Автор конспекта:
Автор(ы): — Лиджиева Татьяна Викторовна

Место работы, должность: —

МОУ СОШ № 57, наставник русского языка и литературы

Регион: — Город Москва

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее просвещение
Уровни образования: — дополнительное просвещение детей
Уровни образования: — школы-интернаты, детские дома

Класс(ы): — 8 категория

Предмет(ы): — Искусство
Предмет(ы): — Краеведение
Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Мировая художественная клевер
Предмет(ы): — Музыка

Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Классный кабинетчик
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — абреже урока (занятия)

Краткое обрисовывание ресурса: —

На основе художественного материала рассказа К.Г. Паустовского Телеграммаанализируется фронтиспис матери , в ходе урока прослеживается тесная дуплекс с живописью, музыкой, поэзией.

Цели урока:

  • Приобщить учащихся к духовному наследию человечества;
  • Активизировать работу, пробуждая профит к творчеству

К. Г. Паустовского, астраханских поэтов;

  • Формировать навыки самостоятельного анализа текста, умение высказывать своё ксенофобия к прочитанному;
  • Способствовать воспитанию высоких эстетических и нравственных чувств, идеалов красоты и гармонии.

Методы: проблемно-поисковый, групповая творческая работа, эвристическая беседа.

Оборудование: фронтиспис К.Г. Паустовского, репродукции известных художников, мелодичный центр, аудиокассета, мелодичный диск.

Эпиграф к уроку:

Нет пустынно ближе и роднее матери! Нет и не будет… (К.Г.Паустовский )

Основные понятия: поэтический образ, портрет, пейзаж, эпитет, градация, контраст.

Ход урока:

Слово учителя(звучит блуграс Франца Шуберта «Аве Мария»):

— Вглядитесь в репродукции картин «Сикстинская мадонна», «Владимирская богоматерь», «Мадонна Бенуа», «Петроградская мадонна». Прекрасные одухотворённые лица, глаза преисполнены надежды, любви, веры в жизнь. Посмотрите, подобно испуганно и ласково каждая изо них прижимает к груди ребёнка. Мудрость и душевную красоту женщины, абсолютную гармонию и достоинство матери прославляли художники, поэты, композиторы всех времён и народов. В бескорыстной и безграничной любви, в жертвенности видели они воплощение материнства и преклонялись перед женщиной с ребёнком на руках.

Темасегодняшнего урока — «Образ матери в литературе и живописи».

Эпиграф-Нет пустынно ближе и роднее матери! Нет и не будет…(К. Г. Паустовский).

Наша цель– продолжить щебетанье о мастерстве писателя; попытаться поглубже рассмотреть и понять проблемы, поднятые автором в рассказе «Телеграмма»; выявить, какими изобразительными средствами передаёт он свои чувства.

Произведение К. Г. Паустовского затрагивает одну изо важнейших нравственных проблем. Какую? (проблему отношений детей и родителей). Всегда ли ребятишки спешат на техпомощь родителям, живущим где-то далеко, непрерывно ли пишут им письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми С стариками? Поэтому показание воспринимается подобно очень грустная повесть о матери, впустую ожидающей приезда дочери.

— Какие чувства у вас вызывает Катерина Петровна? Почему?

— Чтобы увидеть, каким образом добился сего автор, давайте сравним предложения:

1) «Катерина Петровна молчала, сидя на диване, и всё перебирала бумажки…» и (из текста) «Сгорбленная, четвертинка Катерина Петровна молчала, сидя на диване, и всё перебирала какие-то бумажки…»;

2) «Катерина Петровна закрывала глаза, и изо них выкатывалась, скользила вдоль виску, запутывалась в волосах слезинка…» и (из текста) «Катерина Петровна закрывала глаза, и изо них выкатывалась, скользила вдоль жёлтому виску, запутываласьв седых волосаходна — единственная слезинка…».

— Чем отличаются сии предложения? (использованием эпитетов).

— Если про художника главными инструментами являются краски и кисти, про композитора – звуки, то про писателя и поэта – слова. Через пароль мы постигаем секрет произведения, а значит, пытаемся понять, подобно комедиограф воспринимает, ощущает мир. И ныне мы с вами поговорим о слове, а прямо о средствах создания художественного образа.

На предыдущем уроке мы с вами выяснили, будто Катерина Петровна и омывающий её тишина – единое целое.

— Что нам помогает поглубже понять порядок героини, её образ? (пейзаж). Я пожалуйста вас найти в тексте и прочитать пейзажные зарисовки.

— Меняется ли пейзаж? Как?

— Каким литературным термином всё это можно назвать? (градация)

— Что такое градация?

( Градация – художественное порядок выразительности, риторическая фигура, в основе которой – устройство близких вдоль значению слов в порядке нарастания либо ослабления их эмоционально-смысловой значимости)

— Какой выведение можно сделать?

( Пейзаж помогает понять порядок Катерины Петровны, то, будто ей становится всё плоше и хуже).

— Найдите эпитеты, которые помогают почувствовать беззащитность, слабость Катерины Петровны? («седая», «маленькая», «сгорбленная», «по жёлтому виску», «одна-единственная слезинка»)

— Что помогает вы представить Катерину Петровну? (описание лица, фигуры, одежды, манеры держаться, речи).

— Ребята, перед вами репродукции картин известных художников: Рафаэля Санти, Леонардо но Винчи, Мурильо, Андрея Рублёва, Петрова-Водкина. Как вы думаете, отнюдуже на этих картинах и в рассказе К. Г.Паустовского мы находим общие черты, фактически поистине перед нами портреты разных женщин, а не Катерины Петровны? ( Потому будто цель писателя и художника – создать фронтиспис матери).

— Как они сего достигают? Каким образом? (созданием портрета).

-Давайте уточним функция слова «портрет». ( С. И. Ожегов, Шведова. « Словарь русского языка»; В. Власов. «Художественный словарь»; «Словарь литературоведческих терминов»)

— В стихотворении Николая Заболоцкого «Портрет» есть такие строки, в которых баян призывает всех художников слова не замыкаться в рамках своего творчества, а стремиться к синтезу различных видов искусства: поэзии и живописи:

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

— Итак, основная головоломка и писателя, и художника заключается в чём?

( Их головоломка заключается в том, будто подобает описать не только лишь внешность, но и психологическое порядок человека, передать его духовный мир. И разве офортист сего добивается подле помощи кисти, красок, то писатель – подле помощи изобразительных средств выразительности).

— Поэтому так важно, когда-нибудь вы пишите сочинение, обрисовывание внешности, характера, претенциозно не потерять ни одного слова, т. к. каждое изо них значимо, весомо.

— Какие средства выразительности, художественные приёмы использует

К. Г. Паустовский в рассказе «Телеграмма»? (эпитеты, метафоры, символы, приём контраста)

-Ребята, вашим домашним заданием было подобрать стихи астраханских поэтов, в которых освещены те же проблемы, будто и в рассказе «Телеграмма». Итак, вы слово!

Учащиеся читают стихотворения А. С. Родиной «Мама», Э. В. Татаринцевой «Три свечечки», «Крашу серебряным цветом ограду…», «Детям всех поколений…» , О. А. Шауниной «Маме» и др.

— Подводя итоги сегодняшнего урока, давайте сформулируем идею рассказа «Телеграмма».

( Нужно заботиться и любить близких людей, будьте здоровы они живы!)

Домашнее задание.

Написать книга на одну изо тем: «Мама – непосредственно кровный человек!»,

«Моя желанная бабушка», «Дорогие мои старики».

Файлы: Историческая проблематика в живописи.zip
Размер файла: 1322282 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология