикам вопросы-утверждения по тексту повести, ученики отвечают, при этом если они согласны с утверждением, то хлопают в ладоши, если нет, то приседают).

-Солоха вышла замуж замуж за Чуба и прибрала к рукам всё его добро (нет);

— месяц, украденный Чертом с неба, был запрятан им в сумку-ладунку (да);

— Пацюк тоже был связан с нечистой силой (да);

— Вакула добирался до Петербурга (за черевичками) на лошадях (нет);

— Оксана поначалу смеется над Вакулой, над его чувствами (да);

— Вакула всё же вступает в заговор с нечистой силой, для того чтобы добиться любви Оксаны (нет, но ребята могут засомневаться в ответе, поэтому и предлагаем разобраться с образом Вакулы подробнее).

Учитель: Итак, группа ребят понаблюдала за поступками Вакулы. Каким же показан кузнец Вакула? (выступление учащихся с результатами работы в паре). (ключевые слова к образу: трудолюбивый, добрый, верный, умеет любить, ценить прекрасное, способный к самопожертвованию) – это исключительно положительный герой.

Учитель: Ребята, вы затруднились в начале урока определить место Оксаны в мире добра и зла. Давайте разберемся с этим образом, выслушав для начала ребят, подготовивших характеристику героини ( учащиеся, анализируя основные эпизоды, приходят к выводу, что Оксана избалована, капризна, горда, завистлива, самолюбива).

Учитель: Ребята, полученная характеристика героини позволяет нам соотнести её с миром добра или зла? (высказывания учащихся, мнения могут быть противоречивыми). Поскольку мы сегодня говорим о событиях, происходивших в Рождественскую ночь, то мы должны помнить о том, что поступки героев прежде всего оцениваются с точки зрения Христианских заповедей. А кто из вас знает основы Христианских заповедей?

Давайте обратимся за помощью к нашим экспертам, которые попытались в этом разобраться.

Выступление экспертов. ( в результате учащиеся должны прийти к выводу, что зависть, гордость, излишнее самолюбие Оксаны – это от лукавого, это грех, а значит ЗЛО.

На вопрос: удается ли темным силам в канун Рождества сломить веру кузнеца, заставить его согрешить, учащиеся должны ответить, что он действительно чуть было не согрешил: сначала чуть не утопился (это самоубийство-страшный грех), а потом решил продать душу дьяволу за любовь Оксаны. Но этого не случается. Вера его настолько сильна, что ему удалось вовремя остановиться и не наделать греха, т.е. чистая душа героя оказывается сильнее козней злых сил).

Учитель: Ребята, как вы думаете, все попытки нечистой силы разрушить мир красоты и любви завершились полным крахом или, напротив, торжеством? Что же оказалось сильнее? (учащиеся замечают, что в финале повести торжествует добро).

Учитель: А как же Оксана? Ведь кроме внешней красоты мы в ней ничего положительного не увидели. (учащиеся замечают, что в финале повести она изменяется, поскольку понимает, что настоящее золото – это не то, что блестит (черевички, например), а чистая душа Вакулы. И помогает изгнать из её души «черта» именно искренняя любовь Вакулы, его верность, внутренняя красота).- учащиеся подтверждают эти выводы текстом повести.

Выводы по уроку.

Таким образом, ребята, мы убедились в том, что на фоне морозной рождественской ночи под сводом высокого звездного неба торжествуют добро, красота и любовь. Черт же вместо того, чтобы заполучить душу Вакулы, сам становится его слугой и с позором изгоняется с хутора и из души своенравной Оксаны. Солоха тоже осталась ни с чем, так как Чуб прозрел и увидел ее коварную сущность. Одним словом, ДОБРО победило ЗЛО.

VI. Рефлексия.

Учитель: А теперь, ребята, вернемся к пословицам, с которых мы начинали наш урок. Какие из них, на ваш взгляд, наиболее созвучны с нашим сегодняшним разговором, с нашими героями? (предположения учащихся). Есть ли среди них такая, которую вы бы взяли для себя как жизненный девиз?

Оцените свою работу сегодня на уроке:

-Я молодец.

— Я доволен своей работой.

— Я мог бы поработать лучше.

— Я многое открыл для себя на уроке.

— В ходе работы у меня возникли вопросы, на которые я хотел бы получить ответы.

И закончить наш урок мне бы хотелось словами:

Добро — это свет, который не дает нашим душам заблудиться во мраке ночи;

Добро – это сила, которая помогает нам вынести любые испытания.

Так пусть ваши души будут наполнены добром,

И пусть оно будет верным и надежным спутником в вашей жизни.

Домашнее задание. Написать синквейн либо на тему «Вакула», либо на тему «Оксана».

Файлы: Презентация Ночь перед Рождеством.ppt
Размер файла: 1529856 байт.

Рубрики: Литература Метки:,
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология