Автор конспекта:
Автор(ы): — Ивашова С.Ю.

Место работы, должность: — МБОУ ООШ №5 г.Меленки Владимирской области учитель информатики

Регион: — Владимирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Информатика и ИКТ

Цель урока: —

формирование информационной культуры; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; формирование представления об основных изучаемых понятиях информация

Тип урока: — Урок закрепления знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

«Информатика» учебник для 5 класса / Л.Л.Босова – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010.

Используемая методическая литература: —

Уроки информатики в 5-6 классах: методическое пособие / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.

Используемое оборудование: —

компьютерный класс, оборудованный АРМ учеников и учителя, мультимедиа проектор, экран

Используемые ЦОР: —

http://files.school-collection.edu.ru/

Информация в человеческом обществе

Классификация информации по способу ее восприятия людьми

Восприятие информации. Органы чувств.

Краткое описание: — Задачи: — обучающие: создать условия для закрепления понятия «информация»; видов информации; каналов получения информации; форм представления информации; продолжить формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира; — развивающие: развивать умение планировать и осуществлять учебную деятельность и организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками; развивать умения, выделять главное, обобщать полученные знания; развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала; развивать речь, эмоции, логическое мышление учащихся; способствовать развитию познавательных интересов, самоконтроля, навыков работы с мышью и клавиатурой; контроль уровня усвоения программного материала; продолжить развитие познавательного интереса; — воспитательные: формировать мотивацию учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; способствовать воспитанию внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости. Тип урока: закрепление и обобщение знаний, полученных в начальной школе по данной теме (урок-практикум) Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, оборудованный АРМ учеников и учителя, мультимедиа проектор, экран Структура и ход урока: Таблица 1 № Этап урока Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время (в мин.) 1 Организационный момент Проверяет готовность к уроку Сообщают об отсутствующих, готовятся к уроку 1 2 Постановка целей урока, мотивация учебной деятельности Сообщает тему, цели, задачи урока и формы деятельности учащихся, задает вопросы ученикам Записывают тему урока, отвечают на вопросы учителя 2 3 Актуализация знаний Демонстрирует презентацию учителя; задает вопросы Воспринимают материал презентации; отвечают на вопросы учителя 2 4 Объяснение нового материала Информация в человеческом обществе ЭОР №1 Классификация информации по способу ее восприятия людьми ЭОР №2 Восприятие информации. Органы чувств. ЭОР №3-11 Демонстрирует ЭОР № 1-11. Демонстрирует презентацию учителя, задаёт вопросы по увиденному материалу. Отвечают на вопросы, выполняют задания на экране и задания учителя 20 5 Контроль знаний Объясняет, как выполнять тест; наблюдает и анализирует работу каждого за компьютером Повторяют правила по ТБ при работе за компьютером; отвечают на вопросы теста за компьютером 10 6 Подведение итогов Озвучивает результаты тестирования, задает вопросы по теме урока Отвечают на вопросы учителя 2 7 Рефлексия Раздает листы рефлексии Заполняют листы рефлексии 2 8 Домашнее задание Комментирует домашнее задание Фиксируют домашнее задание 1 Перечень используемого программного обеспечения и ЭОР: — программа компьютерных презентаций PowerPoint; — текстовый редактор WordPad; Таблица 2 № Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР 1 Информация в человеческом обществе контрольный тест http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/402bc3cb-f25d-4c1f-92ac-ed4c75c020d5/%5BINF_013%5D_%5BQS_02%5D.html 2 Классификация информации по способу ее восприятия людьми информационный видеофрагмент http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/71726b96-4228-4ab6-8dff-adf58754b653/%5BINF_008%5D_%5BAM_02%5D.swf 3 Восприятие информации. Органы чувств. практический Тест(заполнение правильных позиций) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f1d4c096-f5c9-4b03-b4f1-41eb672df7f5/%5BINF_009%5D_%5BQS_01-1%5D.html 4 Восприятие информации. Органы чувств. практический Тест(заполнение правильных позиций) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/eaa2f0ba-a3cf-4a0e-8a0e-cf12c60f6240/%5BINF_009%5D_%5BQS_01-2%5D.html 5 Восприятие информации. Органы чувств. практический Тест(заполнение правильных позиций) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3192d5b0-bddd-4700-b4ab-e6aab18a1763/%5BINF_009%5D_%5BQS_01-3%5D.html 6 Восприятие информации. Органы чувств. практический Тест(заполнение правильных позиций) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/32811b87-09a0-4e92-b6e0-7c9ab55ab072/%5BINF_009%5D_%5BQS_01-4%5D.html 7 Восприятие информации. Органы чувств. практический Тест(заполнение правильных позиций) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/032db2ce-6e01-407a-b991-4dcff3e30100/%5BINF_009%5D_%5BQS_01-5%5D.html 8 Восприятие информации. Органы чувств. практический Тест http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4f720a0b-17a2-418d-a03a-f87630e30b1d/%5BINF_009%5D_%5BQS_06%5D.html 9 Восприятие информации. Органы чувств. практический Тест http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b9804a1c-5600-443a-9e76-1b2a7bd471b3/%5BINF_009%5D_%5BQS_02%5D.html 10 Восприятие информации. Органы чувств. практический Тест http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/48633053-164c-4416-90d6-1123228311c0/%5BINF_009%5D_%5BQS_04%5D.html 11 Восприятие информации. Органы чувств. практический Тест http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5a1eac64-a7b0-463c-8000-7ac04e560c47/%5BINF_009%5D_%5BQS_05%5D.html

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверить готовность класса к уроку. Приветствие.

2. Постановка целей урока, мотивация учебной деятельности

Учитель: Сегодня на уроке вы узнаете о том, на какие виды делится вся информация, с помощью каких органов чувств получаем мы ту или иную информацию, в ходе урока вы будете выполнять различные задания. А в конце урока проверим, хорошо ли вы усвоили данную тему с помощью теста.

Как вы думаете, ребята, с помощью какого органа чувств мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире? Какому человеку легче прожить в мире: слепому или глухому?

Ответ: больше всего мы слышим, слепому прожить легче

3. Актуализация знаний.

Информация – это базовое понятие науки ИНФОРМАТИКИ. А что такое ИНФОРМАЦИЯ?

Ответ: ИНФОРМАЦИЯ – это сведения об окружающем нас мире

Каким же образом мы получаем информацию?

Слушая объяснения учителя на уроке, из книг, газет, журналов, новости, которые вы видите по телевизору, слушаете по радио или от людей, с которыми общаетесь.

( Беседа по информации на слайдахпрезентации учителя)

4. Объяснение нового материала

Информацию об окружающем мире получают не только люди, но и все живые организмы. Собака-пастух может почувствовать приближение волка и лаем предупредить об этом своего хозяина. В Индии по берегам рек встречаются заросли удивительного растения “Стыдливая мимоза”. Когда начинается тропический ливень, и первые капли дождя падают на растение, мимоза спешит свернуть свои листочки. Информация заложена в каждой клетке живого организма, и это позволяет ему расти, развиваться, справляться с болезнями.

Как узнаем, громко играет музыка или тихо? Ответ: слышим ушами

Как определяем цвет предмета? Ответ: увидим глазами

Как узнаем, что у мамы “убежало” молоко? Ответ: почувствуем носом

Как узнаем, что мороженое сладкое, а лимон кислый? Ответ: попробовать на язык

Ребята, а как мы узнаем, что утюг горячий, а лед холодный? Ответ: Потрогать рукой

Действительно, информацию об окружающем нас мире: о цвете, запахе, температуре, вкусовых качествах, физических свойствах предметов люди и другие живые существа получают с помощью различных органов

ЭОР №1,2

В зависимости от того, с помощью какого органа была получена информация, ее делят на виды: ( Беседа попрезентации учителя)

зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, осязательная.

ЭОР №8-11

Больше всего информации человек получает с помощью зрения: глазами мы воспринимаем буквы, цифры, рисунки; различаем цвет, форму, размер, расположение предметов. Известно, что свыше 80% информации, получаемой человеком из внешнего мира, приходится на зрение, около 10% — на осязательные ощущения и 7% составляет слуховая, 3% — обонятельная, вкусовая информация.

ЭОР №3-7

(Демонстрируетсяпрезентация учителя)

Среди предложенного ряда слов найдите лишнее. Ответ объясните.

Синее, яркое, сладкое, далекое

Громкий, тихий, горячий, звонкий

Кислый, вкусный, горький, ароматный

Ребята! Небольшая физкультминутка. (Демонстрируется презентация учителя)

Давайте пообщаемся, действиями и словами передайте мне информацию о себе. Встаньте все около своих мест. На каждый вопрос дети отвечают хором: “Вот так!” и жестом показывают нужное движение (действие).

— Как живешь?

— Как идешь?

— Как бежишь?

— А как спишь?

— Как берешь?

— Как поешь?

— Как шалишь?

— А как грозишь?

Я получила от вас информацию в виде жестов, звуков, а также полученную информацию человек может представить в виде записей, изображений и т.д. Давайте назовем, на какие виды делится информация по форме представления:

(Демонстрируется презентация учителя) Беседа по слайду

числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация.

Я приготовила вам игру. Правила простые: на столе разложены предметы, на которых информация представлена в различных формах. Распределите их по формам представления информации.

Учитель показывает предметы со стола, а ученики отвечают, какая по форме представления информация в этих предметах

Предметы: рисунок, книга, фотография, музыкальная кассета, цифры, схемы, карты, видеокассета, пример по математике, наушники, газета, журнал, калькулятор.

5. Контроль знаний

Повторим правила техники безопасности при работе за компьютером.

А теперь мы с вами поработаем с тестом на компьютере и проверим, как вы усвоили изученный материал. Сначала вспомним некоторые правила работы в редакторе WordPad. Каждый получает отметку за тест.

Тест к уроку

Вариант 1

1. Дайте самый полный ответ.

Информация – это…

А. сведения об окружающем нас мире

Б. то, что передают по телевизору в выпусках новостей

В. прогноз погоды

Г. то, что печатают в газете

2. Укажите орган чувств, с помощью которого здоровый человек получает большую часть информации.

А. глаза

Б. уши

В. кожа

Г. нос

Д. язык

3. Рисунки, картины, чертежи, схемы, карты, фотографии – это…

А. числовая информация

Б. текстовая информация

В. звуковая информация

Г. видеоинформация

Д. графическая информация

4. Все, что мы слышим, — человеческая речь, музыка, пение птиц, шелест листвы, сигналы машины – относится к…

А. числовой информации

Б. текстовой информации

В. графической информации

Г. звуковой информации

Д. видеоинформации

Вариант 2

1. Дайте самый полный ответ.

Информация – это…

А. то, что передают по телевизору в выпусках новостей

Б. прогноз погоды

В. сведения об окружающем нас мире

Г. то, что печатают в газете

2. Укажите “лишнее”

А. глаза

Б. уши

В. лицо

Г нос

Д. язык

3. Количественные характеристика объектов окружающего мира – возраст, вес, рост человека, численность населения, площади лесов и т. д. – представляются в форме…

А. числовой информации

Б. текстовой информации

В. графической информации

Г. звуковой информации

Д. видеоинформации

4. Все, что напечатано или написано на любом из существующих языков, относится к…

А. числовой информации

Б. текстовой информации

В. графической информации

Г. звуковой информации

Д. видеоинформации

Ключ к тесту

вариант

№ зад.

1

2

№1

А

В

№2

А

В

№3

Д

А

№4

Г

Б

6. Подведение итогов

1) Что такое информация?

Ответ: Сведения об окружающем нас мире

2) Какая бывает информация по способу восприятия? Привести примеры

Ответ: зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая

3) Назвать формы представления информации

Ответ: текстовая, числовая, звуковая, графическая, видеоинформация

4) Какому человеку прожить легче: глухому или слепому? Почему?

Ответ: слепому, потому что больше информации мы получаем с помощью органов зрения

7. Рефлексия.

А теперь, в конце урока хочется, чтобы вы выразили свое отношение к нашей сегодняшней работе и всему уроку в целом. Ответьте на вопросы в листах рефлексии и сдайте их мне.

(Учащимся выдаются листки с рефлексивным заданием.)

Подводится итог урок по результатам на листах рефлексии, ставятся оценки за урок с учетом выполненного теста.

8. Домашнее задание

Творческое задание: Представить в различных формах информацию о том, как ты провёл осенние каникулы.

Файлы: LaletinaTV_material_k_zanyatiyu.rar
Размер файла: 566683 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология