Автор конспекта:
Автор(ы): — Логинов Н.И., Логинова Р.Н.

Место работы, должность: — МОУ Большеполянская сош

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс

Предмет(ы): — Основы безопасности жизнедеятельности
Предмет(ы): — Физика

Цель урока: — 1.На основе межпредметных связей дать учащимся представление о воздействии излу-чения на вещество. Показать влияние радиационных воздействий на человека , обра-тив внимание на внешнее и внутреннее облучение , наличие источников естественного излучения и искусственного , возникающего в процессе производственной деятельно-сти человека. 2. Сформировать понятия: интенсивность излучения доза поглощенного излучения и ее единица, коэффициент относительной биологической активности ( коэффициент ка-чества ) ; доза облучения , эквивалентная доза облучения и единица; толщина слоя половинного ослабления; норма радиационной безопасности для населения и работни-ков атомной промышленности . 3. Сформировать у учащихся убеждение, что знание основ дозиметрии и радиационной биологии в современном обществе с развивающейся ядерной энергетикой обязательно для всех. 4. Добиться , чтобы учащиеся умели грамотно действовать в зоне радиоактивного за-ражения и применять меры по защите от радиоактивного облучения и заражения. 5. развивать умение выделять главное, работать в Интернет , аргументировать свое су-дение.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 16

Используемые учебники и учебные пособия: —

учебники физики и "ОБЖ"

Используемая методическая литература: — Литература дополнительная :

  • 3 журналы «ОБЖ» №4, 2000;№8,2004 А.Зуев «ЭМ импульс – поражающий фактор ядерного взрыва» идр.
  • “Радиация. Дозы, эффекты, риск”. Перевод с английского Ю. Банникова
  • “Атомная и ядерная физика”. Г. Пустовалов
  • “Азбука ядерной физики”. О. Кабардин
  • “Охрана окружающей среды”. И. Ливчак, Ю. Воронов
  • “Радиация и жизнь”, Холл
  • “Планета и цивилизация в опасности”. Китанович
  • .Сивницев Ю «Насколько опасно облучение»,М,1999г
  • Абрамов В.Н. « А нужна ли нам ядерная энергетика?»,М,1992г
  • Используемое оборудование: —

    эвм,проектор

    Используемые ЦОР: —

    Презентациив POWER POINT (прикреплены )

    Краткое описание: — интегрированный урок физики и обж

    IПовторение и проверка домашнего задания.

    Учитель физики – .выступают представитель отгруппы и отвечают на дополнительные вопросы( сформированы группы на предыдущем уроке. Для ответа на вопрос представители групп готовили компьютерные презентации ) СЛАЙД2

    1 группа)Расскажите о радиоактивном распаде. Активность и единицы активности радиоактивных веществ. (Гиперссылки на презентацию группы с сайда 2)
    2 группа)Охарактеризуйте α. β, γ- излучения (Гиперссылки на презентацию группы с сайда 2)
    II. Актуализация и постановка проблемы.
    Учитель ОБЖ :Как я вижу вы хорошо знакомы с радиоактивным или его еще называют ионизирующим излучением, так как, проходя через живую ткань, оно вызывает ионизацию атомов. ( Слайд 3 ) При ионизации вещества клеток организма, клетки нагреваются, преждевременно делятся и ,разрушаясь ,погибают. Разрушение быстро делящихся клеток ( клеток злокачественной опухоли) полезно для человека. Но разрушение быстро делимых клеток костного мозга ( кроветворный орган) вредно для человека : возникает лучевая болезнь.Кроме того, эти излучения разрушают ДНК , что приводит к разрушению механизма наследственностии уродству плода человека. (слайды 4-6 )
    В 1996 г в Российской Федерации был принят закон«Орадиационной безопасности населения» . В Ст.1 дано основное понятие:
    Радиационная безопасность населения – состояние защищенности настоящего и будущего поколения людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения. (учащиеся записывают в тетрадь по ОБЖ )( сайд7)
    При определенных обстоятельствахрезультате социума могут представлять опасность для вашего здоровья .Проблемы радиационного загрязнения стоят и в нашем регионе. ЭтоДимитровградскоеНИИ атомных реакторов в Ульяновскойобласти . У него имеется хранилище жидких радиоактивных отходов. ( Вы дополнительно можете прочитать в статье «Плюсы и минусы атомной энергетики» на сайте школы)
    Что бы избежать возможной беды нужны знания и умения . Приступим к изучению новых физических понятий.
    III. Изучение новой темы
    А) Учитель физикидает понятия(определения проецируются на слайдах через проектор, дети получают опорные конспекты)
    Степень и характер отрицательного воздействия радиации зависит от нескольких факторов. Для характеристикивводятся следующие понятия: (Сайды 8-10)
    1. Доза поглощенного излучения D= E/m[ грей ] – это отношение энергии излучения , поглощенной телом , к его массе . 1Гр=1Дж/1кг
    Обратная связь .Вопрос классу : Как вы понимаете выражение « Человек получил излучение дозой 0,7 Гр?»
    2.Различия биологического действия характеризуют коэффициентом относительной биологической активности –КОБА или k
    ( сад12)
    3. Эквивалентная доза поглощенного излучения – произведение дозы излучения на коэффициент качества :
    H=D/ k
    1Зивертравен эквивалентной дозе , при которой дозе поглощенного гамма-излучения равна 1 Гр.
    В) Учитель ОБЖ : Поглощенную дозу можно измерять и в рентгенах (Р)
    1Гр приблизительно соответствует 100Р
    В медицине применяют единицу 1 бэр.
    1бэр=0,01 Гр
    Защита от излучения существует: временем , расстоянием и экранированием.
    Просмотрвидиофрагмента «Действие населения в зоне радиоактивного заражения»
    Учитель ОБЖ: Каковы правила поведения в зонах радиоактивного заражения ?
    по слайдам 11-16ифильму рассказывают о способах и методах защиты.
    Учитель ОБЖ:Все вы знаете о ядерныхвзрывах в Хиросиме и Нагасаке, об аварии в Чернобыле . Валиулина Гульназ подготовила рассказ и компьютерную презентацию о последствиях этих событий. ( просмотр презентации и рассказ ученицы)
    Учитель физики: Расскажите о радиационном фоне и искусственном облучении . ( 2 ученика, которые получили задания ранее, делают сообщения о источниках радиации. Желающие дополняют ответы. Обобщает учительслайд13)
    IV.Закрепление
    1.Решение задач №1200 –«Сборник задач по физике»,Рымкевич ( на толщину половинного ослабления
    № 1202-«Сборник задач по физике»,Рымкевич( на предельно допустимые нормы облучения)
    2.Учащиеся получают ОК « Гигиенические нормы облучения- НРБ- (1996года)» и работают со слайдом 11
    видиозадача из «Видиозадачник по физике». Авторы: Фишман А., Скворцов А., Даминов Р. КГУ, «Обучающие программы нового поколения»
    3. Учитель ОБЖ: Какие права имеют граждане в области обеспечения радционной безопасности? ( право на получение информации, право на комплекс профилактики,право на возмещение ущерба и вреда здоровью,)
    А каковы обязанности и какова ответственность? Учащиеся отвечают пользуясь «текстом Закона «О радиационной безопасности населения».
    4. Игра «Защита». Игровая ситуация: На расположенной в 60км от города АЭС произошла авария с выбросом радиоактивных веществ. Штаб ГО города подачи предварительного сигнала «Внимание Всем!» передал экстренное сообщение:
    «Произошла авария на АЭС с выбросом радиоактивных веществ. Радиационное облако движется в направлении города и достигнет его через 1,5 часа. Всем организациям приступить к выполнению «Плана действий при аварии на АЭС». Каждый их вас играет роль начальника ГО школы. В предложенной таблице проставить номер по степени важности, т.е очередности выполнения. Еслипункт содержит действия не нужны для исполнения поставит прочерк. ( слайды 17-19 на экране )
    Действие второе: Все вместе объединимся в команду и примем коллективное решение. Вы заполните ту же таблицу. Общее решение должен принять каждый член команды.
    Заполним таблицу.
    Действие третье: На слайде показаны № пунктов рекомендованные учителем (штабом города). Подсчитайте индивидуальные ошибки по каждому действию ( разность между рекомендацией и принятым решением по каждому действию). Подсчитайте индивидуальную ошибку всего плана.По той же технологии подсчитайте ошибку коллективного плана.
    Сделаем выводы. У какого самая маленькая индивидуальная ошибка?
    Если у команды коллективная ошибка ниже любой индивидуальной, то команда -психологически совместимая группа.


    Мероприятия защиты
    рекомедумые
    групповое
    ошибка
    1
    Сделать запасводы в закрытых емкостях, укрыть продукты питания.
    4
    1
    3
    2
    Всем находящимся в школе разместиться в загерметизированных помещениях укрытия
    5
    — — 3
    Провести герметизацию помещений укрытия
    3
    — — 4
    При подходе радиоактивного облака закрыть здание школы
    8
    — — 5
    Приготовить 2%раствор питьевой соды
    -
    — — 6
    Сбор сотрудников школы. Доклад об обстановке- сообщается о оставшемся времени до подхода радиоактивного облака. Задания службам ГО школы.
    1
    2
    1
    7
    С помощью дозиметров контролировать уровень радиации в помещениях укрытия.
    7
    — — 8
    Провести иодную профилактику
    2
    — — 9
    После прохождения радиоактивного облака быть готовым покинуть здание школы с использованием СИЗ и защитных свойств одежды
    — — — 10
    Раздать вато- марлевые повязки всем находящимся в школе
    6
    — — 11
    До подхода радиоактивного облака покинуть зону поражения, двигаясь перпендикулярно направлению ветра
    -
    — — 12
    Приготовить 5% раствор лимонной кислоты
    -
    — —

    — — — V . Итог урока . Что узнали и для чего этонужно знать? Какие вопросы возникли?
    Оценки за урок и домашнее задание .

    Файлы: обж физика.rar
    Размер файла: 9161357 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология