Автор конспекта:
Автор(ы): — Никифорова Светлана Владимировна

Место работы, должность: — Учитель истории СОШ № 5 г.Пугачев

Регион: — Саратовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — История

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: — Урок — изучение новой темы, расчитан на активное участие учеников как при его проведении, так и при его подготовке(поиск материалов по персоналиям и составление биографической справки)

План-конспект по теме: «Февральская революция 1917 г.»

Цели и задачи:

§ Понимание причин падения монархии в России

§ Сущность двоевластия

§ Продолжать формировать у учащихся умения устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование: портреты исторических деятелей (часть доски оформить как портретную галерею, которая будет пополняться портретами по ходу знакомства с историческими деятелями), фрагменты документов

План.

1. Обсуждение д/з.

2. Революционная ситуация

3. Причины революции

4. Начало революции. Николай II

5. Формирование новых органов власти

6. Сущность двоевластия

1. Беседа по вопросам:

1. Как отразилось на внутренней обстановке участие России в Первой мировой войне?

2. Почему в Москве и Петербурге начались перебои с продовольствием?

2. Выяснить у учащихся: — что такое революция?

- 3 признака революционной ситуации.

Вопрос к классу: Исходя из всего вышесказанного, можно ли утверждать, что в России, в феврале 1917 г. сложилась революционная ситуация? Ответ обоснуйте.

3. Самостоятельная работа: записать в тетрадь причины революции, а затем обсудить их в классе. Примерный перечень: тяготы войны, разруха, обнищание масс, нехватка продовольствия, слабая власть и т.д.

4. Начало революции.

Волнения в Петрограде начались в феврале 1917 г. В атмосфере голодной паники и озлобления хлебные очереди перерастали в демонстрации. К ним присоединялись рабочие, значительной части которых грозила отправка на фронт. Резкое недовольство вызывали рост цен, спекуляция, поражения на фронтах, слабая власть, которая не могла решить назревшие проблемы. Постоянная критика действий царя революционными и либеральными партиями привели к неизбежному – падению авторитета и монарха и монархии. (напомнить о «министерской чехарде» и о том, что Николай взял на себя командование армией). Появились призывы к свержению самодержавия. 18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе. В ответ на требование рабочих повысить зарплату администрация объявила о закрытии производства.

Более 30 тыс. рабочих оказались без средств к существованию. Это послужило поводом для массовых выступлений в столице.

26 февраля Петроград оказался во власти взбунтовавшегося гарнизона города и восставших рабочих, организовавших Совет рабочих и солдатских депутатов,

Председателем Петроградского Совета стал меньшевик Н.С.Чхеидзе, заместителем – эсер А.Ф.Керенский. Подобные Советы формировались и в других городах и губерниях России.

НиколайII, находившийся в ставке Верховного главнокомандования в Могилеве, направил в Петроград войска и сам выехал в столицу. Но ему удалось достичь лишь Пскова, где находился штаб Северного фронта – пути были блокированы. В условиях углубляющегося кризиса председатель Госдумы М.В.Родзянко, лидеры кадетов, октябристов и авторитетные генералы убедили Николая отречься от престола.

Работа с документом №1(карточки розданы заранее)

Телеграмма Председателя Государственной думы М. В. Родзянко

Николаю II 26 февраля 1917 г.

Положение серьезное. В столице — анархия. Прави­тельство парализовано. Транспорт продовольствия и топ­лива пришел в полное расстройство. Растет обществен­ное недовольство. На улицах происходит беспорядоч­ная стрельба. Части войск стреляют друг в друга. Не­обходимо немедленно поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство. Мед­лить нельзя… Молю Бога, чтобы в этот час ответст­венность не пала на венценосца.

Вопрос: В чем смысл предложений Родзянко? Какими аргументами он пытал­ся убедить царя в необходимости действовать именно так, как он пред­лагает?

2 марта 1917 г. император отрекся от престола в пользу младшего брата – великого князя Михаила. Тот также отказался от короны самодержца. Самодержавие в России пало.

(рассказ ученика о Николае II)

Вопрос к классу: Существовали на ваш взгляд политические решения выхода из кризиса, порожденного войной?

5. Формирование новых органов власти.

26 февраля – Совет рабочих и солдатских депутатов – Н.С.Чхеидзе

Биографическая справка, портрет

§ Совет рабочих и солдатских депутатов обращается к Временному комитету Госдумы с предложением созыва Учредительного собрания. (для чего?)

§ 2 марта – создание Временного правительства, председатель Е.В.Львов – биографическая справка, портрет

Работа с документом№2

Из декларации Временного правительства

1) Полная и немедленная амнистия по всем делам по­литическим и религиозным, в том числе: террористи­ческим покушениям, военным восстаниям и аграрным преступлениям и т. д.

2) Свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек с распространением политических свобод на военнослу­жащих…

3) Отмена всех сословных, вероисповедных и нацио­нальных ограничений.

4) Немедленная подготовка к созыву на началах все­общего, равного, тайного и прямого голосования Учре­дительного собрания, которое установит форму правле­ния и конституцию страны…

6) Выборы в органы местного самоуправления на осно­ве всеобщего, прямого, равного и тайного голосования.

Вопросы: 1. Какие изменения внесла декларация в политический строй России?

2. Какие задачи стояли перед Учредительным собранием?

3. Охарактери­зуйте принципы избирательного права, названные в декларации

По инициативе Петр.Совета – демократизация армии. ПРИКАЗ№ 1- утвержден Вр. правительством

Вопрос: к чему привело принятие этого приказа?

Работа с учебником (в качестве закрепления)

На доске:

двоевластие

Вр.правит-во

Львов

Советы раб. и сол.депутатов

Чхеидзе

  • ввело дем.свободы контроль за производством

издавало декреты и воззвания контроль за транспортом

отменило сословия контроль за печатью

нац. царские земли обеспечение порядка

  • выпуск денег сила без власти

власть без силы

Д/З , сделать характеристику по памятке:

  • причины революции
  • задачи революции
  • движущие силы (классы)
  • Характер революции (определяется по задачам)
  • Ход революции (краткая характеристика)
  • Итоги революции.
  • Значение революции: а)внутреннее, б)международное.
  • Файлы: Межпредметная контрольная работа.doc
    Размер файла: 40448 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология