Автор конспекта:
Автор(ы): — Щурина Ирина Александровна

Место работы, должность: — МОУ «Школа №95″ Приволжского района, г.Казани

Регион: — Республика Татарстан

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Биология
Предмет(ы): — Экология

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Тип ресурса: — проект

Краткое описание ресурса: — В данном проекте обобщенный опыт работы с учащимися на объекте «Дубравный»: — изучение видов растений, растущих на территории лесопарка «Дубравный»; — организация и проведение обучающих экскурсий среди школьников; — воспитание экологической культуры поведения человека, как части общей культуры, взаимоотношений людей друг с другом и отношений человека к природе в условиях города. — раскрыть сущность и содержание экологической тропы как организационной формы экологического образования и воспитания учащихся.

«Экологическое состояние растительности лесопарка «Дубравный» Приволжского района г.Казани»

Выполнили ученицы 9б класса МОУ «Школа 95» Халиуллина Анна, Клыкова Анастасия

Руководитель — учитель биологии Щурина И.А.

В настоящее время перед человечеством остро встает проблема состояния окружающей среды.

В течение последних столетий растительность на планете стала меняться из-за бурной и неразумной деятельности людей и перед человечеством стоит задача поддерживать состояние флоры на планете, т.к.

  • земные растения — единственные создатели первичной органической продукции,
  • они являются регуляторами газового баланса атмосферы, основными поставщиками кислорода для дыхания всех живых организмов,
  • служат источником естественной пищи как человека, так и многих животных и, безусловно, занимают исключительное место среди прочих компонентов биосферы.

Цель работы
изучение природного и антропогенного воздействия на растительность лесопарка «Дубравный».
Задачи

•Изучение видов растений, растущих на территории лесопарка «Дубравный»

•Организация и проведение экскурсий среди школьников .

•Воспитание экологической культуры поведения человека как части общей культуры, взаимоотношений людей друг с другом и отношений человека к природе.

Силами биологического кружка нашей школы была проведена активная работа по созданию учебной экологической тропы. Разработанный нами маршрут для экологической тропы «Дубрава» находится в окрестностях микрорайона «Горки».

Нами было сделано следующее:

1. Для определения маршрута были составлены карты-схемы распределения растительных сообществ на изучаемой территории. Основным материалом для таких карт служили дневники, в которых мы отмечали все изменения в растительности, какие встречали на пути выбранного маршрута.

2. В зависимости от природных факторов, таких как рельеф, влажность и структура почвы, от характера их воздействия на растительность складывается то или иное растительное сообщество.

Нами были выделены следующие сообщества — дубрава, опушка леса, березняк, луг.

3. Сделано геоботаническое профилирование — зарисовка размещения растительных сообществ в ландшафте с учетом рельефа местности. Это позволило выявить закономерности распределения растительных сообществ в рельефе, их приуроченность к определенным почвам, горным породам, условиям увлажнения.

При описании геоботанического профиля мы вели журнал, куда вносили все данные.

4. Для геоботанического анализа было заложено 25 учетных площадок, размером 1 кв.м. Там проводился анализ травостоя:

  • по оценкам обилия вида в сообществе (по шкале Друде) : это число особей на единицу площади, каждого вида растений;
  • по проективному покрытию, т.е. по площади, занятой проекциями надземных частей одного растения или целого яруса;
  • по встречаемости видов, определяемым как процент пробных площадок, на которых встречен данный вид, от общего числа площадок заложенных в фитоценозе, и выражает суммарный результат учета равномерности распределения вида и его обилия.
  • по ярусности;
  • по жизненным формам;
  • по определению видового состава растений.

5. После общего исследования состава флоры массива "Дубрава" и её анализа была составлена экскурсионная обучающая тропа.

Разработанный нами маршрут для экологической тропы "Дубрава" находится в окрестностях микрорайона "Горки" и предназначен для проведения экологических экскурсий учащихся школы № 95 Приволжского района г.Казани.

Длина маршрута, проходящего через массив дубравы, березняка, опушек леса и по луговому пространству составляет около 2 км. Расчетное время экскурсий 1- 1.5 часа, Тропа рассчитана на учеников младшего, среднего и старшего звена школы (3 -5, 6-8, 9 — 11кл.), изучающих школьный курс "Экология" или занимающихся в кружках по этому направлению, а также в качестве дополнительных занятий по биологии.

ОПИСАНИЕ ЭКСКУРСИИ

Мы с вами на окраине леса.

Густая сеть тропинок говорит о большом количестве людей, посещающих этот участок. От этого вытаптывается лесная растительность и уплотняется почва. На нарушенных участках поселяются растения лучше приспособленные к таким условиям. Это подорожник, тысячелистник, подмаренник, мятлик, ежа. Повсюду можно увидеть бытовые отходы и строительный мусор. Захламление леса ведет к изменению естественных процессов. Оставленный мусор надолго сохраняет следы пребывания человека.

Так консервная банка разлагается 50 лет, полиэтиленовый мешок 300 лет, а стеклянная бутылка не разложится никогда.

К сожалению, бороться со свалками очень сложно.

Дубрава

Продвигаясь глубже в лес, мы попадаем в места, менее подверженные действию человека. Лесная структура здесь менее нарушена. Перед нами широколиственный лес – ДУБРАВА.

В древостое мы видим преимущественно дуб, реже — липу, иногда вяз.

Дуб — мощное красивое дерево. В нашей местности встречается часто.

Спутник дуба – вяз — редко образует заросли.

Второй ярус — подлесок. В нем наиболее обильно представлены клен, рябина, лещина и жимолость.

В травянистом ярусе преобладает сныть, пролесник, осока.

Встречаемые растения

Жизненная форма

Характеристика по Друде

%

дуб

дерево

Растений встречается много, сплошь

60%

клён

дерево

Довольно обильно

27%

вяз

дерево

Встречается редко, рассеяно, в небольшом количестве

3%

рябина

дерево

Встречается редко, рассеяно, в небольшом количестве

3%

лещина

дерево

1%

жимолость

кустарник

Встречается редко, рассеяно, в небольшом количестве

3%

бересклет

кустарник

Встречается редко, рассеяно, в небольшом количестве

3%

сныть

трава

Растений встречаются много, сплошь

70%

подорожник

трава

Довольно обильно

15%

осока

трава

Довольно обильно

15%

Березняк.

Перед нами открывается самая красивая часть леса. Стройные березки тянут к солнцу свои зеленые ветви. Береза — украшение наших лесов, символ нашей Родины. Она относится к мелколиственной породе деревьев. Береза и липа первыми появляются на лесных вырубках. В подлеске — рябина и клен. В травянистом ярусе березняка те же сныть, пролесник, копытень, щитовник.

Здесь растет интересное растение – петров крест. Это очень необычное растение. У него нет листьев, он не содержит хлорофилла и поэтому имеет беловато-розовую окраску. Петров крест – растение паразит, он не производит нужные ему вещества под действием солнечного света, а паразитирует на корнях лещины, осины и бересклета. Проще всего его увидеть весной и в начале лета, когда распускаются розоватые цветы петрова креста.

Встречаемые растения

Жизненная форма

Характеристика обилия по Друде

%

Береза

дерево

Растений встречаются много, сплошь

50%

Клен

дерево

Довольно обильно

15%

Рябина

дерево

Довольно обильно

15%

Ветренница

трава

Довольно обильно

15%

Копытень

трава

Встречаются редко, рассеяно, в небольшом количестве

2.5%

Купена многоцветковая

трава

Встречаются редко, рассеяно, в небольшом количестве

2.5%

Опушка леса.

Выйдя на опушку, мы оказались на границе между лесом и открытым пространством. Здесь хорошо видно отличие леса внутри и на его границе —

В лесу деревья стремятся вверх — к свету, на границе растения тянутся к свету в сторону опушки. Образуется сплошная стена из ветвей и листьев.

На границе между лесом и лугом растут как лесные растения — сныть, клен, рябина, так и луговые — клевер, подмаренник, злаки.

Встречаемые растения

Жизненная форма

Характеристика обилия по Друде

%

Берёза

дерево

Довольно обильно

15%

Клён

дерево

Растения встречаются много, сплошь

25%

Сныть

трава

Растения встречаются много, сплошь

25%

Клевер

трава

Обильно

25%

подмаренник

трава

Встречается редко, рассеяно, в небольшом количестве

2%

злаки

трава

Встречается редко, рассеяно, в небольшом количестве

2%

Колокольчик персиколистный

трава

Встречается редко, рассеяно, в небольшом количестве

2%

пижма

трава

Встречается рассеяно, в небольшом количестве

4%

Луг

Двигаясь дальше, мы попадаем на луг. Луга образуются на месте вырубленных лесов. Луговая растительность держится до тех пор, пока на ней косят траву и пасут скот. Луговые травы имеют хорошо развитую корневую систему. Обычные виды луговых растений — это полевица, подмаренник, манжетка, лапчатка и злаки.

Встречаемые растения

Жизненная форма

Характеристика обилия по Друде

Полевица

Трава

Растений встречаются много, сплошь -60%

Подмаренник

Трава

Обильно — 30%

Манжетка

Трава

Встречается редко, рассеяно, в небольшом количестве — 6%

Лапчатка

Трава

Встречается редко, рассеяно, в небольшом количестве — 0.5%

Злаки

Трава

Встречается редко, единичными экземплярами — 1%

Трехреберник непахучий

Трава

Встречается редко, рассеяно, в небольшом количестве — 1%

Герань

Трава

Встречается редко, единичными экземплярами — 0.5%

Гвоздика

Трава

Встречается редко, рассеяно, в небольшом количестве — 1%

Заключение

Изучение видового состава растительного биоценоза лесопарка «Дубравный» в микрорайоне Горки является примером исследований школьников в изучении окружающей среды.

В лесном сообществе «Дубравый»

30% — это типичные лесные виды растений,

50% — луговые виды трав,

20% — сорные виды растений.

В настоящее время (2008 –2009 гг) в лесопарке «Дубравый» произрастает 102 вида высших сосудистых растений.

Спектр преобладающих семейств растений соответствует спектру семейств РТ, т.е. это типичные виды растений для Республики Татарстан.

Проведенный геоботанический анализ растительности позволил наметить маршруты экологических троп, на которых были обозначены места произрастания уникальных по свой красоте растений, требующих внимания и заботы со стороны человека.

Файлы: Доклад.doc
Размер файла: 86016 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология