Автор конспекта:
Автор(ы): — Филимонова Елена Валентиновна
Место работы, должность: —
МБОУ СОШ № 1 им. М. Горького с углубленным изучением английского языка
Регион: — Нижегородская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — Физика
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: —
Единство тепловых явлений
Умения и навыки учащихся по данному уроку.
_ знание тепловых процессов; физических величин, характеризующих данные процессы;
_ знание формул для расчета количества теплоты для каждого процесса ;
_ умение объяснить тепловые процессы на основе учения о строении вещества;
_ умение строить графики зависимости Q (t) для различных веществ;
_ умение читать графики:
• Определять вещество, для которого график построен;
• Находить по графику участки, соответствующие охлаждению, плавлению, нагреванию, кристаллизации, парообразованию, конденсации;
• Сравнивать t плавления , удельные теплоемкости;
• Умение решать задачи с применением изученных формул.
_ умение пользоваться таблицами « Удельная теплоемкость», «Удельная теплота сгорания топлива», «Температура плавления и кристаллизации», «Удельная теплота плавления», «Температура кипения», «Удельная теплота парообразования»;
_ умение работать с дополнительной литературой;
_ знание видов тепловых двигателей, их устройства и принципов действия
( на примере ДВС).
Тема урока: «Единство тепловых явлений»
Цели урока: систематизирование и обобщение теоретических и практических знаний учащихся о тепловых явлениях; стимулирование познавательного интереса учащихся к данной теме и предмету в целом, расширение кругозора; воспитание у учащихся самостоятельности; формирование понимания значения закона сохранения энергии
Задачи урока:
Образовательные – обобщение и систематизация знаний учащихся по данной теме, углубление знаний, формирование умений определять и анализировать тепловые явления.
Развивающие — развитие памяти, логического мышления, внимательности, сообразительности, приемов умственной деятельности.
Воспитательные – развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникационного общения, уверенности в собственных силах.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, модель ДВС.
План урока с хронометражем
№ этапа Название этапа Отводимое время
1 Организационный момент 2 мин
2 Систематизация и обобщение знаний учащихся (работа с кроссвордом, работа с таблицей, экспресс- минутки) . 40 мин
3 Итог урока. 1 мин
4 Домашнее задание. 2 мин
Конспект урока
№ этапа Обоснование деятельности учителя Обоснование деятельности ученика Как решаются поставленные задачи
1 Организационный момент. Задача этапа: обеспечить благоприятную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к установлению взаимопонимания.
Учитель приветствует учащихся, выявляет отсутствующих.
— Сегодня на уроке мы повторим основные понятия, которые изучили в теме «Тепловое явления». Учащиеся встают для приветствия учителя. Дежурные называют отсутствующих. Учащиеся настраиваются на рабочий ритм урока. Воспитывает внимательное отношение друг к другу, учебной дисциплине. Формирует эталон внешности, привычку держать свое место в порядке.
2 Систематизация и обобщение знаний учащихся.
Задачи этапа: обобщить и систематизировать знания, полученные ранее на уроках.
— Открываем рабочие тетради, записываем число и тему урока «Единство тепловых явлений».
Но сначала поработаем с кроссвордом. На слайде дается кроссворд, но он уже отгадан. Вам нужно придумать задания к терминам.
— На уроках географии вы изучали круговорот воды в природе. Какие процессы здесь имеют место?
— Давайте все это занесем в таблицу.
Учитель выслушивает ответ учащегося.
— Физически развитый человек может совершить за рабочий день полезную работу около 1млн Дж. Тепловые машины освободили человека от тяжелого физического труда в промышленности и сельскохозяйственном производстве. Они выполняют работу в сотни и тысячи раз больше той, которую мог бы выполнить человек без машины.
— Мы рассмотрели тепловые процессы и работу ДВС. Эти процессы подчиняются закону сохранения энергии. Сформулируйте его.
— Этот закон позволяет рассматривать человека как тепловую машину. Учащиеся в тетрадях записывают число и тему урока (слайд 1).
Учащиеся предлагают свои варианты заданий (слайд 2).
Слайд 3 «Круговорот воды в природе»
Слайд 4 «Таблица»
Учащийся дает ответ у доски, заполняя в таблице строку «Нагревание, охлаждение» (слайд 5).
Учащиеся зачитывают краткие сообщения, подготовленные дополнительно по данной теме (слайды 6-8).
Учащийся дает ответ у доски, заполняя в таблице строку «Плавление, отвердевание» (слайд 9).
Учащиеся зачитывают краткие сообщения, подготовленные дополнительно по данной теме (слайды 10-13).
Учащийся дает ответ у доски, заполняя в таблице строку «Испарение, конденсация» (слайд 14).
Учащиеся зачитывают краткие сообщения, подготовленные дополнительно по данной теме (слайды 15-16).
Учащийся дает ответ у доски, заполняя в таблице строку «Сгорание топлива»
(слайд 17).
Учащийся зачитывает краткое сообщение, подготовленное дополнительно по данной теме (слайд 18).
Учащийся рассказывает о ДВС, его устройстве, принципе работы, КПД (слайд 19).
Учащийся отвечает на вопрос (слайд 20
« Закон сохранения и превращения энергии»).
Учащийся рассказывает о КПД человека (слайд 21).
Задание способствует развитию речи учащихся и знаний, умений, навыков по пройденному материалу
Реализация политехнического обучения; широкое использование ДВС, тенденции к росту их мощности в автомобилестроении и тракторостроении
Ознакомление с элементами бионики, применимость законов физики к живому организму.
3 Итог урока. Задачи этапа: подвести итог урока, сформулировать выводы, выставить учащимся оценки за работу.
— Урок подходит к концу. Что повторили? Что узнали нового?
Учитель объявляет и комментирует оценки, поставленные за работу учащимся, как работал класс на уроке, кто особенно старался.
Учащиеся систематизируют материал, подводят итог урока, отвечая на вопросы учителя.
Подведение итогов урока вместе с учащимися формирует навык оценивания результативности своей деятельности.
4 Домашнее задание. Задачи этапа: сообщить учащимся домашнее задание, разъяснить методику его выполнения.
Учитель даёт задание составить и решить задачу на расчёт количества теплоты
«3» — один тепловой процесс;
«4» — два тепловых процесса;
«5» — три – четыре тепловых процесса Учащиеся получают разноуровневое задание (слайд 22). Каждый учащийся решает для себя, какое задание соответствует его уровню подготовки.
Файлы: Бесстрашный исследователь радиоактивности Microsoft PowerPoint.pptx
Размер файла: 6024662 байт.