Автор конспекта:
Автор(ы): — Буренина Елена Евгеньевна, Васильцова Оксана Николаевна

Место работы, должность: — МБОУ Гимназия № 4, учителя биологии высшей квалификационной категории

Регион: — Смоленская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Биология

Цель урока: — 1. Продолжить формирование общебиологических понятий: взаимосвязь организмов с окружающей средой, образ жизни, жизненная форма. Закрепить знание особенностей строения и жизнедеятельности моллюсков в связи с особенностями образа жизни; 2. Воспитывать чувство эмоционального восприятия природы как среды, в которой мы живем, биологической ценности каждого организма, формировать материалистическое мировоззрение; 3. Развивать познавательный интерес к предмету, творческую активность учащихся, коммуникативные и поликультурные компетенции.

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 20

Используемые учебники и учебные пособия: — Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология, 7 класс, М.: Дрофа, 2008 Никишов А.И., Шарова И.Х. Биология, 7 класс, М.: Владос, 2008 Акимушкин И.И. Мир животных Беспозвоночные ископаемые животные. М.: Мысль, 1998 Суматохин С.В. Кучменко В.С.Биология/экология Животные сборник заданий и задач с ответами. М.: Мнемозина, 2000 Энциклопедия для детей «Биология», М.: Аванта+, 2005;

Используемое оборудование: — Раковины моллюсков, дидактические карточки с заданиями, слайд-фильм «Моллюски», фрагмент фильма «Микрокосмос», телевизор, DVD-плеер, интерактивная доска, ПК, мультимедийный проектор, магнитная доска, цветные магниты

Используемые ЦОР: — http://funzoo.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki/

Краткое описание: — Игровой урок "Многообразие моллюсков", направленный на развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся, коммуникативных и поликультурных компетенций.

Ход урока I. Организационный момент II. Сегодня на уроке мы продолжаем изучение живых организмов, когда-то населяющих только водный мир, а сейчас встречающихся и на суше. Наш урок мы посвятим многообразию моллюсков. Наша задача сегодня не только закрепить знания по этой теме, но и научиться их использовать в самых различных жизненных ситуациях, научиться делиться своими знаниями с окружающими, научиться работать в команде. Мы проведем не совсем обычный урок, это будет коллективное творческое дело, игра, в которой наши команды не будут соревноваться друг с другом, а будут «зарабатывать» себе очки, выполняя задания в группах (разделение на группы производится заранее и имеет цель создать микрогруппы по 5-6 человек, так как ряд заданий предлагается выполнить в качестве домашнего, чтобы учащиеся учились распределять работу между собой). Мах – 45 баллов, если вы набрали 40 и более баллов, каждый член команды получает оценку «отлично», 35 – 39 баллов – «хорошо», 30 – 34 балла – вы получаете «зачет» по теме Моллюски. От каждого из вас зависит работа всей команды, сегодня ваш девиз – «Один за всех и все – за одного!». III. Чтобы настроится на продуктивную работу, я предлагаю вам упражнение-энергизатор «Моллюски». Для этого я прошу вас встать в круг. По кругу мы будем передавать раковину моллюска рода Рапана, обитающего в России в Черном и Японском морях. Тот, у кого в руках раковина, называет термин, ассоциацию, связанные с моллюсками. Внимательно слушайте друг друга и старайтесь не повторяться. (Возможны варианты: раковина, мантия, перламутр, жемчуг, радула, медлительные, брюхоногие и т.д.) IV. Игра 1. Задание «Угадайка» Каждая команда получает карточку с изображениями животных, определите, к какой группе они относятся, что общего у всех этих животных, отличающее их от других моллюсков (мах – 5 баллов). Оценивает каждое представление команда-рецензент (для команды №1 – это команда №3, для команды №2 – команда №1, для команды №3 – команда№2). Будьте объективны, доброжелательны и корректны друг к другу. На работу отводится 5 мин. Слайды с изображениями выводятся на экран, учащиеся комментируют слайд, называя систематическую группу и перечисляя основные отличительные черты группы. Команда-рецензент комментирует ответ и выставляет оценку по пятибальной шкале. Оценка записывается на доске в таблице результатов (можно воспользоваться таблицей Exel, которая выводится на интерактивную доску). После выполнения задания, учитель выводит на экран дополнительную информацию о систематической группе. Задание «В мире моллюсков» Что может быть удивительнее и необычнее, чем мир живой природы? У каждого организма свои загадки и тайны. Кто сможет удивить сильнее всех (сообщения команд, мах — 5 баллов)? Оценивает каждую тайну команда-рецензент. В своей оценке учитывайте, насколько сообщение было интересным, наглядным и как было изложено. Учащиеся представляют домашнее задание «Тайны моллюсков». Команда-рецензент комментирует ответ и выставляет оценку по пятибальной шкале. Ребята, я тоже попробую сегодня удивить вас. Сейчас мы с вами посмотрим слайд-фильм «Голожаберные моллюски» 2. Задание «Заморочки на листочке» Все мы иногда смотрим по телевизору игровые программы, где участники должны проявить свои знания и скорость реакции, все мы пытаемся отвечать на вопросы М.Галкина и Л.Якубовича и в глубине души чуть-чуть мечтаем оказаться на такой игре. А почему бы и нет? Поэтому давайте потренируемся! Перед вами ряд вопросов, на которые вы должны ответить за 5 минут, после чего вы сдаете листочки с ответами. 1. Головоногие моллюски передвигаются при помощи… 2. Кожная складка моллюска… 3. Пространство между телом и мантией… 4. Из скольких слоев состоит раковина у брюхоногих моллюсков? 5. Из скольких слоев состоит раковина у двустворчатых моллюсков? 6. Какую роль играет раковина у головоногих моллюсков? 7. Какие органы чувств расположены на голове у брюхоногих? 8. Тип симметрии тела у моллюсков? 9. Из какого вещества образуется жемчужина? 10. Что такое радула? 11. Какие пищеварительные железы есть у моллюсков? 12. Непереваренные остатки пищи у прудовика удаляются через … 13. Сколько ног у осьминога? 14. Тип нервной системы моллюсков? 15. Органы выделения головоногих… 16. Способ питания двустворчатых … 17. Как называется личинка двустворчатых? 18. Как называется личинка у головоногих? 19. Тип кровеносной системы у моллюсков… 20. Орган дыхания большого прудовика… (проверка осуществляется фронтально на интерактивной доске, мах – 20 баллов) Пока учитель подводит итоги выполнения задания каждой командой, учащиеся смотрят фрагмент фильма «Микрокосмос» о жизни улиток 4. Задание «Раковины» Нет лучшего отдыха, чем любоваться причудливыми раковинами моллюсков. Каждая команда получает 5 раковин моллюсков, ваша задача определить, какому роду моллюсков они принадлежали. Из каких слоев состоят эти раковины? Найдите раковины беззубки и перловицы, сколько лет прожили эти моллюски? (мах — 5 баллов). Сделайте подписи к каждому объекту в соответствии с их номерами. На работу – 5 минут. Учитель оценивает качество выполнения задания, пока учащиеся работают над заданием № 5. 5. Задание «Задачи в картинках» А теперь попробуйте ответить на вопросы, внимательно рассмотрев рисунки (мах — 5 балла). На выполнение задания отводится 3 минуты. Задание выводится на экран, каждая группа дает свой ответ. Команды могут дополнять ответ, что оценивается дополнительно. Оценку выставляет учитель. 1. Почему слизень может переползти через лезвие острого ножа и ползать по отвесным травинкам? 2. В чем сходство движения медуз и головоногих моллюсков? 3. Объясните, почему глотку улитки сравнивают с напильником. Какое значение это приспособление имеет для жизни моллюска? 6. Задание «Биологическая задача» Попробуйте применить свои знания других предметов школьного цикла для решения биологических задач. На решение задачи отводится 5 минут (мах – 5 баллов). Решите биологическую задачу В морском заливе, на площади 30 гектаров собираются разводить двустворчатых моллюсков – мидий. Какой урожай мидий можно получить, если скопление этих моллюсков достигает 20кг на 1 кв.м.? В чем заключается экологическое, экономическое значение разведения мидий в заливе? Решите биологическую задачу Плотность поселений съедобной мидии достигает примерно двух тысяч особей на кв.м. площади дна. Мидия при оптимальной температуре за 1 час до 5 литров воды. Подсчитайте, сколько воды отфильтруют мидии на 5 кв.м. морского дна за 8 часов. Объясните значение для водоема фильтрации воды мидиями. Решите биологическую задачу Английский писатель Джеймс Олдридж так описал интересную особенность осьминога: «Осьминоги удивительно быстро и гармонично окрашиваются под цвет окружающей их местности… Это я наблюдал однажды сам, положив добытого осьминога на газетный лист…Осьминог моментально изменил окраску, сделавшись полосатым, в белую и черную полоску». Объясните, почему осьминоги меняют окраску. Проверка осуществляется фронтально на интерактивной доске. V. Итоги конкурса и оценка работы всех участников. VI. Домашнее задание. Составить биологическую сказку о жизни моллюсков. VII. Рефлексия На магнитной доске изображены два осьминога (улыбающийся и грустный). Учащимся предлагается подарить цветной магнитик тому осьминогу, который соответствует их настроению в конце игры. (Звучит песня «Осьминожки»)
Файлы: Иллюзии зрения.jpg
Размер файла: 43108 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология