Автор конспекта:
Автор(ы): — Тимошенко Любовь Владимировна, Михайлюк Светлана Евгеньевна

Место работы, должность: —

МБОУ "Краснобаррикадная СОШ" Икрянинского района Астраханской области

Регион: — Астраханская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — География
Предмет(ы): — Экология

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — другой тип

Краткое описание ресурса: —

Интегрированный урок по географии и экологии Природные зоны Австралии


Интегрированный урок по географии и экологии

«Природные зоны Австралии»

Урок составлен и подготовлен учителем

экологии и химии Тимошенко Л.В. и

учителем географии Михайлюк С.Е.

МБОУ «Краснобаррикадная СОШ»

Икрянинского района Астраханской области

Тип урока: урок изучения новых знаний

Форма урока: урок – путешествие

Технологияпроблемного обучения

Оборудование:

1. Физическая карта Австралии

2. Слайд-презентация к уроку

3. Видео фрагмент о птице-лире

4. Видео фрагмент о кенгуру

5. Раздаточный материал (смотри приложение 1; 2)

Подготовительная работа: ученики получают задание: подготовить выступление о растениях и животных Австралии.

Цель урока:

1. Продолжить знакомство с особенностями природных зон материка.

2. Познакомиться с растениями и животными Австралии.

3. Дать оценку экологическому состоянию природных зон Австралии.

Задачи урока

Образовательные:

- Расширить знания учащихся о Австралии и ее проблемах

— Научить учеников прогнозировать будущее территории, исходя из полученных данных

— Продолжить знакомство с работой с различными источниками информации (интернет, видео, электронная продукция)

Развивающие:

-Через интеграцию знаний по географии, экологии, биологии расширить представления об окружающем мире на примере Австралии

— Развивать умения находить причинно-следственные связи

— Продолжать формировать умения работать самостоятельно с различными источниками информации и применять их

Воспитательные:

— Эстетическое воспитание

— Экологическое воспитание

Этапы урока:

1. Организационный

2. Этап актуализации знаний

3. Этап усвоения новых знаний

4. Этап промежуточного контроля

5. Этап информации учащихся о домашнем задании

Ход урока

1. Организационный этап

Учитель географии:

(2 слайд) «Этот край самый любопытный на Земном шаре! (3сдайд) Его возникновение, растения, климат – все это удивляло, удивляет и еще удивит. Самая причудливая (4 слайд), самая нелогичная страна из всех (5слайд), когда-либо существовавших!» — так описал Австралию один из героев Ж. Верна в романе «Дети капитана Гранта» (6 слайд).

(7 слайд) Сегодня мы с вами продолжим изучение компонентов природы этого удивительного материка, познакомимся с природными зонами, растениями и животными, узнаем, что им угрожает.

2. Этап актуализации знаний

Но прежде, чем двигаться дальше, проверим ваши знания по географической номенклатуре. Проведем блиц-опрос (8 слайд):

1. Какая условная линия пересекает Австралию посередине? (Южный тропик).

2. Австралия – материк самый….? (Сухой)

3. Какие климатические пояса находятся в Австралии? (Субэкваториальный, тропический и субтропический)

4. Как называются известные вам реки на этом материке? (Муррей с притоком Дарлинг – крупнейшая река в Австралии).

5. В каком полушарии расположен материк? (Южном)

6. Назовите действующие вулканы этого материка. (Их нет)

7. Как изменяется температура, если двигаться с севера на юг Австралии? (Становится холоднее)

8. Самая высокая точка материка – это …? (гора Костюшко)

9. Каким океаном омывается юг Австралии? (Индийский океан)

10. Как называются временно пересыхающие реки Австралии? (Их называют криками)

А сейчас давайте найдем ответы на вопросы, которые вам задает следующий слайд. На экране перед вами на карте отмечены объекты. Что это?

1. Большой Австралийский залив

2. Река Муррей

3. Остров Новая Гвинея

4. Мыс Юго-Восточный

5. Большая пустыня Виктория

6. Залив Карпентария

7. Город Канберра

8. Остров Тасмания

9. Мыс Йорк

10. Большой водораздельный хребет.

3. Этап усвоения новых знаний

А сейчас, откройте атласы на странице природных зон Австралии. Знакомы ли вам эти зоны? Назовите их. На каком материке вы их уже встречали? Давайте посмотрим на территорию саванн и редколесий Австралии. Какому климатическому поясу они соответствуют? (Субэкваториальному) Преобладают здесь красные ферраллитные и коричнево-красные почвы. Среди травы растут эвкалипты, акации, бутылочные и другие деревья.

Давайте послушаем выступления, подготовленные вашими одноклассниками, которые расскажут нам подробнее об этих удивительных растениях Австралии.

1. Бутылочное дерево

2. Эвкалипт

3. Акация

Южнее расположены пустыни. Какому климатическому поясу они соответствуют? В австралийских пустынях растут низкие колючие эвкалипты, множество кустарников, заросли которых называют скрэбом. Запишите определение в тетрадь. Корни эвкалиптовых деревьев уходят до 30 метров в землю и как мощные насосы выкачивают из нее влагу.

… Пустыни. Они являются хорошими пастбищами для овец. Среди них есть и песчаные, например, Большая песчаная пустыня. В пустынях Австралии нет оазисов. На слайде перед вами показан вид озера Карнеги из Космоса. Это озеро Австралии полностью заполняется водой в период дождей, а в остальное время высыхающее оно похоже на болото.

Во влажных тропических лесах встречаются фикусы, древовидные папоротники, эвкалипты, мангровые деревья. В более засушливых районах эвкалипты и акации. На острове Тасмания распространены леса умеренного пояса. 75% видов растительности встречаются только в Австралии и на близлежащих островах. Запишите в тетрадь определение нового термина. Эндемики – растения и животные, обитающие в пределах ограниченного пространства, изолированы географически или экологически от других местообитаний (глубокие озера, горы, острова). В нашем случае – это Тихий океан.

Уникален и животный мир материка. Сейчас мы предоставим слово нашим исследователям, которые расскажут вам о некоторых удивительных животных этого материка. После чего вы должны ответить на вопросы:

1. В чем заключается уникальность этих животных?

2. Почему эти животные встречаются только на этом материке?

Сообщения:

1. Коала

2. Кенгуру (после сообщения видеофильм о кенгуру)

3. Утконос

4. Ехидна

5. Лирохвост (после сообщения видеофильм о лирохвосте)

4. Этап промежуточного контроля

А теперь давайте постараемся ответить на предложенные выше вопросы. Перед вами лежат три смайлика – красный, желтый, зеленый. Я зачитаю некоторые утверждения, а вы, если согласитесь со мной поднимите зеленый, если нет – красный, а если затруднитесь с ответом – желтый.

1. Коала питается только листьями эвкалипта

2. В Австралии встречаются кенгуру, бегемот и страус эму

3. Утконос и ехидна – яйцекладущие млекопитающие

4. Коала агрессивное животное

5. Лирохвост – птица похожая на воробья

6. Кенгуру рождает детеныша размером с грецкий орех

7. Австралия – материк реликтов, т.е. животных и растений, сохранившихся от прошлых геологических эпох

8. Австралийский ленивец это ехидна

9. Корни эвкалиптовых деревьев уходят в землю на 30 метров и как насосы выкачивают из нее влагу

10. Растительность западной и центральной частей материка необычайно пышная, т.к. здесь находится зона пустынь и полупустынь

Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы, а это значит, что вы внимательно слушали наши рассказы. А сейчас я предоставляю слово экологам, которые расскажут нам о состоянии природной среды этого континента.

Оценка экологического состояния природных зонАвстралии

1 ученик: Самый уникальный материк!!! Прибытие на континент европейцев привело к появлению новых разновидностей флоры и фауны, которые были привезены из известных к тому времени частей света. Кошки и лисы ответственны за снижение численности или даже уничтожение некоторых разновидностей местных животных. Пожалуй, наиболее печальное событие последнего времени – исчезновение в Тасмании сумчатого волка. Попытки отлова последних животных с целью сохранения их и разведения, хотя бы в условиях зоопарков не увенчались успехом. Австралия – кроличий рай! Когда то переселенцы завезли на континент всего лишь 16 особей, и уже в конце ХХ столетия они обживали территорию со скоростью до 100 км в год, а их численность более 750 миллионов. Дикая популяция кроликов, завезенных европейцами, привела к ухудшению некоторых областей Австралии, а их быстрое распространение привело к необходимости строительства трех заборов, протяженностью 3256 километров. Привезенные растения также существенно притесняют местную флору и преобразуют среду обитания, так как местные сухие почвы сильно зависят от эндемичной растительности. Деятельность человека и изменение климата пагубно влияют на хрупкую окружающую среду Австралии. Это представляет угрозу таким областям, как альпийские области, Большому Барьерному рифу, тропическим лесам, австралийским болотам.

2 ученик: В 2008 году правительство выделило 2,25 миллиарда долларов для защиты уникальной окружающей среды. Программа называется «Забота о нашей стране». Финансирование направлено на проекты по спасению Большого Барьерного рифа, восстановление хрупких прибрежных экосистем, спасения тасманского дьявола, а также на борьбу с неэндемическими видами диких животных и сорняками, которые оказывают неблагоприятное воздействие на сохранение биологического баланса в экосистемах Австралии.

Растительность Австралии столь необычна и энденмична, что рассказывать о ней можно бесконечно. Расскажем лишь о нескольких видах из 27700.

3 ученик:

1. Чайное дерево – один из самых ценных австралийских кустарников, близок к эвкалипту. Это дерево или кустарник не имеет коры и листья его практически не дают тени. Листья очень ценятся в медицине, т.к. обладают ценными эфирными маслами.

2. Аморфофаллус – из семейства Ароидных, имеет огромный цветок и растет в тропической части Австралии.

3. Австралийская циатея – древовидный папоротник, самые большие в мире. Ствол ее фактически является гипертрофированной ризосомой!

О некоторых животных –эндемиках Австралии вы уже слышали сегодня. Моя задача в оставшееся время успеть рассказать вам еще хоть некоторых видах. Итак это:

1. Прежде всего, Дикая собака Динго – энденмик, хищник. Фермеры, опасаются его и истребляют, оберегая стада овец.

2. Казуар. Их существует всего лишь три вида. Оперение напоминает шерсть, импозантен и необычайно красив. Самый маленький – мурук, его рост всего 70-80 см.

3. Поссум – открыл это животное Дж.Кук и сразу заметил, что зверьки очень напоминают американского опоссума, но в докладе ошибся и написал «поссум». Ученые оставили эту историческую «опечатку». Так зоологи до сих пор называют этих маленьких зверьков.

4. Калонг, летучая собака – является самой крупной по величине и весу летучей мышью в мире, имеет самый большой размах крыла, поэтому его называют мега летучей мышью или большим крыланом, а иногда – летучими лисицами; однако они никакого прямого отношения к ним не имеют, а лишь напоминают их мимоходом внешне. Питаются фруктами, часто наносят ущерб фруктовым садам.

4ученик:

5. Призрак – ложный вампир, тонкая мембрана на крыльях совершенно прозрачна ночью, что делает ее похожей на призрак, однако кровь мышь не пьет, ее добыча – насекомые, но иногда лягушки и ящерицы. Это единственная хищная летучая мышь Австралии.

6. Кузу, щетинохвостые поссумы получили свое название за цепкий густоопушенный хвост. Питаются в основном растительной пищей, иногда насекомыми, еще реже птенцами птиц.

7. Гигантская австралийская каракатица обитает на глубине от 1 метра до 100. Это самая большая каракатица в мире достигает длины в 1 метр и веса до 3 кг. Передвигается медленно, активно питается среди водорослей и морской травы, ловит креветок, рыбу и ракообразных

8. Птица шалашник из семейства воробьиных прекрасный дизайнер. Эта сильная птица во время брачного периода строит себе токовище, где ждет привлеченную красивым местом и танцем самку, причем предпочитает украшать токовище, не путайте с гнездом, которое строится высоко на дереве, только синими перьями, обломками пластика и другими предметами исключительно синего цвета, а также выкладывает угощение для самки.

9. Сумчатый тасманийский дьявол – млекопитающее семейства хищных сумчатых, черная окраска, огромная пасть с острыми зубами, зловещие ночные крики и свирепый нрав дали основание поселенцам дать ему такое имя. Размером он с небольшую собаку, но строением тела больше напоминает медведя. Крупные самцы иногда весят до 12 кг, при высоте в плечах 30 см.

10. Продолжать свой рассказ мы могли бы очень долго, но учитывая рамки урока, мы хотим, чтобы вы хотя бы посмотрели на некоторых животных.

1. Вомбат.

2. Ночной кускус.

3. Черный лебедь – грациозный символ Западной Австралии.

4. Смеющаяся кукубара и тилигуа.

5. Шлемоносный какаду и страус эму.

6. Крокодил и яркая ложная жаба – тропикариум.

5 ученик: Основным правовым документом регулирующим охрану исчезающих видов Австралии является «Акт о защите окружающей среды и биологического разнообразия» 1999 года. С целью защиты и сохранения уникальной экосистемы Австралии в стране создано большое количество охраняемых территорий: 64 болотистые местности были внесены в Рамсарский список водно-болотных угодий международного значения, 16 объектов – в список Всемирного наследия.

Австралия также является родиной для самой большой в мире системы кораллового рифа, ЮНЕСКО внес Большой Барьерный Риф в Список Участников Всемирного Наследия.

Общая площадь охраняемых территорий 895288 квадратных километров, что составляет 11,5% всей Австралии!

Главным правительственным природоохранным органом является Министерство охраны окружающей среды, вод и наследия культуры. Его основной департамент – парки Австралии – имеет представительство чуть ли не в каждом муниципалитете страны, ведь в стране в общей сложности около 2,5 тысячи парков. На карте перед вами все они обозначены зелеными зонами. Почти все они находятся в общественном пользовании. Перед вами только несколько из них:

1. Парк Какаду.

2. Парк Каррамбин.

3. Парк Лоу Пайн Коала.

4. Парк Личфилд.

5. Парк Кохуну.

6. Парк остров Филиппа.

7. Большой Барьерный риф.

Бережное отношение к природе в Австралии является обязанностью для каждого жителя страны и ее гостя, так как на этот счет существуют довольно строгие законы, первый из которых был принят в 1950 году.

На пятом континенте существует негласный девиз: «Относись к природе так, как хочешь, чтобы относились к тебе!».

Спасибо экологам. Теперь я попрошу, чтобы вы заполнили лежащие перед вами таблички, в которых три пункта:

1. Я знаю

2. Я узнал

3. Хочу узнать.

После урока мы изучим ваши ответы и постараемся ответить на все ваши вопросы и пожелания на следующем уроке.

5.Этап информации учащихся о домашнем задании

Запишите в дневники домашнее задание: §37 «Природные зоны. Органический мир Австралии»; написать сочинение, эссе, рассказ или стихотворение о том животном или растении, которое вам понравилось больше других.

Файлы: Интегрированный урок по географии и экологии.docx
Размер файла: 165900 байт.

Рубрики: География Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология