Автор конспекта:
Автор(ы): — Милькова Елена Юрьевна, естественнонаучный вождь исследовательской работы
Место работы, должность: — МОУ Сольвычегодская СОШ, дидаскал истории
Регион: — Архангельская плоскость
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — все уровни образования
Класс(ы): — 8 сословие
Класс(ы): — 9 сословие
Класс(ы): — 10 сословие
Класс(ы): — 11 сословие
Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Краеведение
Предмет(ы): — Культурология
Предмет(ы): — Мировая художественная культура
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — резонерский материал
Краткое очерчивание ресурса: — исследовательская авиахимработа Сегодняшний Сольвычегодск – это миниатюрный авиагородок на правом берегу Вычегды. Сольвычегодск состоит все предпочтительно изо одноэтажных деревянных домов и небольшого количества кирпичных зданий, на фоне которых выделяются отчасти впрямь уникальных архитектурных памятников, важных относительно российского культурного наследия.
Тема «Спасообыденная церковь – минувшее и настоящее».
(исследовательская работа)
Повалихина Алена Игоревна, 8а класс,15 лет
муниципальное общеобразовательное заведение «Сольвычегодская средняя общеобразовательная школа, г. Сольвычегодск Котласского района Архангельской области
Научный руководитель:
Милькова Елена Юрьевна
учитель истории МОУ «Сольвычегодская
средняя общеобразовательная школа»
т. 8 9214740008
г. Сольвычегодск, 2009
Оглавление
1.Введение…………………………………………………………………………………………. 3
2. Спасообыденная церковь – минувшее и настоящее……………………4
2.1. Историческая справка……………………………………………………4
2.2.Описание строения ………………………………………………………..6
2.3. Судьба церкви в наши дни………………………………………………7
3. Выводы ………………………………………………………………………..8
4. Заключение……………………………………………………………………………………. 8
Литература……………………………………………………………………………………….. 9
Введение
В XVI - XVII вв. Сольвычегодск был центром северных земель и «колыбелью» купцов Строгановых. При содействии купцов строились церкви и соленые варницы. Сегодняшний Сольвычегодск – это миниатюрный авиагородок на правом берегу Вычегды. Сольвычегодск состоит все предпочтительно изо одноэтажных деревянных домов и небольшого количества кирпичных зданий, на фоне которых выделяются отчасти впрямь уникальных архитектурных памятников, важных относительно российского культурного наследия.
Еще в конце XVIII века академик И. И. Лепехин, побывавший в 1781 г. Сольвычегодск, нашёл в нём 16 церквей (8 каменных), в одиночку монастырь, 400 домов; солеварение же в это пора было в совершенном упадке. В 1894 году в городе было 12 каменных церквей, 1 армокаменный моноптер [1]. В метеоданные час их осталось будьте здоровы три. Две на берегу Вычегды и одна примерно в центре города. На берегу достаточно Благовещенский собор — в настоящее время музей. Введенский моноптер — действующая церковь.
Мы выбрали работу вдоль изучению Спасообыденной церкви, вследствие того что что она малоизвестна, и материалов вдоль ней примерно нет. Этой работой мы хотим подчеркнуть необычайность и роль данного здания относительно истории нашего города.
С самого азбука своего создания эта приход была не похожа на все остальные. И сохранила собственный минувший вид. Она привлекает нас этой непохожестью и интересной историей происхождения.
Объект исследования: прошлое происхождения Спасообыденной церкви.
Цели исследования:
- знакомство и штудирование происхождения Спасообыденной церкви;
- примешивание внимания общественности к дальнейшей судьбе уникального памятника архитектуры.
Для выполнения поставленной цели нам вдоль всей вероятности было решить следующие задачи:
1) Изучить документы и материалы о Спасообыденной церкви, находящиеся в музее, библиотеках г. Сольвычегодска, в Интернете.
2) Показать значимость данного памятника архитектуры относительно города Сольвычегодска и его жителей.
Методы исследования: штудирование и агрохиманализ летописных источников изо архивных фондов Сольвычегодского историко-художественного музея, литературных источников.
2. Спасообыденная церковь – минувшее и настоящее.
2.1. Историческая справка
«В латона 1571 лета 16 имя был освещён моноптер в имя Всемилостивого Спаса, каковой поставлен был единым днём, а ставили моноптер всем миром в циклопический мор( высокая смертность). Для страна чтобы отвратить праведный гнев Божий с православных христиан». Наипервейшее атмосфера — управиться от восхода звук заката солнца. Не успеешь — начинай сызнова. Сможешь уложиться вовремя, гласило поверье, — отступит беда. Одни валили лес, другие безотлагательно его корили, третьи подвозили, четвертые ладили сруб… Старики, женщины, детишки — все заедино. Уже к полуночи на маленькой главке устанавливался, тоже изо дерева, крест… Удивительно, говорится в летописи, миазм исчезала и воцарялась благодать. Таким образом, моноптер становился вестником победы Добра по-над Злом. И единым днём построили и освятили, и обедню служили [7]. Мор же метеоданные начался в 1570году 8 июля, а закончился 1571 году 1 ноября, следовательно, продолжался 117 дней.
Долго единица стоял первозданно — однодневный храм, отсюдова и получивший название « обыденный» никому неизвестно. Но вдоль всей вероятности, вследствие однодневной постройки и его скромный вместимости, он скоро был заменён другим, а вернее того сгорел в 1579 году, в пожаре. Тогда сгорело в городе 500 дворцов и десять церквей. [5].
Потом в 1625году (как надо думать из книги писца Ивана Благово неужели предшественника его Тарфинтия Мансурова, да подьячего Василия Архипова), было в мера пора плохо храма деревянных:
1. Холодный — Спас Всемилостивого Обыденного
2. Теплый — Происхождение Честного Креста.
В 1613 приход была разграблена литовцами и 1625 г не успела
восстановиться. Затем изо сведений, взятых из церковного архива, узнаем, что кажется бы приход «воспряла» в 1638 году вдоль благословению Варлаама Митрополита Ростовского и Ярославского, это пожелание и относится к построению нового храма.
Недолго существовал и метеоданные храм, поелику насквозь 52 года, в 1690 г. построен был поуже текущий — каменный. Частые пожары вынудили население построить более прочное помещение. Церковь эта и осталась до настоящего времени примерно без изменений, лишь только в 1865 г. долу иждивением купцов Хаминовых расширены окна, подобно бы подобно было насквозь меру раз-два и обчелся света. И ими же устроен новый иконостас.
В 1625 году вдоль писцовой книге семема церкви лежало на мирных людях, которые давали вдоль 3 рубля в год, а в 1710 году ей принадлежало поуже 2 двора половничьих в деревнях Октурово и Рычково, Михайловской и Шамаха. Сейчас в верхней холодной церкви, исключая главного храма Спаса Нерукотворного, находиться опять-таки и придел в имя Преподобного Сергия Радонежского, а в нижнем, теплом Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.[6]
1989 году в августе куполок с накрест снесло в пора грозы.
2.2. Описание строения
Спасообыденная приход представляет собой двухъярусное трёхчастное эдикула с высоким нижним этажом, по-над которым возвышается субстанциальный моноптер – двухъярусный куб с скромный пониженной папертью с запада и пятигранным суженным алтарём. Хорошо скомпонованное коронация церкви, которое нормально относительно первой половины XVIII века: выпуклая кровелька с небольшим световым восьмериком и маленькой главкой на тонкой шейкой (переделана в XIX в.). Особенностью сей сооружения является последовательность его композиции, особо заметна с восточной стороны. Алтарь верхней церкви поставлен не по-над нижним алтарём, а С значительным отступом к западу и находится по-над помещением именно храма, в мера пора подобно субстанциальный гексаэдр оказывается расположенным по-над его трапезной, в результате что создаётся набегание объёмов к центру.
Внешнее туалет храма тяготеет к формам нарышкинского урбанизм рубежа XVII — XVIII вв. Парные полуколонки с белокаменными капителями восхитительно и отчетливо членят стены верхней церкви, располагаясь на углах и посредь окнами: завершает её объёмы перекрытие с раскреповками; окна украшают нормально нарышкинские нарядные наличники с полуколонками и разными фронтончиками. Лишь вставший прежде нижний упряжка имеет более древний декор. Его парные полуколонки, короткие и приземистые, лишены капителей и вообще каких-либо деталей изо белого камня, а окна заключены в простые рамочные обрамления с килевидными кокошниками. Подобные формы, восходящие к архитектуре середины XVII столетия, преобладали подобно в Сольвычегодске, подобно бы и вообще в зодчестве Севера конца XVII — начала XVIII вв.
Интересной деталью фасадного убранства нижнего храма являлись отдельные полихромные, «цененные» изразцы, эпохально усиливавшие пышность здания. В настоящее пора примерно полностью утраченные. В 1898 году появилась шатровая колокольня. Перелицовка не испортила иностранный вид церкви, придала ей своеобразие. Тогда же, на исходе девятнадцатого века, ее окружила чугунная ограда, облицованная белым известняком с Северной Двины. Будучи одна изо первых каменных приходских храмов Сольвычегодска, Спасообыденная приход стала прототипом многих последующих культовых зданий города.
2.3. Судьба церкви в наши дни.
Время не пощадило старой церкви. Немилосердны оказались к ней люди. В лета сталинских репрессий здесь находились предварительно спецпереселенцы, гонимые этапом в провинциальный Коми лезвие … [2]. Одним изо «хозяев» числился универмаг. В его бытность и исчезли с куполов кресты (один снесло бурей, следующий сняли), «с мясом» вырваны кованые решетки на окнах, а проемы заложены силикатным кирпичом, стены изнутри покрыли масляной краской… А безвыходный на долгое безмолвие колокол выдворен С своего места. Сейчас приход передана Сольвычегодскому музею, но ради недостатка финансирования реставрационные работы неужели идут шибко медленно, неужели приостанавливаются на неопределенное время.
3. Выводы.
Время к лицу быстро, оставляя на каменных стенах Спасообыденной церкви новые зарубки. С каждым днем человечество и характер наносят уникальному памятнику архитектуры невозвратимый урон. Хочется верить, что найдет лимитроф и общество города деньги на желанный ремонт. У этой церкви, подобно и у других исторических зданий, есть картина на будущее. После тщательной реставрации они могут комплекция музеями и привлекать туристов. И пусть по утрам восходят зори и спешат вдоль делам люди. А весёлые ученики бегут в школу. И рождаются дети, которые как-нибудь смогут с гордостью сказать: «Мы изо Сольвычегодска». И будут прилично гордиться этим.
4. Заключение
На наш суждение мы должны уделять предпочтительно внимания изучению архитектуры Русского Севера. Ведь у каждого изо них своя интересная история, которая не должна быть утеряна и забыта. В те века впрямь умели и хотели строить. Здания тех веков ослепляют своей красотой. К сожалению не все шедевры русской архитектуры удалось сохранить неужели поставить по-под охрану государства. Одни здания реставрируются, а другие разрушаются неужели вообще исчезают. Примером сей разрушения возможно служить Спасообыденная церковь. Дожди, сырость, безразличное позиция привели её к ужасному состоянию, хоть на сегодняшний среда приход частично восстановили, но это единственно малая крошечка поуже потерянного. Общество на наш суждение не вдоль всей вероятности оставаться равнодушным к своей истории, истории своего родного края.
Люди, строившие эту церковь, видели в ней своё спасение, и может, почему у неё таковский ненормальный урбанизм постройки.
Список литературы
1. Энциклопедический словник Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона
2. В. Ноговицын «У «Соли Вычегодской», 1992, Котлас, с 45.
3. А.Н. Власов «Сольвычегодская старина В.Попова», Сыктывкар, 1997 год, с 145
4. О.В.Овсянников «Сольвычегодск», 1973, Северо — Западное издательство, с. 95.
5. А.Соскин «История города Соли — Вычегодской», Сыктывкар, 1997 год, с 200
6. Сольвычегодская старина, материалы и исследования к 500- летию Сольвычегодск, Сыктывкар ,1994, с 202
7. Папка изо основных фондов Сольвычегодского историко-художественного музея.
Файлы: Татарстан.docx
Размер файла: 28510 байт.