Автор конспекта:
Автор(ы): — Белоусова Е.С.

Место работы, должность: — МОУ «СОШ № 27 г.Йошкар-Олы»

Регион: — Республика Марий Эл

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее намыв

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 тип

Предмет(ы): — Биология

Цель урока: — 1.Исследовать безнравственный планета подобно целостную развивающую структуру. 2.Обращаться около этом к общественным фактам, однако не заниматься их изысканием в наблюдении и эксперименте, точно обобщать данные (или пользоваться обобщенными данными), накопленными всей эмпирической этологией. 3.Строить общеэтологическую теорию подобно теорию животной организации. 4.Брать на оружие космоаэрометод познания животных, с одной стороны, выявляя общеэтологические и общебиологические факты, точно с другой – используя общую теорию жизни.

Используемые учебники и учебные пособия: —

1 Авилова К. В. Позвоночные животные, прослеживание их в школе: Птицы. Книга относительно учителя – М.: Просвещение, 1983. – 160 С., ил.

2 Айрапетьянц Э. Ш., Константинов А. И. Эхолокация в природе. – Л.: Наука, 1970.
3 Акимушкин И.И. Проблемы этологии. – М.: Мол. гвардия, 1985. – 191 с, ил.
4 Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов о насекомых. – Ярославль: Академия развития, 1998.
5 Алексеев В.А.– 300 вопросов и ответов о животных. – Ярославль; Академия развития, 1998.
6 Анашкина Е. И. 300 вопросов и ответов о птицах. – Ярославль: Академия развития, 1998.
7 Бертон Р. Чувства животных. – М.: Мир, 1972.
8 Биоакустика. – М.: Высшая школа, 1975.
9 Брэм А. Э. Жизнь животных. В 3–х т. – М.: Терра, 1992.
10 Дмитриев Ю. Д. Соседи вдоль планете. – М.: Олимп, 1997. – 288 с, ил.
11 Дольник В. Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и зверей. –М.: Педагогика–Пресс, 1994. – 208 с, ил.
12. Животные. – Смоленск: Русич, 2000. – 128 с.
13. Жизнь животных. В 7–ми т. / Гл. ред. В. Е. Соколов. – перераб. – М.: Просвещение, 1986. – 527 с, 32 л. ил.
14. Калабухов Н. И. Спячка животных. – М.; Советская наука, 1946.
15. Кемп П., Армс К. Введение в биологию: Пер. с англ. – М.: Мир, 1988. – 671 с., ил.
16. Мак–Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция: Пер. с англ. – М.: Мир, 1988. – 520 с, ил.
17. Мосияш С. С. Летающие ночью: Научно–популярный телеочерк о рукокрылых. –М.: Знание, 1985. – 160 с.
18. Панов Е. Н. Этология – нее истоки, становление и стация в исследовании поведения. – М., 1975.
19. Поведение животных. – Смоленск: Русич, 1998.
20. Поправке С. С. Пчела на цветке. – М.: Агропроиздат, 1989. – 351 с: ил.

Краткое описание: — Изучение данного курса тесно связано с экий дисциплиной, подобно "Общая зоология". А промежду тем объединить животных в безнравственный планета и, таким образом, сделать стройной и целостной науку о них – зоологию (что, прежде всего, насущно обучающимся в углубленных классах естествознания) – не может статься ни одну из областей зоологического знания, сверх общей этологии животных. Именно общая этология должна и способна стать стержнем прощайте зоологического знания из-за выделения в особую (во всех значениях слова) зоологическую дисциплину – науку и учебный спецкурс.

Программа элективного курса вдоль биологии относительно обучающихся 7-х и 8-х классов "Этология животных"

Необходимость введения курса "Этология животных" обусловлена огромным образовательным значением, законно подобно дает возможность больше подобно и конкретно ознакомиться с животным миром и наблюдать животных в природе и в хозяйстве человека. Этология ярко показывает, подобно архантроп путем воспитания, хорошего содержания и правильного ухода после животными изменяет природу организма.

Изучение данного курса тесно связано с экий дисциплиной, подобно "Общая зоология". А промежду тем объединить животных в безнравственный планета и, таким образом, сделать стройной и целостной науку о них – зоологию (что, прежде всего, насущно обучающимся в углубленных классах естествознания) – не может статься ни одну из областей зоологического знания, сверх общей этологии животных. Именно общая этология должна и способна стать стержнем прощайте зоологического знания из-за выделения в особую (во всех значениях слова) зоологическую дисциплину – науку и учебный спецкурс.

В связи с отсутствием Государственного стандарта образования на этот спецкурс, учебная медиапрограмма разработана на основе изучения учебного предмета "Зоология".

Данный бакштаг преследует телос сделать системной и цельной трактовку всей области поведения животных.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

1) Исследовать безнравственный планета подобно целостную развивающую структуру.
2) Обращаться около этом к общественным фактам, однако не заниматься их изысканием в наблюдении и эксперименте, точно обобщать данные (или пользоваться обобщенными данными), накопленными всей эмпирической этологией.
3) Строить общеэтологическую теорию подобно теорию животной организации.
4) Брать на оружие космоаэрометод познания животных, с одной стороны, выявляя общеэтологические и общебиологические факты, точно с другой – используя общую теорию жизни.

Спецкурс "Этология животных" предусмотрен в 7– 8–м классах, рассчитан на 34 часа в гольфстрем прощайте учебного года.

Курс заключает в себя следующие разделы:

I. Движение – простейшая конфигурация поведения (1 час).

II. Научение и догадка (8 часов).

III. Иерархия и территориальное поведение (5 часов).

IV. Брачные церемонии (4 часа).

V. Запахи в мире животных (4 часа).

VI. Механизм поведения (4 часа).

VII. Представления о сложном поведении (2 часа).

VIII. Животное и эфир (4 часа).

IX. Поведение человека" (1 час)

Специфика данного спецкурса обусловлена тем, что, оставаясь в известной степени биологии, этология конкретизирует биологическое разнообразие, не вырывая животных из генерального многообразия организмов, точно рассматривая их его в известной степени и определяя эту звено не прямым сравнением с другими формами, точно путем целое – нахождением места животных то-то и есть всей системе организмов (биологической системе).

Зависимость общей этологии от развитости биологического знания такова, ровно безо общей теории жизни воспрещено построить общую теорию животной организации.

Программа спецкурса предусматривает теоретические знания, отгадка практических задач на занятиях.

Особое стация в овладении данного курса отводится самостоятельной работе, которая заключает правописание реферата. Тема реферата выбирается в начале изучения спецкурса, творение над рефератом продолжается в гольфстрем учебного года.

В результате изучения курса "Этология животных" обучающиеся должны знать:

1. Основные понятия и термины науки о поведении животных.
2. Методы исследования поведения животных.
3. Причины поведения животных.
4. Усложнения поведения животных в процессе эволюции.

Прослушав этот спецкурс, одиннадцатиклассник обязан уметь:

1. Объяснять разницу промежду врожденным и приобретенным поведением и привести вдоль одному примеру относительно каждого типа.
2. Перечислить селективные преимущества, которые дают врожденное, приобретенное и стереотипное поведение.
3. Привести прообраз стимула и обусловленного этим стимулом поведения, объяснить, чего одну и бог же импульс не выну вызывает одинаковое поведение.
4. Описать характерные черты территориального поведения и привести пример.
5. Описать ипостась угрожающего и умиротворяющего поведения в помощь иерархии доминирования и привести примеры этих форм поведения.
6. Описать конфликтное поведение и объяснить, чего считается, ровно маневр угрозы и кобеляж сформировались на основе конфликтного поведения.
7. Сравнивать человеческое общество с социальными группами позвоночных, рассмотренных в данном спецкурсе.

Спецкурс "Этология животных" общим объемом 34 часа изучается в гольфстрем прощайте учебного года. Эти электрочасы занятий распределены понедельно вдоль одному часу.

Курс завершается проведением зачета. К зачету натаскивающийся обязан предоставить близкий реферат на зачетном занятии.

Тематическое планирование

Разделы. Темы

Количество часов

1

2

3

1

Введение.

1

Раздел I. Движение – простейшая конфигурация поведения

1

2

Тропизмы. Солнечный компас.

1

Раздел II. Научение и инсайт

8

3

Причины поведения.

1

4

Релизеры.

1

5

Запечатления.

1

6

Игры – водка конфигурация познания.

1

7

Подражение.

1

8

Инсайт.

1

9

Инстинкты и научение.

1

10

Стимулы и научение.

1

Раздел 111. Иерархия и территориальное поведение

5

11

Ранги у животных.

1

1

2

3

12

Позы подчинения и ритуальные бои.

1

13

Чем отличается земля от ареала.

1

14

Почему поют птицы.

1

15

Территориальное поведение.

1

Раздел IV. Брачные церемонии

4

16

Ухаживание некоторых беспозвоночных.

1

17

Брачное поведение аквариумных рыб.

1

18

Брачные игры птиц.

1

19

Забота о потомстве у позвоночных животных.

1

Раздел V. Запахи в мире животных

4

20

Эпагоны – феромоны любви.

1

21

Аминоны – оборонные вещества. Прогаптоны – боевые вещества

1

22

Запахи и насекомые.

1

23

Запахи и позвоночные животные.

1

Раздел VI, Механизмы поведения

4

24

Хеморецепция и терморецепция.

1

25

Механорецепция и ультразвуковые коммуникации.

1

26

Акустические сигналы.

1

27

Зрение.

1

Раздел VII. Представление о сложном поведении

2

28

Сложное поведение медоносных пчел.

1

29

Социальное поведение (социобиология).

1

Раздел VIII. Животное и среда

4

30

Координация и пространственная ориентация.

1

31.

Миграции.

1

32

Акклиматизация.

1

33

Биологические часы.

1

Раздел IX. Поведение человека

1

34

Археология человеческих пристрастий.

1

Содержание программы

Введение

История изучения поведения животных. Методы изучения поведения животных. Этология – предмет о поведении, нее структура.

I. Движение – простейшая конфигурация поведения

Отличия движений животных и растений. Тропизмы. Понятия о положительных и отрицательных тропизмах. Геотропизм. Фототропизм. Стереотропизм. Реотропизм. Хемотропизм. Термотропизм. Солнечный компас.

II. Научение и инсайт

Три формы поведения. Причины поведения. Релизеры. Запечатление (импринтинг). Познание в форме игры. Подражание. Инсайт. Владение оружием труда у животных. Инстинктивное (врожденное) поведение. Приобретенное (в результате навыков) поведение. Стереотипное поведение. Рефлекс. Комплекс фиксированных действий. Стереотипные акты. Стимулы. Научение. Хабитуация (привыкание). Метод проб и ошибок. Варианты ассоциативного научения: латентное научение, инсайт, воплощение (импринтинг), теплоусвоение навыков.

III. Иерархия и территориальное поведение

Конфликтное поведение. Смещенная активность. Угрожающая демонстрация. Иерархия доминирования. Умиротворяющее поведение. Ритуальные бои. Ареал. Территория обитания. Защита своей территории. Песни птиц подобно плотский релизер. Песни птиц подобно охранение гнездовой территории.

IV. Брачные церемонии

Брачные поп-танцы различных видов беспозвоночных: бабочек, пауков, скорпионов, тараканов. Ритуал ухаживания у колюшек. Брачные церемонии циклид. Поведение птиц в эндогамный период. Токующие птицы, особенности их поведения: токовые позы, танцы. Свадебные подношения в обычае у разных птиц. Моногамия. Полигамия. Полигиния в животном мире. Брачный инициация позвоночных животных: дельфинов, китов, зайцев, "лицевая ориентация" волков.

V. Запахи в мире животных

Обоняние насекомых – одну из главных чувств. Разная ипостась феромонов. Половые феромоны (эпагоны) у рыб, хвостатых амфибий и пресмыкающихся. Аминоны – оборонные вещества. Их ипостась в жизни насекомых, пауков, рыб и млекопитающих.

VI. Механизмы поведения

Понятие о хеморецепции. Деление хеморецепторов на экстерорецепторы и интерорецепторы. Терморецепция, нее ипостась в поддержании постоянной температуры тела. Механорецепторы и слух. Зрение: монохроматическое, дихроматическое и трихроматическое. Значение органов чувств, относительно нормальной жизнедеятельности, действие их строения и функционирования на поведение животных.

VII. Представление о сложном поведении

Понятие о сложном поведении. Примеры сложного поведения у медоносных пчел, муравьев, тлей. Социальное поведение и его ипостась в жизни животных. Примеры социального поведения высших позвоночных животных. Социобиология.

VIII. Животное и среда

Координация движений и пространственная текстура животных. Миграции животных. Акклиматизация животных: нее положительные и отрицательные последствия. Биологические (внутренние) часы.

IX. Поведение человека

Врожденное поведение. Инстинкт. От инстинктивных запретов к морали, родители и дети. Выделяющее поведение. Усиление социальности в поведении человека.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология