Автор конспекта:
Автор(ы): — Иванов Дмитрий Михайлович

Место работы, должность: — учитель информатики Государственного общеобразовательного учреждения Республики Марий Эл «Лицей – интернат п. Ургакш»

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: — Познакомиться с возможностями, которые предоставляет Outlook Express для обеспечения безопасной работы с электронной почтой.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учеников в классе: — 15

Используемые учебники и учебные пособия: —

1.Балякин, Ю. Естественный отбор: о спаме и средствах борьбы с ним/Ю.Белякин//Бухгалтер и компьютер.-2004.-№6.-С.36-38.

2.Левин, М. E-mail "безопасная": Взлом, "спам" и "хакерские" атаки на системы электронной почты Internet/М. Левин.-М.:Майор:Издатель Осипенко А.И.,2002.-189с.-

3. Захарченко, А. Ох, уж этот спам:[Информационная безопасность]/А. Захарченко//Наука и жизнь.-2003.-№9.-С.66-67.

4. Зима, В.М. Безопасность глобальных сетевых технологий/В.М. Зима, А.А. Молдовян, Н.А. Молдовян.-СПб.:БХВ-Петербург,2001.-320с.

5. Интернет. Энциклопедия/под ред. Л. Мелиховой.-СПб.:ЗАО «Питер Бук»,2000.-528с.:ил.

6. Информатика.7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям/ под ред. Н.В. Макаровой.-СПб.: Питер,2005.-288с.:ил.

Используемая методическая литература: —

1. Салатов, Д.Н. Методика обучения работе с электронной почтой/Д.Н. Салатов// Информатика и образование.-1997.-№4.-C.20-24.

2.Софронова, Н.В. Теория и методика обучения информатике: Учебное пособие/ Н.В. Софронова.-М.:Высш. шк.,2004.-223с.:ил.

Используемое оборудование: —

Проектор, и персональные компьютеры для учителя и учеников.

Используемые ЦОР: —

1.Мультимедийная презентация "Возможности Outlook Express для обеспечения безопасной работы с электронной почтой "

Краткое описание: — На сегодняшний день актуальным вопросом является защита, конфиденциальность, безопасность информации, так как многие люди на данный момент времени имеют доступ в глобальную сеть.

Задачи: 1) освоить принципы работы с почтовой программой по обеспечению безопасности электронной почты;

2) научиться настраивать почтовый антивирус;

3) научиться настраивать параметры нежелательной почты.

Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке сопоставимыми психолого-педагогической характеристики класса:

На сегодняшний день актуальным вопросом является защита, конфиденциальность, безопасность информации, так как многие люди на данный момент времени имеют доступ в глобальную сеть.

Прогноз возможных учебных действий, реакции различных групп учащихся, желаемых результатов: Деление на группы,выступление с докладами по парам.

План: 1) Организационный момент – 1 мин.

2) Актуализация знаний – 14 мин.

3) Объяснение нового материала – 20 мин.

4) Практическая работа –14 мин.

5) Подведение итогов — 1 мин.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Ученики выступают с докладами на темы «Методы шифрования», «Цифровые подписи», «Цифровые сертификаты».

1) Цифровые подписи (digital signature) относятся к криптографическим алгоритмам с открытым ключом, но с измененными ролями открытого и закрытого ключей. Отправитель может зашифровать и подписать сообщение своим закрытым ключом. Когда сообщение получено, получатель может дешифровать его, используя открытый ключ отправителя.

2) Цифровой сертификат объединяет в цифровой подписанной форме открытый ключ и подробную информацию о человеке или организации. Получив сертификат, вы получаете открытый ключ другой стороны для отправки ей, при необходимости, зашифрованных сообщений. Кроме того, цифровой сертификат содержит подробную информацию о другой стороне, которая заведомо не подвергалась изменениям.

3)Шифрование – процесс преобразования данных, с целью затруднения получения доступа к исходным (не преобразованным) данным.

Шифрование с открытым ключом (public key encryption) базируется на двух различных ключах — открытом и закрытом. Как показано на рис. 9, открытый ключ используется для шифрования сообщений, а закрытый — для их дешифрации.

Наиболее известный алгоритм с открытым ключом — это алгоритм RSA, который был разработан Ривестом (Rivest), Шамиром (Shamir) и Адельманом (Adelman) в Мичиганском технологическом институте (MIT) и опубликован в 1978 году.

Шифрование с закрытым ключом (private key encryption) основано на том, что доступ к ключу имеет только авторизованный персонал. Этот ключ должен держаться в секрете.

Наиболее широко используемым алгоритмом с закрытым ключом является стандарт Data Encryption Standard (DES).

III. Объяснение нового материала.

На предыдущих занятиях мы познакомились с интерфейсом почтовой программы Outlook Express, основными операциями с сообщениями, работой с адресной книгой. Сегодня рассмотрим, какие возможности предоставляет Outlook Express для обеспечения безопасной работы с электронной почтой.

1) Outlook Express позволяет перемещать подозрительные сообщения электронной почты в особую папку для нежелательной почты. В меню Действия – Параметры нежелательной почты на вкладке Параметры можно выбрать уровень защиты от нежелательной почты.

По умолчанию флажок стоит на низком уровне, при котором происходит перехват и перемещение в отдельную папку явных нежелательных сообщений.

2)На вкладке Надежные отправители указывается список адресов или доменов и почта отправленная с них никогда не будет рассматриваться как ненадежная.( Действия – Параметры нежелательной почты — Надежные отправители)

3) В меню Сервис – Параметры на вкладке Безопасность можно указать методы шифрования электронной почты. По умолчанию флажок стоит на отправлении подписанного сообщения открытым текстом.

На этой же вкладке имеется раздел Загрузка рисунков. Щелкнув по кнопочке Изменить параметры автоматической загрузки, пользователь может указать будет ли Outlook автоматически загружать и отображать рисунки при открытии сообщений HTML. Запрет рисунков в почтовых сообщениях поможет защитить конфиденциальность личных данных. Наличие рисунков в сообщениях HTML. Может вызвать загрузку данных с сервера. Обращение к внешнему серверу может подтвердить отправителю, что ваш адрес электронной почты является действующим. После этого вы можете стать адресатом нежелательной почты.

4) Почтовый антивирус проверяет все входящие и исходящие письма на присутствие вирусов и других вредоносных объектов. Настройки Почтового антивируса можно произвести в меню Сервис – Параметры – Почтовый антивирус.

Проверка сообщений может производиться:

- при получении;

- при прочтении;

- при отправке.

Настройка почтового антивируса производиться по следующим параметрам: объекты защиты, оптимизация, фильтр вложенных файлов. При настройке фильтров необходимым образом, пользователь может удалять вложения указанного типа. Для этого необходимо выбрать соответствующий пункт и нажать кнопку Типы файлов – указав типы, нажать Ок.

IV. Практическое работа..

1) Послать обменяться с соседом сообщениями, занеся его имя в список заблокированных отправителей, а затем в список надежных отправителей.

2) Настроить почтовый антивирус таким образом, чтобы он удалял вложения типа *.jpg , обменяться с соседом сообщениями содержащими:

- вложения данного типа;

- вложения любого другого типа (кроме *.jpg).

3) Проследить разницу между двумя полученными сообщениями:

- в первом поставить флажок в пункте шифровать содержимое и вложения исходного сообщения (Параметры – Безопасность – Шифрование электронной почты);

- во втором – отправить подписанное сообщение открытым текстом.

V. Подведение итогов урока.

На этом уроке мы закончили знакомство с работой электронной почты и почтовым клиентом Outlook Express. Теперь вы свободно можете применять полученные знания в жизни, т.к. в настоящее время каждый современный человек, в том числе ученики школ, должны не только уметь пользоваться электронной почтой, но и обеспечивать безопасную работу с ней.

VI. Домашнее задание дифференцировано.

Файлы: Возможности Outlook Express для обеспечения.doc
Размер файла: 421376 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология