Автор конспекта:
Автор(ы): — Габитова Валентина Владимировна

Место работы, должность: —

учитель биологии на МБОУ "СОШ № 4" г.Миасса

Регион: — Город Москва

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее обучение
Уровни образования: — среднее (полное) общее обучение
Уровни образования: — дополнительное обучение детей
Уровни образования: — начальное профессиональное обучение
Уровни образования: — среднее профессиональное обучение
Уровни образования: — дополнительное профессиональное обучение

Класс(ы): — 9 сорт
Класс(ы): — 10 сорт
Класс(ы): — 11 сорт

Предмет(ы): — Биология
Предмет(ы): — Естествознание

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Тип ресурса: — прочий фрукт

Краткое проскинитарий ресурса: —

элективный курс

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная агрошкола №4

Элективный цикл «Генетика человека»

10 класс

Габитова В. В.

Учитель биологии

г. Миасс

2009 – 2010 г



Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………………………… 3

Содержание программы:…………………………………………………………………….. 5

Тематическое поурочное планирование………………………………………………. 6

Список рекомендуемой литературы для учеников:……………………………….. 8

Список тем рефератов для учащихся:…………………………………………………… 8

Список исследовательских работ для учащихся:…………………………………… 9

Тесты по темам «Основные закономерности наследственности» и «Основные закономерности изменчивости»…………………………………………………………… 9

Тестирование по всему курсу « Генетика человека»…………………………….. 13

Задачи к урокам:………………………………………………………………………………. 18

Урок: « Современные представления о гене. Моногибридное скрещивание. Первый и второстепенный законы Менделя.»……………………………………………………………….. 18

Урок: «Решение задач на беспристрастный конституция Менделя, неполное командование и анализирующее скрещивание»………………………………………………………… 19

Урок: « Наследование по типу множественных аллелей. Наследование групп месячные и резус-фактора»………………………………………………………………………………. 20

Урок: «Взаимодействие неаллельных генов»……………………………………. 21

Урок: «Сцепленное юниорат признаков»………………………………….. 22

Урок: «Генетика определения пола. Сцепленное с полом наследование» 23

Урок: «Методы изучения наследственности человека. Генеалогический метод» 25


Пояснительная записка

Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Велико ее словно теоретическое, таким образом и прикладное значение, а особое огнище занимает генетика человека. Ведь после последние годы нажин известных наследственных заболеваний увеличилось и составляет большей частью 4000 наименований. Многие из них (около 500) ученые научились «исправлять» неужели молва профилактику через диетоферментогормонотерапии с последующей генетической консультацией вступающих на брак. Но сии знания вдобавок не дошли поперед каждого человека. А фактически помочь себе можешь чуть только ты сам.

Перед передом глобальных проблем, порожденных развитием человеческой цивилизации, славный мобилизация древних: «Познай себя», — важно сегодняшнее словно отроду актуально.

Элективный цикл «Генетика человека» составлен для учащихся 10-ых классов. Курс направлен на обновление у школьников интереса к биологии, к собственному репродуктивному здоровью и вопросам планирования здоровой и полноценной семьи, выработку генетической грамотности, на багаж с профессиями, связанными с основами генетики.

Особенность сего курса заключается на том, подобно словно он нараспашку знакомит учащихся С злободневными вопросами планирования семьи на наше время.

Актуальность программы заключается на том, подобно словно вследствие НТР увеличивается уровень наследственных заболеваний. В последние десятилетия человечество близко соприкасается с чуждыми для него химическими веществами, излучениями электробытовой техники, радиацией. Кроме того, обновление медицины способствует накоплению и распространению дефектных генов и поможет безупречно выбрать вид обучения для старшеклассников. Курс рассчитан на 20 часов и охватывает лекции, практические занятия с решением генетических задач, работы над тестами, создание родословной семьи, досмотр видеофильмов, создание презентаций.

Цель: установление генетической грамотности у будущего поколения.

Задачи курса:

1. Расширить знания учащихся по разделу «Основы генетики» на курсе биологии.

2. Заинтересовать выбором естественнонаучного профиля будущей профессии

3. Помочь учащимся осознано усвоить учебный материал и применять знания на дальнейшей жизни.

4. Ознакомить учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями.

5. Познакомить учащихся с возможностями и методами планирования семьи.

Учащиеся должны знать:

· основные термины и понятия.

· о особенностях человека словно объекта генетических исследований и о основных методах изучения генетики человека.

· о геноме человека

· о различных механизмах наследования признаков у человека

· о генетических основах онтогенеза человека

· о основных видах наследственных и врожденных заболеваний и о заболеваниях с наследственной расположенностью

· факторы метка проявления наследственных заболеваний

· престиж здоровья для полноценной жизни человека

· знать о функциях и возможностях перинатального центра

Учащиеся должны уметь:

· решать генетические задачи на правоприменение генетических законов

· составлять родословные семей

· рядом необходимости воспользоваться возможностями прогнозирования и предупреждения наследственных заболеваний.

· Осуществлять реферативную работу, использовать ресурсы сети Интернет, работать с учебной и научно – популярной литературой, с периодическими изданиями.

Содержание программы:

Введение (1 час)

Генетика – учение о изменчивости и наследственности, ее цели и задачи. История развития генетики.

Тема №1. Основные закономерности наследственности

Классические идеи о природе гена, отладка генома. Основные понятия генетики. Закон чистоты гамет. Законы Менделя. Анализирующее скрещивание. Полное и неполное доминирование. Взаимодействие генов. Закон Моргана. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

Тема №2Основные закономерности изменчивости.

Основные формы изменчивости. Виды наследственной изменчивости: комбинативная и мутационная, их эволюционное значение.

Тема №3. Генетика и самочувствие человека.

Хромосомный ассорти человека. Генетические карты. Методы изучения генетики человека. Влияние мутагенов на протозоа человека, последствия таких влияний. Наследственные болезни людей. Проблемы лечения и предупреждения наследственных заболеваний. Профилактика и лечение наследственных болезней, трудности, сопровождающие такое лечение. Последствия близкородственных браков. Возможности планирования пола будущего ребенка. Служба перинатального центра.



Тематическое поурочное планирование

№п/п

Тема

Форма проведения

Кол-во часов

Введение

1

История развития генетики человека

Лекция с использованием наглядных материалов

1

Основные закономерности наследственности

2

Современные представления о гене .Моногибридное скрещивание. 1 и 2 законы Менделя.

Лекция с примерами решения задач

1

3

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Третий конституция Менделя

Лекция

1

4

Решение задач на беспристрастный конституция Менделя, неполное командование и анализирующее скрещивание.

Практическая работа

1

5

Наследование по типу множественных аллелей. Наследование групп месячные и резус-фактора

Лекция с примерами решения задач

1

6

Взаимодействие неаллельных генов: комплементарность, эпистаз, полигения и плейотропность

Лекция с примером решения задач

1

7

Сцепленное юниорат признаков. Закон Моргана.

Лекция с примером решения задач

1

8

Генетика определения пола. Сцепленное с полом наследование. Болезни, контролируемые генами, локализованные на Х — хромосоме

Лекция с примером решения задач

1

Основные закономерности изменчивости

9

Виды изменчивости (комбинативная, мутационная). Основные положения мутационной теории.

Лекция с использованием наглядных материалов

1

10

Зачет по 2 и 3 теме

Тестирование

1

Генетика человека и снижение семьи

11

Набор хромосом человека. Генетическая карта

Лекция с использованием наглядных материалов

1

12

Методы изучения наследственности человека. Генеалогический метод. Правила составления родословных

Лекция с элементами самостоятельной работы

1

13

Близнецовый средство изучения наследственности человека

Лекция с использованием мультимедийных технологий

1

14

Цитогенетический средство изучения генетики человека. Хромосомные болезни

Лекция с использованием мультимедийных технологий и др.

1

15

Биохимический средство изучении генетики человека.

Лекция с показом слайдов.

1

16

Медико – генетическое консультирование. Планирование семьи.

Лекция, представление слайдов по теме

1

17

Профессии, связанные с основами генетики

Сообщения учащихся

1

18

Этические проблемы генетики

Лекция с элементами беседы

1

19

Биологическое и социальное на человеке

Лекция с элементами беседы

1

20

Тестирование по курсу

1



Список рекомендуемой литературы для учеников:

1. Рувинский А.О.Общая биология. 10-11классы. М., Просвещение , 2001

2. Чебышев Н. В. Биология. Изд. Умеренков. Новая волна. 2007 (пособие для поступающих на вузы.

3. Горелова Р.И. Молекулярные основы наследственности. Биология на школе 2006 №4, стр. 45-49.

4. Зверева И.В. Что вам знаете о своей наследственности? Биология. 9-11 класс. Корифей. Волгоград.

5. Рязанова Л.А., Алферова И.П. Учителю о медицинско – генетическом консультировании. Челябинск. ЧГПИ Факел. 1995.

6. Гончаров О. В. Генетика. Задачи. Саратов. Лицей. 2005.

7. Петросова Р.А. Основы генетики. М., Дрофа. 2005

8. Мухаметжанов И. Р. Тесты, зачеты, блицопросы. 10-11 класс. М., Вако. 2007.

9. Пименов А.В. Уроки биологии. 10 -11 класс. Ярославль. Академия развития. 2001 г.

Список тем рефератов для учащихся:

1. Планирование пола будущего ребенка

2. Биологическое и социальное на человеке.

3. Генетика и криминалистика.

4. Значение генетики на современной жизни.

5. Генетические последствия загрязнения окружающей среды.

6. Трансгенные продукты и последствия их употребления.

7. Роль генетики на трансплантологии.

8. Морально-нравственные аспекты клонирования.

9. Планирование семьи.

10. Родословная древа известных людей.

11. Близнецы словно биологическое явление.

12. Международный схема « Геном человека»

13. Роль наследственности и среды на проявлении специфических для человека фенотипических признаков – склонностей, способностей, талантов.

Список исследовательских работ для учащихся:

1. Определение конкордантности признака близнецовым методом.

2. Определение типа наследования роста человека генеалогическим методом.

3. Определение типа наследования присмотр генеалогическим методом.

4. Определение типа наследования цвета пейс генеалогическим методом.

Тесты по темам «Основные закономерности наследственности» и «Основные закономерности изменчивости».

Тест 1.Как называется комплексность генов полученных от родителей?

1.Кариотип 2. Генотип 3. Фенотип 4. Геном

Тест 2. Как называется первый конституция Г. Менделя?

1. Закон расщепления признаков на соотношении 3: 1

2. Закон единообразия гибридов первого поколения

3. Неполное командование рядом промежуточном наследовании признаков

4. Промежуточное юниорат рядом неполном доминировании.

Тест 3. Как называется второстепенный конституция Менделя?

1. Закон расщепления признаков на соотношении 3: 1

2. Закон единообразия гибридов первого поколения

3. Неполное командование рядом промежуточном наследовании признаков

4. Промежуточное наследовании рядом неполном доминировании.

Тест 4. Какая черепок гомозиготных особей следовательно рядом скрещивании гетерозигот

1. Одна вторая

2. Одна третья

3. Одна четвертая

4. Три четвертых.

Тест 5. Как называются особи, не дающие расщепления на потомстве?

1. Гомозиготные

2. Гетерозиготные

3. Особи с доминантными признаками

4. Особи, образующие плохо типа гамет.

Тест 6. Какие суждения верны?

1. Фенотип зависит чуть только от генотипа

2. Фенотип зависит от взаимодействия генотипа и среды

3. Гаметы несут чуть только одинешенек передающийся тень из пары

4. Генотип гороха с желтыми семенами может быть чуть только АА.

Тест 7.Скрещивают дигетерозиготные растения гороха с желтой окраской и гладкой формой семян. Сколько различных фенотипов ожидается на потомстве?

1. Один фенотип

2. Два фенотипа

3. Три фенотипа

4. Четыре фенотипа.

Тест 8. Что отражает конституция Моргана?

1. Закон единообразия

2. Закон расщепления признаков на потомстве на соотношении 3 : 1

3. Закон независимого расщепления признаков

4. Закон сцепленного наследования признаков, ежели гены находятся на одной хромосоме.

Тест 9.Провели анализирующее соединение гороха с желтыми семенами, имеющего генотип АА. Какое расклинивание ожидается на потомстве?

1. Расщепления не будет, 100% семян будут зеленого цвета

2. Расщепления не будет, 100% семян будут желтого цвета

3. Расщепление на потомстве 3: 1

4. Расщепление на потомстве 1: 1.

Тест 10. Известно, подобно словно коричневый флора присмотр у человека – главный признак, урнинг – рецессивный. Какова допустимость появления кареглазого ребенка, ежели пара родителя кареглазые гетерозиготы?

1. 25% 2. 50% 3. 75% 4. 100%

Тест 11.Какие суждения верны?

1. Промежуточное юниорат может наблюдаться у гетерозигот рядом неполном доминировании

2. В соматической клетке может быть плохо одинаковых неужели плохо разных аллеля одного гена

3. Анализирующее соединение – соединение с гомозитой по доминантным признакам

4. Ночная прелестница с красными цветами – гетерозигота по данной паре признаков.

Тест 12. Генотип особи АаСс. Сколько типов гамет хватит образовываться, ежели гены АС и летчик сцеплены и кроссинговера нет?

1. Один сорт

2. Два сорта

3. Три сорта

4. Четыре сорта.

Тест 13. Генотип особи АаСс. Сколько некроссоверных гамет хватит образовываться, ежели гены АС и летчик Сцеплены и пролет посерединке ними 10 морганид?

1. 10% Ас и 10% аС

2. 5% Ас и 5% аС

3. 40% АС и40% ас

4. 45% АС и 45% ас.

Тест 14.Сколько групп сцепления имеет дрозофила?

1. Одну 2. Две 3. Четыре 4. Восемь.

Тест 15. Какое приход вызывает фол закона Моргана?

1.Митоз 2. Мейоз 3. Коньюгация 4. Кроссинговер.

Тест 16. Сколько аутосом на геноме человека?

1. 22 аутосомы 2. 23 аутосомы

3. 44 аутосомы 4. 46 аутосом.

Тест 17.Сколько аутосом на генотипе человека?

1. 22 аутосомы 2. 23 аутосомы

3. 44 аутосомы 4. 46 аутосом.

Тест 18. Гдеу человека расположен ген, рождающий цветовую слепоту?

1. В Х – хромосоме 2. В У – хромосоме

3. В первой паре аутосом 4. В 18 паре аутосом.

Тест 19. Где у человека расположен ген, рождающий гемофилию?

1. В Х – хромосоме 2. В У – хромосоме

3. В первой паре аутосом 4. В 18 паре аутосом.

Тест 20.Мать является носителем гена цветной слепоты, батяня различает цвета нормально. У кого из детей может быть цветовая слепота?

1. У всех сыновей

2. У всех дочерей

3. У половины дочерей

4. У половины сыновей.

Тест 21.Какое упрочение точно для половых хромосом?

1. Половые хромосомы Х и У полностью гомологичны ненаглядный другу

2. Половые хромосомы Х и У гомологичны ненаглядный другу по небольшому участку

3. Вообще не имеют гомологичных учасков.

Тест 22.Гены, находящиеся на У – хромосоме передаются:

1. От отца к сыновьям

2. От отца к дочери

3. От отца всем детям

4. От метери ко всем сыновьям.

Тест 23.К взаимодействию неаллельных генов НЕ относится:

1. Полное доминирование

2. Неполное доминирование

3. Явление множественного аллелизма

4. Множественное дейсвие генов.

Тест 24. К взаимодействию аллельных генов относится:

1. Полное доминирование

2. Множественное акция генов

3. Новообразование рядом взаимодействии неаллельных генов

4. Эпистаз.

Тест 25. Какие органоиды содержат внеядерные гены?

1. Рибосомы 2. Митохондрии

3. Пластиды 4. Комплекс Гольджи.

Тест 26.К какому типу мутаций относится кратное генному удвоение хромосом на генотипе ( 3п, 4п, 5п )?

1. Полиплоидия 2. Моносомия

3. Трисомия 4. Полисомия.

Тест 27.Укажите основные типы наследственной изменчивости

1. Определенная изменчивость

2. Фенотипическая изменчивость

3. Комбинативная изменчивость.

4. Мутационня изменчивость.

Тест 28.Какие суждения верны?

1. Мутационная переменность приводит к изменению генотипа

2. Изменения, появившиеся на результате соматических мутаций, наследуются рядом половом размножении

3. Мутационная переменность используется для создания новых сортов растений

4. Комбинативная переменность используется для создания новых сортов растений.

Тест 29.К какому типу мутаций относится стяжательство лишней хромосомы на генотипе (2п + 1)

1. Полиплоидия 2. Моносомия

3. Трисомия 4. Полисомия.

Тест30.К какому типу мутаций относится невыгода одной хромосомы на генотипе (2п – 1)?

1. Полиплоидия 2. Моносомия

3. Трисомия 4. Полисомия.

Тестирование по всему курсу « Генетика человека»

Тест 1. Назовите одинешенек из традиционных методов, который-нибудь не используют рядом изучении наследственности и изменчивости человека.

1. Биохимический 2. Цитогенетический

3. Близнецовый 4. Гибридологический

Тест 2.Назовите средство изучения наследственности и изменчивости человека, с помощью которого было показано, подобно словно такие признаки, словно большая нескончаемость жизни и творческие способности, на многом определяются наследственностью, а не окружающей средой и воспитанием.

1. Биохимический 2. Цитогенетический

3. Близнецовый 4. Гибридологический

5. Популяционно- статистический 6. Генеалогический.

Тест 3.Существуют основные причины, приводящие к изменению генофонда человеческих популяций. Найдите сии причины средь ответов и укажите явление, которое НЕ служит причиной изменения генофонда.

1. Естественный выделение 2. Миграция особей

3. Модификационная переменность 4. мутационный процесс.

Тест 4. Назовите признак, после который-нибудь отвечает доминантная аллель, расположенная на Х – хромосоме

1. Леворукость 2. Нормальная свертываемость крови

3. Рыжие скот 4. Прямые волосы

5. Нормальная макроформа эритроцитов

Тест 5. Какой фрукт наследования характерен для классической гемофилии – пониженной свертываемости крови?

1. Аутосомно – доминантный

2. Аутосомно – рецессивный

3. Доминантный, сцеленный с Х- хромосомой

4. Рецессивный, сжатый с Х – хромосомой

5. Сцепленный с У – хромосомой

6. Цитоплазматическое наследование.

Тест 6. Генные болезни

1. Чаще всего лучшего не передаются от больных родителей

2. Возникают на результате мутаций на генах

3. Чаще всего лучшего вызывают нарушения метаболизма

4. Связаны с изменением структуры неужели числа хромосом

Тест 7. Хромосомные болезни

1. Чаще всего лучшего не передаются от больных родителей

2. Возникают на результате мутаций на генах

3. Чаще всего лучшего вызывают нарушения метаболизма

4. Связаны с изменением структуры неужели числа хромосом

Тест 8. Болезнь Дауна

1. Заболевание, сцепленное с полом

2. Чаще встречается у детей от матерей дальше 40 лет

3. Трисомия

4. Связана с нерасхождением 21 хромосомы рядом делении.

Тест 9. Назовите хромосому, у которой первичная перетяжка расположена приблизительно промеж и плечища имеют приблизительно одинаковую длину

1. Х – молекула 2. У — молекула 3. Хромосома 21 пары

Тест 10.Определение генетических заболеваний на эмбриональной стадии развития

2. Проводится с помощью методов пренатальной диагностики

3. Возможно чуть только на ранних стадиях беременности

4. Возможно вследствие исследованию амниотической жидкости

5. Невозможно.

Тест 11. Какой средство антропогенетики позволяет численно оценить депозит наследственности и депозит среды на обновление признака?

1. Генеалогический

2. Биохимический

3. Цитогенетический

4. Близнецовый

5. Популяционно-статистический

Тест 12.Выберите правильные утверждения:

1. Особи с генотипом АаВв и ААВВ могут иметь единообразный фенотипаа

2. Альтернативные аллели находятся на гомологичных хромосомах

3. Особи с генотипом АаВв и аавв навсегда имеют несходный фенотип

4. Особь с генотипом ССВв дает гаметы СВ и Св .

Тест 13. Вероятность рождения кареглазого правши, ежели одинешенек предок – гомозиготный кареглазый правша, а второстепенный – гомозиготный кареглазый умелец ( коричневый флора присмотр (А) доминирует над голубым (а), праворукость (В) – над леворукостью (в):

1. 0% 2. 25% 3.50% 4. 100%

Тест 14. Количество групп сцепления на соматических клетках человека:

1. 1 2. 2 3. 23 4. 46

Тест 15.1 единица равна:

2. Количеству некроссоверных особей на потомстве

3. Количеству кроссоверных гамет

4. Количеству некроссоверных гамет

5. 1% кроссинговера.

Тест 16.Автором хромосомной теории наследственности является:

1. Г. Мендель

2. Т. Морган

3. Г. Харди

4. Н. И. Вавилов

Тест 17.Представьте, подобно словно у мужчины и женщины на генотипе имеется по одному аллелю, обуславливающему обновление гемофилии. Кто из них НЕ хватит страдать этим заболеванием?

1. Только мужчина

2. Только женщина

3. Мужчина и женщина

Тест 18. Группа сцепления – это:

1. Совокупность генов на соматической клетке

2. Совокупность хромосом гаметы

3. Гены, локализованные на одной хромосоме

4. Пары аллельных генов гомологичных хромосом.

Тест 19. Ведущая положение на первичном определении пола организма принадлежит:

1. Действию определенных генов, отвечающих после формулирование пола

2. Действию факторов внешней среды

3. Сочетанию половых хромосом рядом образовании зиготы

4. Сочетанию аутосом рядом образовании зиготы.

Тест 20.Какова допустимость рождения больных детей, ежели батяня здоров, а мамаша носительница гемофилии

1. 100% сыновей

2. 100% дочерей

3. 50% сыновей и 100% дочерей

4. 50% сыновей и 50% дочерей

Тест 21.Какова допустимость рождения больных сыновей, ежели батяня здоров, а мамаша носительница гемофилии:

1. 25% 2. 50% 3. 75% 4. 100%

Тест 22. К взаимодействию неаллельных генов НЕ относится:

1. Полное доминирование

2. Полимерия

3. Эпистаз

4. Комплементарность.

Тест 23. Существуют основные причины, приводящие к изменению генофонда человеческих популяций. Найдите сии причины средь ответов и укажите явление, которое НЕ служит причиной изменения генофонда:

1. Миграция особей

2. Комбинативная изменчивость

3. Мутационный процесс

4. Естественный отбор

5. Изоляция.

Тест 24. У человека есть ген, который-нибудь не чуть только определяет рыжую окраску волос, а и обуславливает большей частью светлую окраску кожи, а тоже происхождение веснушек. Как называется такое явление?

1. Полимерия

2. Неполное доминирование

3. Множественный аллелизм

4. Множественное акция генов

5. Генетический полиморфизм.

Тест 25. Представьте, подобно словно у мужчины и женщины на генотипе имеется по одному аллелю, обуславливающему обновление гемофилии. Кто из членов их семьи обязательно хватит страдать этим заболеванием?

1. Только мужчина

2. Только женщина

3. Все их сыновья

4. Все их дочери

5. Мужчина и все сыновья

6. Мужчина и все дочери

7. Все члены семьи.

Тест 26.Укажите у человека тень с наиболее широкой нормой реакции

1. Цвет глаз

2. Группа крови

3. Форма губ

4. Число эритроцитов на одном кубическом мм крови.

Тест 27. Какой средство антропогенетики позволяет выявить гетерозиготное носительство рецессивного аллеля и осуществить быструю экспрекс – диагностику средь большого количества людей?

1. Генеалогический

2. Биохимический

3. Цитогенетический

4. Близнецовый

5. Популяционно – статистический

Тест 28. Назовите ученого, который-нибудь выделил средь близнецов двум группы: однояйцевые и двухъяйцевые:

1. Т. Морган

2. В. Иоганнсен

3. Ф. Гальтон

4. Г. Меллер

5. А. Вейсман

Тест 29. Назовите этап, на время которого становится ясным, какой секс неизбежно сформироваться у ребенка рядом нормальном ходе его индивидуального развития

1. Овуляция

2. Дробление

3. Осеменение

4. Оплодотворение

5. Стадия размножения рядом сперматогенезе

6. Стадия созревания рядом овогенезе .

Тест 30. Какой средство антропогенетики позволяет изучить кариотип человека, на черепок числе, нажин и морфологию отдельных хромосом, выявить и изучить геномные и хромосомные мутации, составить цитологические игра хромосом?

1.Генеалогический

2. Биохимический

3. Цитогенетический

4. Близнецовый

5. Популяционно- статистический.



Задачи к урокам:

Урок: « Современные представления о гене. Моногибридное скрещивание. Первый и второстепенный законы Менделя»

1. У человека недальновидность домининирует над нормальной остротой зрения. Гетерозиготная близорукая дамочка итак замуж после мужчину с нормальной остротой зрения. Каких детей позволяется ожидать от такого брака?

2. У человека открытый прореха присмотр доминирует над косым. Какой прореха присмотр позволяется ожидать у детей, родители которых имеют открытый прореха присмотр и генотип Сс?

3. Доминантный плазмаген А определяет обновление у человека нормальной формы эритроцитов, плазмаген а – серповидноклеточную форму. Мужчина с генотипом Аа женился на женщине, имеющей разэтакий же генотип.Какую форму эритроцитов унаследуют их дети?

4. У человека ген, рождающий одним из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. Какое потомство позволяется ожидать от брака женщины с нормальным слухом( генотип ВВ ) и глухого мужчины ( генотипвв ).

5. У человека плазмаген С определяет факт на его месячные макак – фактора, который-нибудь наследуется по доминантному типу. Женщина с генотипом сс , имеющая резус- нелестный фактор, вышла замуж после гетерозиготного мужчину с резус-положительным фактором. Какое потомство позволяется ожидать на таком браке по резус-фактору?

6. Альбинизм (отсутствие пигмента) у человека рецессивный признак, нормальная пигментация кожи – доминантный, У родителей с нормальной пигментацией кожи малолетка – альбинос. Каковы генотипы родителей?

7. Седая прядь пейс потребно лбом у человека — главный признак, ее афагия – рецессивный. У матери – седая прядь пейс потребно лбом, а у отца и сына — нет. Каков генотип матери?

Урок: «Решение задач на беспристрастный конституция Менделя, неполное командование и анализирующее скрещивание»

1. У человека коричневый флора присмотр доминирует над голубым, а призвание уне владеть правой рукой над леворукостью. Голубоглазый правша, гетерозиготный по второму признаку, женился на кареглазой левше, гетерозиготной по первому признаку. Каких детей позволяется ожидать от такого брака?

2. Жесткие скот у человека и факт веснушек – доминантные признаки, мягкие скот и афагия веснушек – рецессивные. Гетерозиготная дамочка с мягкими волосами и веснушками итак замуж после мужчину с жесткими волосами и без веснушек. Каких детей позволяется ожидать от сего брака?

3. Тонкие плоские ноготь и голубовато-белый флора ногтей – доминантные признаки, нормальные обычные ноготь – рецессивные. Каких детей позволяется ожидать от брака женщины с тонкими обычными ногтями и мужчины с нормальными голубовато-белыми ногтями?

4. Широкие ноздря у человека доминируют над узкими, а высокая и узкая переносье – над низкой и широкой. Какой кичка могут иметь ладинос от брака дигетерозиготной женщины и мужчины с узкими ноздрями и низкой широкой переносицей?

5. Длинный и просторный подбородок у человека – доминантные признаки, интимный и узок критический подбородок – рецессивные. Какой подбородок могут иметь ладинос от брака дигетерозиготной женщины с длинным с длинным широким подбородком и мужчины с коротким узким острым подбородком?

6. У человека курчавые скот и белая прядь пейс потребно лбом – доминантные признаки, прямые скот и афагия локона – рецессивные. Отец с курчавыми волосами и без локона, мамаша с прямыми волосами и с белым локоном потребно лбом. Все ладинос на этой семье имеют признаки матери. Каких вдобавок детей позволяется ожидать от сего брака?

7. У человека плазмаген карих присмотр доминирует над геном голубых глаз, способность владеть предпочтительно правой рукой – над «левшой». Обе пары генов расположены на разных хромосомах.

Голубоглазый «правша» женился на кареглазой «правше». У них тандем детей: кареглазый «левша» и синеглазый «правша». Какова допустимость рождения голубоглазого «левши»?

8. Сколько типов и каких гамет образуют организмы:

АаВвСсЕЕ; ААВвССЕе?

Как отличить сии генотипы?

9. У человека волнистые скот и нормальная пигментация – доминантные признаки, прямые скот и отсутствие – рецессивные. В семье тандем детей: бастард с нормальной пигментацией и прямыми волосами и дочь-альбинос с волнистыми волосами. Какие генотипы и фенотипы могут иметь их родители?

10. У человека имеется двум формы глаукомы, одинешенек из которых наследуется словно главный признак, а вторая словно – рецессивный. Какова допустимость рождения здорового ребенка, ежели у отца одинешенек макроформа глаукомы, а у матери – другая, причем пара родителя являются гетерозиготными?

11. У человека интимный череп – главный признак, длиннущий – рецессивный, факт щели посерединке резцами доминантный, афагия щели –рецессивный. Какова допустимость рождения ребенка с длинным черепом и без щели посерединке резцами от брака дигетерозиготного мужчины с коротким черепом и с щелью посерединке резцами и гетерозиготной женщины с коротким черепом и без щели посерединке резцами?

Урок: « Наследование по типу множественных аллелей. Наследование групп месячные и резус-фактора»

1. У человека плазмаген А определяет факт на его месячные резус-фактора, который-нибудь наследуется по доминантному типу. Женщина с генотипом аа, имеющая резус- нелестный фактор, вышла замуж после гетерозиготного мужчину с генотипом Аа и резус-положительным фактором. Какое потомство на первом поколении позволяется ожидать на таком браке по резус-фактору?

2.У человека группы месячные систем АВО контролируются серией множественных аллелей одного гена.

· Если у матери первая ремгруппа месячные , а у отца вторая, мера какие группы месячные могут иметь их дети?

· У троих детей на семье первая, вторая и третья группы крови. Какие группы месячные могут быть у их родителей?

· У матери первая ремгруппа месячные , а у ребенка – вторая. Какую группу месячные может иметь батяня ребенка?

· Ребенок имеет четвертую группу крови. В одной семье у отца вторая, а у матери третья ремгруппа крови, на прочий — четвертая и первая. Какая супружеская пара является родителями ребенка?

· Если мамаша имеет четвертую группу крови, а батяня — третью мера какие группы месячные невозможны у их детей?

· Родители имеют первую и третью группы крови, а их бастард – первую группу. Определите генотип месячные родителей и ребенка?

· У матери первая ремгруппа крови, у отца – четвертая. Могут ли ладинос унаследовать группу месячные одного из родителей?

· В родильном доме перепутали двух мальчиков. У одного ребенка первая ремгруппа месячные , у другого – вторая. Анализ показал, подобно словно одинешенек супружеская пара имеет первую и вторую группы крови, а другая – вторую и четвертую группы. Определите, какой супружеской паре принадлежит тот неужели какой-нибудь ребенок.

Урок: «Взаимодействие неаллельных генов»

1. Ген А1 обуславливает обновление у человека нормальных глазных яблок. Ген А2 определяет приблизительно полное афагия глазных яблок( анофтальимя). Сочетание генов А1А2 на генотипе человека определяет обновление уменьшенных глазных яблок ( микрофтальмию). Какое морфология присмотр унаследуют дети, ежели мужчина, располагающий анофтальмию, женился на женщине с нормальным строением глазных яблок?

2. Цвет кожи человека определяется взаимодействием нескольких пар генов по типу кумулятивной полимерии, мера есть флора кожи тем темнее, нежели большей частью доминантных генов на генотипе. Допустим, подобно словно флора кожи определяется двумя попарно неаллельных генов. Разные сочетания генов могут формировать пять фенотипов: негры (А1А1А2А2), темные мулаты (А1а1А2А2; А1А1А2а2), средние мулаты (а1а1А2А2; А1А1а2а2; А1а1А2а2), светлые мулаты (А1а1а2а2; а1а1А2а2) и белые ( а1а1а2а2).

· Каких детей и на каком соотношении позволяется ожидать от брака .

· Какова допустимость рождения негров и белых детей от брака двух дигетерозиготных средних мулатов?

· Какова допустимость рождения большей частью светлых детей у супругов – темных мулатов?

· Мать — светлый мулат, батяня – неразвитой мулат. Какова допустимость рождения на этом браке детей – средних мулатов.

3. Смуглая тетечка , вдовушка Джека, рассказывает: « У меня плохо смуглых сына Сэм и Дик и черная падчерица Мэри». Каковы возможные генотипы всех пятерых членов семьи?

4. У человека врожденная тугоухость может определяться генами а и е. Для нормального слуха необходимы пара доминантных аллеля АЕ. Определить генотипы родителей на следующих семьях:

· Оба родителя глухие, их 7 детей нормальные;

· У глухих родителей 4 глухих ребенка.

5. Так именуемый бомбейский невидаль состоит на том, подобно словно на семье, где-либо батяня имел О группу крови, а мамаша группу В, родилась девчушечка с О группой крови, подобно словно целиком и полностью объяснимо. Но другой раз девчушечка подросла и вышла замуж после мужчину с группой кровиА, У них родились двум девочки: первая с группой кровиАВ, вторая – с группой месячные О. Рождение девочки с группой месячные АВ от матери с группойО вызвало явное недоумение. Однако на литературе описано вдобавок малость подобных случаев. По сообщению Маккьюсика, некоторые генетики склонны объяснять это приход редким эпистатическим рецессивным геном, способным подавлять акция генов, определяющих группы месячные А иВ.

Принимая эту гипотезу о наличии рецессивного аллеля х, установить генотипы лиц всех три поколений, описанных на бомбейском феномене.

Урок: «Сцепленное юниорат признаков»

1. У человека врожденное заболевание присмотр – катаракта и одинешенек из форм анемий – эллиптоцитоз наследуются сцепленно, словно аутосомно-доминантные признаки. Какое потомство позволяется ожидать от брака дигетерозиготного мужчины, больного эллиптоцитозом и катарактой и здоровой женщины рядом условии, что

· Кроссинговер отсутствует

· Кроссинговер имеет место.

2. У человека локус резус-фактора сцеплен с локусом, определяющим форму эритроцитов, и находится от него на расстоянии 3 единиц кроссинговера. Резус-положительность и эллиптоцитоз (эллиптическая макроформа эритроцитов) определяются доминантными аутосомными генами. Один из супругов гетерозиготен по обоим признакам, причем резус-положительность он унаследовал от одного родителя, эллиптоцитоз – от другого. Второй супружник резус-отрицателен и его эритроциты нормальной формы.

Какие ладинос и с какой вероятностью могут родиться на этой семье?

3. Катаракта и полидактилия у человека обусловлены доминантными аутосомными близко сцепленными (не обнаруживающими кроссинговера) генами. Однако сцепленными могут быть и плазмаген катаракты с геном нормальной кисти руки неужели наоборот. Супруги гетерозиготны по обоим признакам. Известно, подобно словно матери обеих супругов страдали чуть только катарактой, отцы чуть только полидактилией. Каких детей позволяется ожидать у супругов?

4. Составьте карту хромосом, содержащую гены А,В,С,Д,Е, ежели видеочастота кроссинговера посерединке генами С и Е равна 10%, С и А – 1%, А и Е – 9%, В и Е – 6%, А и В – 3%, В и Д -2%, Е и Д – 4%.

5. Катаракта и полидактилия у человека обусловлены доминантными аутосомными близко сцепленными ( не обнаруживающими кроссинговера) генами А и В. Однако сцепленными могут быть и плазмаген катаракты с геном нормальной кисти руки неужели наоборот. В двух семьях отцы здоровы, а матери страдают обеими аномалиями и имеют следующие генотипы: на первой семье Ав//аВ, на второстепенный – АВ//ав. В какой семье есть допустимость появления здоровых детей?

Урок: «Генетика определения пола. Сцепленное с полом наследование»

1. Аллергическое заболевание – геморрагический золотуха у человека определяется рецессивным геном. Аллели сего гена находятся и Х-, и У хромосомах. Определите каких детей и внуков позволяется ожидать, если:

· Жена здорова, деятель больной (оба гомозиготны);

· Муж здоров (гетерозиготен), сноха больна (гомозиготна).

2. У человека на У -хромосоме находится ген, уготовляющий обновление перепонок посерединке вторым и третьим пальцами ног. Определите, какие ладинос и внуки могут быть у мужчины с перепонками посерединке ногами и женщины, у которой сих перепонок нет.

3. У человека гипертрихоз ( повышенное оволосение ушной раковины) наследуется словно рецессивный, сжатый с У – хромосомой признак, а дефект словно рецессивный, сжатый с Х – хромосомой признак. Каких детей позволяется ожидать от брака:

· мужчины с гипертрихозом и нормальным зрением с женщиной, гетерозиготной по гену дальтонизма;

· мужчины с гипертрихозом и дальтонизмом с женщиной, гетерозиготной по гену дальтонизма;

· мужчины с гипертрихозом и дальтонизмом с женщиной – дальтоником?

4. У человека рецессивные гены дальтонизма и неразвитой слепоты сцеплены с Х хромосомой и находятся на расстоянии 40 морганид ненаглядный от друга. Какова допустимость рождения детей с двумя аномалиями от брака женщины с нормальным зрением, мамаша которой страдала неразвитой слепотой, а батяня – дальтонизмом, с нормальным по обоим признакам мужчиной (при условии, подобно словно гены дальтонизма и неразвитой слепоты находятся на цис-положении, а рядом образовании гамет происходит кроссинговер)?

5. У человека цветовая тританопия обусловлена рецессивным геном, а способность перпендикулярно различать цвета — доминантным геном. Оба гена локализованы на Х-хромосоме. Женщина с нормальным зрением, а гетерозиготная по этому признаку, вышла замуж после человека, страдающего цветной слепотой. У них было цифра детей:

· как типов гамет может образовать женщина?

· Сколько детей, родившихся от сего брака, могли иметь нормальное зрение?

· Сколько девочек могли иметь нормальное зрение?

· Сколько мальчиков могли иметь цветовую слепоту?

· Сколько мальчиков из четырех, родившихся от второго брака этой женщины с мужчиной, имеющим нормальное зрение, могли страдать цветной слепотой?

Урок: «Методы изучения наследственности человека. Генеалогический метод»

1.Пробанд – дамочка правша. Две ее сестры – правши, плохо брата – левши. Мать – правша. У нее плохо брата и сестра, все правши. Бабка и дедка – правши. Отец пробанда – левша, его медсестра и братан – левши, другие плохо брата и медсестра — правши. Определите генотипы всех членов родословной.

2. Пробанд – дальтоник имеет с материнской стороны бабушку с нормальным зрением и дедушку дальтоника. Мать пробанда – дальтоник, батяня имеет нормальное зрение. Определите генотипы всех упомянутых лиц.

3. Две шестипалые сестры Маргарет и Мэри вышли замуж после нормальных мужчин. В семье Маргарет было пять детей: Джеймс, Сусанна и Дэвид – шестипалые, Элла и Ричард – пятипалые. В семье Мэри была единственная падчерица Джейн с нормальным строением руки. От первого брака Джеймса с нормальной женщиной родилась шестипалая падчерица Сара, от второго брака тоже с нормальной женщиной у него было цифра детей: одинешенек падчерица и плохо сына – пятипалые, двум дочери и бастард – шестипалые. Элла вышла замуж после нормального мужчину. У них было плохо сына и хорошо дочери, все пятипалые. Дэвид женился на нормальной женщине. Их необыкновенный бастард Чарльз родился шестипалым. Ричард женился на своей двоюродной сестре Джейн. Две их дочери и тройка бастард пятипалые. Составьте схему родословной и определите генотипы всех упомянутых лиц.

4. Пробанд – здоровая женщина. Ее медсестра тоже здорова, а братан страдает дальтонизмом. Мать и батяня пробанда здоровы. Четыре сестры матери пробанда здоровы, мужья их тоже здоровы. О двоюродных сибсах С стороны матери пробанда известно: на одной семье одинешенек недужливый брат, двум сестры и братан здоровы, на двух других семьях по одному больному брату и по одной здоровой сестре; на четвертой семье – одинешенек здоровая сестра. Бабушка пробанда С стороны матери здорова, дедка страдал дальтонизмом. Со стороны отца пробанда больных дальтонизмом не было. Составьте схему родословной и определите генотипы всех упомянутых лиц.

5. Пробанд страдает гемофилией. У его матери и отца нормальная свертываемость крови. У дедушки С стороны матери – гемофилия, а старушка здорова. Дети пробанда: двум дочери и одинешенек бастард с нормальной свертываемостью крови, прочий бастард страдает гемофилией. В семье отца больных гемофилией нет. Составьте схему родословной и определите генотипы всех упомянутых лиц.

6. Нормальные на отношении зрения дядько и дамочка имеют сына, страдающего дальтонизмом, и двух дочерей с нормальным зрением. Жена сына и мужья дочерей имеют нормальное зрение. У внука от сына зрение нормальное, внучок одной из дочерей страдает дальтонизмом, а внученька здорова. У прочий дочери пять сыновей, имеющих нормальное зрение. Определите генотипы всех упомянутых лиц и составьте схему родословной.

Файлы: Интерактивная игра ГЕНЕТИКА.ppt
Размер файла: 266752 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология