Автор конспекта:
Автор(ы): — Лисиенко Ольга Викторовна
Место работы, должность: — МОУ — Черепановская специальная (коррекционная) школа — интернат для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, VIII вида — заведующая библиотеки
Регион: — Новосибирская область
Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Библиотекарь
Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Предмет(ы): — Библиотечное дело
Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: — Познакомить учащихся с биографией великого русского баснописца И.А. Крылова; формировать понятия «басня», умение правильно называть произведения, персонажей, понятие о дружбе, уме, глупости; учить объяснять поступки героев и свое отношение к ним; воспитывать доброе отношение к героям басен.
Тип урока: — Урок закрепления знаний
Используемые учебники и учебные пособия: — —
Используемая методическая литература: — 1. Педсовет Плюс. 2000. №2 с.21
2. www.1september.ru
3. www.stihi-rus.ru/1/krylov/
4. www.krylov.net.ru
Используемое оборудование: —
ноутбук, медеопроектор, проекционный экран.
Используемые ЦОР: —
Презентация.
Фильм «И.А. Крылов»
Краткое описание: — Звучит скрипка, на экране запись “Ларец мудрости”. Литературный праздник, посвященный творчеству И.А. Крылова.
Ведущий.
В Петербурге в Летнем саду, поодаль от центральных аллей, на небольшой четырехугольной площадке, окруженной со всех сторон кустарником, стоит памятник. Около него всегда играет детвора. Это памятник великому русскому поэту-баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Бронзовый Иван Андреевич Крылов сидит в кресле, глубоко задумавшись о чем-то, а у ног его теснятся бронзовые звери – это герои его басен. О чем он думает? Может быть, на закате жизни вспоминает свое нелегкое детство? Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера, который докапитанского чина дослужился из рядовых. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить, в детстве, хорошего образования, грамоте он выучился в семье. А позже, семья Крыловых жила тогда в Твери, довелось ему учиться “из милости”. У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые их обучали разным наукам (русскому и французскому языкам, арифметике), и Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых. Там же, в Твери, Ваня познакомился с иностранцем итальянского происхождения – сеньором Луиджи, игравшим на скрипке. Мальчик был очень музыкален и быстро выучился играть на этом инструменте. Крылов хорошо играл на скрипке, выучил теорию музыки, разбирался в математике. Он активно занимался самообразованием. Кроме французского, он выучился читать и писать по немецки и по итальянски, позже изучил английский и греческий языки.
Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни других ценностей, только сундучок с книгами. Семья Крыловых и раньше было не богата, теперь лишилась последних средств к существованию. ll-летнему Ване пришлось поступить на работу в Тверской губернский суд – канцеляристом. На службе у него был свой стол, заваленный бумагами, и Ваню стали иногда называть Иваном Андреевичем. Что же он делал? Переписывал бумаги (ведь ни компьютеров, ни даже пишущих машин в то время еще не было), разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья, которые в то время использовали для письма. Да еще потихоньку читал книги, которые остались. после отца. Это были арабские сказки, произведения русских писателей, русские сказки, стихи.
Позже, в 1782 году, семья – Крылов с матерью и младшим братом Левушкой, перебралась в Петербург. Здесь Иван продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором. Он много читал и этим восполнял недостаток образования. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, они были опубликованы и поставлены в театре.
Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати в 1806 году, когда Крылову было уже 37 лет. Они сразу всем понравились. О них много говорили. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: “Нави Волырк”. Но вы, если прочтете это имя справа налево (задом наперед), сразу все поймете.
Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр I и Николай II ими зачитывались. Почему? Потому что в этих баснях всем есть уроки: и ученому, и неученому, и военному, и купцу, и бедному, и богатому – все они тут видят себя как в зеркале. Ведь хоть и действуют в баснях петухи, соловьи, волки и прочие звери, всем понятно, что под их личиною скрываются люди со своими характерами и делами.
Мы представляем вашему вниманию еще несколько басен. Послушайте их. В них мудрость, суть которой распространяется и на прошлое, и на будущее.
(Инсценировка басен – домашнее задание).
Ведущий. Ну а теперь, мы приглашаем вас принять участие в конкурсе знатоков творчества Крылова.
Кто сказал такие слова:
Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
(Лисица, “Ворона и лисица”)
Все про очки мне лишь налгали,
А проку на волос нет в них.
(Мартышка, “Мартышка и очки”)
Друзья! К чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум.
(Волк, “Волк на псарне”)
Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой.
(Стрекоза, “Стрекоза и муравей”)
Погодите!
Как музыке идти?
Ведь вы не так сидите.
(Мартышка, “Квартет”)
2 вед: К кому обращены эти слова?
Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
(К соловью, “Осел и соловей”)
Смори-ка, – говорит, – кум милый мой!
Что это там за рожа?
(К медведю, “Зеркало и обезьяна”)
Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
(К стрекозе, “Стрекоза и муравей”)
Соседушка, я сыт по горло.
(К Демьяну, “Демьянова уха”)
1 вед: В какой басне:
“Кошка… попалась в когти льву”
(“Мышь и крыса”)
“Голодная кума лиса залезла в сад…”
(“Лиса и виноград”)
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
(“Лебедь, щука и рак”)
Ведущий. А сейчас я вас приглашаю в импровизированный музей персонажей басен Крылова.
Экскурсовод: Друзья, я приглашаю вас в музей дедушки Крылова. Вы, наверное, уже догадались, с какими экспонатами здесь можно встретиться. Это и ворона, и лисица, и осел, кот, заяц, пчела, комар и множество других героев. Сегодня необычный день. Наши экспонаты ожили и хотят рассказать о себе.
Лисица: Я – лисица, пожалуй, самая популярная героиня басен дедушки Крылова. Я и плутовка, что с вороны глаз не сводит, заговорю – и сыр в руках, и в курятнике судья, “терплю напраслину и выслана за взятки”. Курятники я строить большая мастерица.
Экс: Конечно, ты героиня басен “Ворона и лисица”, “Лисица и сурок”, “Лиса-строитель” и “Лиса”.
Волк:
Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье мое с песком и с илом?
За дерзость такову я голову с тебя сорву.
Хоть говорят, волкам и не спускают,
Что будь овца ответчик иль истец,
А только волки все-таки овец в леса таскают.
Что волки жадны, всякий знает:
Волк, евши, никогда костей не разбирает.
Эск: А сейчас прозвучали слова из басен “Волк и овцы”, “Волк и журавль”, “Волк и ягненок”. Но наш экспонат-главный герой многих басен. Таких, как: “Волк и кукушка”, “Волк и лисица”, “Волк и пастух”, “Лев и волк”, где он выступает коварным, злобным, кровожадным, но часто сам становится жертвой хитрой, изворотливой лисы, свирепого льва. И оказывается, как в басне “Кот и волю”, жертвой собственной ненасытности.
Петух: (кукарекает)
Пою я громко, важно,
Тяну я плавно и протяжно.
Во всем лесу певца такого нет.
Отколь такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок.
Зерну ячменному я рад.
Оно не столь хоть видно, да сытно.
Меня нельзя не узнать.
Я – герой басен “Жемчужное зерно”, “Кукушка и петух”.
Мартышка:
Стой, братцы. Стойте.
Погодите! Как музыке идти?
Ведь вы не так сидите!
Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей-то я слыхала, что нужно завести очки.
Очков с полдюжины себе достала,
Верчу я ими так и сяк. (Прикладывает к разным частям тела).
Тьфу, пропасть!
Тот дурак, что слушает людских всех драк!
Экс: А этот экспонат из басен “Квартет”, “Мартышка и очки”, “Обезьяна”
Лягушка:
О боги! Меня вы бедную не погубите!
И землю вровень хоть с горою затопите,
Чтобы в моих поместьях никогда не высыхала бы вода!
Быть может я не такая популярная, как лиса или волк, но Крылов и мне отвел место в баснях.
Экс: Лягушка – героиня басен “Лягушка и вол”, “Лягушки, просящие царя”, “Лягушка и Юпитер”.
Медведь:
Ну что ж, друзья,
Пора со светом распрощаться, в берлогу теплую забраться
И лапу с медом там сосать и у моря погоды ждать. — Басни “Медведь у пчел”, “Трудолюбивый медведь”, “Медведь в сетях”, “Пустынник и медведь”.
Экс: Басни “Медведь у пчел”, “Трудолюбивый медведь”, “Медведь в сетях”, “Пустынник и медведь”. Вот и подошла к концу" наша экскурсия по музею оживших экспонатов. Надеюсь, вы интересно провели время, вспомнили известных с раннего детства басенных героев, извлекли мораль из вышесказанного. До новых встреч!
Ведущий. Творчество Крылова многогранно, бессмертно. Оно находит отражение в современной поэзии. Мы представляем одно из стихотворений, в исполнении ребят 5 класса.
Вороне как-то Бог послал кусочек сыра.
На дуб ворона взгромоздясь
Поужинать там всласть уж было собралась,
Но на беду, а может быть, на радость Лисица по лесу бежала,
Ворону с лакомым куском
Она, конечно, увидала.
Набравшись наглости, лисица
Вороне смело заявила:
«Не ешь, Ворона, сыр,
Ведь он давно просрочен».
Вороне стало дурно
Мечты её разбиты.
Разинув клюв, ворона сыр теряет,
И тот кусок, конечно, в лисьи лапы попадает. Лисица, не икнув ни разу,
Сыр этот радостно глотает
И, как Джульетта, выпив яду,
Она тихонько умирает.
Ведь сыр действительно просрочен.
— Мораль той басни такова,
Не ешь ты сыр чужой, лиса.
Сама ты сети расставляла,
Сама же в них ты и попала.
2 вед: Похоронен писатель в Александро-Невской лавре. Во время погребального шествия народ занял весь Невский проспект. Один из прохожих спросил идущего за гробом поэта Нестора Кукольника (не отличавшегося, скажем прямо, прогрессивностью):
- Кого это хоронят?
- Министра народного просвещения.
- Разве граф Уваров скончался?
- Это не Уваров, а Иван Андреевич Крылов.
- Но ведь министр Уваров, а Крылов был баснописцем.
- Это их путают, – ответил Кукольник.
- Настоящим министром народного просвещения был Крылов, а Уваров в своих отчетах писал басни.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Всё знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его
Творчество Ивана Андреевича Крылова не утратило своих актуальностей, интерес к нему растет во все времена.
Прочтите эти книги.
Файлы: Урок 9 а класс Лермонтов.docx
Размер файла: 28802 байт.