Автор конспекта:
Автор(ы): — Сажина Татьяна Васильевна, Курбатова Вероника Иосифовна

Место работы, должность: — МКС(К)ОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная медресе VIII вида»учитель изобразительного искусства, педант музыки

Регион: — Нижегородская сфера

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — специальное (коррекционное) профтехобразование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 сословие

Предмет(ы): — Изобразительное андерграунд
Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

Дать рекомендация об особенностях творчества русского композитора Н.А.Римского-Корсакова на примере его оперы «Сказка о царе Салтане».Развитие и шлифовка целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства и эмоционально-эстетического отношения к ним.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся на классе (аудитории): — 10

Используемое оборудование: —

Оборудование и материалы: Магнитофон. Аудиозаписи отрывков из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (Вступление ко II действию, «Полет шмеля», «Три чуда»). Компьютер, проектор. Презентация к уроку.

Краткое описание: — Основная проблема уроков ИЗО и музыки на специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида – это корректирование недостатков развития школьников с ограниченными возможностями. В поисках особо эффективной формы урока возникла икона использовать интегрированные уроки. Главное льгота таких уроков – это их дарование повышать мотивацию, формировать познавательный интерес. Интегрированные уроки способствуют снятию напряжения после счёт переключения на разнообразные виды деятельности на ходе урока. Такие уроки нравятся детям; повышается ценз выполняемых ими рисунков.

Тема урока: Особенности творчества Н.А.Римского – Корсакова. Беседа на тему "Книжная иллюстрация" (иллюстрации художника В.М.Конашевича "Сказки о царе Салтане" А.С.Пушкина).

ЦЕЛЬ: Дать рекомендация об особенностях творчества русского композитора Н.А.Римского-Корсакова на примере его оперы «Сказка о царе Салтане».Развитие и шлифовка целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства и эмоционально-эстетического отношения к ним.

ЗАДАЧИ:

Дидактические:

— установление знаний о музыке с помощью изучения произведений различных жанров.

— формирование эмоциональной отзывчивости на основе прочитанной сказки, ознакомления с художественными и музыкальными иллюстрациями к ней.

Коррекционно-развивающие:

— корректирование и формирование у учащихся эмоционального и целенаправленного восприятия музыки и произведений изобразительного искусства.

Воспитательные:

— физвоспитание нравственно-эстетическое сюзеренитет к миру, любви детей к творчеству художников детской книги и интереса к искусству.

— физвоспитание добра сквозь сказку.

Оборудование и материалы: Магнитофон. Аудиозаписи отрывков из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (Вступление ко II действию, «Полет шмеля», «Три чуда»). Компьютер, проектор. Презентация к уроку.

Ход урока

I.Организационный момент.

— Все готовы? Молодцы! Улыбнулись любезный другу. Садитесь.

II. Мотивация. Постановка учебной задачи. Слайд1.

— Ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями творчества великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова на примере его оперы «Сказка о царе Салтане» и творчеством художника Владимира Михайловича Конашевича на примере книжных иллюстраций к «Сказка о царе Салтане».

— Слайд 2. Давайте вспомним, зачем такое опера. (Опера – это гармонический спектакль, на котором актеры поют).

IIIОбъяснение нового материала.

Беседа о творчестве композитора Н.А. Римского-Корсакова. Слайд 3,4,5.

— Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 марфа 1844 годы на городе Тихвине Новгородской губернии. В доме любили музыку, зачинатель вдоль слуху играл на фортепиано, мама и дядечка почасту пели народные песни и отрывки из модных опер. А единаче на семье любили сказку. В детстве копеечный Ника (так звали его родные) слышал хоть завались сказок, легенд и преданий. В «Летописи моей музыкальной жизни» Николай Андреевич написал «Мой сорт – сказка, ульгэр и безусловно русские».

— Ребята! Чему учит нас сказка? (Учит различать щедрость и зло, сердоболие и жестокость, гласность и коварство, хитрость.)

— Сказка не вероятно существовать без чуда. Добрые волшебники, звери, птицы, фантастические существа помогают герою пройти сквозь испытания, победить зло, достичь цели. Счастлив оный человек, чья ларва с годами не теряет доверия к сказке. Таким человеком и был Николай Андреевич Римский-Корсаков. Из 15 опер, созданных им, 14 написаны на сюжеты сказок, мифов, легенд.

— Давайте запомним первую исключение творчества этого композитора:

Николай Андреевич Римский-Корсаков – гармонический сказочник.

(Дети читают эту надпись)

— Музыке Николай Андреевич начал обучаться на раннем детстве (с 6 лет). Но занятия носили любительский характер. Музыка была не единственным и аж не самым любимым увлечением Римского-Корсакова. Гораздо сильнее увлекала его романтика моря. «Меня пленяла помышление быть моряком». И на 1856 году (в возрасте 12 лет) он был отвезен на Петербург и помещен на Морской корпус. В лагерь 6 лет Римский-Корсаков обучался на Морском корпусе и весною 1862 годы был выпущен С званием гардемарина. Чтобы получить офицерский чин, предстояло совершить кругосветное плавание. 21 октября 1862 годы военный рыба клиппер «Алмаз», на борту которого был и Римский-Корсаков, поднял якорек и отправился на заграничное плавание.

Слушание музыки. Слайд 6.

(Звучит «Вступление ко II действию»)

… Ночь. Тишину нарушают исключительно всплески волн. Вода после кормой переливается перламутровым отблеском лунного света. Юноша, ровно околдованный не вероятно отвести принцип от звездного купола. А на душе красиво музыка. И запавшие на воспоминание фантастические картины вылились на музыкальные полотна. Опера «Сказка о царе Салтане» была написана намного позже (в 1899 году к 100-летию С Дня рождения А.С.Пушкина), но собственно те юношеские чувства, мысли и впечатления нашли воспроизведение на музыкальных картинах этой оперы.

Повторное слушание«Вступление ко II действию». Беседа о музыке. Слайд 7,8.

— Давайте единаче некогда послушаем данный место из оперы «Сказка о царе Салтане». Это Вступление ко II действию. Давайте обратим внимание, ровно «дословно» повторяет блуграс стихи Пушкина:

В синем небе звезды блещут, Плачет, бьется на ней царица:

В синем фиджи волны хлещут: И растет карапуз там

Туча вдоль небу идет, Не вдоль дням, но вдоль часам.

Бочка вдоль морю плывет.

(Дети слушают «Вступление ко II действию» и вслед прослушивания отвечают на вопросы учителя).

  • Какое склонность передает музыка? (Опорные слова: тревожное, беспокойное, эрешкиль плачет, причитает).
  • А окрест мрачно либо светло? Какое сеанс суток изобразил композитор?
  • (Темно и тихо, на звучании оркестра вспыхивают высокие, звонкие нотки – «загораются звезды», отражаются на море).

  • Всё тут спит либо есть движение? Каким изображает автор море? (Море тревожное, на звучании оркестра «плещут волны», фиджи изображено ровно сдержанная, грозная сила, мешковато покачивается, плывет вдоль волнам бочка).
  • Соответствует ли гармонический фабула поэтическому тексту?
  • (Соответствует, музыкальная мотив Гвидона постепенно крепнет, «взрослеет»).

    Слайд 9.

    — Ребята! Мы с вами определили вторую исключение творчества этого композитора:

    Николай Андреевич Римский-Корсаков – шрифт музыкальной живописи. (Дети читают эту надпись)

    Слушание музыки.

    — Кто таков мастер? (Человек, доскакавший высокого искусства на своем деле).

    — Что такое живопись? (вид изобразительного искусства — основание художественных образов с помощью красок).

    — Значит, Николай Андреевич Римский-Корсаков – человек, доскакавший высокого искусства создавать музыкальные картины.

    — Давайте, послушаем единаче божество место из оперы «Сказка о царе Салтане» и постараемся угадать, кого изобразил на своей музыке композитор. (Звучит «Полет шмеля»).

    Беседа вдоль прослушанному произведению.

    1. На зачем похоже мецца-воче музыки? (На жужжание шмеля)

    2. Давайте вспомним, на каком эпизоде оперы появляется данный хваленый шмель? (Гвидона одолела грусть-тоска вдоль родному батюшке-царю. Сжалилась по-над ним царевна-лебедь, обрызгала с ног накануне головы мореплавательный водой, превратила на шмеля). И полетел фартовый царевич-шмель на родную землю, но царевна-лебедь поет ему вслед:

    Ты теперь, мой шмель, гуляй,

    Судно на фиджи догоняй,

    Потихоньку опускайся,

    В прореха ниже забивайся,

    Будь здоров, Гвидон, лети!

    3. Какая блуграс вдоль характеру? (Радостная, стремительная, свободная).

    4. Чему этак радуется шмель-Гвидон? (Наконец-то, увидит отца.)

    5. Соответствует ли гармонический фабула поэтическому тексту?

    (Соответствует. Сначала блуграс красиво громко, вслед всё тише, вследствие того зачем что насекомое улетает вдаль, догонять корабль. Потом негаданность блуграс исчезает, насекомое «забился на щель», и зазвучала «музыка моря»).

    6. Какое фиджи изображает автор на этой музыкальной иллюстрации? (Море спокойное, ласковое).

    7. День либо богиня изображает композитор? (Музыка яркая, радостная, светлая. Композитор изображает ясный день, яркое солнце, голубое небо).

    Рефлексия.

    — Ребята! Вот мы и услышали «музыкальную живопись».

    — А зачем же такое музыкальная живопись? Как позволяется раскрасить музыку? Наверное, для этого нужны особые, музыкальные краски? (Учащиеся высказываются).

    IVФизминутка.Игра «Отгадай, чей голосок?»

    — Послушайте меня внимательно. Когда жанрист рисует, он использует изобилие оттенков красок, которые мы распознаем с помощью зрения. Наш ухо на чуткости не уступает зрению. Поэтому мы николиже не спутаем аж с закрытыми глазами фальцет своей мамы с голосами других женщин. И голоса своих одноклассников вы также похвально знаете. Давайте проверим. (Игра «Отгадай, чей голосок?»). Задание: догадайся, кто пропел твоё имя. Ведущий отвернулся и необходимо узнать, чей это голос.

    V Беседа вдоль иллюстрациям «Сказки о царе Салтане» художника В.М.Конашевича.

    Актуализация знаний учащихся. Слайд 10.

    — Вы уже прослушали гармонический отрывок, на котором Римскому – Корсакову посчастливилось чувствительно правильно и наглядно передать икона шмеля. На прошлом уроке мы с вами также постарались передать данный сценка сказки, но уже с помощью красок. Вот ваши иллюстрации.

    (Дети рассматривают свои иллюстрации на слайде).

    — Один и оный же сценка сказки, кажинный передал вдоль – своему. Обратите сосредоточенность на кораблик, различествующий на каждом рисунке. Море на первом рисунке спокойное, синее, на втором бирюзовое, на третьем рисунке волны на виде завитков. Море наверное кружевным, допустим и, конечно, шмель, видно, ровно он спешит встретить своего отца.

    — Для зачем нужны иллюстрации на книгах? (Они украшают книгу, раскрывают её содержание, помогают паче запомнить сюжет).

    Беседа вдоль иллюстрациям. Слайд 11.

    — Сейчас мы рассмотрим небольшую толику иллюстраций мастера русской книжной графики- Конашевича Владимира Михайловича. Его иллюстрации к произведениям А.С.Пушкина признаны самыми лучшими.

    — На слайде представлена папка книги «Сказка о царе Салтане»

    — Что изображено на обложке? Какой мифичный патрокл находится на корме корабля?

    — Возможно, он отправился на путешествие, для посмотреть тройка чуда, о которых ему этак хоть завались рассказывали.

    Игра «Угадай героя». Слайд 12.

    — Угадайте героя сказки вдоль описанию. (Дети читают на слайде иконография героя, называют его, появляется иллюстрация).

    Слайд 13.

    — Рассмотрите иллюстрацию Владимира Конашевича о первом чуде «Сказки о царе Салтане». Для ответов используйте опорные слова.

    — Какие чувства вызывает у вы эта иллюстрация? (чувство радости, восхищения, веселья)

    — Владимир Конашевич знал, ровно увлечь занимательными деталями фантазию читателей.

    — Соответствует ли картинка тексту сказки?

    — «Ель растёт передо дворцом». Молодая дерево либо старая? Как догадались? (100 лет надо, для выросло такое дерево, но на сказке всё происходит после одним ночь).

    — «Белка после этого живёт ручная» Как позволяется вдоль иллюстрации догадаться о том, зачем она ручная?

    (Живёт на домике, песни поёт, не боится людей).

    — Иллюстрации Владимира Конашевича отличаются мягким юмором, иронией. «Слуги белку стерегут». Что делает фактотум на иллюстрации? (дремлет).

    — Как говориться, легионер спит, дипслужба идёт.

    — Почему белочку этак охраняют? (Она грызла орешки, скорлупки золотые, ядра настоящий изумруд).

    — Волшебство это на пользу всем шло. «Все на острове богаты, изоб нет, одни палаты». Что можем сказать о дьяке? (Спокойный, деловитый, точный, скрупулезный).

    Исполнение песни. Слайд 14,15.

    — Какую песенку пела белочка? (учащиеся выбирают на слайде безукоризненный решение «Во саду ли, на огороде»).

    -Беседа вдоль иллюстрациям. Слайд 16.

    — Следующая картинка Владимира Конашевича «второе сказание на сказке» — выход тридцати трёх богатырей.

    — В.Конашевич – шрифт деталей. Опять мы видим точное следование литературному тексту.

    — Каким изображено море? Что можем сказать о богатырях? (красавцы молодые, могучие, на блестящих доспехах).

    — Опишите Черномора. (Строгий, могучий, длинная седая борода).

    — Как почасту выходили богатыри из моря?

    — Что на иллюстрации напоминает о первом чуде? (высокая вековая ель).

    Слайд 17.

    — Рассмотрим иллюстрацию третьего чуда. Художник чувствительно определенно раскрывает передо нами икона Царевны – лебедь. Опишем её (лицо: бледное спокойное; глаза: задумчивые, добрые).

    — Какой сценка сказки отражает данная иллюстрация? (превращение Лебедя на Царевну, близехонько видны лебединые крылья).

    — Какие цвета, краски подобрал жанрист для её образа? (нежные светлые оттенки: мутно – голубой, розовый, жёлтый, чернобелый цвет).

    Вывод.

    — Все тройка чуда на сказке чувствительно добрые, ровно и герои иллюстраций Владимира Конашевича, ровно бы призывают нас: «Спешите делать добро! И не помните зла!»

    VIЗакрепление изученного материала. Слайд 18.

    — Каждая звучащая шмотки имеет нашенский нестандартный голос. Один и оный же сип либо мелодия, исполненная на разных музыкальных инструментах, красиво по-разному. У каждого инструмента – нашенский «цвет» звука, нашенский тембр. Тембр – это меланизм звука.

    Еще тогда, на кругосветном плавании Николай Андреевич понял, зачем не вероятно жить без музыки. И он стал композитором. В 1873 году Римский–Корсаков покидает военно-морскую службу и получает цель на ясельничий инспектора военно-морских оркестров. Это цель помогло ему изучить и испробовать кажинный гармонический инструмент оркестра, для ровно жанрист пользуется красками, этак и ему работать с тембрами музыкальных инструментов оркестра на своей «музыкальной живописи».

    Слушание музыки.Слайд 19.

    — А мы возвращаемся к опере «Сказка о царе Салтане» и постараемся разобраться, ровно раскрасил автор музыкальными красками-тембрами знакомых нам персонажей. (Учащиеся слушают «Три чуда». Отвечают на вопросы: «Какие музыкальные инструменты изображают белочку, богатырей, Царевну – лебедь?»).

    VIIРефлексия урока. Слайд 20.

    - Вот и подошёл к концу наш урок.Я предлагаю вы каждому высказаться. Начните своё изречение словами С слайда: «Сегодня я узнал(а), зачем …»

    Файлы: Три чуда.mp3
    Размер файла: 6992983 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология