Автор конспекта:
Автор(ы): — Шанина С.В.

Место работы, должность: — СОШ №14 г. Балаково, учитель русского языка и литературы

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — раскрытие образа «сборного» города N, разоблачение нравственных и со-циальных пороков чиновничьей России, раскрытие творческих способностей учащихся; развитие мыслительной деятельности учащихся, экологическое воспитание, воспитание гражданственности и любви к ма-лой родине, патриотизма

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 28

Используемые учебники и учебные пособия: —

Н.В. Гоголь "Ревизор", "Театральный разъезд"

Журавлев В.П., Коровин В., Коровина В.Я. Литература 8 класс

Используемая методическая литература: —

Русская литература XIX века. Учебное пособие Геймбух Е.Ю.

Используемое оборудование: —

портрет Н.В. Гоголя; рисунки учеников и учителя, афиша, ТСО

Краткое описание: — I. Организационный момент. II. Основная часть урока. 1) Вступительное слово учителя. 2) Объявление темы и цели урока. 3) Исследование российской действительности в городе N , разоблачение социальных и нравственных пороков. 4) Звукозапись монолога городничего. 5) Сценка из «Театрального разъезда» III. Вывод. Слово учителя. IV. Выставление оценок. V. Домашнее задание

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Основная часть урока.

1) Вступительное слово учителя.

Город, в котором мы живем и родились, мы называем родным. Именно с этим местом мы связываем надежды на будущее, поэтому хотим, чтобы наш город был красивым, чистым, уютным.

Уже сейчас каждый из вас видит Балаково по-своему. Посмотрите на эти иллюстрации – вот он Балаково.

– Какой же вам представляется малая родина?

(ответ 2 – 3 учащихся по их рисункам)

– Как вы думаете, город, изображенный вами, – это больше мечта или действительность?

– Конечно мечта. Несмотря на то, что город наш прекрасен даже со спутника, увиденное мною – это мечта. Это хорошо и говорит мне о вашей любви к родному городу.

А вот моя иллюстрация. Выходя из подъезда, я часто наблюдаю эту картину. Я с болью смотрю на грязь и мусор возле дома. Разве это говорит о моей нелюбви к Балакову? (Конечно, нет. Я люблю свой город и изображая подобное, просто хочу, чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону).

– А ведь уже сейчас мы можем помочь своему городу. Как?

– Пройдут годы, вы повзрослеете и ваша помощь любимому городу возрастет. Используя весь свой творческий потенциал, вы, безусловно, сделаете свой город таким, каким его мечтаете видеть. Уже сейчас вы видите недостатки, разъедающие нашу жизнь. А из таких городов, как наш, и складывается Россия. Мы – ее частичка, наша боль – боль всей страны.

2) Объявление темы и цели урока.

Именно поэтому известные писатели поднимали проблемы, связанные с жизнью небольших городов, разбросанных по всей необъятной нашей родине, исследовали нравы, царящие в этих городках, рассматривали людей, живущих там.

К теме маленького уездного городка обратился в комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь. Эта тема будет темой нашего урока: «Город N в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Мы выясним, с какой целью Гоголь обратился к этой теме и как ее раскрыл.

В театр на просмотр «Ревизора» мы, к сожалению опоздали. Но некоторые из нас утверждают, что были в городе N, который изобразил Гоголь и даже сфотографировали «достопримечательности» и познакомились с жителями городка N.

Посмотрим эти фотографии, совершив заочную экскурсию по гоголевскому городу.

3) Исследование российской действительности в городе N , разоблачение социальных и нравственных пороков.

Итак, уездный город N 30-х годов XIX века, от которого «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь».

а) Больница (Гудинкина)

– Интересно, кто же заведует подобным учреждением? (Земляника Артемий Филиппович)

– На самом ли деле мы видим больницу города N, изображенную Гоголем? Подтвердите цитатами.

– Охарактеризуйте Артемия Филипповича Землянику, используя высказывания самого Земляники.

б) Улица (Фролова)

– Заглянем в текст и найдем подтверждение увиденному. (Д. I явл. V)

в) Уездный суд (Стрекнев)

– Какие реплики мы можем подписать под этой фотографией?

– Кто управляет судом? (Аммос Федорович Тяпкин-Ляпкин). Охарактеризуем его.

г) Училище (Адамова)

– Что Гоголь говорит нам о преподавании в уездном училище? (цитаты).

– Кто же контролирует училище? (Лука Лукич Хлопов). Дайте его характеристику, используя цитаты.

д) Почта (Васякина)

– Иван Кузьмич Шпекин. Что еще можно сказать об этом человеке?

Вывод.

Итак, мы будто побывали во многих уголках города N и познакомились с чиновниками этого города – людьми, которые ответственны за благоустройство города, четкость работы всех организаций.

– Какие еще стороны российской действительности представлены в комедии? (Помещики, купцы, мещане).

– характеристики этих сословных групп в форме мини-сочинений были подготовлены дома.

е) Городские помещики (Журчихина)

ж) Купцы (Калашникова)

з) Мещане (Шарина)

– А ведь каждым уездным городом в XIX веке руководил городничий. Все названные сословия подчинялись ему.

и) Городничий

– Как звали городничего в «Ревизоре» (Антон Антонович Сквозник-Дмухановский). Чтобы вспомнить этот образ сыграем в игру «Да» и «Нет».

Характеристика городничего (цитаты).

4) Пока мы рассматривали фотографии, характеризовали героев, играли в театре заканчивается спектакль. Слышите заключительный монолог городничего?

(Звукозапись монолога городничего).

5) Зрители расходятся. Послушаем, что они говорят.

(Сценка из «театрального разъезда»)

– Какие фразы зрителей показались вам интересными?

– Если бы мы собирались написать городничему в город N, он получил бы наше письмо?

– А откуда же фотографии, которые нам показывали?

– А вот и сам автор (Терехин из «Театрального разъезда»).

«Странно: мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовашее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо – смех…

В глубине холодного смеха могут отыскаться горячие искры вечной могучей любви».

III. Вывод. Слово учителя.

– Гоголь безмерно любил Россию и именно поэтому разоблачал пороки общества.

IV. Выставление оценок.

V. Домашнее задание

Образ Петербурга. Выписать цитаты, связанные с этой темой.

Файлы: Презентация книги Лихачева.doc
Размер файла: 83456 байт.

Рубрики: Литература Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология