Автор конспекта:
Автор(ы): — Е.И.Иванова

Место работы, должность: — учитель информатики

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Уровень образования: — высшее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: —

1. Сформировать у учащихся знания об электронной почте, её возможностях, функционировании (принципов передачи электронных сообщений, технологий подключения и др.).

2. С помощью наглядности и интерактивности развивать познавательные интересы к урокам информатики.

3. Развивать навыки работы за компьютером, культуру пользователя сети Интернет.

4. Воспитывать информационную культуру обучающихся, повысить мотивацию обучающихся за счёт различных форм ведения урока и использования ИКТ.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 11

Используемые учебники и учебные пособия: —

Н.Д.Угринович: «Информатика и ИТ», 10-11 класс., учебник и практикум. Поурочные планы по учебнику Н.Д.Угриновича «Информатика и ИТ. 10 класс» — Издательско-торговый дом «Корифей».

Используемое оборудование: —

Компьютерный класс в локальной сети с выходом в Internet, ПК для каждого обучающегося, ПК для учителя, мультимедиа проектор, экран, тестирующая программа My Tester X для проведения теста, презентация «IN_IvanovaEI_KonkursMM3._E-mail_lesson.ppt», созданная учителем в среде MS PowerPoint 2003, инструкции для практических работ и приложение Internet Explorer.

Используемые ЦОР: —

Тестирующая программа My Tester X для проведения теста, презентация «IN_IvanovaEI_KonkursMM3._E-mail_lesson.ppt», созданная учителем в среде MS PowerPoint, инструкции для практических работ и приложение Internet Explorer.

Краткое описание: — Конспект урока в файле IvanovaEI_ElPochta_7kl_konspect.doc. В начале урока учителем выполняется проверка и оценивание знаний по темам предыдущих уроков с помощью теста Тест_Коммуникации в сети Интернет.RTF. Актуализация знаний и содержание основной части урока в презентации IvanovaEI_E-mail_lesson.ppt. – Дается понятие электронной почты, технические особенности функционирования e-mail, как можно работать с электронными сообщениями. В ходе урока дети создают свои почтовые ящики на серверах www.yandex.ru, www.mail.ru или www.rambler.ru . Указания к домашней работе дети получают через e-mail в файле IN_IvanovaEI_KonkursMM3._DZ_e-mail .doc — в файле содержится информация о нетэтикете и образцы наиболее распространенных смайлов, которые можно использовать в письмах.

1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Перед изучением новой темы повторим основные понятия, касающиеся сети Интернет. Запустите программу My Test через ярлыки на Рабочих столах ваших компьютеров. По завершению тестирования повернитесь к доске, чтобы было видно, что вы готовы дальше продолжать урок. Ваши результаты тестирования автоматически отправляются на мой компьютер и сохраняются в электронном журнале.

2. Изучение нового материала. Демонстрация мультимедийной презентации «Электронная почта» [IN_IvanovaEI_KonkursMM3._E-mail_lesson.ppt. Слайд1].

2.1 Актуализация знаний

 Вспомните, с чего зарождалось развитие сетевых технологий.

 Почему, по вашему мнению, впервые сетевые технологии стали использоваться для организации именно электронной переписки?

 Почему возникла необходимость использования такого вида связи?

 Какие способы передачи информации вы знаете?

 Какой на сегодняшний день способ передачи информации наиболее популярный?

2.2 Вступление. Актуальность. [Слайд2]

Сегодня мы познакомимся с наиболее современной, удобной, универсальной системой связи, информационной услугой, которую предоставляет нам глобальная сеть Интернет — “Электронной почтой”, именно с ней кто-то познакомится впервые, кто-то о ней пополнит свои знания. Мы в ходе сегодняшнего занятия должны ответить на следующие вопросы: — Как принимать и передавать информацию? — Каковы возможности и функционирование электронной почты? — Что такое сетевой этикет и в чём выражается культура пользователя сети Интернет?

2.3 Объяснение нового материала. Подключение к сети Интернет дает безусловное преимущество доступа не только к информационным ресурсам, но и позволяет оперативно обмениваться информацией. Электронная почта является наиболее распространенным сервисом Интернет, т. к. история сети с нее и начиналась. [Слайд 3] Систему обмена информацией с использованием возможностей глобальной сети принято называть электронной почтой (e-mail). [Слайд 4] Принципы функционирования электронной и обычной почты, аналогичны. Вы посылаете людям письма по их конкретным адресам, они, в свою очередь, пишут вам на ваш почтовый адрес. Для обмена информацией необходимо получить на сервере своего провайдера (либо на сервере бесплатного или платного портала) электронный ящик, к которому выдается (или вы выбираете сами) имя ящика и пароль доступа. [Слайд 5] Почтовый ящик представляет собой часть дискового пространства на сервере с определенным именем (адресом), где могут храниться Исходящие и Входящие сообщения для пользователя сети Интернет. [Слайд 6] Адрес электронной почты записывается по определенной форме и состоит из двух частей: имя_пользователя@имя_сервера Имя_пользователя, чаще всего, имеет произвольный характер и задается самим пользователем. Имя_сервера жестко связано с выбором пользователем сервера, на котором он разместил свой почтовый ящик. Пример: ivanov@yahoo.com , petrov@yandex.ru , victor@mail.ru В данном случае, адрес victor@mail.ru получен на бесплатном портале www.mail.ru . [Слайд 7]

Работать с электронной почтой можно при помощи почтовой программы (почтового клиента), установленной на компьютере пользователя или при помощи браузера, с помощью web-интерфейса. Почтовый клиент – программа, установленная на компьютере пользователя и позволяющая создавать и отправлять сообщения, а также управлять полученными сообщениями (просматривать, упорядочивать, печатать, удалять и т.д.) из собственного почтового ящика.

Почтовые программы:  Outlook Express – в составе Windows  Outlook – в составе Microsoft Office  TheBat [Слайд 8]

В системе пересылки электронной почты еще необходим почтовый сервер (сервер электронной почты). Почтовый сервер – программный комплекс, обеспечивающий передачу сообщения от одного компьютера к другому. Почтовые серверы работают на узловых компьютерах Интернета, а почтовые клиенты должны быть у каждого пользователя e-mail. В свою очередь почтовая программа пользователя (клиент) создает у себя четыре стандартные папки с именами: Входящие Исходящие Отправленные Удаленные В папке Исходящие накапливаются написанные вами (но еще не отправленные) письма. По команде «Доставить почту» эти сообщения пересылаются на почтовый сервер ( и удаляются из папки Исходящие ), а копии их помещаются в папку Отправленные. Одновременно в папку Входящие сервер направляет сообщения, полученные им на имя пользователя. Сообщения из любой папки можно поместить в папку Удаленные, а затем при необходимости, восстановить. Сообщения можно копировать и перемещать из одной папки в другую. ЗАМЕЧАНИЕ: в разных почтовых клиентах число папок и их названия могут различаться, но смысл их всегда легко понят. Например, вместо папок Входящие и Исходящие вы можете обнаружить папки In и Out, вместо Удаленные – Урна или Корзина и др. [Слайд 9] В последнее время для работы с электронной почтой стала использоваться Web-технология. Появились Web -сайты, которые предлагают всем желающим зарегистрировать бесплатный почтовый ящик. Среди них такие как www.mail.ru , www.rambler.ru , www.pochta.ru . [Слайд 10]

Преимуществом такой почты является то, что для работы с ней не требуются специальные почтовые программы. [Слайд 11]

Функционирование электронной почты можно описать следующим образом. Пользователь с помощью почтовой программы создает почтовое сообщение на локальном компьютере. Затем, после подключения к Интернет, оно передается на почтовый сервер. Основной задачей этого сервера является доставка сообщений другому серверу, который обеспечивает хранение входящей почты получателя. Как только адресат свяжется с этим сервером, он автоматически получит все, что накопилось в его «почтовом ящике». Сервер, который принимает сообщения от отправителя и пересылает их другим серверам, принято называть сервером исходящей почты. А сервер, обеспечивающий хранение поступившей почты и предоставление ее получателю — сервером входящей почты. [Слайд 12]

Вместе с электронным письмом можно также пересылать и вложения в виде текстовых и архивных документов, изображений и других файлов, сравнительно небольшого размера. [Слайд 13] Сервис электронной почты предполагает, что доступ к почтовым ящикам является не анонимным, а авторизованным. Для управления доступом пользователя к сообщениям с каждым почтовым ящиком связывается определенная совокупность данных, называемая учетной записью (логин, пароль). [Слайд 14]

У каждой сетевой службы должен быть свой протокол. В электронной почте e-mail используют не один прикладной протокол, как в других службах Интернета, а два. По одному протоколу происходит отправка почты, а по другому — ее прием. Необходимость в двух протоколах связана с требованиями безопасности. Так, например, при отправке сообщений можно не проверять личность отправителя — это аналогично тому, что письмо брошено в уличный почтовый ящик. Другое дело — получение сообщений. Здесь надо предъявить свои права и пройти идентификацию. Так, например, при получении заказных писем в почтовом отделении всегда необходимо предъявить паспорт или заменяющий его документ. Кому попало чужую почту в руки не отдадут. Для отправки на сервер и для пересылки между серверами используют протокол, который называется SMTP (Simple Mail Transfer Protocol — простейший протокол передачи сообщений). Он не требует идентификации личности. Для получения поступившей почты используется протокол РОРЗ (Post Office Protocol 3). Он требует идентификации личности, то есть должно быть предъявлено регистрационное имя (Login) и пароль (Password), который подтверждает правомочность использования имени. Протоколы SMTP и POP3 являются прикладными протоколами, т.е. они надстроены над базовыми протоколами Интернета TCP/IP. [Слайд 15] [Слайд 16]

3. Практическая работа. В следующей части урока мы будем регистрировать свои почтовые ящики и обмениваться сообщениями. Так как сегодня многим людям приходится самостоятельно осваивать коммуникационные технологии, работу с электронной почты в силу профессиональной деятельности. Думаю, что мы с вами тоже с этим качественно справимся. "То, что не ясно, следует выяснить. То, что трудно творить, следует делать с великой настойчивостью". Конфуций Для доказательства данной гипотезы займем свои места за компьютерами и приступим к практической части урока. Файл-задание, который называется Практическая работа, вы найдете на Рабочем столе в папке «e-mail» (Учащиеся выполняют практическую работу: регистрируют свои почтовые ящики на одном из сервере www.mail.ru , www.rambler.ru , www.pochta.ru или www.yandex.ru . Отправляют сообщения о названии своего ящика на школьный адрес. В ответ учитель отсылает им файл Домашнее задание_e-mail .doc . Получение этого файла и выполнение указанных нем инструкций входит в домашнюю работу).

Оценки учащимся за выполнение теста «Коммуникации в сети Интернет» и практической работы.

Ответы на вопросы:

1. Какие возникли проблемы при выполнении работы?

2. Сколько ребят полностью справились с заданием самостоятельно?

3. Есть ли такие, кто не мог отправить и получить сообщения? [Слайд 17]

Ребята, а теперь вспомним все, что мы сегодня узнали на уроке: 1. Что такое электронная почта? 2. Что такое почтовый клиент? 3. Что такое почтовый сервер? 4. Как записывается почтовый адрес? 5. Что такое спам? 6. Что нужно делать со спамовыми письмами? 7. Что нужно, чтобы отправить электронное сообщение? [Слайд 18]

Вопрос: А почему электронная почта завоевала широкую популярность на сегодняшний день? Современное письмо — это нечто большее, чем цифровые послания прошлого. За счет возможности дополнять простой текст рисунками, звуковым сопровождением, гиперссылками, движущимися flash-объектами или gif-анимацией система электронной почты на сегодняшний день является одновременно и средством общения, и источником информации, и одним из излюбленных способов проведения рекламных кампаний. Основными преимуществами электронной почты является: • скорость пересылки сообщений; • возможность пересылки не только текстовой информации, но и программ, графики, звука в виде вложенных файлов; • возможность доставки одного письма многим адресатам; • часто для регистрации в социальных сетях пользователю необходимо иметь свой адрес электронной почты. Вопрос: А есть ли недостатки электронной почты? [Слайд 19]

Подведя итог, можно сказать, что к достоинствам электронной почты относятся: оперативность, надежность, дешевизна. А к недостаткам: получение невостребованной электронной почты (спам), опасность заражения вирусом. [Слайд 20]

Вам необходимо будет получить сообщение со школьного почтового ящика с прикреплённым файлом Домашнее задание_e-mail.doc, который содержит небольшую дополнительную информацию о правилах электронной переписки. Получение этого файла и выполнение указанных в нем инструкций входит в домашнюю работу. [Слайд 21]

Файлы: IvanovaEI_ElPochta_7kl_konspect.doc
Размер файла: 102400 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология