Автор конспекта:
Автор(ы): — Милькова Елена Юрьевна, общенаучный командир исследовательской работы

Место работы, должность: — преподаватель истории,МОУ Солвычегодская СОШ

Регион: — Архангельская отрасль

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — все уровни образования

Класс(ы): — 8 группа
Класс(ы): — 9 группа
Класс(ы): — 10 группа
Класс(ы): — 11 группа

Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Краеведение

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

Тип ресурса: — докторальный материал

Краткое перипл ресурса: — 65 лет прошло со времени окончания Великой Отечественной войны. Но эта подтема беспрерывно волнует наше поколение. В семейных архивах хранятся фотографии военных лет, награды наших дедушек, бабушек, письма, похоронки. Время бессердечно уничтожает страницы их жизни из человеческой памяти. В преддверие Дня Победы, к нам на школу приходят ветераны войны и труда (с каждым годом, которых, к сожалению, становиться все менее и меньше). Они рассказывают нам сегодняшним ученикам о военных действиях, о своей фронтовой судьбе, о тяготах военной жизни на тылу, о работе — лозунгом, которой на военное лихолетье стал лозунг «Все относительно фронта! Все относительно победы!». Слушая рассказы ветеранов, понимаешь, подобно подобно горько на эти года было всем и взрослым и детям. Их рассказы трогают душу, заставляют задуматься. В твоей голове появляются вопросы, на которые ты понимаешь, подобно подобно не повседневно можешь ответить.


Уходили на объединение мальчишки.
(Школьникам-участникам ВОВ посвящается…)


Шаварина Наталья Георгиевна 8а класс,


муниципальное общеобразовательное образование «Сольвычегодскаясредняяобщеобразовательная школа, г. СольвычегодскКотласского района Архангельской области
— — Научный руководитель:
Милькова Елена Юрьевна
преподаватель истории МОУ «Сольвычегодская — средняя общеобразовательная школа»
— — — — Оглавление
1.Введение……………………………………………………………………………………………………………………. 3
2. Уходили на объединение мальчишки………………………………………………………………………………… 4
2.1. Все относительно фронта, все относительно победы…………………………………………………………………………….. 4
2.2. «До свидания мальчики…» ………………………………………………………………………………….. 5
2.3. «Взгляд из безвременья»……………………………………………………………………………………….. 6
3. Заключение………………………………………………………………………………………………………………. 8
Литература…………………………………………………………………………………………………………………… 9
Приложения


1. Введение.
65 лет прошло со времени окончания Великой Отечественной войны. Но эта подтема беспрерывно волнует наше поколение. В семейных архивах хранятся фотографии военных лет, награды наших дедушек, бабушек, письма, похоронки. Время бессердечно уничтожает страницы их жизни из человеческой памяти. В преддверие Дня Победы, к нам на школу приходят ветераны войны и труда (с каждым годом,которых, к сожалению, становиться все менее и меньше). Они рассказывают нам сегодняшним ученикам о военных действиях, о своей фронтовой судьбе, о тяготах военной жизни на тылу, о работе — лозунгом, которой на военное лихолетье стал лозунг «Все относительно фронта! Все относительно победы!». Слушая рассказы ветеранов, понимаешь, подобно подобно горько на эти года было всем и взрослым и детям. Их рассказы трогают душу, заставляют задуматься. В твоей голове появляются вопросы, на которые ты понимаешь, подобно подобно не повседневно можешь ответить.Например, подобно жили наши сверстники на года войны? Как и чему учились, нежели занимались на свободное время? И было единица у них это свободное время?На долю этих учеников выпали суровые испытания Великой Отечественной войны.
В нашей школеесть краеведческий музей. В немой собраны учениками разных лет материалы о ветеранах Великой Отечественной войны, о работе предприятий и организаций города Сольвычегодска на года войны. Мы отправились туда, познакомились с экспозициями и материалами музея, но, к сожалению, подтема военного детства на них отражена слабо. Нашли одну крошку писем выпускников школы военных лет.Отсутствие этих материалов на экспозициях музеев, посвященных войне, нас решительно убедило на актуальности темы. Из письма Дины Юрачевой, выпускницы школы военного1944 лета выпуска, мы узнали, подобно подобно на 1943 году 9 классе учились немножечко только девочки и Володя Углов, остальные мальчишки ушли на фронт. Сколько их, безусых мальчишекушли со школьной скамьи на фронт? Сколько вернулось обратно? Что вестимо о дальнейшей судьбе этих мальчишек? Внимательно изучив материалы школьного музея — увидели, подобно подобно на экспозиции отнюдь информации о выпускниках 1943-44 года. Так и определилась подтема нашего исследования. В нашей работе мы попытались восстановить историю, события, имена, факты одного школьного военного выпуска – выпуска 1943 — 1944 года.
Объект исследования: судьба учеников Сольвычегодской СОШ, ушедших на объединение на 1943 году.
Цели исследования: обсасывание и электровосстановление истории школьного военного выпуска 1943-1944гг., хоть учеников ушедших на объединение из стен Сольвычегодской школы.
Для выполнения поставленной цели нам потребно было решить следующие задачи:
1. Собрать материалы: воспоминания, документальные свидетельства об учащихся 9 класса и учениках ушедших на фронт;
2. Проанализировать присобранный материал, почувствовать лар того времени относительно того, так понять мотивы, которыми руководствовались ребята, уходя на фронт;
3. Пополнить экспозиции школьного музея новыми материалами.
Осуществляя исследование, мы использовали следующие методы:
1. Изучение и обсуждение документов 1943-44 лета из архива школы, райвоенкомата, личных архивов;
2. Анализ Книги Памяти;
3. Интервьюирование (Масленникова С.С., Теребихиной А.М., Абакумовой Г.С.).
2. Уходили на объединение мальчишки
2.1. Все относительно фронта! Все относительно победы!
Война — манатки страшная и противоестественная, отнимающая у человека природой данные ей-богу на жизнь, приносящая ему немножечко только мастодония и страдания. Война стучится на всякий дом, приносит беду и несчастье: матери теряют своих сыновей, жены – мужей, детям — отцов. Никто не остается на стороне. Она заставляет жить человека по противный шкале ценностей, становитсяиспытанием – испытанием силы его духа, мужества, патриотизма.
В центре вниманиянашего исследованиясудьба учащихся родившихся на 1925-26 году. В июне 1941 лета они перешли на 8 класс, так на 1943 годув возрасте 17 лет ребята были призваны на ряды Советской Армии и Военно-Морского флота. Найти проскрипция учеников 9 класса не удалось, т.к. школьной документации военного времени не сохранилось.
Сначала решили обратиться на военкомат. Из архивных данных «Список участников Великой Отечественной войны г. Сольвычегодска» [4] выписали сведения о солдатах, ушедших на объединение из Сольвычегодска на 1943 году 1925-26 лета рождения. Было выбрано 25 человек. Но оказалось, подобно подобно эти солдаты уходили на объединение затем окончания училищ, техникумов или с места работы. Нам следственно казаться, подобно подобно разыскивание зашли на тупик. Пришли на услуга письма выпускников военных лет, воспоминания очевидцев и родственников. Постепенно перед нами вставала фреска того военного времени, участниками которой были ребята и девчонки 9 класса.
Осень 1941 лета рассвет нового учебного года. Ребята садятся за школьные парты немножечко только на октябре, т.к. нужна была услуга колхозу на уборке урожая. В город приезжают первые эвакуированные, готовится к открытию военнослужащий больница за № 2513. И ученики школы живутс девизом того времени: «Все относительно фронта, вседля победы!». Вот чтопишет на своем письме выпускница1943-1944гг. Сольвычегодской школы ДинаЮрачева: « Мы собирали офферторий на танковую колонну, посылали посылки на объединение бойцам, устраивали концерты относительно раненых военных, работали на сенокосе, помогали тушить горящие на округе леса»[5]. Одноклассница Д. ЮрачевойАлександра Михайловна Теребихина вспоминает, подобно подобно времени свободного у ребят не было. Одноклассницы (Тамара Бакшеева, Юрачева Дина, Галя Голубкова, Ядрихинская Инна, Тамара Срастова, Большарова, Рудакова Надя, сверх этого группа к тому времени пополнился вновь эвакуированными девочками) помогали перевязывать раненых на госпитале, расположенном на усадьбе купцов Пьянковых, вслед за тем девочкипроходили практику по военно-санитарному делу, так относительно поднятия духа бойцов пели им песни. Дома вязали носки и кисеты относительно раненых и солдат. При этом успевали петь на хоре, танцевать и играть на театральных пьесах, на кружках самодеятельности. Юноши показывали на концертах гимнастические номера.Во детеншен летних каникул ездили на предприятие на Архангельск ипомогали мастерам деревообрабатывающего цеха. Много времени уделяли изучению военного дела на уроках военной подготовки. « В школе нас тоже готовили воевать» — вспоминает А.М.Теребихина, — «…мы сдавали экзамены, знали винтовку, противогаз, ребята были чудно подготовлены …» [6]. Мальчишки рвались на фронт, потом за отцами, старшими братьями и друзьями. Вподтверждении наших слов читаем строчки из письма Вилли Токмакова, сидевшего на школе за одной партой с Машей Теребихиной «Ускоренный уклон – и передовая! Вот и сбылась моя мечта защищать Родину»[3]. Их осталось немного, пожелтевших от времени и осторожно хранимых солдатских писем. Написаны они на редкие минуты привалов, перерывов посередке боями или ужев госпитале. Солдатские треугольники — почтовая аэрофотография с изображением плаката «За Родину, за Сталина!». На каждом из них штемпель полский почты и заметина военной цензуры. Солдатские письма — это милый источник, какой-либо позволяет заглянуть на душу человека-солдата, понять его мысли, чувства, заботы, переживания.
2.3. «До свидания мальчики…»
Шел 1943 годик — противный годик войны. За плечами солдатик были горечи поражений, потерь, так ипобеды подо Москвой и Сталинградом, Курской Дуге. Враг был сломлен, так вновь не разбит. До весны 1945 года, накануне полной Победы по-над врагом было вновь далеко.
Мы еще выяснили, подобно подобно на настоящий годик издевятого класса Сольвычегодской школыбыли призваны примерно все мальчики и10 группа окончил немножечко только 1 юноша – Володя Углов, какой-либо был оставлен на тылупо состоянию здоровья. Всего на 1944 году 9 группа закончило неподалеку 30 гульбияван [5].
Из письма Александра Семеновича Масленникова узнаем, подобно подобно на 1943 году из 11 семнадцатилетних ребят10 было отправлены в первую голову на военные училища, Соловецкую школу юнг, так затемна объединение [5]. В письме Виктора Засолоцкого, ушедшего на объединение из школы немножечко только на годик раньше, на 1942 году, перечислены его школьные братва — участники войны. Сравнивая письма и воспоминания бывших учеников, намудалось восстановить имена 6учащихся 9 класса, ушедших на объединение на 1943 году. Вот их имена:
1.Клочихин Виктор, 2. Паншин Александр, 3. Масленников Александр, 4. Такмаков Вилли, 5. Строганов Геннадий, 6. Воробьёв Николай.
Только четверка из шести ребят вернулось домой…

2.3. «Взляд из безвременья»
— Перед нами на столе аэрофотография военных лет (Приложение1) . На обороте карточки – подпись: «Зима месяц 41. Токмаков В.» Виля, Вилька, Вилли. И немножечко ниже- неразборчивая подпись второго паренька: Клоч… — В. Это Витя, Виталий Клочихин — отставник Великой Отечественной войны. Два приятеля, примерно ровесники, 1925 и 1926 годов рождения [ 3].
Что нам вестимо о судьбе этих двух друзей-одноклассников?
Виталий Михайлович Клочихин родился 4 имя 1926 лета на городе Сольвычегодск.Из 9 класса он уехал на военное училище. Служил на десантных войсках, и за года службы совершил более 40 прыжков. Участвовал на защите Венгрии. Награждён орденамии медалями. После войны жил на Коряжме и работал на Котласком ЦБК.Умер 27 июля 1992 года.
Вильям Токмаковродился на 1925 году. Учился на Сольвычегодской школе. В семье было 2 ребёнка – Вилли и его меньший брат – Володя.Мать – Евдокия Яковлевна Токмакова.Отец – Анатолий Токмаков. С самого начала войны Вилли рвался на фронт. Но судьба сложилась так, подобно подобно он дым попасть на Пуховское военное мореходка немножечко только на 1943 году. Оно располагалось на Великом Устюге. После окончания училища меньший лейтенант попал на объединение иувидел и другую сторону войны: сырые окопы, продуваемые ветрами, обстрелы, голодание и ужас! До немецких позиций одну крошку сотен метров, инда вражьи голоса слышны отчетливо. Каждый сочельник может характер последним. Но думать об этом не хотелось [3]. В свободное детеншен Вилли писал письма маме, младшему брату Володьке, племяннице Зине.И на правах старшего брата давал «молодежи» советы: так меньший вел себе подобно следует. Просил за ним приглядывать: «Растёт мой заместитель, наступающий воин!» Он обещал матери подле первой же возможности выслать фотокарточки, так вследствие одну крошку дней Токмаков погиб. Где- столь подо Псковом. Ему было честь имею кланяться 19 лет.
Эта повествование имеет мрачный конец. Но есть и биографии достойные характер романами. С фотографии послевоенного времени смотрит на нас заботливо средних лет гульбияван – это А.С. Масленников (Приложение 1).
Александр Семенович Масленников родился 28 июля 1926г. на деревне Кузнецово Красноборскогорайона. Школьные года он провёл на городе Сольвычегодске. Его Отец – Семён Дмитриевич, работал секретарём Сольвычегодскогорайкома партии. В 1941г. онушел на объединение и погиб подо Ленинградом. Мать – Серафима Ивановна, осталась одна с 4детьми: Зинаидой, Сергеем, Юрием и Александром. Александр был старшим. [7]
Большая частьжизни Александра Семёновича связана с морем. В 1943гон был призван на флот: «Когда началась радиовойна всем нам было по 15-16 лет и все мы мечтали о фронте. В марте 1943 по мобилизации комсомола 10 гульбияван было направлено на морфлот на Северное морское пароходство» [5]. Масленников вдобавок вспоминает своих одноклассников: «Мои друзья: Строганов Гена, Паншин Саша, Клочихин Витя и Углов Володя. Хорошие отношения мы поддерживали с нашими девочками: ГолубковойГалей, Юрачевой Диной, Бакшеевой Томарой, Ерастовой Томарой, Большаровой Шурой, Ядрихинской Инной и др.» [5]. Как отмечает Александр Семёнович: «Вообще группа был чертовски дружный, так к сожалению нас разбросала радиовойна и связи посередке собою мы не поддерживали». До конца войны он плавал на торговых судах, обеспечивал морские коммуникации на Севере. «Были бомбежки и были атаки подводных лодок. Много моих товарищи погибло вот детеншен этих боёв…»[2]. После войны Александрпродолжил плавать на судах Северного пароходства,и заочно учился на Архангельском Мореходном училище. Он был матросом, боцманом, штурманом, так на 1952 году стал капитаном дальнего плаванья.Он был вот всех странах Европы, на Америке. До 1964 лета он бороздил просторы морей и океанов.Мало кто знает, так у него повседневно было плохое зрение. Чтобы без проблем проходить медицинскую комиссию, он на память выучил таблицу, подобно подобно висит на кабинете окулиста. В 1964 году Масленников стал руководителем Беломорской базы гослова. Умер Александр Семёнович 2 октября 1990 лета 64-х лет от роду. В его репутация был назван новейший на мире промысловый морозильный траулер-фабрика[2]. (Приложение 2). Его житьишко и достижения остались на нашей памяти навеки.
В своём письме Масленников А. С. упоминал Строганова Геннадия. (Приложение 1). Нам удалось собрать немножечко чуть только незначительные сведения об этом солдате. Что мыо нём знаем? Окончил школу Соловецких юнг, воевал на Северном флоте, вернулся с войны свояси [8].
Из письма Виктора Засолоцкого мы узнали о встрече двух одноклассниковв 1944 году на Австрии. Это были Виктор Клочихин и Николай Воробьев. Встреча была недолгой, так вследствие одну крошку дней Николай погиб. О солдате мы нашли немножечко чуть только скорбные строчки из Книги Памяти Котласского района. «Воробьев Николай Изосимович 1925г.р., гв. мл. сержант. Погиб 21.04.1945, д. Триека,Австрия [1].
3. Заключение
— Проводя данные исследование, мы попыталась восстановить историю школьного военного выпуска1943-1944гг., хоть учеников ушедших на объединение из стен Сольвычегодской школы.
Мы опросили ветеранов войны, просмотрели архивы школы и райвоенкомата, нашли письма, документы, газетные вырезки, на которых имелась информацияоб этом выпуске.Проанализировали собранные материалы, попытались почувствовать лар того времени, понять мотивы, которыми руководствовались ребята, уходя на фронт. В результате проделанной работы нам удалось установить имена 15 учеников 9 класса. Узнать о жизни этих ребят на года войны. — Собранные нами данные о 6 учениках, участниках войны, пополнят списки Сольвычегодского военкомата («Списки лиц, ушедших на ВОВ г. Сольвычегодска»). А имя Вильгельма Токмакова не полно забыто потомками и полно внесено на Книгу Памяти Котласского района.Надеемся, подобно подобно вновь одна белым пятном на Книге памяти станет меньше.
В результате проделанной работы, мы знаем в данное время еще боле и достовернее о пирушка цене, которую заплатил наш народ на этой великой войне.
Книга Памяти вновь не завершена и спереди у нас вновь много работы.
Список литературы:
1. Архивные данные Сольвычегодского военкомата «Списки лиц ушедших на ВОВ»
2. Воспоминания бывшей ученицы 9 класса Сольвычегодской школы Теребихиной А.М.,записанные Шавариной Наташей,октябрь-ноябрь 2009 г.
3. Воспоминания Сергея Семеновича Масленникова, записанные Шавариной Наташей,декабрь 2009 г.
4. Воспоминания Ганны Сергеевны Абакумовой, записанные Шавариной Наташей,ноябрь – декабрь 2009 г.
5. Газета «Двинская правда» Май, 2002г., Д. Горынцев «Имя земляка на борту корабля».
6. Газета «Коряжемский вестник» Октябрь,2009г., В. Ноговицин «Взгляд из безвременья».
7. Книга Памяти, 1995, Архангельск, Северо — Западное издательство
8. Папка из основных фондов школьного краеведческого музея, «Письма выпускников военных лет», 2009 г.
— — —

— —

Файлы: Характеристика Новосибирской области.zip
Размер файла: 7823365 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология