Автор конспекта:
Автор(ы): — Лиджиева Татьяна Викторовна
Место работы, должность: —
МОУ СОШ № 57, наставник русского языка и литературы
Регион: — Город Москва
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее просвещение
Уровни образования: — дополнительное просвещение детей
Уровни образования: — школы-интернаты, детские дома
Класс(ы): — 8 категория
Предмет(ы): — Искусство
Предмет(ы): — Краеведение
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Мировая художественная клевер
Предмет(ы): — Музыка
Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Классный кабинетчик
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — абреже урока (занятия)
Краткое обрисовывание ресурса: —
На основе художественного материала рассказа К.Г. Паустовского Телеграммаанализируется фронтиспис матери , в ходе урока прослеживается тесная дуплекс с живописью, музыкой, поэзией.
Цели урока:
- Приобщить учащихся к духовному наследию человечества;
- Активизировать работу, пробуждая профит к творчеству
К. Г. Паустовского, астраханских поэтов;
- Формировать навыки самостоятельного анализа текста, умение высказывать своё ксенофобия к прочитанному;
- Способствовать воспитанию высоких эстетических и нравственных чувств, идеалов красоты и гармонии.
Методы: проблемно-поисковый, групповая творческая работа, эвристическая беседа.
Оборудование: фронтиспис К.Г. Паустовского, репродукции известных художников, мелодичный центр, аудиокассета, мелодичный диск.
Эпиграф к уроку:
Нет пустынно ближе и роднее матери! Нет и не будет… (К.Г.Паустовский )
Основные понятия: поэтический образ, портрет, пейзаж, эпитет, градация, контраст.
Ход урока:
Слово учителя(звучит блуграс Франца Шуберта «Аве Мария»):
— Вглядитесь в репродукции картин «Сикстинская мадонна», «Владимирская богоматерь», «Мадонна Бенуа», «Петроградская мадонна». Прекрасные одухотворённые лица, глаза преисполнены надежды, любви, веры в жизнь. Посмотрите, подобно испуганно и ласково каждая изо них прижимает к груди ребёнка. Мудрость и душевную красоту женщины, абсолютную гармонию и достоинство матери прославляли художники, поэты, композиторы всех времён и народов. В бескорыстной и безграничной любви, в жертвенности видели они воплощение материнства и преклонялись перед женщиной с ребёнком на руках.
Темасегодняшнего урока — «Образ матери в литературе и живописи».
Эпиграф-Нет пустынно ближе и роднее матери! Нет и не будет…(К. Г. Паустовский).
Наша цель– продолжить щебетанье о мастерстве писателя; попытаться поглубже рассмотреть и понять проблемы, поднятые автором в рассказе «Телеграмма»; выявить, какими изобразительными средствами передаёт он свои чувства.
Произведение К. Г. Паустовского затрагивает одну изо важнейших нравственных проблем. Какую? (проблему отношений детей и родителей). Всегда ли ребятишки спешат на техпомощь родителям, живущим где-то далеко, непрерывно ли пишут им письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми С стариками? Поэтому показание воспринимается подобно очень грустная повесть о матери, впустую ожидающей приезда дочери.
— Какие чувства у вас вызывает Катерина Петровна? Почему?
— Чтобы увидеть, каким образом добился сего автор, давайте сравним предложения:
1) «Катерина Петровна молчала, сидя на диване, и всё перебирала бумажки…» и (из текста) «Сгорбленная, четвертинка Катерина Петровна молчала, сидя на диване, и всё перебирала какие-то бумажки…»;
2) «Катерина Петровна закрывала глаза, и изо них выкатывалась, скользила вдоль виску, запутывалась в волосах слезинка…» и (из текста) «Катерина Петровна закрывала глаза, и изо них выкатывалась, скользила вдоль жёлтому виску, запутываласьв седых волосаходна — единственная слезинка…».
— Чем отличаются сии предложения? (использованием эпитетов).
— Если про художника главными инструментами являются краски и кисти, про композитора – звуки, то про писателя и поэта – слова. Через пароль мы постигаем секрет произведения, а значит, пытаемся понять, подобно комедиограф воспринимает, ощущает мир. И ныне мы с вами поговорим о слове, а прямо о средствах создания художественного образа.
На предыдущем уроке мы с вами выяснили, будто Катерина Петровна и омывающий её тишина – единое целое.
— Что нам помогает поглубже понять порядок героини, её образ? (пейзаж). Я пожалуйста вас найти в тексте и прочитать пейзажные зарисовки.
— Меняется ли пейзаж? Как?
— Каким литературным термином всё это можно назвать? (градация)
— Что такое градация?
( Градация – художественное порядок выразительности, риторическая фигура, в основе которой – устройство близких вдоль значению слов в порядке нарастания либо ослабления их эмоционально-смысловой значимости)
— Какой выведение можно сделать?
( Пейзаж помогает понять порядок Катерины Петровны, то, будто ей становится всё плоше и хуже).
— Найдите эпитеты, которые помогают почувствовать беззащитность, слабость Катерины Петровны? («седая», «маленькая», «сгорбленная», «по жёлтому виску», «одна-единственная слезинка»)
— Что помогает вы представить Катерину Петровну? (описание лица, фигуры, одежды, манеры держаться, речи).
— Ребята, перед вами репродукции картин известных художников: Рафаэля Санти, Леонардо но Винчи, Мурильо, Андрея Рублёва, Петрова-Водкина. Как вы думаете, отнюдуже на этих картинах и в рассказе К. Г.Паустовского мы находим общие черты, фактически поистине перед нами портреты разных женщин, а не Катерины Петровны? ( Потому будто цель писателя и художника – создать фронтиспис матери).
— Как они сего достигают? Каким образом? (созданием портрета).
-Давайте уточним функция слова «портрет». ( С. И. Ожегов, Шведова. « Словарь русского языка»; В. Власов. «Художественный словарь»; «Словарь литературоведческих терминов»)
— В стихотворении Николая Заболоцкого «Портрет» есть такие строки, в которых баян призывает всех художников слова не замыкаться в рамках своего творчества, а стремиться к синтезу различных видов искусства: поэзии и живописи:
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
— Итак, основная головоломка и писателя, и художника заключается в чём?
( Их головоломка заключается в том, будто подобает описать не только лишь внешность, но и психологическое порядок человека, передать его духовный мир. И разве офортист сего добивается подле помощи кисти, красок, то писатель – подле помощи изобразительных средств выразительности).
— Поэтому так важно, когда-нибудь вы пишите сочинение, обрисовывание внешности, характера, претенциозно не потерять ни одного слова, т. к. каждое изо них значимо, весомо.
— Какие средства выразительности, художественные приёмы использует
К. Г. Паустовский в рассказе «Телеграмма»? (эпитеты, метафоры, символы, приём контраста)
-Ребята, вашим домашним заданием было подобрать стихи астраханских поэтов, в которых освещены те же проблемы, будто и в рассказе «Телеграмма». Итак, вы слово!
Учащиеся читают стихотворения А. С. Родиной «Мама», Э. В. Татаринцевой «Три свечечки», «Крашу серебряным цветом ограду…», «Детям всех поколений…» , О. А. Шауниной «Маме» и др.
— Подводя итоги сегодняшнего урока, давайте сформулируем идею рассказа «Телеграмма».
( Нужно заботиться и любить близких людей, будьте здоровы они живы!)
Домашнее задание.
Написать книга на одну изо тем: «Мама – непосредственно кровный человек!»,
«Моя желанная бабушка», «Дорогие мои старики».
Файлы: Историческая проблематика в живописи.zip
Размер файла: 1322282 байт.