Автор конспекта:
Автор(ы): — Сажина Татьяна Васильевна, Курбатова Вероника Иосифовна
Место работы, должность: — МКС(К)ОУ «Специальная коррекционная школа VIII вида»
Регион: — Нижегородская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — специальное (коррекционное) образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 5 класс
Предмет(ы): — Изобразительное искусство
Предмет(ы): — Музыка
Цель урока: —
Цели урока:
— познакомить учащихся с произведениями искусства, созданными в годы Великой Отечественной войны (картина А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя», песня «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова);
- изготовить поздравительную открытку.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 9
Используемое оборудование: —
Оборудование: магнитофон; аудиозаписи песен о Великой Отечественной войне; баян; портрет художника А.А.Дейнеки; репродукция картины А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя»; вспомогательный материал с опорными словами и названиями произведений искусства; образец
поздравительной открытки; у учащихся: заготовки поздравительной открытки (чистый альбомный лист, сложенный пополам), простой карандаш, ластик, акварельные краски, кисточки, баночки с водой.
Часть классной доски оформлена иллюстрациями о Великой Отечественной войне.
Краткое описание: — Основная задача уроков ИЗО и музыки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида – это коррекция недостатков развития школьников с ограниченными возможностями. В поисках наиболее эффективной формы урока возникла идея использовать интегрированные уроки. Главное преимущество таких уроков – это их способность повышать мотивацию, формировать познавательный интерес. Интегрированные уроки способствуют снятию напряжения за счёт переключения на разнообразные виды деятельности в ходе урока. Такие уроки нравятся детям; повышается качество выполняемых ими рисунков.
Интегрированный урок по музыке и ИЗО
в 5 классе специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы VIIIвида
Тема урока: «Мы победили!»
Произведения искусства о Великой Отечественной войне.
Рисование поздравительной открытки.
Цели урока:
— познакомить учащихся с произведениями искусства, созданными в годы Великой Отечественной войны (картина А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя», песня «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова);
- изготовить поздравительную открытку.
Задачи урока:
Дидактические:
— обучать детей высказываться о содержании прослушиваемых и рассматриваемых произведений искусства;
— закреплять умения и навыки, полученные ранее на уроках декоративного рисования.
Коррекционно-развивающие:
— коррекция и развитие у учащихся эмоционального и целенаправленного восприятия музыки и произведений изобразительного искусства и адекватной реакции на события, воплощённые в них.
Воспитательные:
— воспитывать умение выслушивать другого ученика и отвечать на поставленный вопрос;
— воспитывать чувство гордости за людей, отстоявших Родину в годы Великой Отечественной войны.
Оборудование: магнитофон; аудиозаписи песен о Великой Отечественной войне; баян; портрет художника А.А.Дейнеки; репродукция картины А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя»; вспомогательный материал с опорными словами и названиями произведений искусства; образец
поздравительной открытки; у учащихся: заготовки поздравительной открытки (чистый альбомный лист, сложенный пополам), простой карандаш, ластик, акварельные краски, кисточки, баночки с водой.
Часть классной доски оформлена иллюстрациями о Великой Отечественной войне.
Ход урока
I.Организационный момент.
— Все готовы? Молодцы! Улыбнулись друг другу. Садитесь.
Дети садятся полукругом около классной доски.
II. Мотивация. Постановка учебной задачи.
— Сегодня у нас необычный урок: музыка и рисование вместе. И посвящён он большому, радостному празднику, который будет отмечать вся страна в начале мая. Какой это праздник? (День Победы, 9 мая)
— 22 июня 1945 года началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков. Сегодня на уроке об этих страницах в истории нашей страны расскажут произведения искусства, созданные в годы войны. Вам надо запомнить эти произведения и постараться понять их содержание.
III. Слушание песни "Священная война" Сл. В.Лебедева-Кумача, муз. Александрова.
— 27 июня 1941 года, шёл шестой день войны. Белорусский вокзал Москвы. Отсюда бойцы отправлялись на фронт. Неожиданно в зале ожидания раздались звуки песни. Наступила тишина. Все встали со своих мест, как при исполнении гимна.
¯аудиозапись "Священная война" (сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А.Александрова).
(Дети слушают первый куплет песни, затем учитель убавляет звук и на фоне музыки продолжает беседу).
— Строга, исполнена благородной ярости мелодия песни, упруг и энергичен маршевый ритм. Хор поёт песню сурово, мужественно, произносит слова твёрдо и решительно. Песня звучит, как клятва. Песню "Священная война" написал композитор А. Александров и поэт В. Лебедев-Кумач.
2На доску прикреплены опоры с фамилиями композитора и поэта, а также название песни.
— Внезапное нападение врага на нашу Родину вызвало у композитора, как и у всех людей, чувство возмущения, гнева, мести. Александров не был военным специалистом, но у него всё же оказалось могучее оружие в руках, это песня. Песня, которая так же может разбить врага.
И трубы медью пламенеют,
Над миром рассыпая гром,
Мы с грозной музыкой,
Мы с нею, непобедимые идём…(читает ученик)
Учитель вывешивает на доске опорные слова:
Грозная
Справедливая
Мужественная
Суровая
Призывная
— Выберите слова, наиболее ярко характеризующие эту песню.
— Какие чувства людей выражает эта песня? ( Возмущение, гнев, месть, ненависть к врагу).- Какие чувства песня пробуждает в людях? ( Гордость за свою Родину, придаёт уверенность в Победе).
— Песня "Священная война" стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Люди, взволнованные и потрясённые, уносили в своих сердцах эту мужественную, суровую, справедливую музыку. Песня звучала много раз, пока не раздалась команда: "По вагонам!"
IV. Беседа по картине А. Дейнека "Оборона Севастополя"
— В годы войны не только композиторы и поэты сочиняли музыку, но и создавали свои произведения художники. Своими произведениями они призывали людей мужественно защищать Родину, вселяли в них веру в Победу. О творчестве одного из них мы узнаем сегодня на уроке.
Доклад о художнике. (На доске портрет художника А. Дейнека)
Александр Александрович Дейнека родился в 1899 году в городе Курске, в семье железнодорожника. Вначале он думал выбрать для себя профессию отца, но любовь к рисованию привела его в художественное училище. После окончания училища Дейнека много ездил по стране. Любимым городом художника был Севастополь. Он любил этот город за его весёлых людей, за красивое Чёрное море. В 1942 году, после ранения художник вернулся с фронта. В немецкой газете он увидел снимок Севастополя, снятый немцами с самолёта. Страшный снимок, весь город был разрушен. Дейнека отчётливо представил, как всё взлетает на воздух, как женщины и дети перестали смеяться. Поэтому и решил писать картину о своём любимом городе, которую назвал "Оборона Севастополя".
— Что значит "оборона"? ("оборона" значит защита)
(На доску вывешивается картина). Приложение 1
— Посмотрите на картину. (Дети в течение минуты рассматривают картину).
Она изображает один из боёв за Севастополь. На картине изображены две группы людей.
— Можете ли вы показать, где находятся защитники, а где враги? (ученик показывает указкой: слева – защитники, а справа – враги).
— Как вы догадались? (Они по-разному одеты. У них разная форма).
— Кто защищает Севастополь?
— Какая форма у защитников?
— Чем они вооружены?
— Кто затрудняется, может воспользоваться опорными словами:
Моряки фашисты
Белая форма немецкий солдат
Тельняшка зелёная форма
Синий воротник каски
Бескозырка винтовки со штыками
Гранаты танки
Ручной пулемёт
— Какая форма у немцев? Чем они вооружены?
— Идёт сверхнапряжённый бой. Давайте рассмотрим, как художнику удалось это передать.
— Кого мы видим на переднем плане картины?
— Кто изображён слева от него?
— Рассмотрите внимательно выражения лиц моряков. Что можно сказать, глядя на них?
— Какие чувства они испытывают? (опорные слова)
Храбрые
Смелые
На лицах не видно страха
Суровый, зоркий взгляд
Ненависть
— Кто ещё изображён на переднем плане картины? ( Немецкий солдат лежит вниз лицом, неподвижно, видны следы крови).
— Обратите внимание на моряка на втором плане картины. Что с ним произошло? (Он ранен. Моряк как бы приостановился, опустил голову, винтовку выронил из рук).
— Что ещё говорит о том, что идёт напряжённый бой? (Моряки и фашисты близко подошли друг к другу. Моряки готовы пронзить противника штыками).
— Как называется бой на ближнем расстоянии? (Такой бой называется рукопашным).
— Обратите внимание на задний план картины. Что мы видим? (Мы видим разрушенный город. Виден самолёт, обстреливающий город).
— Посмотрите в окно, какое сегодня небо? (Небо ярко голубое, безоблачное).
— Какое небо на картине? (Небо красное от взрывов и пожаров, валит густой чёрный дым).
— Наступления немцев всегда поддерживали фашистские самолёты. Иногда Севастополь обстреливали 200 – 250 немецких самолётов.
— Краски, цвета в картине помогают раскрыть её содержание. Какие краски преобладают в этой картине: светлые или тёмные? (На этой картине преобладают тёмные краски: серые, чёрные, тёмно зелёные, коричневые).
— Такие краски создают тревожное, печальное настроение. Бой тяжёлый, но по лицам моряков мы видим, что они полны решимости победить врага.
— Понравилась вам картина? Чем?
— Кому посвятил её художник?
— Назовите фамилию художника и название картины.
— Картина написана в 1942 году, почти за 3 года до Победы, но Дейнеку никогда не покидала уверенность в Победе, он верил, что фашисты будут разгромлены. Героически защищали севастопольцы свой родной город. Бои шли почти 8 месяцев или 250 дней. Но героев становилось всё меньше, и Советские войска были вынуждены оставить его. На катерах уходили черноморцы в открытое море. И моряк, что последний покидал Севастополь, взял с собою гранитный камень от разрушенного города. Он поклялся вернуть его только на свободный берег.
V. Слушание песни "Заветный камень". Композитор Б. Мокроусов, поэт А. Жаров.
— Наш земляк, композитор Борис Мокроусов и его друг, поэт Александр Жаров в годы войны служили на Черноморском флоте. Они были очевидцами этих событий, и, конечно слышали историю про моряка — севастопольца, которая стала легендой. Они сочинили песню. Вы слушали её на уроке музыки.
¯Аудиозапись песни "Заветный камень". Муз. Б. Мокроусова, сл. А. Жарова, 1 куплет
— Как называется песня?
— О чём рассказывается в этой песне? (В этой песне рассказывается о моряке, который последним покидал Севастополь. Он взял с собою гранитный камень от разрушенного города. Его раненного, умирающего подобрали друзья – моряки. Он завещал им этот камень. Поэтому песня называется "Заветный камень". Моряк, который взял у умирающего матроса этот гранитный камень, поклялся, что вернёт его только на свободный берег, и слово сдержал).
— Песня сразу полюбилась и стала одной из самых любимых в годы войны. И каждый раз, когда мы слышим эту песню, она напоминает нам о стойкости и мужестве советских солдат в годы войны.
VI. Физминутка.
— Теперь пройдите на свои рабочие места. Давайте споём песню А. Филиппенко "Солнце Победы». (Дети поют стоя, маршируя на месте)
VII. Рисование поздравительной открытки.
а). Вступительное слово учителя.
— В День Победы мы поздравляем ветеранов войны, тех людей, которые завоевали для нас мирную жизнь.
— Сегодня на уроке мы начнём рисовать поздравительную открытку. Готовую открытку вы подпишите на уроке письма и подарите ветеранам войны.
(учитель вывешивает образец поздравительной открытки) Приложение 2
б). Анализ открытки.
— Из каких элементов составлена открытка? (Открытка состоит из трёх элементов: лента, звезда, веточка).
— Это символы Победы. Красной звездой награждали героев войны; лавровые венки вручали с давних времён победителям; на ленту чёрно-жёлтого крепилась медаль "За взятие Берлина". Берлин — главный город Германии.
— Как расположены элементы открытки? (Сверху открытки нарисуем ленту, ниже ленты по середине листа – звезду. Под звездой – лавровую ветку).
— Из скольких полосок состоит лента?
— Ширина полосок разная или одинаковая?
— Какого цвета полоски? (Чёрного и жёлтого).
— Звезду рисовать будем по шаблону. Каким цветом раскрасим?
— Какую форму имеют листочки?
в) Показ выполнения рисунка на доске учителем.
— Сверху провожу три линии на одинаковом расстоянии друг от друга. Прикладываю шаблон звезды посередине открытки, левой рукой придерживаем шаблон, обводим чётко по контуру. В нижней части открытки рисую лавровую веточку. Провожу дугообразную линию. Рисую листочки овальной формы. Из одной точки выходят сразу два листочка, рисую 4 пары листочков, последний, девятый, листочек рисую на конце дуги.
г) Самостоятельная работа.
— Вы получаете разные задания.
1группа рисует открытку самостоятельно: выполняете рисунок в карандаше и акварельными красками.
2 группа выполняет рисунок простым карандашом, закрашивает ленту и звезду.
3 группа выполняет открытку простым карандашом. Обратите внимание на опорные точки на ваших открытках, они вам помогут правильно нарисовать открытку.
(Звучит аудиозапись песен военных лет)
Учитель контролирует ход работы и при необходимости оказывает индивидуальную помощь учащимся.
— Сравниваем свою работу с образцом. Обратите внимание на ширину полосок, расположение звезды и т.п.
— Красками работаем по плану. (На доске план работы акварельными красками).
Приложение 3
VIII. Подведение итогов урока.
— С какими произведениями искусства мы познакомились на уроке?
— Какое практическое задание выполняли?
Учитель выставляет оценки тем учащимся, которые активно работали на уроке, закончили рисовать открытку, комментирует оценки.
IX. Домашнее задание.
— Дорисовать и подписать поздравительную открытку.
Файлы: Приложение 3.doc
Размер файла: 5657088 байт.