Автор конспекта:
Автор(ы): — Трусова Ю.А.

Место работы, должность: — МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №28 имени Г.Ф.Кирдищева» учитель русского языка и литературы.

Регион: — Камчатская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: —

  • осмыслить конфликтные ситуации, лежащие в основе басен, проанализировать образы героев, роль диалогов, речевых характеристик в создании образов;
  • углубить представления учащихся о поэтике жанра басни.

Тип урока: — Комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник-хрестоматия «Литература. 5 класс» 2 части. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин.

Используемое оборудование: —

Проектор, компьютер

Краткое описание: — Урок по творчеству Крылова не первый. На первом уроке дети познакомились с жизнью и творчеством баснописца, узнали, что такое басня, мораль, аллегория. Перед этим уроком они получили домашнее задание: 1.Нарисовать иллюстрацию к басне «Волк и Ягненок» или «Волк на псарне». 2.Составить речевую характеристику героев по одной из басен. 3.Подготовить выразительное чтение одной из басен.

Эпиграфы:

Люблю, где случай есть, пороки пощипать.

И. А. Крылов.

Можно забыть, что читаешь стихи: так рассказ легок, прост и свободен, и между тем поэзия.

В. А. Жуковский.

(Здесь заканчивается слайд № 4).

Структура урока.

1.Работа с терминами, усвоенными на прошлом уроке.

(басня, мораль, олицетворение, аллегория).

(Здесь заканчивается слайд № 5).

2.Выразительное чтение басни «Волк и Ягненок» и беседа по прочитанному.

Вопросы и задания:

1.Попробуйте выразить в одной фразе основную мысль, идею басни.

2.Назовите главных героев басни.

3.Каким словом характеризуется их встреча?

4.Охарактеризуйте каждого героя.

5.Как ведет себя Волк? Как надо читать его обращение к Ягненку?

6.С какой интонацией вы будете читать ответ Ягненка? Как он себя ведет?

7.Как характеризует Волка его дальнейшее поведение? Как вы будете читать его следующие реплики?

8.Какие черты характера раскрываются в ответах Ягненка?

9.Как героев характеризует их речь?

(Пусть учащиеся на основе речевых характеристик, составленных дома, попытаются назвать основные черты характера Волка и Ягненка. По ходу работы на доске оформляется запись:

Волк Ягненок

· кровожадный робкий

· несправедливый справедливый

(пользуется правом сильных,

но лицемерит – придает

насилию законный характер).

· виноватый безвинный

(Здесь заканчивается слайд № 6).

3.Рассмотрим иллюстрации, которые учащиеся выполняли к этому уроку. Оценим, насколько детям удалось отразить в них характер героев басен.

4.Работа с иллюстрациями, выполненными художниками.

(Здесь заканчиваются слайды № 7 – 11).

10.Почему Волк вступает с Ягненком в спор? Какой в этом смысл?

11.В чем конфликт Волка и Ягненка?

12.Кто прав в споре?

13.В чем вина Ягненка?

(Ягненок – травоядное животное, не рожден хищником; он слабый, юный. А значит, жертва; без вины виноватый.

5.Обращаем внимание учащихся на особенности жанра басни.

14.Какую цель преследовал автор? Он хотел рассказать нам о встрече Волка и Ягненка?

15.Можно ли считать эти образы аллегорическими?

6.Письменная работа.

Раскройте смысл аллегории в этой басне.

7.Обобщение.

Предложим детям найти мораль басни и сформулировать основную идею произведения.

Вспомним художественные произведения, к которым можно было бы отнести мораль басни «Волк и Ягненок».

8.Выразительное чтение басни «Волк на псарне» и беседа по прочитанному.

Вопросы и задания:

1.Похож ли Волк в этой басне на уже знакомого нам Волка? В чем разница?

2.Прочитаем по ролям диалог Волка и Ловчего. Как поведение Волка характеризует его? С какой интонацией вы будете читать его слова?

3.В чем смысл фразы: «…ты сер, а я, приятель, сед…»?

4.Кто скрывается за образами Волка и Ловчего?

(Напомним учащимся стихотворение М. Ю. Лермонтова «Два великана». Басня «Волк на псарне» посвящена этому же событию. Расшифруем аллегорию, в основе которой лежит исторический факт – взятие Наполеоном Москвы. Крылов переслал басню Кутузову еще в рукописи. Фельдмаршал прочел, а вернее, пересказал крыловскую басню окружившим его офицерам и солдатам. Произнеся: «Ты сер, а я, приятель, сед», Кутузов сдернул шапку со своей седой головы, и громкое «ура»! было ответом полководцу, а заодно и приветствием поэту.

Итак, за образом Волка скрывается Наполеон, за Ловчим – Кутузов.)

5.Почему Ловчий не принял предложение Волка?

6.Что общего между волками обеих басен? Если бы вам пришлось рисовать того и другого, что бы вы подчеркнули в своих рисунках?

9.Работа с иллюстрациями к басне «Волк на псарне».

(Здесь заканчиваются слайды № 12 – 28).

7.Можно ли сказать, что аллегория этой басни применима только для данного конкретного исторического случая?

8.Приведите пример ситуации, к которой можно было бы применить мораль этой басни.

10. Домашнее задание:

1.Выучить одну из басен наизусть.

2.Восстановить верные сочетания частей пословиц:

Не рой яму другому… …не вытащишь и рыбку из пруда.

Не плюй в колодец… …сам туда попадешь.

Без труда… …лучше новых двух.

Старый друг… …пригодится воды напиться.

3.По одной из пословиц сочини басню (для сильных учеников).

(Здесь заканчивается слайд № 29).

11.Подведение итогов урока.

(Здесь заканчивается слайд № 30-31)

Файлы: Басня_Крылова.pptx
Размер файла: 3949421 байт.

Рубрики: Литература Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология