Автор конспекта:
Автор(ы): — Минина Н.А.

Место работы, должность: —

МАОУСОШ п. Волот, зам директора по воспитательной работе

Регион: — Новгородская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Математика

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — другой тип

Краткое описание ресурса: —

Проблемы сравнение дробей по итогам промежуточного контроля

Конспектом урока по математике в 5 классе по теме: Сравнение дробей

ОАОУ «Новгородский институт развития образования»

Выпускная работа

«Современные подходы к преподаванию математики в условиях модернизации общего образования»

Тема: «Формирование информационных, коммуникативных, исследовательских, общекультурных компетенций в обучении математике через сравнение дробей в 5-6 классах»

Выполнила:

Минина Н.А., учитель начальных

классов МАОУСОШ п. Волот

Великий Новгород 2011

Содержание

1. Обоснование 3-4

2. Теоретическая часть 5-7

3. Практическая часть 8-11

4. Литература 12

Обоснование

Сегодня перед образовательной школой стоит одна из важнейших задач – не просто «снабдить» обучающихся багажом знаний, а активно включать их в творческую, исследовательскую деятельность, тем самым привить умения, позволяющие нашим учащимся самостоятельно добывать информацию. Исторически сложилось мнение, что школа обязана «давать» знания, а учащиеся должны из «получать», но результат такой системы отрицательный, т.е. воспитывали ученика-потребителя, который считал, что ему все должны «дать» в готовом виде.

Джон Равен пишет: «Общество нуждается в новых убеждениях и ожиданиях. Но их нельзя развивать безотносительно к личным системам ценностей, и система образования, школьного и социального, должна это учитывать Те, кто заинтересован в развитии компетентности, обязаны помочь людям задуматься о том, как должны функционировать организации и как они функционируют на самом деле, задуматься о своей роли и о роли других людей в обществе».

Концепция модернизации российского образования поставила перед общеобразовательной школой ряд задач, одна из которых – формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.

Под ключевыми компетенциями здесь понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Такой подход требует от педагога четкого понимания того, какие универсальные (ключевые) и специальные (квалификационные) качества личности необходимы выпускнику общеобразовательной школы в его дальнейшей профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, предполагает умение педагога составлять ориентировочную основу деятельности – совокупность сведений о деятельности, которая включает

описание предмета, средств, целей, продуктов и результатов деятельности. От педагога требуется научить детей тем знаниям, обучить тем умениям и развить те навыки, которыми современный ученик сможет воспользоваться в своей дальнейшей жизни.

Естественно, что реализовываться данный подход должен как в начальной, так и в средней школе.

Основными проблемами в структуре традиционного урока является недостаток времени на закрепление изученного материала, а также то, что подавляющее число учащихся все реже и реже домашнее задание перестают выполнять, или готовят его на формальном уровне. Традиционный урок по Каменскому ориентирован преимущественно на активность учителя. Нынешнее поколение школьников к этому не готово. Перед учителем стоит задача не столько передать определенный багаж знаний учащимся, а научит эти знания добывать самостоятельно.

Молодому человек, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях

современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентноспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.

Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении математике, что является одним из личностных и социальных смыслов образования.

Теоретическая часть

Проблема:

Анализируя контрольные работы учащихся, выполнения тестовых заданий, а так же самостоятельных работ , можно сделать вывод, что учащимися 5-6 классов имеют недостаточные навыки и умения при выполнении упражнений с дробями с разными знаменателями.

Тема: «Формирование компетентностей в обучении математике через сравнение дробей в 5-6 классах»

Цель:Используя компетентностный подход, наполнить математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.

Задачи:

  • Учить ставить цели и планировать деятельность по их достижению.
  • Учить добывать нужную информацию, используя доступные источники,передавать ее.
  • Совершенствовать навыки работы в команде, учить высказывать и аргументировано отстаивать своё мнение.
  • Вносить посильный вклад в достижение общего результата.
  • Прививать навыки самостоятельной творческой работы.
  • Учить грамотно использовать в речи математические термины.
  • Учить применять математические знания и умения в реальных ситуациях.
  • Прививать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Урок обобщения и систематизации знаний, на котором отрабатывается формирование учебно-познавательных, информационных, исследовательской, самообразовательной и общекультурной компетенций.

Этапы урока

Цель, результативность

Виды деятельности

1. Актуализация знаний

Цель:активировать умственную деятельность учеников, развивать критическое мышление, учить оценивать знания учащихся учащимися

Результативность:формирование учебно-познавательной компетенции

Рецензирование ответов

2. Изучение нового материала

Цель:учить исследовательской работе. Отрабатывать умения делать выводы и обобщения

Результативность:формирование учебно-познавательной и информационной компетенций

Цель:учить оперировать знаниями, развивать гибкость использования знаний

Результативность:формирование исследовательской, самообразовательной компетенций

Работа с учебником, вывод правила сравнения дробей с одинаковыми знаменателями и числителями

Задания исследовательского характера (вывод правила сравнения дробей по «остатку»)

3. Закрепление, тренировка, отрабатывание умений и навыков

Цель:учит оперировать знаниями, самостоятельность мышления, развивать внимание и память

Результативность:формирование самообразовательной компетенции

Цель:формирование умения проверять, слушать, думать

Результативность:формирование коммуникативной, познавательной компетенций

Математический диктант

Решение заданий с комментариями и взаимопроверкой

4. Домашнее задание

Цель:проверить усвоение материала урока, формировать умение подбирать примеры

Результативность:формирование самообразовательной компетентности

Цель:проверить знания учеников согласно их уровню подготовки

Результативность:формирование интеллектуально– познавательной компетентности

Разноуровневые задачи;

Творческие задания

Практическая часть

Конспект урока

Тема: «Сравнение дробей»

5-й класс

Цель урока:

1. Введение понятия сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.

2. Активизация познавательной деятельности учащихся, повышение мотивации учебной деятельности.

Задачи:

1. Активизация и развитие познавательных процессов учащихся (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и т.д.);

2. Повторение и закрепление знаний, приобретаемых на уроках;

3. Расширение кругозора и математической культуры учащихся;

4. Создание деятельной, творческой обстановки в процессе урока, благотворно влияющей на эмоциональность, психику учащихся;

5. Совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной форм работы с учащимися;

6. Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения.

Оборудование урока:проектор, презентация “Сравнение дробей”

Ход урока:

1. Актуализация знаний учащихся:

На сколько частей поделена каждая фигура? Посмотрите на первый круг: как вы думаете на сколько частей поделили эту фигуру, сколько частей взяли? Как назвать по-другому “половина”? А “треть”? Покажите на рисунке, где здесь изображена четвертая часть круга? Десятая часть круга? А восьмая часть? Что больше — половинка или целый круг?

Что меньше — целый круг или половинка? Что больше — половинка или одна из четырех частей(одна четверть)? Почему?

Как называется число, стоящее над дробной чертой? Как называется число, стоящее под дробной чертой?

2. Объяснение нового материала:

Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, как сравнивать дроби с одинаковым знаменателем. Для этого изобразите в тетрадях прямоугольник, длина которого 8 см, а ширина 1 см. Это один прямоугольник. Запишем в первом прямоугольнике число 1 (Результат проверяется послайду). Начертите под первым прямоугольником такой же второй и разделите его на 2 равные части. Какие доли получили? Сколько вторых долей в целом прямоугольнике? Подпишите. Ниже начертите такой же прямоугольник и разделите его на 4 равные части. Как называется каждая часть? Сколько четвертых долей в целом прямоугольнике? Сколько четвертых долей в половине? Что больше: одна вторая или две четвертые? Начертите четвертый такой же прямоугольник и разделите его на 8 равных частей . Как называются полученные доли? Сколько восьмых долей в целом? Сколько восьмых долей в четверти, в половине прямоугольника? Что больше: три восьмых или одна четвертая? Какой дроби равна одна вторая?

Ответы на все перечисленные вопросы дети дают, глядя на рисунок.

Сравните, пожалуйста, две дроби:.

Сформулируйте правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.

Молодцы!

А теперь помогите жителям одного города. Пока они потеряли что-то очень важное, в этом городе все было хорошо, а потом все перепуталось. И сами жители стали грустные и понурые. Расставьте жителей в порядке возрастания, и вы поможете им найти то, что они потеряли (КНИГА). (Двое учащихся выполняют работу на откидных досках. Затем работа учащимися проверяется с комментарием).

А как сравнить, например, вот такие дроби:

? Посмотрите на рисунок. Проанализируйте это выражение. Сколько частей было взято в первом и втором случае? А сколько частей было всего при делении? Как вы думаете, что можно сказать об этих частях? Сформулируйте правило сравнения дробей с одинаковыми числителями .

( найти информацию в учебнике)

А теперь я предлагаю вам решить небольшую самостоятельную работу . (Двое учащихся выполняют работу на откидных досках. Затем работа проверяется учащимися с комментарием).

(Создание проблемной ситуации)

А теперь… Послушайте одну сказочку. За лесами, за морями, за высокими горами, не на море, на земле жили два мужика в одном селе. Жили не тужили. Все лето работали они на своем поле, запасались на зиму. Да и зимой небедно жили: чай пили да пирогами закусывали. Но сколько зиме не злиться-длиться, а весна в окошко уже стучится. Вот и стали мужички свои запасы осматривать. У одного осталось

мешка муки, а другого –

. Призадумались: у кого же больше осталось муки? Может быть вы им поможете?

Вводится сравнение дробей “по остатку”.

А теперь сравните, пожалуйста, вот такие две дроби:

. При ответе вы можете пользоваться нашим рисунком, который вы начертили в тетрадях в начале урока.

3. Первичное закрепление знаний:

Математический диктант (выполняется на отдельных листах):

1) Запишите дробь:

а) сорок восемь сотых;
б) сто семьдесят шесть десятитысячных;
в) девятнадцать двести пятьдесят первых.

2) Запишите меньшую из дробей восемнадцать двадцать третьих и пятнадцать двадцать третьих.

3) Запишите дробь с числителем двадцать шесть большую дроби двадцать один двадцать седьмых.

4) Косте дали две седьмых торта, а Мише – две девятых такого же торта. У кого из мальчиков больший кусок?

5) Верно ли высказывание:

а) точка М с координатой восемь тринадцатых лежит на координатном луче правее точки К с координатой три тринадцатых?
б) три десятых от тридцати метров равны десяти метрам.
в) одна минута составляет одну сотую часть часа.
г) если поменять местами числитель и знаменатель дроби

, то полученная дробь окажется больше исходной?

При выполнении последнего задания учащиеся за верное высказывание учащиеся ставят “1”, за неверное – “0”. Таким образом, учащиеся получают четырехзначное число.

Проверка диктанта проверяется на уроке. При этом учащиеся комментируют свой ответ.(работа в группах)

4. Подведение итогов:сегодня на уроке мы познакомились с правилами сравнения дробей. Как можно сравнить дроби:

— с одинаковыми знаменателями;
— с одинаковыми числителями?

А как сравнить дроби “по остаткам”?

Домашнее задание:кроме традиционного задания, напишите сказку или стихотворение о дробях. А может быть вам захочется рассказать о сравнении от лица одной из дробей.

Литература:

1. Хуторской А.В.Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы

2. Хуторской А.В.Ключевые компетенции. Технология конструирования. Народное образование.

3. Ярулов А.А.Познавательная компетентность школьников. Школьные технологии.

4. Стратегия модернизации содержания общего образования материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: Минобразования.

Файлы: Дополнительные уроки.docx
Размер файла: 9650986 байт.

Рубрики: Математика Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология